Чем-то удивить в жанре FPS невообразимо сложно. Космические станции мы взрывали, человечество спасали и даже Люцифера убивали. А уж в поджанре FPS, претендующем на лавры, якобы, историческего шутера и вовсе застой. То мы Берлин возьмем, то американцы в Океании высадятся… Гораздо реже лейтмотивом очередной американской игры становится не совсем удобная тема для размышлений. Вроде вьетнамской войны.
Vietcong.
(в России игра издана под названием Вьетконг).
В принципе, это не первая игра о Вьетнаме и, конечно же, не последняя, но качество сего продукта просто не позволяет мне не сообщить вам о нем. Конечно, есть гораздо более интересные шутеры – та же Medal of Honor, есть гораздо более динамичные – тот же Doom, намного более красивые – Far Cry, продуманные – Half-Life. Даже в плане подобия тактического шутера игра выглядит довольно блекло на фоне монстров жанра, вроде SWAT и R6. При всем при том, что отдать пальму первенства в какой-либо номинации Вьетконгу нельзя, просто хочется отметить действительно качественный, цельный продукт, а целостность игры, по моему глубокому убеждению, гораздо более важнее любой игровой компоненты по отдельности.
Нам предстоит влезть в шкуру сержанта Стивена Хокинса, который прибыл во Вьетнам в качестве инструктора для спецподразделений, набираемых из местных жителей (жителей Республики Южный Вьетнам, естественно) Как ни странно, в нашем отряде будет всего один вьетнамец, и тот – в качестве проводника, но о нем попозже. А пока хочется отметить атмосферу игры, в которую мы погружаемся еще в учебке, где нас в минуты нежности называют мешками с дерьмом, а в другие – и того краше. И хотя статус самих американцев во Вьетнаме, мягко говоря, не так очевиден, как этого хотелось бы им самим, а русских в игре замечено не было, отчасти досталось и нам: с трупа мертвого северянина можно добыть, кроме оружий и боеприпасов, различные документы (примерно так, как это было в No One Lives Forever 2), а вот среди этих документов нам при случае попадется фотография Владимира Ильича с кратким комментарием американского рейнджера по поводу родни Ульянова по материнской линии... То ли не придумали как нас впихнуть в игру, то ли не хотелось раздувать скандал – пока что никто открыто не заявлял, что советские воины участвовали в войне, а такой поворот событий мог бы, как мне кажется, коренным образом сказаться на популярности игры. Хотя, чего греха таить, в некоторых западных странах Вьетконг вышел без крови и расчлененки. Еще бы каждому вьетконговцу по цветочку в дуло Калашникова и плевательную трубочку, чтобы плеваться бумажками. Так не больно. Даже синяков не останется.
Играя в не самый красивый шутер, даже по меркам 2003 года (конечно, ведь есть красивейший Unreal 2), все равно ощущаешь себя в самом центре событий. Прямые «коридоры», проложенные в джунглях, гораздо страшнее своих собратьев из того же Call of Duty, но не менее очаровательны. Листочки колышутся на ветру, водичка течет в реке – мило. Периодически нам предстоит выходить на пленер – выполнять различные задания начальства, ну, а пока мы сидим в своем «номере» слушая музыку 60-х, которая звучит из динамиков нашего радио. О, за время, что мы проведем на базе Нуй Пек, это радио нам станет лучшим другом. Кто еще утром нам с такой радостью в голосе скажет: «С добрым утром, Вьетнам?» Да никто. Полистав свой собственный дневник, где Стив описывает последние события, которые с ним произошли, мы можем сходить в арсенал и подобрать оружие по душе. Арсенал войск США особым разнообразием не радует – понятное дело, что только он в запасниках и имеется. Автоматические винтовки, пара пистолетов-пулеметов, несколько пистолетов и гранаты. Хитрость в том, что с собой можно иметь только пистолет и что-нибудь еще. Одно. Не считая гранат, конечно же, правда ваш покорный слуга так и не научился бросать гранаты… адекватно – они постоянно пытались взмыть вверх и упасть практически мне под ноги. То ли от природного отсутствия у меня рук, то ли по причине неправильного просчета полета метательного оружия, я, все-таки, бросил это дело и решил целиком и полностью положиться на огнестрел и нож. Ножик, надо сказать, приличных размеров – если очень повезет, пару раз вам удастся им кого-нибудь снять, но в любом случае – бегать с ним быстрее, так что не убирайте его далеко. Пистолет оказался не столь бесполезной вещью, как можно было бы подумать, особенно, если его снабдить глушителем. Ну, а в плане «чего-нибудь еще» мы имеем широчайший выбор американских карабинов, винтовок, дробовиков и автоматов. Не меньше и советского оружия, которым щедро усыпаны территории Южного Вьетнама после того, как мы проведем очередную операцию. Автомат имени «Сами-знаете-кого» - в наличии, об остальном умолчу – должна же быть какая-то интрига?
