Chrono trigger
Компания- разработчик: Squaresoft
Год выпуска: 1995
Платформа: SNES
Дорогие друзья! Рад вам представить мою первую попытку написания рецензии к игре. Да не к простой игре, а к своего рода легенде своего времени. В самом названии игры кроется суть её оригинальной концепции, связанной с перемещениями во времени и последствиями этих перемещений. Однако в нём же кроется и происхождение игры, и связанные с этим побочные эффекты. Я не буду затрагивать моменты, связанные с разработкой игры, однако неслучайно команду людей, которые делали игру, на Западе именуют не иначе как dream team (команда мечты). В этой игре превосходно практически всё, начиная от музыки и заканчивая графическим исполнением. Для начала мне бы хотелось поведать уважаемым читателям то, при каких обстоятельствах я заинтересовался этой игрой и приобрёл её.
Дело было зимним днём 2009 года, когда я, увлечённый решением своих сиюминутных проблем, решил поиграть на своём уже капитально устаревшем на данный момент PC. Играл я, как обычно, в свою любимую Diablo 2 с установленным дополнением Lord of Destruction. И вот, проходя ее, наверное, раз в двадцать пятый, я глубоко разочаровался в концепции этой игры, которая на фоне бесконечного развития персонажа (в дальнейшем я буду называть это «кач») и опустошённых декораций ничего большего не предлагала. Очень странно, но именно это стало той последней каплей, после которой я пришёл к выводу, что нужно завязывать с играми вообще, поскольку в них нет того совершенства, которое я искал, пытаясь уйти от несовершенного реального мира. И ведь это вполне логично, ведь игры и игровая индустрия есть порождение этого же самого мира, в котором мы с вами живём, со всеми его плюсами и минусами. И в этот миг я решил, подобно известному французскому просветителю Руссо, идти к корням, но, конечно же, не в том смысле, который подразумевал мыслитель. После чего мной была приобретена новенькая Super Nintendo entertainment system американского образца.
С этого момента я играл, играл и играл, покуда у меня было свободное время. Вначале игры меня стали неприятно поражать своим аскетизмом, но я стал вспоминать те моменты детства, когда я мог встать в 6 утра только для того, чтобы быстрее кинуться играть на своей любимой Супер-Нинтендо (той приставки сейчас нет, поскольку пришлось её продать в связи с разочарованием в некоторых европейских ценностях, а вместе с ними - и в формате PAL). И проходя игру за игрой, я уже мог к тому моменту признать, что это были действительно великие игры своего времени, внёсшие значительный вклад в общее развитие игровой индустрии, но тут мне на глаза попалась удивительная игра, которая досталась мне с трудом на всем известном международном аукционе. Эту игру я решил приобрести сугубо из-за положительных отзывов, которые в изобилии наполняли своим сладостным присутствием сеть Интернет. И это был ОН, великий и ужасный Chrono Trigger!
Первый взгляд на коробку с игрой, на инструкции и прочую имевшуюся в наличии документацию не воодушевил меня, поскольку уж очень мне не по нраву был стиль игры, полный какой-то детскости и вызывающе отрицающий даже любой намёк на реализм. Это проявлялось и в самом характере рисунка, и в тех фортелях, которые вытворяли персонажи на маленьких плакатах, которые находились среди документации к игре. Однако я заметил сразу же и один позитивный момент, который заключался в том, что в игре имелась не одна и не две карты мира. Это навело меня на мысль о том, что, возможно, в этой игре имеется необычайное разнообразие всего чего угодно, если в ней не один и не два мира. В общем, итогом стало то, что ваш покорный слуга дал себе установку на то, что в ближайшие выходные он таки возьмёт всю документацию к игре и прочтёт её детально от корки до корки, чтобы выяснить, чем же эта игра так велика (про запуск игры и мысли не было, ибо уж слишком примитивной показалась она мне на первый взгляд).
