Это было время властвования британцев в первой «формуле». Апогеем же этого властвования стало противостояние двух лучших британских «конюшен» - Лотуса и Брэбэма. Честь команды Колина Чепмена отстаивали ветеран и чемпион мира 1963 и 1965 годов Джим Кларк, а также его напарник и будущий чемпион Грэм Хилл, в то время как за славное имя конструктора Джека Брэбэма, помимо него самого, боролся 31-летний новозеландец Денни Хьюм. В итоге быстроходный, но ненадежный Lotus 43 оказался неспособным потеснить усовершенствованное детище Брэбэма – Brabham BT24. А по другую сторону пьедестала новозеландец Брюс МакЛарен и итальянец Энцо Феррари, будучи в рассвете сил и полными решимости, усердно взращивали свои «конюшни», веря, что именно им предстоит когда-то стать преемниками престола…
1998-й год. Жанр имитаторов автомобильного спорта все еще был поделен на две половины, одна принадлежала Microprose, вторая – Papyrus. Поочередно выпуская симуляторы "Формулы-1", Индикара и Наскара, один лучше другого, они всеми силами старались закрепить за собой первостепенную славу в сердцах поклонников кольцевого автоспорта. И вот однажды, летним днем 1998 года, вспыхнула, пожалуй, одна из ярчайших звезд за всю историю жанра – кудесники из Papyrus явили миру Grand Prix Legends. Это было новое слово в жанре, поскольку GPL представлял собой имитатор исторической, заметьте - исторической «формулы», чего ни до, ни после на свет просто не появлялось.
С этого момента каждый из фанатов «формулы» мог окунуться в густую атмосферу 60-х. Каждый мог почувствовать себя пилотом того времени – джентльменом скорости. Да, они, пилоты, были другими. Они не получали баснословных гонораров, не искали во всем личную выгоду и не делали себе рекламу. Они просто получали удовольствие от своего сверхрискового занятия, они готовы были искренне пожать руку конкуренту или прийти друг другу на помощь в опасной ситуации, даже пожертвовав собственными интересами. Они всегда, при любых условиях, оставались людьми. Мужественными людьми.
Но вернемся к предмету нашего разговора. GPL могла похвастаться не только своей инновационной идеей. Как и положено по законам жанра, в игре были представлены все одиннадцать автодромов, принимавших этапы Гран-при в означенной эпохе, в том числе легендарная Северная петля Нюрбургринга и «длинная» Спа в своем первоначальном варианте. Также присутствовали и относительно малоизвестные Сарте во Франции или, к примеру, южноафриканская Кьялами. В современных симуляторах «формулы» вам не суждено их увидеть, ибо они давно исчезли из расписания «королевских» автогонок по различным причинам, главная из которых – недостаточный уровень безопасности. Ведь в те времена во главу угла ставилась скорость и, соответственно, зрелищность, и все трассы для чемпионата избирались в первую очередь по этому принципу. Увы, но в совокупности с несовершенством болидов это часто выливалось в очень печальные последствия…
Раз уж речь зашла о болидах, то излишне напоминать знатокам Формулы 1, что в те годы шасси все еще было далеким до совершенства: никаких антикрыльев и широких покрышек, что вкупе с отсутствием электронных вспомогательных систем делало болиды чрезвычайно сложными в управлении. А между тем, сверхлегкие сигароподобные машины приводились в движение мощными 420-сильными двигателями.
Поэтому не стоит удивляться сложности игрового управления: уровень проработки физической модели для своего времени был просто блистателен. Ее разрабатывали при участии пилотов Ф-1 тех времен. Да что там и говорить – даже сейчас не каждый симулятор может похвастаться таким количеством одновременно обрабатываемых физических параметров.
Нелегкое управление (к слову, весьма сносное для клавиатуры), «нежный» двигатель, почти никакая обзорность из кокпита, отсутствие важной и своевременной статистики во время гонки (в угоду реализму), детализированная модель повреждений и великолепный искусственный интеллект соперников - не это ли является настоящим испытанием «на прочность»? Далеко не каждый игрок, освоив один из современных высокотехнологичных симуляторов, способен добиться успеха в GPL. Особенно когда дело доходит до онлайна (кстати, для него достаточно модемного соединения 19,2 кбит/с).
В гараже, разумеется, приходилось играть с настройками болида, коих в игре имеется более чем достаточно. А как подобрать эти настройки? Только личные тесты и тренировки могут дать ответ. Настроить болид «под себя» может только сам игрок, и никто ему в этом не советчик, так как нет идеальных настроек на все случаи жизни. Всегда требовалось искать компромисс между разгонными характеристиками, максимальной скоростью, прижимной силой и чувствительностью управления. Конечно же, не пренебрегая при этом особенностями конфигурации каждой трассы и личного стиля вождения.
К выбору команды и, соответственно, самого автомобиля также надо было подходить ответственно. Lotus, к примеру, обладал наибольшим потенциалом, но этот факт едва ли давал игроку какое-либо преимущество, если он не смог приспособиться к управлению этой машиной. И наоборот, за рулем аутсайдеров – Eagle и BRM - кое-кто чувствовал себя как в своей тарелке. Все нюансы, как верно говорится, приходилось познавать на собственном опыте.
Несмотря на положительные стороны, проект, скорее всего, так и остался бы в далеком 1998-м году, если бы не такие обстоятельства, как публикация демо-версии на CD официального журнала Нюрбургринга, публикация статьи в крупном издании PC Action и патч, выпущенный самими создателями, позволяющий использовать возможности новых видеокарт и рулей с обратной связью. Это реанимировало проект: по состоянию на 2004-й год официально было продано 200 тыс. копий. Дело за народным творчеством не стало. Открытая архитектура и наличие игровых редакторов позволили вдохнуть новую жизнь в игровой процесс. Сотни трасс, десятки автомобилей, несколько глобальных модов, специальные программы и множество мелких апгрейдов кардинально преобразили облик игры и возвели ее в статус культа у немногочисленной, но преданной армии фанатов. Ее до сих пор обсуждают, по ней устраивают чемпионаты. Ее любят.
GPL – это алмаз, скрывающийся за неказистой, чуть желтоватой и обгорелой оболочкой. Но тем, кто не боится вернуться в прошлое, тем, кто чтит историю и любит настоящий автоспорт, не стоит бояться кажущейся внешней непривлекательности игры. А вот новое поколение геймеров, взращенное на шейдерах, она вряд ли заинтересует…
Автор: Maxtron
Дата: 17.04.2008