Начинается все вполне обыденно – мы прибываем в лагерь Нуй Пек, где нам предстоит нести службу и… сходу отправляемся на задание вместе с медиком и командиром части. Гуманитарная миссия в соседней деревне превращается в охоту на северо-вьетнамского снайпера. При поддержке автоматического огня товарищей, нам предстоит пересечь огромное открытое пространство и обнаружить, что снайпер куда-то исчез. К слову, игра не жалует любителей FPS с 100 пунктов Health, где один выстрел отнимает 5-10 единичек – тут все серьезнее. Любое ранение может стать последним, а вьетнамские снайперы промахиваться не особо любили. Более того, наш штатный медик в любой момент может восстановить наше состояние до приемлемого уровня, но если от него прозвучит «задета кость» или что-то в этом духе, то это означает, что максимальное число HP упало. Опять же, разорвавшиеся гранаты и выстрелы, произведенные в помещениях, способны на несколько секунд дезориентировать Стива, что, зачастую, становится причиной нашей гибели.
Облегчить нашу участь призваны наши верные сослуживцы, которые, впрочем, в самые опасные места с нами не полезут. Про врача и проводника вы уже слышали, остается пулеметчик, призванный, в случае чего, обеспечивать высокую плотность огня на указанном участке местности, инженер, который обеспечивает телефонную связь со штабом. Это очень важный персонаж – именно после разговора с начальством мы, во-первых, продвигаемся по сюжету, а во-вторых – получаем автосохранения. А если учесть, что быстрых сохранений на одну миссию выдается немного (чем выше уровень сложности – тем меньше сохранений), то услуги радиста становятся бесценными. Осталось отметить сапера, который в случае чего выдаст нам пару обойм или гранат. Где он столько умещает – не знаю, но боеприпасы у него ни разу не кончались.
Вот такой командой вам и предстоит управлять посредством простенького меню с командами. Хочется отметить приличный уровень интеллекта как американских, так и вьетнамских солдат. Да, в игре есть скриптовые бои (например, тот же снайпер в самом начале), но зачастую все происходит совершенно случайным образом. Почуяв врага, проводник прыгает в ближайший куст, а наши соратники разбегаются по укрытиям, доставая самое мощное оружие, которое у них есть. Силы вьетконга тоже не лыком шиты – местные «злодеи» умело прячутся за валунами, поваленными деревьями и прочими деталями местности. Действо, происходящее на экране, до уровня постановочных боев из Call of Duty очевидно не дотягивает, но Вьетконг этого и не стесняется, демонстрируя нам разумных подчиненных, коварных врагов и красоты местных гор.
Коварство вьетконговцев демонстрируется, по большей части, не в бою, а по ходу патрулирования местности. Растяжки на уровне лодыжек, «волчьи ямы» с кольями на дне – вполне обычные ловушки, которые Стив легко обезвредит и подаст сигнал отряду двигаться дальше. Боец, прислоненный к дереву, из отряда, который должен был действовать параллельно с нами, оказывается самой коварной ловушкой – на груди погибшего однополчанина несколько гранат и надо успеть их снять до того, как он упадет на землю… Но и нас не обделили вниманием: к нашим услугам артподдержка. Достаем набросанную карандашом карту местности, прикидываем, где там враг и… Вот так в первый раз я сумел оценить расчлененку во Вьетконге. Почему-то холм, который я указал на карте, оказался не там, где мне бы того хотелось, и посему снаряды легли аккурат в центр оборонительного порядка, который заняли мои бойцы. Разорванный на части Стив, Хорнстер, которому оторвало руку и снесло полчерепа… Вот так я и научился пользоваться артподдержкой, а также сумел оценить красоты, которые выдает модифицированный движок от знаменитой Мафии.
