Вот представьте обложку современной игры, на которой бы герой держал отрезанную голову
Пожалуй, не существует более обидной причины для критики видеоигры, чем завышенные ожидания. Особенно если речь идет о представителе жанра шутеров от первого лица, где спрос со стороны пользователей особенно высок: как к технической стороне, так и к постановке и разнообразию игровых ситуаций, а круг самих пользователей наиболее широк. Конечно же, ни желчные упражнения в остроумии рецензентов, ни крики самих фанатов на форумах: «Вы фигню слепили!» - не делают последние творения id software, Legend Entertainment или 3D Realms хуже конкурентов, хотя, возможно, за мытарства с Duke Nukem Forever последние этого и заслужили. Другое дело, что со временем статейки с низкими оценками забываются, а игра воспринимается в отрыве от времени выхода просто как хороший шутер. Героя этой статьи тоже ждали с нетерпением. Также удостоили презрительного «Фи» отечественные профильные издания (в частности, «Game.exe» и «Навигатор игрового мира»), а продажи не дотянули до планки Duke Nukem 3D. Вот только Shadow Warrior, FPS о похождениях престарелого, но отнюдь не дряхлого ниндзя Ло Ванга хуже от этого не стал. А совсем недавно он удостоился ремейка за авторством Flying Wild Hog Studious под присмотром воскресшей 3D Realms и обновленной версии старой игры.
Одно из достоинств новой версии, заявленное самими разработчиками, - реалистичная физика рыб
История Shadow Warrior началась в 1994 году, когда издательство Apogee, успешно продвигающее свои проекты на ПК по схеме Shareware, решило продвигать свои позиции в новом перспективном направлении – полностью трехмерных игр. Ну, или псевдотрехмерных. Помочь им в этом должен был новейший навороченный движок Build за авторством юного гения программирования Кена Сильвермана. Первоначально игра сильно отличалась от релизной версии своей простотой (например, никаких намеков на интерактивность) и была больше похожа на The Legend of Seven Paladins. После образования 3D Realms количество трехмерных проектов под крылом Apogee резко возросло, поэтому после релиза Дюка решено было сосредоточиться на его азиатском брате, продав Blood и Ruins сторонним компаниям. К лету 97-го Воин Тени оформился окончательно и стало понятно, что команда Миллера и Бруссарда намерена закрепить все фирменные фишки Нюкема: тематические детализированные уровни с кучей интерактивных объектов, отсылок к известным фильмам, секретов и разнообразными противниками и боссами.
1994 год. Другие монстры, другое оружие, другая игра
Рейлган, зеркальный пол, значок Инь-Янь - смотрятся гармонично. Всё по Фен-Шуй
Оружие заслуживает отдельного внимания. В какой еще игре давали пострелять из помеси дробовика с пулеметом "вулкан". Или вот, например, – четырехствольная базука с миниядерной бомбой в комплекте (лежит себе на полу в некоторых местах на уровнях, словно коробка с печеньем), которая устраивает миниапокалипсис с ослепляющей вспышкой и радиационным фоном в эпицентре. Гранаты не просто взрываются, а впиваются шипами в жертву. И, конечно же, азиатский боевик не мог обойтись без парных инграмов и катаны. Ну а раз герой – ниндзя, то сюрикены и приемы рукопашного боя не могли не быть включены в арсенал. Отсутствие честного 3D не помешало добавить в игру честно отскакивающие от стен гранаты для стрельбы из шестизарядного гранатомета, а рейлган появился на полгода раньше Quake 2. Кроме того, имеется экзотика в виде вырванного сердца (вызывает двойника Ло Ванга) и оторванной головы (выпускает огненные шары изо рта). В случае с последней триггером выступает мозг демона, на который Ванг воздействует напрямую, просовывая пальцы в дырки на затылке. Монстриллы же были не против пряток за ящиками с внезапным расстрелом героя, смены оружия на более мощное (как вам понравится получить ракету в лоб от субъекта, секунду назад использовавшего инграм), попытками подорвать героя вместе с собой ящиком со взрывчаткой, упорным нежеланием отдавать концы после этого и умением даже собственной смертью навредить герою (испускающие после смерти газы сумоисты).
