Внимание! Данный обзор не претендует на полную объективность. Даже скриншоты взяты из разных источников в Интернете. Если вам понравилась эта игра, не нужно бить автора тапками, он лишь высказывает своё мнение.


Такое чувство, что каждые три года должны выходить произведения, находящиеся на слуху у масс-культуры, которые непременно будут раздражать меня настолько сильно, что я не смогу заткнуться насчёт ненависти к ним на протяжении ближайшей пары лет. Только-только изошла на нет моя ненависть к "Аватару" 2009 года, как вот нате - в 2012 году выходит Mass Effect 3. Думаю, нетрудно догадаться, что лично мне эта игра не понравилась. Сейчас попробую объяснить, почему же она мне не только не понравилась, но и вызвала во мне настолько бурные эмоции, что я не могу не рассказать о ней на этом форуме.

Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике...

Хотя нет, пожалуй, так было бы неправильно. Всё-таки галактика - наш с вами родной Млечный Путь, да и время, судя по календарю, - сравнительно недалёкое будущее. Впрочем, тем, кому интересно ознакомиться со вселенной МЕ, будет лучше обратиться к соответствующим материалам, потому что лично я даже не смог толком понять, где и в каком секторе чьи планеты находятся.
Тем не менее. Прошёл уже год со времени завершения второй части Эпопеи, и угроза Риперов вновь стала более чем реальной. Насколько? Ну, начать хотя бы с того, что эти самые Риперы уже в начальной заставке высаживаются на планету. И кто там не верил Шепарду?


Картинки из трейлеров и игры, в которых Риперы высаживаются на планету, выглядят пафосно и величественно. Увы, на деле всё куда скучнее.

Итак, суть третьей части не особо поменялась: Шепард, как и раньше, мечется на своей "Нормандии" между планетами, с целью набрать на сей раз, впрочем, не отряд самоубийц, а армии разных цивилизаций, готовых отдать все свои силы на помощь в борьбе со злобными копиями Марсианских Треножников (но с пятью ногами!) старого доброго Уэллса. И тут же хочется отметить самую неприятную новость - отряд Шепарда заметно поредел. Из него исключили всех самых интересных персонажей, оставив лишь дежурного Гарруса, Лиару и Тали Offtop
которая теперь может, сюрприз, прыгнуть со скалы. Молодцы, Bioware! Вот только где вы были в Dragon Age Origins, когда я хотел, чтобы то же самое совершил Алистер?
. Зато добавили Эди, получившую новое тело, и парня по имени Джеймс Вега. Который, в принципе, не нужен. То есть представьте на секундочку - разработчики убрали почти весь список персонажей, но добавили персонажа, о котором раньше никто никогда не слышал. И ладно, будь он действительно интересным персонажем на уровне Мордена Солуса или Легиона из второй части. Так нет же: лучшей характеристикой Джеймса будет - человек-мебель. По сравнению с ним даже Джейкоб из второй части кажется интересным персонажем. Ах да, вернули ещё Кайдена/Эшли из первой части. Спасибо за возвращение персонажей, о чьём уходе лично я никогда не жалел. Куда делись остальные персонажи? Джек, Морден, Грант, Тейн, Легион, Джейкоб, Миранда, Самара, Заид, Касуми? Никуда. Формально они всё так же существуют во вселенной (если вы не умудрились их угробить в конце второй части, конечно), но теперь появляются в игре всего пару раз и являются, в принципе, взаимозаменяемыми с новыми NPC. Вот только, появившись один раз, они, скорее всего, уходят присоединяться к армии и готовятся к последней битве (о которой расскажу чуть ниже).
Безусловно, кроме ненужного Джеймса разработчики добавили ещё одного персонажа. Но для того, чтобы получить в своё распоряжение Джавика, нужно доплатить ещё 10 долларов и получить DLC, вышедший в первый же день с игрой и, по слухам, поставляющийся прямо на диске с игрой. Спасибо, Bioware! Почему я должен доплачивать за уже купленную игру, чтобы получить её в (о, всё ещё не) полном виде? Кроме того, квест, связанный с Джавиком, сам по себе представляет из себя скучную перестрелку и несколько новых диалогов впоследствии. Сам Джавик для завершения игры, судя по всему, необязателен. Почему "судя по всему"? Узнаете ниже.



