Есть такие игры, выход очередной серии которых не вызывает ни малейших сомнений. Также не вызывает сомнений один из законов диалектики: количество со временем переходит в качество. Однако лично у меня, по прошествии десятилетия с момента знакомства с первой игрой данной серии, возникло ощущение того, что все-таки именно качество переходит в количество и никак иначе.
FIFA 2000.
Казалось бы – чего ждать от очередной FIFA’ы? На самом деле – очень много. Начнем с того, что ЕА постоянно тасует составы команд, сборные, присутствующие в игре и прочие, на первые взгляд, второстепенные моменты. От игры к игре меняется управление (с переменным успехом), графика (всегда, к счастью, в лучшую сторону) и различные тактические возможности, которые, к сожалению, в любом случае зависят от управления игрой.
В 1999 году EA Sports представила нашему вниманию очередной футбольный симулятор. Выпускать в год по одному такому проекту – это норма для EA конца 90-х. Когда наши заокеанские друзья еще были чуть менее жадными и немного более бедными, они пытались делать игры… играбельными, что ли. Это в дальнейшем очередной нечетный год будет приниматься ЕА в штыки (естественно – чемпионаты Мира и Европы проходят только по четным годам). Отчасти ситуацию будут спасать «симуляторы Лиги чемпионов», но они, ровно как и UEFA EURO, не особо интересны азиатской и американской публике, что, в общем-то, вполне объяснимо. Более того, японские разработчики постоянно бредят идеей обскакать американцев в плане soccer’а, и на Востоке у FIFA постоянно появляются свежие враги в лице, например, Pro Evolution Soccer от Konami. Совершенно естественно, что в такой ситуации ЕА бросит все силы на то, чтобы выпустить как можно более интересную игру за отведенный ей… год. Мда.
Очередная FIFA пытается поразить нас обилием режимов игры. Тренировка для отработки различных игровых ситуаций и стандартных положений, чемпионат и кубок. Плюс абстрактная «встреча». Если с training и так все ясно (training он и в FIFA training), то на остальные режимы игры стоит обратить пристальное внимание. Начнем, пожалуй, с чемпионата. В игре представлены «сильнейшие» дивизионы Европы (количеством 14 штук). Именно в кавычках, потому что лично мне непонятно чем же датчане, норвежцы или израильтяне сильнее наших команд. Возможно в этом кроется какой-то потаенный смысл, впрочем искать следы каких-то заговоров – дело неблагодарное. Слава богу, что в игре присутствуют клубы Большой Пятерки (для тех, кто не знает что это такое – высшие лиги Франции, Англии, Италии, Испании, Германии). Неприятно удивляет отсутствие, например, не самой слабой португальской высшей лиги, ну, а про заговор против братьев-славян я уже упоминал. Выбрав какой-либо чемпионат, мы подбираем команду по вкусу и занимаемся самым нудным делом на свете: «прохождением» чемпионата в FIFA 2000. Огромное количество матчей, усугубленных отвратительными внешними данными футболистов и… в общем, за этот режим надо браться только в том случае, если ближайшую неделю вам нечем заняться.
Далее идет «кубок». Добродушная FIFA 2000 предлагает нам с вами разыграть кубок УЕФА, кубок Лиги Чемпионов или… кубок Мира. В последнем случае мы возглавим одну из сборных планеты и приведем ее к победе в самом престижном футбольном турнире планеты. Сборной России в этом режиме, естественно, не наблюдается, потому что ее вытеснила мощнейшая команда Сингапура и несколько сборных других стран, названия которых я называть не буду, потому что в отличии от ЕА я вообще сомневаюсь, что там кто-то играет в футбол (я уже молчу про то, чтобы иметь свою собственную сборную по нему). Впрочем, понять ЕА можно – сборная, она, извиняюсь, и в Африке сборная, а футбольной федерации какой-нибудь захудалой страны можно и не платить: пусть радуется, что про нее вообще вспомнили. Лично мне неизвестно чем руководствуется ЕА при составлении «характеристик» команд, в том числе, сборных. Чем угодно, но только не рейтингом ФИФА. У пропустивших два мяча от Зидана в финале ЧМ-98 бразильцев есть только одна слабая сторона – нападение, в то время как французы, победившие в том матче (а потом еще и в финале ЧЕ-2000), видите ли, не идеальны в обороне. Еще чуть хуже с последней линией полевых игроков обстоят дела у подданных английской королевы. Уже скоро вымрет все поколение британцев, которое помнит свое единственное чемпионство (выигранное в родных стенах), а сборная Англии по-прежнему чуть ли не сильнее всех. Занявшие призовое третье место на все том же ЧМ-98 года хорваты во всех смыслах средненькая команда. Действительно, американцам из ЕА виднее кто кого сильнее…
В случае, если мы решим разыграть кубок (Лиги или УЕФА), нам предстоит выбрать команду или из 14 вышеупомянутых лиг или из списка клубов, входящих «в остальной мир». «Остальной мир» представлен весьма разношерстной компанией клубов, в число которых попал «Спартак» и ЦСКА. К сожалению, по версии ЕА, кое-кто из коренных россиян вроде как негр (например, Сенников), в то время как Робсон не существует (не существовал?..) вовсе. Но это еще что. У ЦСКА вообще на воротах стоит Хомуха. В список «везунчиков» вклинилось «Динамо» Тбилиси и «Динамо» Киев. Не забыли обладателя Кубка Кубков – и на том спасибо. Впрочем, путаница с составами, если не сказать еще прямее – откровенная отсебятина сотрудников ЕА – вполне нормальное явление в FIFA 2000. Даже в клубах большой пятерки встречаются вопиющие случаи отсутствия известнейших игроков. Не без греха, знаете ли.