Вот и настали выходные, и я осторожно разложил на столике всю документацию к игре, включая и сопутствующие предметы в виде картриджа, коробки, карт-плакатов и иного. Начав чтение, я уже не в силах был остановиться, поскольку был покорён сюжетом, простой и в то же время изысканной игровой механикой, а также упоминанием в конце руководства пользователя того факта, что в игре имеется множество различных концовок. После изучения всей документации я решил, что на следующий день я непременно начну играть.
С наступлением следующего дня я действительно взялся за эту игру, переборов своё предубеждение против старых приставочных игр (которое заключалось не в чём ином, как в том, что я считал их слишком простыми и убого выглядящими). Первое, что меня поразило, - это была графика.
Дело в том, что последней игрой из того жанра, к которому принадлежит и рецензируемая игра, в которую я играл, была Final fantasy 7 для PC. Конечно, здесь, в отличие от вышеупомянутой, мне не хватало видения того, какое оружие реально находится в руках у героев, каких-то деталей, связанных со сменой обмундирования. Тем не менее, самым главным явилось то, что графика в этой игре мне показалась более красивой из-за своей плавности, отсутствия острых и неуклюжих углов, топорных персонажей, которые словно вышли из мастерской папы Карло, и ряда других моментов, вроде громадного бюста некоторых героинь. Почему-то в своё время именно эти вещи мне запомнились в отношении графической составляющей Final Fantasy 7, и я был рад, что при некоторой схожести стиль Chrono Trigger отличался в сторону большего изящества при общей простоте.
Персонажи представляют собой фигуры вполне нормальной пропорции, без гипертрофированных форм, и в игре даже представлена мимика героев, которая порой помогает глубже понять эмоции и ощущения героев по поводу как конкретной ситуации, так и положения вещей в целом. Как ни странно, у меня не возникло желания видеть какую-то прямую переделку этой игры с прикрученной трёхмерной графикой (о чём порой доводится читать на некоторых форумах). Эта игра именно красива в своей двухмерности, которая подчёркивает её простоту и умение разработчиков из знаменитой фирмы Squaresoft создавать великолепные игры не за счёт навороченности оборудования, а за счет собственного таланта и навыков работы с тем, что есть. Стиль и графика многих игр на SNES мне кажутся несколько несоответствующими моему избалованному восприятию, но я никак не могу сказать этого про данную игру. Ещё одним бесспорным достоинством является то, что графика здесь является неотъемлемой частью сюжета и даже игрового процесса (к примеру, во второй мини-игре на ярмарке тысячелетия).У вас ни на секунду не возникнет ощущения, что имеется кардинальное расхождение между тем, что вы видите, слышите и во что играете.
Касательно музыки важно отметить тот факт, что к её созданию приложили руку известные на данный момент игровые композиторы Yasunori Mitsuda и Nobuo Uematsu. Это во многом говорит само за себя, но, тем не менее, невозможно не отметить того, что каждая мелодия, созданная на достаточно ограниченном для Супер-Нинтендо оборудовании, идеально вписывается в окружающую обстановку, отлично, наряду с мимикой, иллюстрируя сиюминутные эмоции персонажей и их глубокие переживания (чего стоит только композиция At the bottom of the night, которая проигрывается в особо значимые и трагичные для какого-либо персонажа моменты). Также каждый из шести очевидно основных персонажей имеет свою индивидуальную мелодию, которая проигрывается при первой встрече с персонажем и также в некоторые другие моменты.
Музыка в этой игре играет и важную роль в отношении того, что в то время разработчики в принципе не могли передать посредством воспроизведения речи персонажей (видимо, дело просто в ограничении, которое накладывает оборудование). В конце концов у меня даже возникло ощущение того, что я отлично понимаю тональность того, что говорят персонажи. Опять же, это всё благодаря музыке, которая когда надо накаляется, а затем плавно спускает обороты. Относительно звукового сопровождения также хочется сказать, что оно великолепно. Конечно, не хватает звука шагов или шорохов, но вспоминая год выпуска игры (1995), ей это легко прощаешь. Битвы также достаточно хорошо озвучены. Так, например, каждый специальный приём, выполняемый в битве, имеет своё особое звуковое сопровождение, которое также придаёт ему уникальности (в следующий раз вы его точно не спутаете не с чем).