Хороший? Плохой? Ружьё-то у меня!

Несмотря на то, что Mass Effect 3 всё ещё пытается прикидываться ролевой игрой, советую не допускать пыли в глаза - теперь это 100% шутер. Шутер с укрытиями. И притом - не очень хороший. Почти все локации в игре, включая те, где бои не происходят, представляют из себя сплошные узкие коридоры. Отличаются они лишь тем, что в боевых локациях есть куча укрытий и патронов, в небоевых их, естественно, нет, и там стоит куча NPC. Весь геймплей сводится к "выглянул из укрытия, расстрелял цель, спрятался за укрытие". И так до тех пор, пока не кончатся патроны или цели. В итоге геймплейно мы имеем практически очередной клон Gears of War - за тем исключением, что сама Gears of War была всё-таки хорошей игрой и бои там порой были весьма интересными. Чего не скажешь о МЕ3. Да, есть разделение на классы, но выглядит оно всё равно так, что всё равно рано или поздно склоняешься к выбору солдата. Потому что у него есть гранаты. Играть же биотиком, особенно на поздних стадиях, - сплошное издевательство, когда появляются тонны противников, к этой самой биотике иммунных.
Враги обычно ведут себя двумя способами - либо лезут спереди, либо лезут со всех сторон. Соответственно, в первом случае бои выглядят излишне лёгкими, во втором - излишне раздражающими. Потому что, несмотря на улучшенное управление, Шепард всё равно неповоротлив, аки слон в болоте, и при развороте "отклеивается" от укрытия, за которым прятался. И частенько встаёт в полный рост.
Но на этом проблемы с управлением не заканчиваются - когда надо уйти в укрытие, Шепард начинает бежать, когда надо присесть, встаёт возле другой стены, когда надо отпрыгнуть в сторону - приседает у бетонной балки. А что всему виной? Всего лишь то, что Пробел (или кнопка А на геймпаде, который, кстати, не поддерживается РС-версией игры) отвечает сразу за три совершенно разных действия. В хороших играх эти самые функции находятся почему-то, как правило, на разных кнопках. Интересно, Bioware знают, почему?
Кроме того, такое чувство, что под "повышением сложности" разработчики МЕ3 понимают только увеличение числа врагов и увеличение их НР и наносимого урона в разы. В итоге перестрелки на поздних уровнях могут затягиваться надолго, когда на тебя одновременно бегут 10-15 противников, у каждого - по вагону здоровья, регенерирующийся щит и скрипт, который будет рождать новых противников, пока игра не посчитает, что ей стало очень скучно смотреть на потуги игрока уничтожать сонмы однообразных противников. Ах да, этот же скрипт не позволит оставить противников и пройти дальше примерно в 75% случаев. То есть пока не уничтожишь всех в комнате, нужная дверь просто не откроется.


Хоть и выглядит это красиво, но играется скучно. Да и типов противников - кот наплакал.

Грубо говоря, все противники делятся на два вида - солдаты Цербера и солдаты Риперов. Первые делятся на: Солдаты, Штурмовики, Инженеры, Снайперы, Ниндзя и Мехи. Вторые - на: Человек бегающий, непонятнокто стреляющий, Турианец маленький, Турианец большой, Рахни, Большая летающая тварь с Тучанки (во второй части) и Азари. Разумеется, у Риперов они все роботизированы. Иными словами, разнообразия стало заметно меньше, чем во второй и даже в первой части.

Кстати, к перестрелкам теперь добавили стрельбу из турелей. Дурной вкус налицо.
Что же до списка оружия, увеличился он ненамного - добавилось несколько новых видов пушек, и теперь ограничение идёт не по классу, а по весу: чем больше оружия навесил на себя Шепард, тем медленнее восстанавливаются его умения. Сопартийцы ограничены всего двумя стволами определённого типа на персонажа - Гаррус может брать только автоматы и снайперские винтовки, Эди - пистолеты и пистолеты-пулемёты и т.д. Хорошо хоть эту часть разработчики сделали как надо, тут особых претензий нет.
Зато есть претензии к модификации оружия. Помните рассказы о том, что модификация оружия будет менять его внешний вид? Так вот, в большинстве случаев эта самая модификация приводит лишь к банальной смене цвета текстуры автомата/пистолета/винтовки, не более. Те же модификации, которые действительно меняют внешний вид оружия, у всех пушек данного типа выглядят одинаково, что выглядит откровенно убого. Ну и, конечно же, нельзя повесить больше двух улучшений на одно оружие. Почему - сказать трудно, хотя отличия между модификациями ощущаются, откровенно говоря, слабо.