Вот только в подземных ходах артиллерия нам не помощник. Под землю, почему-то, всегда отправляется один Стив. Длинные мрачные тоннели, которые освещаются нашим фонариком, таят в себе крыс, провиант и злых коммунистов, которые уже зарядили револьверы, заточили ножи и ждут нашего героя в темных углах. Честно говоря, разработчики переусердствовали с «подземными» миссиями. Уж слишком их много, а полевой доктор всегда предусмотрительно остается снаружи… Но это не единственный недостаток игры, более того – не самый главный. AI, способный на отличные командные действия, периодически откровенно проваливается или жульничает. Иногда дают о себе знать скрипты, которые не срабатывают, либо срабатывают, но не вовремя, либо срабатывают, но не там. Некоторые виды уж очень угловаты, а лица довольно небрежны. Хотя все это формальные придирки: реальных проблем, из-за которых знакомство с Вьетконгом могло бы стать коротким, мне не удалось обнаружить.
На выходе мы имеем довольно симпатичный «мясной» FPS, который можно назвать почти тактическим. Оптимальное сочетание графического, звукового и музыкального наполнения в купе с реалистичной атмосферой вьетнамской войны и проработанными «миссиями» делают из Вьетконга очень и очень играбельный проект, который можно порекомендовать всем поклонникам жанра FPS. Да, иногда игра вам будет казаться сложной, но поверьте, такое ощущение у вас появится только в том случае, если вы делаете что-то не так. Единственная загвоздка может заключаться в том, что вы на дух не переносите американских псевдо-патриотов, выжигавших целые вьетнамские деревни. В таком случае, вам придется ждать, пока какая-нибудь вьетнамская контора выпустит свой шутер о вьетнамской войне…
Vietcong.
(в России игра издана под названием Вьетконг).
В принципе, это не первая игра о Вьетнаме и, конечно же, не последняя, но качество сего продукта просто не позволяет мне не сообщить вам о нем. Конечно, есть гораздо более интересные шутеры – та же Medal of Honor, есть гораздо более динамичные – тот же Doom, намного более красивые – Far Cry, продуманные – Half-Life. Даже в плане подобия тактического шутера игра выглядит довольно блекло на фоне монстров жанра, вроде SWAT и R6. При всем при том, что отдать пальму первенства в какой-либо номинации Вьетконгу нельзя, просто хочется отметить действительно качественный, цельный продукт, а целостность игры, по моему глубокому убеждению, гораздо более важнее любой игровой компоненты по отдельности.
Нам предстоит влезть в шкуру сержанта Стивена Хокинса, который прибыл во Вьетнам в качестве инструктора для спецподразделений, набираемых из местных жителей (жителей Республики Южный Вьетнам, естественно) Как ни странно, в нашем отряде будет всего один вьетнамец, и тот – в качестве проводника, но о нем попозже. А пока хочется отметить атмосферу игры, в которую мы погружаемся еще в учебке, где нас в минуты нежности называют мешками с дерьмом, а в другие – и того краше. И хотя статус самих американцев во Вьетнаме, мягко говоря, не так очевиден, как этого хотелось бы им самим, а русских в игре замечено не было, отчасти досталось и нам: с трупа мертвого северянина можно добыть, кроме оружий и боеприпасов, различные документы (примерно так, как это было в No One Lives Forever 2), а вот среди этих документов нам при случае попадется фотография Владимира Ильича с кратким комментарием американского рейнджера по поводу родни Ульянова по материнской линии... То ли не придумали как нас впихнуть в игру, то ли не хотелось раздувать скандал – пока что никто открыто не заявлял, что советские воины участвовали в войне, а такой поворот событий мог бы, как мне кажется, коренным образом сказаться на популярности игры. Хотя, чего греха таить, в некоторых западных странах Вьетконг вышел без крови и расчлененки. Еще бы каждому вьетконговцу по цветочку в дуло Калашникова и плевательную трубочку, чтобы плеваться бумажками. Так не больно. Даже синяков не останется.