В отношении игрового процесса ключевым словом явится, пожалуй, слово «сбалансированный», что, честно говоря, для меня явилось небольшим открытием, ибо я наивно полагал, что раз игра была выпущена аж в 1995 году, то, значит, она должна быть практически лишена баланса. Всё в игре вертится вокруг шести основных играбельных персонажей, у каждого из которых есть свои так называемые techs (специальные приёмы по своей сути) Я не буду углубляться в характеристику каждого героя, поскольку это уже сделано не раз и не два на соответствующих тематических сайтах, однако скажу, что в целом каждый из них действительно неповторим (а игра использует очень схожую систему боёв с той, что используется в серии Final Fantasy). Ещё более важно то, что у этой неповторимости есть и уникальный коллективный дух, поскольку способности персонажей могут сочетаться, давая комбинации с совершенно разным эффектом. Это также даёт богатую почву для обыгрывания различных игровых ситуаций различными способами, ведь в партии могут находиться только трое героев (причём по ходу игры даётся сюжетное объяснение данному обстоятельству) Что немаловажно, в игре нет откровенно слабых или сильных героев, поскольку каждый из них хорош по своему в различных ситуациях. К примеру дикарка Ayla не обладает способностями к магии, однако очень сильна физически, что делает её превосходной для расправы с сильными, но не наделёнными особой защитой от физических атак противниками.
Особо важным мне показалось то, что в этой игре не нужно убиваться по поводу прокачки, поскольку уровень злодеев в игре достаточно чётко соотносится с уровнем героев, и у вас мало шансов в случае выполнения всего что положено по сюжету оказаться в ситуации, когда вы окажетесь один на один с монстром, для уничтожения которого надо ещё 10, а то и более уровней (что у меня лично было в Final Fantasy 7). Во многих ситуациях, в принципе, вообще можно избежать боя либо просто обойдя врагов на основной карте, либо просто сбежав с поля боя. Однако в роли регулятора, который не даёт игре превратиться в игру жанра adventure, выступают боссы. Именно для них и приходится драться, наращивая таким образом опыт и получая драгоценные tech points, при наборе определенного количества которых персонажи осваивают новые приёмы. В игре есть (что естественно для игр подобного рода) большое количество различных предметов, которые, что немаловажно, играют значительную роль в игровом процессе путём либо восстановления здоровья и магических очков героев, либо же их усиления, а то и вовсе для продвижения сюжета. В общем, ничего лишнего среди предметов нет, и это, на мой взгляд, весьма правильно. В принципе это же можно и сказать про оружие, броню и аксессуары для персонажей (они кстати увеличиваю иногда не только чисто числовые параметры персонажей, но и дают некоторые уникальные способности).
Своеобразным моментом в игре являются и мини-игры, которые лично мне не особо понравились, хотя весьма милы и в целом не напрягают (хотя есть и исключения). К счастью, они не являются тем моментом, который является существенным для прохождения игры (хотя для открытия секретов ситуация не так однозначна). Есть даже достаточно незамысловатые гонки, за победу в которых, в общем-то, не стоит ждать чего-то сверхъестественного. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в этой игре роль мини-игр в целом ощутимо снижена по сравнению с Final Fantasy. И мне это только по душе.