О птичках...

Не люблю эту часть. Нужно поговорить о графике. Но не хочется. Правда. Графика по сравнению со второй частью изменилась мало. Разве что движок чуть оптимизировали да добавили новых фильтров на картинку. Но всё равно выглядит всё так же, как и раньше - с первого взгляда картинка весьма красивая и сочная. Но стоит присмотреться, как становятся видны удручающе мутные текстуры и модели, страдающие от острой полигональной недостаточности. У NPC, не участвующих в непосредственных разговорах, напрочь отсутствует мимика, из-за чего при ближайшем рассмотрении они выглядят как марионетки в кукольном театре. Да и сами эти NPC сделаны, чаще всего, по методике Ctrl+C, Ctrl+V. Дальние дали выглядят таковыми лишь при первом взгляде. При втором становится видно, что это всего лишь мелкие, низкодетализированные модельки, расположенные где-то в десятке метров от доступного коридора, чем ещё больше вызывают ощущение камерности происходящего. Отсутствие миссий на транспорте вызывает подобные ощущения ещё сильнее.

В общем, о визуальной стороне третьей части могу сказать лишь то же, что мог бы сказать о второй, - всё достаточно мило и красиво, пока не начнёшь всматриваться в детали. Как начнёшь, в голове начинается сравнение МЕ3 с первым Unreal. Причём в сторону последнего.

Про озвучку, правда, сказать так же плохо я не возьмусь - она всё так же на уровне. Первой части. Увы, хоть голоса всё те же, но само качество диалогов заметно упало. Пропали замечательные "онлайнеры" из второй части, присущие как "Парагону", так и "Ренегату". Шепард больше не сыплет колкостями, как во второй части: большинство едких фраз - блеклое подобие того, что было раньше. Место цинизма занял пафос, который выглядит просто блекло.

Что до музыки, то она... никакая. Вместо заглавной темы - несколько аккордов. Из музыкальных композиций ни одна толком не запоминается. В общем, тенденция стандартная для нынешнего периода: музыка служит лишь фоном, и остаётся лишь гадать - какие же суммы требует Джон Уильямс, что его мы больше не слышим в новых фильмах и играх?


Иногда игре есть чем порадовать. Жаль, что это "иногда" встречается крайне редко.

Есть у игры ещё много недостатков и мало достоинств. Но самым печальным событием в этом балагане является концовка. Дабы не спойлерить, предлагаю аллегорию. Представьте себе фильм "Возвращение Джедая", откуда убрали планетарное и космическое сражение за Эндор (хорошо это или плохо - судить вам), оставив только сцены, связанные непосредственно с Люком, Дартом Вейдером и Палпатином. И вот, в тот самый момент, когда Люк хватает свой меч, нам показывают взрывную волну, догоняющую "Тысячелетний Сокол", надпись "Конец" и показывают картинку с Люком и Вейдером, стоящими на фоне ночного неба, явно нарисованную в фотошопе за десять минут. И в ответ на волну негодования выходит сам Лукас и говорит, мол: "Кое-кто узнал финал фильма, поэтому я его изменил. Приходите через полгода, заплатите ещё половину цены за билет, и мы вам покажем настоящий финал. А может, и не покажем." Примерно так это и выглядит.

Конечно, я опустил многое - и отсутствие мини-игр, и доведённую до идиотизма мини-игру с летающей по солнечным системам "Нормандией", и кошмарный журнал квестов, и бесконечные баги и глюки, из-за которых некоторые квесты просто нельзя закончить. Всё это вы получите, если оплатите новый DLC, который выйдет в ближайшие три месяца. А может, и не выйдет.

Автор: Omega-Envych
Дата: 20.03.2012

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей