Одна из shareware-игр красноярской компании “Явь”, известной (увы, в очень узких кругах) квестами “Зигзаг” и “Забугорье”. ЗАП, она же ЗАП 2, никогда не терялась, будучи доступной для скачивания на официальном сайте разработчика (а точнее, на его архивной копии), но зарегистрированная версия вплоть до февраля 2020 года была недоступна.
Прежде чем приступить к описанию игрового процесса, надо сказать, что с игрой связано несколько странностей. Во-первых, она называется одновременно ЗАП и ЗАП 2; в самой игре порядковый номер “2” имеется, но в файлах ReadMe, а также на официальном сайте его нет. Никаких следов существования другой части (либо первой, либо второй) обнаружить не удалось. Во-вторых, неясно, что это название значит, – если это аббревиатура, то как она расшифровывается, а если нет, то почему пишется заглавными буквами. В-третьих, незарегистрированная версия, несмотря на вывод сообщения о том, что “осталось всего пять запусков” (затем четыре и так далее), по факту является полной и никаких ограничений не имеет. После шестого запуска эта надпись вообще исчезает, и игра перестаёт отличаться от зарегистрированной.
А теперь о геймплее. Все в детстве составляли слова из других слов и набора случайных букв? Например, из слова “Забугорье” можно составить “зебра”, ”обуза”, ”багор” и так далее. Вот примерно этим и придётся заниматься в ЗАП. Нам даётся двенадцать случайных букв, из которых нужно составить одно, но как можно более длинное слово и записать его в отведённых для этого клетках. Компьютер же составит своё, после чего произойдет подсчёт очков, – за слово дается столько, сколько в нём букв. Всего предлагается целых десять уровней сложности, в зависимости от которых компьютер будет составлять слова разной длины.
После того как раунд сыгран, имеется возможность посмотреть список слов, которые реально составить из данных букв (но на самом деле слов, конечно, больше). Как такового конца у игры нет, то есть раундов может быть сколько угодно. Есть возможность сохраняться и создавать несколько профилей, причём для входа в каждый требуется ввести пароль, который предлагается придумать при его создании.
Если попытаться оценить ЗАП как языковую игру, то, увы, всё будет не очень хорошо. С одной стороны, правила стимулируют играть не на количество, а на качество, но с другой – они вообще ни к чему не стимулируют, так как вести борьбу с компьютерным словарём невероятно скучно.
О графике сказать особо нечего: она не то чтобы схематичная, но ничего, кроме клеток, букв и интерфейса, попросту нет. Звук тоже отсутствует.
Итог: да, отечественный раритет и всё такое. Но не более. Если вы любите составлять слова из слов, возьмите лист бумаги, напишите какое-нибудь слово и составляйте – будет намного интереснее, чем играть в ЗАП.
Прежде чем приступить к описанию игрового процесса, надо сказать, что с игрой связано несколько странностей. Во-первых, она называется одновременно ЗАП и ЗАП 2; в самой игре порядковый номер “2” имеется, но в файлах ReadMe, а также на официальном сайте его нет. Никаких следов существования другой части (либо первой, либо второй) обнаружить не удалось. Во-вторых, неясно, что это название значит, – если это аббревиатура, то как она расшифровывается, а если нет, то почему пишется заглавными буквами. В-третьих, незарегистрированная версия, несмотря на вывод сообщения о том, что “осталось всего пять запусков” (затем четыре и так далее), по факту является полной и никаких ограничений не имеет. После шестого запуска эта надпись вообще исчезает, и игра перестаёт отличаться от зарегистрированной.
А теперь о геймплее. Все в детстве составляли слова из других слов и набора случайных букв? Например, из слова “Забугорье” можно составить “зебра”, ”обуза”, ”багор” и так далее. Вот примерно этим и придётся заниматься в ЗАП. Нам даётся двенадцать случайных букв, из которых нужно составить одно, но как можно более длинное слово и записать его в отведённых для этого клетках. Компьютер же составит своё, после чего произойдет подсчёт очков, – за слово дается столько, сколько в нём букв. Всего предлагается целых десять уровней сложности, в зависимости от которых компьютер будет составлять слова разной длины.
После того как раунд сыгран, имеется возможность посмотреть список слов, которые реально составить из данных букв (но на самом деле слов, конечно, больше). Как такового конца у игры нет, то есть раундов может быть сколько угодно. Есть возможность сохраняться и создавать несколько профилей, причём для входа в каждый требуется ввести пароль, который предлагается придумать при его создании.
Если попытаться оценить ЗАП как языковую игру, то, увы, всё будет не очень хорошо. С одной стороны, правила стимулируют играть не на количество, а на качество, но с другой – они вообще ни к чему не стимулируют, так как вести борьбу с компьютерным словарём невероятно скучно.
О графике сказать особо нечего: она не то чтобы схематичная, но ничего, кроме клеток, букв и интерфейса, попросту нет. Звук тоже отсутствует.
Итог: да, отечественный раритет и всё такое. Но не более. Если вы любите составлять слова из слов, возьмите лист бумаги, напишите какое-нибудь слово и составляйте – будет намного интереснее, чем играть в ЗАП.
- Особенность геймплея:
Образовательная - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Язык:
Русский
English
"Зап" - изначально игра, в которую играют персонажи "Школы и приколы". Суть её в том, чтобы из заданного набора букв придумать наиболее длинное слово. Так как выпуск "Школы" постоянно затягивался, то нарастающие раздражение, вызванное увлеченной игрой сотрудников в "Зап", послужило толчком к её расширенному отдельному изданию. Три уровня сложности, более 17000 слов.
Одно из слов позволил себе выделить полужирным:
И в тоже время, в сети есть изображения CD дисков с надписью ZAP (да, по сути, это сборник игр). Пока, доподлинно неизвестно, существовал такой диск в действительности, или это всего лишь макет. Ответ могут дать только сами работники поздней "Яви". Воспоминания людей о раннем периоде работы этой фирмы в сети есть, в частности о разработке игры "Царевна" и о издании игры "Сварог". А вот о позднем периоде работы, о закрытии этой фирмы и возможных нереализованных/неизданных проектах, информации почти нет.
И заявление о том, что "она называется одновременно ЗАП и ЗАП 2", я считаю преждевременным! Это противоречит здравому смыслу! В вебархиве, на страницах сайтов "Яви" упоминаются различные версии одних и тех же игр. Например "Царевна" там присутствует в версиях от 1.1 до 1.7
Увы, структура сохраненная в вебархивах, зачастую дает скачать только последнею версию.
У фирмы "Явь" уже было издание почти идентичное, когда одна игра издавалась два раза, в очень короткий промежуток времени. Сначала была издана игра "Школа и приколы", а на сайте была заготовка на "Школа и приколы 2", которая была издана как "Зигзаг". Да, формально, это разные игры. Но сюжет и персонажи там одни и те же, по сути, "Зигзаг", это улучшенная версия "Школы и приколов".
С "ЗАП/ZAP" и "ЗАП 2/ZAP 2" могло быть тоже самое. Тем более, что где то мелькало изображение диска с надписью "ZAP 2".