Играя в не самый красивый шутер, даже по меркам 2003 года (конечно, ведь есть красивейший Unreal 2), все равно ощущаешь себя в самом центре событий. Прямые «коридоры», проложенные в джунглях, гораздо страшнее своих собратьев из того же Call of Duty, но не менее очаровательны. Листочки колышутся на ветру, водичка течет в реке – мило. Периодически нам предстоит выходить на пленер – выполнять различные задания начальства, ну, а пока мы сидим в своем «номере» слушая музыку 60-х, которая звучит из динамиков нашего радио. О, за время, что мы проведем на базе Нуй Пек, это радио нам станет лучшим другом. Кто еще утром нам с такой радостью в голосе скажет: «С добрым утром, Вьетнам?» Да никто. Полистав свой собственный дневник, где Стив описывает последние события, которые с ним произошли, мы можем сходить в арсенал и подобрать оружие по душе. Арсенал войск США особым разнообразием не радует – понятное дело, что только он в запасниках и имеется. Автоматические винтовки, пара пистолетов-пулеметов, несколько пистолетов и гранаты. Хитрость в том, что с собой можно иметь только пистолет и что-нибудь еще. Одно. Не считая гранат, конечно же, правда ваш покорный слуга так и не научился бросать гранаты… адекватно – они постоянно пытались взмыть вверх и упасть практически мне под ноги. То ли от природного отсутствия у меня рук, то ли по причине неправильного просчета полета метательного оружия, я, все-таки, бросил это дело и решил целиком и полностью положиться на огнестрел и нож. Ножик, надо сказать, приличных размеров – если очень повезет, пару раз вам удастся им кого-нибудь снять, но в любом случае – бегать с ним быстрее, так что не убирайте его далеко. Пистолет оказался не столь бесполезной вещью, как можно было бы подумать, особенно, если его снабдить глушителем. Ну, а в плане «чего-нибудь еще» мы имеем широчайший выбор американских карабинов, винтовок, дробовиков и автоматов. Не меньше и советского оружия, которым щедро усыпаны территории Южного Вьетнама после того, как мы проведем очередную операцию. Автомат имени «Сами-знаете-кого» - в наличии, об остальном умолчу – должна же быть какая-то интрига?
Начинается все вполне обыденно – мы прибываем в лагерь Нуй Пек, где нам предстоит нести службу и… сходу отправляемся на задание вместе с медиком и командиром части. Гуманитарная миссия в соседней деревне превращается в охоту на северо-вьетнамского снайпера. При поддержке автоматического огня товарищей, нам предстоит пересечь огромное открытое пространство и обнаружить, что снайпер куда-то исчез. К слову, игра не жалует любителей FPS с 100 пунктов Health, где один выстрел отнимает 5-10 единичек – тут все серьезнее. Любое ранение может стать последним, а вьетнамские снайперы промахиваться не особо любили. Более того, наш штатный медик в любой момент может восстановить наше состояние до приемлемого уровня, но если от него прозвучит «задета кость» или что-то в этом духе, то это означает, что максимальное число HP упало. Опять же, разорвавшиеся гранаты и выстрелы, произведенные в помещениях, способны на несколько секунд дезориентировать Стива, что, зачастую, становится причиной нашей гибели.
Облегчить нашу участь призваны наши верные сослуживцы, которые, впрочем, в самые опасные места с нами не полезут. Про врача и проводника вы уже слышали, остается пулеметчик, призванный, в случае чего, обеспечивать высокую плотность огня на указанном участке местности, инженер, который обеспечивает телефонную связь со штабом. Это очень важный персонаж – именно после разговора с начальством мы, во-первых, продвигаемся по сюжету, а во-вторых – получаем автосохранения. А если учесть, что быстрых сохранений на одну миссию выдается немного (чем выше уровень сложности – тем меньше сохранений), то услуги радиста становятся бесценными. Осталось отметить сапера, который в случае чего выдаст нам пару обойм или гранат. Где он столько умещает – не знаю, но боеприпасы у него ни разу не кончались.
Вот такой командой вам и предстоит управлять посредством простенького меню с командами. Хочется отметить приличный уровень интеллекта как американских, так и вьетнамских солдат. Да, в игре есть скриптовые бои (например, тот же снайпер в самом начале), но зачастую все происходит совершенно случайным образом. Почуяв врага, проводник прыгает в ближайший куст, а наши соратники разбегаются по укрытиям, доставая самое мощное оружие, которое у них есть. Силы вьетконга тоже не лыком шиты – местные «злодеи» умело прячутся за валунами, поваленными деревьями и прочими деталями местности. Действо, происходящее на экране, до уровня постановочных боев из Call of Duty очевидно не дотягивает, но Вьетконг этого и не стесняется, демонстрируя нам разумных подчиненных, коварных врагов и красоты местных гор.
Коварство вьетконговцев демонстрируется, по большей части, не в бою, а по ходу патрулирования местности. Растяжки на уровне лодыжек, «волчьи ямы» с кольями на дне – вполне обычные ловушки, которые Стив легко обезвредит и подаст сигнал отряду двигаться дальше. Боец, прислоненный к дереву, из отряда, который должен был действовать параллельно с нами, оказывается самой коварной ловушкой – на груди погибшего однополчанина несколько гранат и надо успеть их снять до того, как он упадет на землю… Но и нас не обделили вниманием: к нашим услугам артподдержка. Достаем набросанную карандашом карту местности, прикидываем, где там враг и… Вот так в первый раз я сумел оценить расчлененку во Вьетконге. Почему-то холм, который я указал на карте, оказался не там, где мне бы того хотелось, и посему снаряды легли аккурат в центр оборонительного порядка, который заняли мои бойцы. Разорванный на части Стив, Хорнстер, которому оторвало руку и снесло полчерепа… Вот так я и научился пользоваться артподдержкой, а также сумел оценить красоты, которые выдает модифицированный движок от знаменитой Мафии.
Вот только в подземных ходах артиллерия нам не помощник. Под землю, почему-то, всегда отправляется один Стив. Длинные мрачные тоннели, которые освещаются нашим фонариком, таят в себе крыс, провиант и злых коммунистов, которые уже зарядили револьверы, заточили ножи и ждут нашего героя в темных углах. Честно говоря, разработчики переусердствовали с «подземными» миссиями. Уж слишком их много, а полевой доктор всегда предусмотрительно остается снаружи… Но это не единственный недостаток игры, более того – не самый главный. AI, способный на отличные командные действия, периодически откровенно проваливается или жульничает. Иногда дают о себе знать скрипты, которые не срабатывают, либо срабатывают, но не вовремя, либо срабатывают, но не там. Некоторые виды уж очень угловаты, а лица довольно небрежны. Хотя все это формальные придирки: реальных проблем, из-за которых знакомство с Вьетконгом могло бы стать коротким, мне не удалось обнаружить.
На выходе мы имеем довольно симпатичный «мясной» FPS, который можно назвать почти тактическим. Оптимальное сочетание графического, звукового и музыкального наполнения в купе с реалистичной атмосферой вьетнамской войны и проработанными «миссиями» делают из Вьетконга очень и очень играбельный проект, который можно порекомендовать всем поклонникам жанра FPS. Да, иногда игра вам будет казаться сложной, но поверьте, такое ощущение у вас появится только в том случае, если вы делаете что-то не так. Единственная загвоздка может заключаться в том, что вы на дух не переносите американских псевдо-патриотов, выжигавших целые вьетнамские деревни. В таком случае, вам придется ждать, пока какая-нибудь вьетнамская контора выпустит свой шутер о вьетнамской войне…
Автор: katarn
Дата: 12.07.2007