Особо хочется отметить еще одну подборку команд – так сказать, «классические» команды. То есть это клубы или сборные, в свое время одним своим видом наводившие ужас на соперников, с которыми им предстояло играть. Тут вам и Реал Мадрид разных годов выдержки, и Бразилия годов, соответственно, первого и последнего чемпионства Пеле, и сборная ФРГ времен своего расцвета, и могучая Барса конца 80-х. Вспомнили даже Боку Хуниорс, что весьма забавно, учитывая, что ни один южноамериканский чемпионат в игру не попал. Я совершенно согласен с ЕА, что в середине 50-х у венгров была команда, достойная того, чтобы попасть в список «классических» команд, но в любом случае, очень обидно, что американцы *забыли* (ли?) про легендарную сборную СССР 60-ого года и лично Понедельника. Да не очень-то и надо.
Потому как в любом случае к нашим услугам весьма… продвинутый редактор команд и игроков. Никто не мешает собрать свой собственный второй дивизион, зону «Центр» и гонять там клизму на одном из стандартных (абсолютно неузнаваемых) стадионах, встроенных в FIFA 2000. Что самое приятное, даже на играх самопального второго дивизиона многотысячные трибуны будут забиты под завязку. Мечта любого менеджера дохлой провинциальной команды. С редактором игроков дела обстоят гораздо хуже. Попытавшись раскидать очки по «умениям» персонажа, мы столкнемся с полной профнепригодностью местного редактора внешности футболистов. Пара моделей «лица» (именно в кавычках) и прически да несколько расцветок кожи и волос. Чтобы чуть более полно описать возможности местного редактора, могу сказать, что в выбранной наугад сборной Англии все футболисты выполнены с применением одной и той же шкурки. Вроде бы мелькала еще одна (у кого-то не особо известного – Бэкхем в расцвете лет так же неузнаваем как и все остальные), но единственный персонаж данной сборной, кого мне (большому поклоннику футбола, знаете ли) удалось узнать – вратарь Симэн, весьма бестолково пропустивший мяч от Рональдиньо в 2002 году. Опознать его удалось только по усикам, которые носил только он один. Если так обстоят дела со сборной Англии, лучше промолчать про состояние дел в сборных Лебанона и Сингапура. Тихий ужас. Кстати, в сборной Бразилии засветился боец с лаконичным именем «No. 9»…
Но самое интересное начинается тогда, когда столь аляповатая публика вываливается на поле. FIFA 2000 металась из стороны в сторону как та обезьяна, которая никак не могла решить чего в ней больше – красоты или ума. Не определился и наш сегодняшний пациент, подвиснувший где-то между «аркадой» и «симулятором». Без мощной перепасовки в центре поля играть довольно скучно, но в самом крайнем случае наш либеро всегда может подхватить мяч, добежать до вратарской противника и издевательски протолкнуть мяч мимо ошеломленного такой наглостью вратаря. Вратари в игре – каста особая. Юродивые уродцы сопровождают эффектнейшими бросками и зрелищные сейвы, и наскоки на еле катящиеся мячи. В то же время мерзавцы умудряются пропускать мячи от собственного затылка и не спрашивайте у меня как они это делают – я сам не знаю. Впрочем, годы эволюции сериала не прошли зря и получитерские приемы по выбиванию головой мяча из рук голкипера больше не прокатят. А оно и не надо, потому как местная публика весьма гостеприимно пускает наших форвардов в свою штрафную. Их коллеги из нашей команды отвечают любезностью на любезность. Все это походит более на дворовый футбол, нежели на финал чемпионата мира. Конечно, ИИ пытается прессинговать и обрабатывать мяч в касание, конечно, в игре можно выбрать стратегию, тактику, выдвинуть Шевченко вперед и приказать Кафу занять всю бровку. Но все подобные телодвижения не имеют никакого смысла – в конечном счете все закончится веселой суматохой у чьих-нибудь ворот и кто-то обязательно забьет гол. Справедливости ради надо отметить, что интерфейс весьма удобен: количество клавиш, необходимых для управления, несколько сократилось (правда уменьшилось и число доступных финтов), однако мне все равно не понятно зачем в игре клавиша «отнять мяч с нарушением». При получении мяча нашим игроком, под ним загорается стрелка, показывающая куда будет направлен следующий пас. Если она красная – товарищ по команде «горит» и лучше поискать другое продолжение. При стандартах мы можем выбрать одну из трех наигранных схем, что, в общем-то, не означает обязательного успеха. Венцом любой комбинации является последнее касание, которое у меня, почему-то, обычно выходило похожим на «велосипед».
В графическом плане игра сделала большой шаг, в сравнении с FIFA’99, однако буратины, пинающие мяч во вступительном ролике, по-прежнему отзываются болью в сердце каждым уголком на своих кривых рожах. Абсолютно не похожие на себя игроки, вполне сносная анимация и неплохие ракурсы для повторов красивых моментов – вот так выглядит очередная FIFA. Из прочих околоигровых «мелочей», остается только упомянуть про комментаторов-идиотов, которые, кажется, во все времена во всех частях FIFA будут удивляться поразительным по красоте голам, забитым после того, как мяч отрекошетил от судьи, трех защитников и, проскользнув под руками кипера, на крейсерской скорости метр в час закатился в ворота…
В конце прошлого тысячелетия EA почему-то не ругали за постоянное самокопирование, а игры серии «FIFA …» по инерции считались живой классикой жанра, непревзойденной никем. По большому счету, с теми, кто так считает, можно согласиться, и если вас замучила ностальгия по старой-доброй FIFA’е, то вполне можете обратить внимание на FIFA 2000 – она вам обязательно понравится.
FIFA 2000.
Казалось бы – чего ждать от очередной FIFA’ы? На самом деле – очень много. Начнем с того, что ЕА постоянно тасует составы команд, сборные, присутствующие в игре и прочие, на первые взгляд, второстепенные моменты. От игры к игре меняется управление (с переменным успехом), графика (всегда, к счастью, в лучшую сторону) и различные тактические возможности, которые, к сожалению, в любом случае зависят от управления игрой.
В 1999 году EA Sports представила нашему вниманию очередной футбольный симулятор. Выпускать в год по одному такому проекту – это норма для EA конца 90-х. Когда наши заокеанские друзья еще были чуть менее жадными и немного более бедными, они пытались делать игры… играбельными, что ли. Это в дальнейшем очередной нечетный год будет приниматься ЕА в штыки (естественно – чемпионаты Мира и Европы проходят только по четным годам). Отчасти ситуацию будут спасать «симуляторы Лиги чемпионов», но они, ровно как и UEFA EURO, не особо интересны азиатской и американской публике, что, в общем-то, вполне объяснимо. Более того, японские разработчики постоянно бредят идеей обскакать американцев в плане soccer’а, и на Востоке у FIFA постоянно появляются свежие враги в лице, например, Pro Evolution Soccer от Konami. Совершенно естественно, что в такой ситуации ЕА бросит все силы на то, чтобы выпустить как можно более интересную игру за отведенный ей… год. Мда.
Очередная FIFA пытается поразить нас обилием режимов игры. Тренировка для отработки различных игровых ситуаций и стандартных положений, чемпионат и кубок. Плюс абстрактная «встреча». Если с training и так все ясно (training он и в FIFA training), то на остальные режимы игры стоит обратить пристальное внимание. Начнем, пожалуй, с чемпионата. В игре представлены «сильнейшие» дивизионы Европы (количеством 14 штук). Именно в кавычках, потому что лично мне непонятно чем же датчане, норвежцы или израильтяне сильнее наших команд. Возможно в этом кроется какой-то потаенный смысл, впрочем искать следы каких-то заговоров – дело неблагодарное. Слава богу, что в игре присутствуют клубы Большой Пятерки (для тех, кто не знает что это такое – высшие лиги Франции, Англии, Италии, Испании, Германии). Неприятно удивляет отсутствие, например, не самой слабой португальской высшей лиги, ну, а про заговор против братьев-славян я уже упоминал. Выбрав какой-либо чемпионат, мы подбираем команду по вкусу и занимаемся самым нудным делом на свете: «прохождением» чемпионата в FIFA 2000. Огромное количество матчей, усугубленных отвратительными внешними данными футболистов и… в общем, за этот режим надо браться только в том случае, если ближайшую неделю вам нечем заняться.