Нопасаран, банзай и всё такое... или он мне просто лапши с собачатиной предложить хотел?
С пасхалками и отсылками к известным кинофильмам и стереотипам об азиатах тоже было всё в порядке. Опробовав новый способ завлечь игрока в Duke Nukem 3D, разработчики решили обстебать сцену «ученик идет за советом к сенсею» (а сенсей охоч до молоденьких голых девушек), похоронили Джеки Чана, сковали цепями Лару Крофт (в бете это вообще намек на хентай был). Да и упомянутые выше «подружки» мудрого наставника Ло Ванга как две капли воды похожи на героинь аниме Сейлор Мун. А еще там можно было кататься на танке или на погрузчике… если есть инструменты, а если нет – то искать на уровне. А вы думали, в FarCry 2 появился гемор с починкой средства передвижения?
Wet dreams фаната Сейлор Мун. Девушка, а вам 18 есть?!
Лара Крофт... скованная... в гробнице. Они скрутили Лару Крофт в ее же среде обитания! А я, старый дурак, что сюда сунулся?!
Подводя итог, с выходом Shadow Warrior: Redux – обновленной версии старой игры, заточенной под современные системы, - у пропустивших оригинал (да и у ностальгирующих) появилась возможность ознакомиться с этой отличной игрой и двумя ее официальными дополнениями. Кстати, о дополнениях мы сейчас и поговорим. Всего к Shadow Warrior вышло два аддона: Twin Dragon и Wanton Destruction. Причем второй мог вообще не явиться общественности, если бы бывший сотрудник Sunstorm Entertaiment не имел склонность наводить порядок. Ну, знаете, так звонит сотрудник начальству и говорит: «Я тут уборку делал и нашел мастер-диск с аддоном к этому Shadow Warrior». А те ему: «О, отлично! Давай продадим». А он им: «Так ведь 2005 год на дворе – никто не купит аддон 1998 года». А они ему: «Тогда мы его бесплатно выложим – пусть фанаты порадуются… семь лет ждали ведь». Шутка, конечно, но не совсем понятно, что мешало выпустить готовое дополнение в 1998 году. К слову, первый аддон тоже пошел в свободный доступ в сеть в июле 1998 года. Так что 3D Realms первыми решили потчевать пользователей бесплатными добавками (или это всё-таки были Eidos с мини-аддонами к Tomb Raider?), что неудивительно, учитывая, кто придумал модель распространения Shareware.
Полуодетая девушка, нагая обезьяна, открытое пламя, обнаженное оружие - неприкрытый садизм
В Twin Dragon речь шла о брате-близнеце Ло Ванга – Хунг Ло, с которым он был разлучен в детстве и который впоследствии стал редиской. Подчинив себе остатки армии злодея оригинальной игры – Зиллы, братец загорелся оригинальнейшей идеей продолжить его дело (с другой стороны, на всё готовенькое пришел, ничего строить не надо). Игрока ждали 13 новых уровней и новый босс в конце. А вот новых монстров и оружия не завезли, увы. Помниться, тогда он был пройден мною без особого интереса и вскоре забыт. В отличие от Карибских похождений Дюка.
Смотрюсь в тебя как в зеркало. А ведь действительно "как" - отражение имитируется идентичным помещением
В многострадальном Wanton Destruction седобородый ниндзя решил проведать родственничков в США, но тут проявляет активность недобитый Господин Зилла, и Ванг решает закончить начатое. На этот раз нам дали 12 новых уровней с хорошей архитектурой, но нового оружия опять не завезли. А некоторых перерисованных старых противников язык не повернется назвать новыми монстрами – анимация, атаки и озвучка у них остались прежними, так что не зачет.
В Shadow Warrior: Redux оба аддона влились органично. Так что теперь мы имеем целых четыре эпизода в противовес двум в оригинале.