Как по душе мне и великолепный сюжет этой игры, который целиком закручен на частых перемещениях во времени. При помощи этих перемещений можно менять ход событий и их последствия (но не слишком радикально, это ведь всё-таки SNES). Этим же и объясняется наличие нескольких концовок в игре. Смысл игры заключён в борьбе с бессмертным существом, которое все называют Лавос и цель которого, естественно, не в благополучии мира, в котором происходит действие. В определённый момент игры это существо становится доступным для битвы в любой момент, и уничтожив его в этот самый миг, возможно получить новую концовку (самое важное - выяснить, где этот момент). Здесь, конечно, есть одна деталь, заставляющая немного подумать, но неплохо бы пройти игру разок, чтобы выяснить её окончательно. Совершенной банальностью будет сказать и то, что сама подача сюжета на традиционно высоком для Squaresoft уровне. Когда я играл, у меня складывалось впечатление того, что сюжет с его неожиданными разворотами и вывертами просто бесконечный. Однако в игре есть момент, когда вы можете определиться в своих самостоятельных действиях, перестав подчиняться линейной схеме сюжета. То есть, в принципе, переигрывать эту игру можно не раз и не два (ваш покорный слуга прошёл её дважды). И всё-таки мне немного не понравилось в развитии сюжета по ходу действа то, что там всё-таки нет подлинной нелинейности, которая позволяет перевернуть события совсем снизу вверх (хотя, в принципе, из тех игр, что я играл, я её нигде не видел). Вроде бы есть и ситуации с моральным выбором, но всё же они практически ни на что не влияют (например, интереснейшая ситуация с судом над главным героем оказывается, в принципе, достаточно однозначной при любых действиях игрока). Хотя, конечно, это всего лишь мелкий недочёт, на самом деле, и зацикливаться на нём не стоит, особенно принимая в расчёт год выпуска игры. А вот исключительно положительным является момент, связанный с тем, что для каждого ключевого персонажа в игре есть небольшой промежуток, отведённый для раскрытия его характера и объяснения мотивации. Более того, все эти моменты удачно вписаны в канву основного сюжета.
Ну и, в общем-то, напоследок хотелось бы сказать о некоторых обидных недостатках, которые имеются в Chrono Trigger. А всё дело в переводе игры с японского языка на английский. Всё время, когда я играл, меня не покидало ощущение, что у игры определенно странный «словарь». Я долго искал перевод слова swallow, что суть название оружия одного из главных героев игры Chrono. Моё воображение просто отказывалось что-то вырисовывать, поскольку даже текстовое значение абсолютно непонятно. Относительно названий врагов ситуация похожая. Я долго думал, что же такое hetake и shetake, и, увы, это не единственный пример. Да что там, даже название игры звучит несколько странновато, поскольку слово chrono, происходящее от соответствующего слова в греческом языке и обозначающего время, уж никак не является часто употребляемым. Ситуация немного сглаживается тем, что мы русскоговорящие игроки и можем не заметить некоторых недочётов, однако всё равно глаз режет. Честно говоря, я затрудняюсь ответить, почему у японских игр тогда было так худо с переводом (к такому выводу я пришёл в ходе чтения рецензий на другие японские игры, адаптированные для США и Европы). Наконец-то мне удалось выяснить в сети Интернет, что, оказывается, главному переводчику игры Теду Вулси на перевод игры Squaresoft дали очень ограниченный промежуток времени (менее месяца). В общем, такой подход очень не радует, и остаётся только гадать, что подвигло разработчиков так отнестись к адаптации своего детища.
В целом, кроме перевода особых претензий к игре не имеется. Совсем недавно я прочёл о том, что в версии для новой портативной приставки Nintendo DS все огрехи перевода были исправлены. При этом кое-что в игру добавлено и в целом - я так понял, что это славная переделка игры. Так что всем ценителям хороших старых ролевых игр японского типа я горячо рекомендую Chrono Trigger. На свой страх и риск рискну посоветовать именно версию для новой Nintendo DS. Про версию для приставки Sony Playstation в Интернете пишут, что там ужасное время загрузки и прелести перевода перекочевали из версии для SNES, так что она даже уступает версии для Супер-Нинтендо. Думаю, каждый ценитель старых игр, чьё детство прошло рядом с дорогой сердцу Супер-Нинтендо, испытает огромное наслаждение от этой игры. Да и любой другой игрок, который ценит в играх прежде всего суть, а не красивые финтифлюшки, также испытает чувство неподдельного восторга.