Далее идет «кубок». Добродушная FIFA 2000 предлагает нам с вами разыграть кубок УЕФА, кубок Лиги Чемпионов или… кубок Мира. В последнем случае мы возглавим одну из сборных планеты и приведем ее к победе в самом престижном футбольном турнире планеты. Сборной России в этом режиме, естественно, не наблюдается, потому что ее вытеснила мощнейшая команда Сингапура и несколько сборных других стран, названия которых я называть не буду, потому что в отличии от ЕА я вообще сомневаюсь, что там кто-то играет в футбол (я уже молчу про то, чтобы иметь свою собственную сборную по нему). Впрочем, понять ЕА можно – сборная, она, извиняюсь, и в Африке сборная, а футбольной федерации какой-нибудь захудалой страны можно и не платить: пусть радуется, что про нее вообще вспомнили. Лично мне неизвестно чем руководствуется ЕА при составлении «характеристик» команд, в том числе, сборных. Чем угодно, но только не рейтингом ФИФА. У пропустивших два мяча от Зидана в финале ЧМ-98 бразильцев есть только одна слабая сторона – нападение, в то время как французы, победившие в том матче (а потом еще и в финале ЧЕ-2000), видите ли, не идеальны в обороне. Еще чуть хуже с последней линией полевых игроков обстоят дела у подданных английской королевы. Уже скоро вымрет все поколение британцев, которое помнит свое единственное чемпионство (выигранное в родных стенах), а сборная Англии по-прежнему чуть ли не сильнее всех. Занявшие призовое третье место на все том же ЧМ-98 года хорваты во всех смыслах средненькая команда. Действительно, американцам из ЕА виднее кто кого сильнее…
В случае, если мы решим разыграть кубок (Лиги или УЕФА), нам предстоит выбрать команду или из 14 вышеупомянутых лиг или из списка клубов, входящих «в остальной мир». «Остальной мир» представлен весьма разношерстной компанией клубов, в число которых попал «Спартак» и ЦСКА. К сожалению, по версии ЕА, кое-кто из коренных россиян вроде как негр (например, Сенников), в то время как Робсон не существует (не существовал?..) вовсе. Но это еще что. У ЦСКА вообще на воротах стоит Хомуха. В список «везунчиков» вклинилось «Динамо» Тбилиси и «Динамо» Киев. Не забыли обладателя Кубка Кубков – и на том спасибо. Впрочем, путаница с составами, если не сказать еще прямее – откровенная отсебятина сотрудников ЕА – вполне нормальное явление в FIFA 2000. Даже в клубах большой пятерки встречаются вопиющие случаи отсутствия известнейших игроков. Не без греха, знаете ли.
Особо хочется отметить еще одну подборку команд – так сказать, «классические» команды. То есть это клубы или сборные, в свое время одним своим видом наводившие ужас на соперников, с которыми им предстояло играть. Тут вам и Реал Мадрид разных годов выдержки, и Бразилия годов, соответственно, первого и последнего чемпионства Пеле, и сборная ФРГ времен своего расцвета, и могучая Барса конца 80-х. Вспомнили даже Боку Хуниорс, что весьма забавно, учитывая, что ни один южноамериканский чемпионат в игру не попал. Я совершенно согласен с ЕА, что в середине 50-х у венгров была команда, достойная того, чтобы попасть в список «классических» команд, но в любом случае, очень обидно, что американцы *забыли* (ли?) про легендарную сборную СССР 60-ого года и лично Понедельника. Да не очень-то и надо.
Потому как в любом случае к нашим услугам весьма… продвинутый редактор команд и игроков. Никто не мешает собрать свой собственный второй дивизион, зону «Центр» и гонять там клизму на одном из стандартных (абсолютно неузнаваемых) стадионах, встроенных в FIFA 2000. Что самое приятное, даже на играх самопального второго дивизиона многотысячные трибуны будут забиты под завязку. Мечта любого менеджера дохлой провинциальной команды. С редактором игроков дела обстоят гораздо хуже. Попытавшись раскидать очки по «умениям» персонажа, мы столкнемся с полной профнепригодностью местного редактора внешности футболистов. Пара моделей «лица» (именно в кавычках) и прически да несколько расцветок кожи и волос. Чтобы чуть более полно описать возможности местного редактора, могу сказать, что в выбранной наугад сборной Англии все футболисты выполнены с применением одной и той же шкурки. Вроде бы мелькала еще одна (у кого-то не особо известного – Бэкхем в расцвете лет так же неузнаваем как и все остальные), но единственный персонаж данной сборной, кого мне (большому поклоннику футбола, знаете ли) удалось узнать – вратарь Симэн, весьма бестолково пропустивший мяч от Рональдиньо в 2002 году. Опознать его удалось только по усикам, которые носил только он один. Если так обстоят дела со сборной Англии, лучше промолчать про состояние дел в сборных Лебанона и Сингапура. Тихий ужас. Кстати, в сборной Бразилии засветился боец с лаконичным именем «No. 9»…
Но самое интересное начинается тогда, когда столь аляповатая публика вываливается на поле. FIFA 2000 металась из стороны в сторону как та обезьяна, которая никак не могла решить чего в ней больше – красоты или ума. Не определился и наш сегодняшний пациент, подвиснувший где-то между «аркадой» и «симулятором». Без мощной перепасовки в центре поля играть довольно скучно, но в самом крайнем случае наш либеро всегда может подхватить мяч, добежать до вратарской противника и издевательски протолкнуть мяч мимо ошеломленного такой наглостью вратаря. Вратари в игре – каста особая. Юродивые уродцы сопровождают эффектнейшими бросками и зрелищные сейвы, и наскоки на еле катящиеся мячи. В то же время мерзавцы умудряются пропускать мячи от собственного затылка и не спрашивайте у меня как они это делают – я сам не знаю. Впрочем, годы эволюции сериала не прошли зря и получитерские приемы по выбиванию головой мяча из рук голкипера больше не прокатят. А оно и не надо, потому как местная публика весьма гостеприимно пускает наших форвардов в свою штрафную. Их коллеги из нашей команды отвечают любезностью на любезность. Все это походит более на дворовый футбол, нежели на финал чемпионата мира. Конечно, ИИ пытается прессинговать и обрабатывать мяч в касание, конечно, в игре можно выбрать стратегию, тактику, выдвинуть Шевченко вперед и приказать Кафу занять всю бровку. Но все подобные телодвижения не имеют никакого смысла – в конечном счете все закончится веселой суматохой у чьих-нибудь ворот и кто-то обязательно забьет гол. Справедливости ради надо отметить, что интерфейс весьма удобен: количество клавиш, необходимых для управления, несколько сократилось (правда уменьшилось и число доступных финтов), однако мне все равно не понятно зачем в игре клавиша «отнять мяч с нарушением». При получении мяча нашим игроком, под ним загорается стрелка, показывающая куда будет направлен следующий пас. Если она красная – товарищ по команде «горит» и лучше поискать другое продолжение. При стандартах мы можем выбрать одну из трех наигранных схем, что, в общем-то, не означает обязательного успеха. Венцом любой комбинации является последнее касание, которое у меня, почему-то, обычно выходило похожим на «велосипед».
В графическом плане игра сделала большой шаг, в сравнении с FIFA’99, однако буратины, пинающие мяч во вступительном ролике, по-прежнему отзываются болью в сердце каждым уголком на своих кривых рожах. Абсолютно не похожие на себя игроки, вполне сносная анимация и неплохие ракурсы для повторов красивых моментов – вот так выглядит очередная FIFA. Из прочих околоигровых «мелочей», остается только упомянуть про комментаторов-идиотов, которые, кажется, во все времена во всех частях FIFA будут удивляться поразительным по красоте голам, забитым после того, как мяч отрекошетил от судьи, трех защитников и, проскользнув под руками кипера, на крейсерской скорости метр в час закатился в ворота…
В конце прошлого тысячелетия EA почему-то не ругали за постоянное самокопирование, а игры серии «FIFA …» по инерции считались живой классикой жанра, непревзойденной никем. По большому счету, с теми, кто так считает, можно согласиться, и если вас замучила ностальгия по старой-доброй FIFA’е, то вполне можете обратить внимание на FIFA 2000 – она вам обязательно понравится.
Автор: katarn
Дата: 21.10.2007