Redux-издание обзавелось похорошевшей графикой
Какой конфуз! Прямо не знаешь, отчего больше стыдно - от осознания, что девочки какают не бабочками, или от того, что опытный воин словил пулю в сортире
Но одна вещь осталась за кадром. Я говорю о сиквеле Воина Тени, вышедшего летом 1998 года. Тут необходимо сделать два пояснения: во-первых, он никогда не был официальным сиквелом. Фирма Inferno Entertainment не заключала лицензионного соглашения с 3D Realms и преподносила свою игру как total conversion для самого Shadow Warrior. Во-вторых, ее никогда не продавали. Скачать дистрибутив можно было бесплатно с сайта разработчика. Впрочем, сейчас его можно найти в сети. Например, на вот этом фанатском сайте - swcentral.weebly.com, на протяжении 14 лет поддерживающем мистера Ванга на плаву. Как они сами говорят: «Keeping Shadow Warrior Alive since 1999». В частности, некие энтузиасты сделали трехмерные модели монстров. Добавляются карты для мультиплеера.
О да, детка! По калашу в каждую руку!
Но вернемся к игре. Сначала название - Shadow Warrior: The Last Warrior. Последний Воин, то бишь. Если в первом SW нас встречал ролик с ГГ, лихо машущим катаной, то здесь, под его издевки, некий ученый муж откушивал той самой шипастой гранаты и лишался головы… мда, очень информативное начало. В оригинале тоже интро отсутствовало, но хоть знакомили с героем. Дальше больше – новый злодей с претензиями на мировое господство, новые уровни, перерисованные враги, обновленное оружие. А вот на последнем, как и в случае с оригиналом, стоит остановиться поподробнее.
О ДА, ДЕТКА! Помесь ленточного пулемета с дробовиком!
Скажите, вам нравилось стрелять из инграмов по-македонски? А вам не кажется, что пистолеты-пулеметы - это как-то несерьезно? А может, лучше взять автомат? А если по автомату в каждую руку? К сожалению, перерисовкой моделек всё и ограничилось. Впрочем, это не важно. Главное, что выглядеть оружие стало круто. Ленточный дробовик чисто подсознательно создает картину сносящей всё на своем пути машины смерти, даром что стреляет всё так же очередью из четырех выстрелов. А вот сделать более реалистичную базуку - идея была плохая. Мало того, что один ствол выглядит несерьезно, так еще и держит ее Ло Ванг между ног, видимо, или упершись в живот. Оружие и руки, его держащие, стали выглядеть реалистично (в случае с сердцем и головой даже слишком), но новых стволов опять не завезли. Увы. Несколько новых моделек противников также нарисованы с душой. Жаль, что это всё те же монстры с измененным спрайтом.
О ДА... Эээ, не, ребят, один ствол у ракетницы - это несерьезно
А вот к дизайну уровней в Inferno подошли с полной выкладкой. Интересные локации: фрагменты города, промышленной зоны, древних храмов и т.д. Вполне в духе оригинальной игры. Но и тут есть некоторые нюансы в архитектуре. Приведу один пример. Где-то посередине игры мне попалась открытая площадка с несколькими зданиями, скальной породой и торчащей откуда-то сверху здоровой трубой. Из нее потоком лила вода, образовав небольшой пруд. Прикончив всех монстров и излазив все дыры, я не нашел прохода дальше и, конечно же, вернулся, чтобы нырнуть в этот самый пруд – бесполезно, вода в нем по щиколотку. Побегав еще минут 15, я всё-таки решил ткнуться в эту ниспадающую струю воды. И да - это был выход: проплыть сквозь струю вверх к трубе и в ней, двигаясь против течения, проплыть в следующее помещение. В остальном же - довольно неплохое было продолжение. Пускай и неофициальное. Но явно не хуже вышедшего тогда же сиквела к Redneck Rampage. Там разработчики тоже решили не напрягаться с новым движком, и, по сути, это был тот же аддон.
Вместо шестизарядного гранатомета подствольник- тоже спорное решение
В завершение хочется добавить, что тогда мне не удалось найти в нем ни единого пасхального яйца. Может быть, их там и не было. А вот в новом Shadow Warrior 2013 года их навалом. Да и сама игра – отличный перезапуск отличной игры прошлого десятилетия. Побольше бы таких ремейков или, на худой конец, Redux-изданий старых, проверенных временем игр. Игр, которые, быть может, не выстрелили в год запуска, но пережили испытание временем и обзавелись обоймой дополнений и модификаций. И обзавелись комъюнити, поддерживающим проект. Как упомянутый выше сайт. Значит, игра не забыта.
Caleb
Автор: Caleb Cabal
Дата: 15.11.2013