Дело было зимним днём 2009 года, когда я, увлечённый решением своих сиюминутных проблем, решил поиграть на своём уже капитально устаревшем на данный момент PC. Играл я, как обычно, в свою любимую Diablo 2 с установленным дополнением Lord of Destruction. И вот, проходя ее, наверное, раз в двадцать пятый, я глубоко разочаровался в концепции этой игры, которая на фоне бесконечного развития персонажа (в дальнейшем я буду называть это «кач») и опустошённых декораций ничего большего не предлагала. Очень странно, но именно это стало той последней каплей, после которой я пришёл к выводу, что нужно завязывать с играми вообще, поскольку в них нет того совершенства, которое я искал, пытаясь уйти от несовершенного реального мира. И ведь это вполне логично, ведь игры и игровая индустрия есть порождение этого же самого мира, в котором мы с вами живём, со всеми его плюсами и минусами. И в этот миг я решил, подобно известному французскому просветителю Руссо, идти к корням, но, конечно же, не в том смысле, который подразумевал мыслитель. После чего мной была приобретена новенькая Super Nintendo entertainment system американского образца.
С этого момента я играл, играл и играл, покуда у меня было свободное время. Вначале игры меня стали неприятно поражать своим аскетизмом, но я стал вспоминать те моменты детства, когда я мог встать в 6 утра только для того, чтобы быстрее кинуться играть на своей любимой Супер-Нинтендо (той приставки сейчас нет, поскольку пришлось её продать в связи с разочарованием в некоторых европейских ценностях, а вместе с ними - и в формате PAL). И проходя игру за игрой, я уже мог к тому моменту признать, что это были действительно великие игры своего времени, внёсшие значительный вклад в общее развитие игровой индустрии, но тут мне на глаза попалась удивительная игра, которая досталась мне с трудом на всем известном международном аукционе. Эту игру я решил приобрести сугубо из-за положительных отзывов, которые в изобилии наполняли своим сладостным присутствием сеть Интернет. И это был ОН, великий и ужасный Chrono Trigger!
Первый взгляд на коробку с игрой, на инструкции и прочую имевшуюся в наличии документацию не воодушевил меня, поскольку уж очень мне не по нраву был стиль игры, полный какой-то детскости и вызывающе отрицающий даже любой намёк на реализм. Это проявлялось и в самом характере рисунка, и в тех фортелях, которые вытворяли персонажи на маленьких плакатах, которые находились среди документации к игре. Однако я заметил сразу же и один позитивный момент, который заключался в том, что в игре имелась не одна и не две карты мира. Это навело меня на мысль о том, что, возможно, в этой игре имеется необычайное разнообразие всего чего угодно, если в ней не один и не два мира. В общем, итогом стало то, что ваш покорный слуга дал себе установку на то, что в ближайшие выходные он таки возьмёт всю документацию к игре и прочтёт её детально от корки до корки, чтобы выяснить, чем же эта игра так велика (про запуск игры и мысли не было, ибо уж слишком примитивной показалась она мне на первый взгляд).
Вот и настали выходные, и я осторожно разложил на столике всю документацию к игре, включая и сопутствующие предметы в виде картриджа, коробки, карт-плакатов и иного. Начав чтение, я уже не в силах был остановиться, поскольку был покорён сюжетом, простой и в то же время изысканной игровой механикой, а также упоминанием в конце руководства пользователя того факта, что в игре имеется множество различных концовок. После изучения всей документации я решил, что на следующий день я непременно начну играть.
С наступлением следующего дня я действительно взялся за эту игру, переборов своё предубеждение против старых приставочных игр (которое заключалось не в чём ином, как в том, что я считал их слишком простыми и убого выглядящими). Первое, что меня поразило, - это была графика.
Дело в том, что последней игрой из того жанра, к которому принадлежит и рецензируемая игра, в которую я играл, была Final fantasy 7 для PC. Конечно, здесь, в отличие от вышеупомянутой, мне не хватало видения того, какое оружие реально находится в руках у героев, каких-то деталей, связанных со сменой обмундирования. Тем не менее, самым главным явилось то, что графика в этой игре мне показалась более красивой из-за своей плавности, отсутствия острых и неуклюжих углов, топорных персонажей, которые словно вышли из мастерской папы Карло, и ряда других моментов, вроде громадного бюста некоторых героинь. Почему-то в своё время именно эти вещи мне запомнились в отношении графической составляющей Final Fantasy 7, и я был рад, что при некоторой схожести стиль Chrono Trigger отличался в сторону большего изящества при общей простоте.
Персонажи представляют собой фигуры вполне нормальной пропорции, без гипертрофированных форм, и в игре даже представлена мимика героев, которая порой помогает глубже понять эмоции и ощущения героев по поводу как конкретной ситуации, так и положения вещей в целом. Как ни странно, у меня не возникло желания видеть какую-то прямую переделку этой игры с прикрученной трёхмерной графикой (о чём порой доводится читать на некоторых форумах). Эта игра именно красива в своей двухмерности, которая подчёркивает её простоту и умение разработчиков из знаменитой фирмы Squaresoft создавать великолепные игры не за счёт навороченности оборудования, а за счет собственного таланта и навыков работы с тем, что есть. Стиль и графика многих игр на SNES мне кажутся несколько несоответствующими моему избалованному восприятию, но я никак не могу сказать этого про данную игру. Ещё одним бесспорным достоинством является то, что графика здесь является неотъемлемой частью сюжета и даже игрового процесса (к примеру, во второй мини-игре на ярмарке тысячелетия).У вас ни на секунду не возникнет ощущения, что имеется кардинальное расхождение между тем, что вы видите, слышите и во что играете.
Касательно музыки важно отметить тот факт, что к её созданию приложили руку известные на данный момент игровые композиторы Yasunori Mitsuda и Nobuo Uematsu. Это во многом говорит само за себя, но, тем не менее, невозможно не отметить того, что каждая мелодия, созданная на достаточно ограниченном для Супер-Нинтендо оборудовании, идеально вписывается в окружающую обстановку, отлично, наряду с мимикой, иллюстрируя сиюминутные эмоции персонажей и их глубокие переживания (чего стоит только композиция At the bottom of the night, которая проигрывается в особо значимые и трагичные для какого-либо персонажа моменты). Также каждый из шести очевидно основных персонажей имеет свою индивидуальную мелодию, которая проигрывается при первой встрече с персонажем и также в некоторые другие моменты.
Музыка в этой игре играет и важную роль в отношении того, что в то время разработчики в принципе не могли передать посредством воспроизведения речи персонажей (видимо, дело просто в ограничении, которое накладывает оборудование). В конце концов у меня даже возникло ощущение того, что я отлично понимаю тональность того, что говорят персонажи. Опять же, это всё благодаря музыке, которая когда надо накаляется, а затем плавно спускает обороты. Относительно звукового сопровождения также хочется сказать, что оно великолепно. Конечно, не хватает звука шагов или шорохов, но вспоминая год выпуска игры (1995), ей это легко прощаешь. Битвы также достаточно хорошо озвучены. Так, например, каждый специальный приём, выполняемый в битве, имеет своё особое звуковое сопровождение, которое также придаёт ему уникальности (в следующий раз вы его точно не спутаете не с чем).
В отношении игрового процесса ключевым словом явится, пожалуй, слово «сбалансированный», что, честно говоря, для меня явилось небольшим открытием, ибо я наивно полагал, что раз игра была выпущена аж в 1995 году, то, значит, она должна быть практически лишена баланса. Всё в игре вертится вокруг шести основных играбельных персонажей, у каждого из которых есть свои так называемые techs (специальные приёмы по своей сути) Я не буду углубляться в характеристику каждого героя, поскольку это уже сделано не раз и не два на соответствующих тематических сайтах, однако скажу, что в целом каждый из них действительно неповторим (а игра использует очень схожую систему боёв с той, что используется в серии Final Fantasy). Ещё более важно то, что у этой неповторимости есть и уникальный коллективный дух, поскольку способности персонажей могут сочетаться, давая комбинации с совершенно разным эффектом. Это также даёт богатую почву для обыгрывания различных игровых ситуаций различными способами, ведь в партии могут находиться только трое героев (причём по ходу игры даётся сюжетное объяснение данному обстоятельству) Что немаловажно, в игре нет откровенно слабых или сильных героев, поскольку каждый из них хорош по своему в различных ситуациях. К примеру дикарка Ayla не обладает способностями к магии, однако очень сильна физически, что делает её превосходной для расправы с сильными, но не наделёнными особой защитой от физических атак противниками.
Особо важным мне показалось то, что в этой игре не нужно убиваться по поводу прокачки, поскольку уровень злодеев в игре достаточно чётко соотносится с уровнем героев, и у вас мало шансов в случае выполнения всего что положено по сюжету оказаться в ситуации, когда вы окажетесь один на один с монстром, для уничтожения которого надо ещё 10, а то и более уровней (что у меня лично было в Final Fantasy 7). Во многих ситуациях, в принципе, вообще можно избежать боя либо просто обойдя врагов на основной карте, либо просто сбежав с поля боя. Однако в роли регулятора, который не даёт игре превратиться в игру жанра adventure, выступают боссы. Именно для них и приходится драться, наращивая таким образом опыт и получая драгоценные tech points, при наборе определенного количества которых персонажи осваивают новые приёмы. В игре есть (что естественно для игр подобного рода) большое количество различных предметов, которые, что немаловажно, играют значительную роль в игровом процессе путём либо восстановления здоровья и магических очков героев, либо же их усиления, а то и вовсе для продвижения сюжета. В общем, ничего лишнего среди предметов нет, и это, на мой взгляд, весьма правильно. В принципе это же можно и сказать про оружие, броню и аксессуары для персонажей (они кстати увеличиваю иногда не только чисто числовые параметры персонажей, но и дают некоторые уникальные способности).
Своеобразным моментом в игре являются и мини-игры, которые лично мне не особо понравились, хотя весьма милы и в целом не напрягают (хотя есть и исключения). К счастью, они не являются тем моментом, который является существенным для прохождения игры (хотя для открытия секретов ситуация не так однозначна). Есть даже достаточно незамысловатые гонки, за победу в которых, в общем-то, не стоит ждать чего-то сверхъестественного. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в этой игре роль мини-игр в целом ощутимо снижена по сравнению с Final Fantasy. И мне это только по душе.
Как по душе мне и великолепный сюжет этой игры, который целиком закручен на частых перемещениях во времени. При помощи этих перемещений можно менять ход событий и их последствия (но не слишком радикально, это ведь всё-таки SNES). Этим же и объясняется наличие нескольких концовок в игре. Смысл игры заключён в борьбе с бессмертным существом, которое все называют Лавос и цель которого, естественно, не в благополучии мира, в котором происходит действие. В определённый момент игры это существо становится доступным для битвы в любой момент, и уничтожив его в этот самый миг, возможно получить новую концовку (самое важное - выяснить, где этот момент). Здесь, конечно, есть одна деталь, заставляющая немного подумать, но неплохо бы пройти игру разок, чтобы выяснить её окончательно. Совершенной банальностью будет сказать и то, что сама подача сюжета на традиционно высоком для Squaresoft уровне. Когда я играл, у меня складывалось впечатление того, что сюжет с его неожиданными разворотами и вывертами просто бесконечный. Однако в игре есть момент, когда вы можете определиться в своих самостоятельных действиях, перестав подчиняться линейной схеме сюжета. То есть, в принципе, переигрывать эту игру можно не раз и не два (ваш покорный слуга прошёл её дважды). И всё-таки мне немного не понравилось в развитии сюжета по ходу действа то, что там всё-таки нет подлинной нелинейности, которая позволяет перевернуть события совсем снизу вверх (хотя, в принципе, из тех игр, что я играл, я её нигде не видел). Вроде бы есть и ситуации с моральным выбором, но всё же они практически ни на что не влияют (например, интереснейшая ситуация с судом над главным героем оказывается, в принципе, достаточно однозначной при любых действиях игрока). Хотя, конечно, это всего лишь мелкий недочёт, на самом деле, и зацикливаться на нём не стоит, особенно принимая в расчёт год выпуска игры. А вот исключительно положительным является момент, связанный с тем, что для каждого ключевого персонажа в игре есть небольшой промежуток, отведённый для раскрытия его характера и объяснения мотивации. Более того, все эти моменты удачно вписаны в канву основного сюжета.
Ну и, в общем-то, напоследок хотелось бы сказать о некоторых обидных недостатках, которые имеются в Chrono Trigger. А всё дело в переводе игры с японского языка на английский. Всё время, когда я играл, меня не покидало ощущение, что у игры определенно странный «словарь». Я долго искал перевод слова swallow, что суть название оружия одного из главных героев игры Chrono. Моё воображение просто отказывалось что-то вырисовывать, поскольку даже текстовое значение абсолютно непонятно. Относительно названий врагов ситуация похожая. Я долго думал, что же такое hetake и shetake, и, увы, это не единственный пример. Да что там, даже название игры звучит несколько странновато, поскольку слово chrono, происходящее от соответствующего слова в греческом языке и обозначающего время, уж никак не является часто употребляемым. Ситуация немного сглаживается тем, что мы русскоговорящие игроки и можем не заметить некоторых недочётов, однако всё равно глаз режет. Честно говоря, я затрудняюсь ответить, почему у японских игр тогда было так худо с переводом (к такому выводу я пришёл в ходе чтения рецензий на другие японские игры, адаптированные для США и Европы). Наконец-то мне удалось выяснить в сети Интернет, что, оказывается, главному переводчику игры Теду Вулси на перевод игры Squaresoft дали очень ограниченный промежуток времени (менее месяца). В общем, такой подход очень не радует, и остаётся только гадать, что подвигло разработчиков так отнестись к адаптации своего детища.
В целом, кроме перевода особых претензий к игре не имеется. Совсем недавно я прочёл о том, что в версии для новой портативной приставки Nintendo DS все огрехи перевода были исправлены. При этом кое-что в игру добавлено и в целом - я так понял, что это славная переделка игры. Так что всем ценителям хороших старых ролевых игр японского типа я горячо рекомендую Chrono Trigger. На свой страх и риск рискну посоветовать именно версию для новой Nintendo DS. Про версию для приставки Sony Playstation в Интернете пишут, что там ужасное время загрузки и прелести перевода перекочевали из версии для SNES, так что она даже уступает версии для Супер-Нинтендо. Думаю, каждый ценитель старых игр, чьё детство прошло рядом с дорогой сердцу Супер-Нинтендо, испытает огромное наслаждение от этой игры. Да и любой другой игрок, который ценит в играх прежде всего суть, а не красивые финтифлюшки, также испытает чувство неподдельного восторга.
P.S.: Интересным фактом является и то, что данная игра никогда не выходила для европейской модели приставки SNES.
Автор: Nosferatu
Дата: 28.08.2010