Семь чудес света… Эти невероятные архитектурные сооружения с древних времён впечатляли человеческий род. Даже на Востоке, где и своих шедевров подобного толка было много, нашлись их почитатели. В 1993 году компания KOEI выпускает образовательно-приключенческий квест Delphi no Shintaku (что можно перевести как «Дельфийский оракул»), посвящённый теме семи чудес света с сопутствующим решением загадок, что, согласитесь, для тамошнего игропрома довольно-таки нечастое явление.
Итак, сначала рассмотрим сюжетный режим, а после этого и все дополнительные, являющиеся мини-играми. Всё это разнообразие спокойно вызывается из главного меню. Но вернёмся к насущному. Повествование начинается в Вавилоне. Игрок управляет неназванным сыном вавилонского правителя, которому поручают задачу обойти сначала родной город, а затем и весь ближайший свет в виде некоторых других населённых пунктов, дабы поучиться уму-разуму. Ну и себя показать. Первое чудо света – Висячие сады Семирамиды - стоит буквально в двух шагах. Впрочем, в городе также расположена Вавилонская башня, на чью вершину, кстати, позволено подняться. Однако посмотреть с верхотуры на окрестности нельзя, да и за чудо света она почему-то не считается. На городских улочках и внутри зданий легко заметить людей, занимающихся своими делами, с сопутствующими анимациями. В других местах картина та же самая. Выйдя из родного Вавилона, мы попадаем на пергаментную карту, по которой перемещаемся в том или ином направлении при помощи дополнительного экранчика. Так вот и топаем/плывём к очередной цели в виде чудес света. В Галикарнасе нас поджидает Мавзолей, в Эфесе – храм Артемиды, в Олимпии – статуя Зевса (которая настолько велика, что с близкого расстояния её во весь рост рассмотреть не удастся), на Родосе - Колосс, в Александрии - маяк и, конечно, в Египте - пирамида Хеопса, загадки которой хранит гигантский Сфинкс…
На первый взгляд может показаться, что Delphi no Shintaku являет собой point & click quest, в котором мы блуждаем по миру, разговариваем с местными, узнаём некие факты о посещённых чудесах света, а также решаем (не)сложные загадки. Но это лишь на первый взгляд. Буквально через минуту после начала мы кликаем на первого попавшегося человека, перекидываемся с ним парой фраз и… Попадаем на экран с викториной, где необходимо ответить верно на пару вопросов на самые разные темы. Нас (читай – вавилонского царевича) будут испытывать вопросами о литературе как древней, так и современной, кинематографе, музыке, игровой индустрии (да-да!), японской светской жизни, арифметическими, языковыми упражнениями и прочими темами, включая историю. Игроку выводится вопрос и даются четыре варианта ответа. На всё про всё десять секунд, за которые надо вспомнить и выбрать правильный ответ. Обычные люди задают нам по два не повторяющихся из раза в раз вопроса, в случае отгадывания мы получаем либо используемые вещи-талисманы, либо подсказку по решению головоломки, либо факт о находящемся рядом чуде света. Ответили им неверно? Нам укажут на ошибку и прекратят диалог. Но зато можно без проблем начать его снова. Хранители же (в число которых входят как обычные смотрители, так и статуи и даже саркофаг фараона) данных сооружений испытывают наши познания трижды. Если успели узнать ответы на них у ошивающихся рядом граждан – это хорошо. В противном случае – пеняйте на себя. Сделали неверный выбор? Ну что же, нас пожурят и прогонят, предлагая короткой звуковой репликой подучить «матчасть». Правильный ответ при этом, в отличие от случая с обычными людьми, не подсвечивается. Причём вторую попытку сразу начать нельзя, необходимо подождать какое-то время. Но и это ещё не всё. После верных ответов на вопросы стражей игроку либо говорят о дальнейших шагах для разгадывания местной тайны, либо сразу дают доступ к божеству или личности, которой данное чудо света посвящено. Эти товарищи уже не ограничиваются простой викториной, а приглашают игрока сразу в одну из мини-игр (о них будет сказано позже). За победу в них даётся артефакт с особой силой, которую потребуется применить в том или ином месте, чтобы продвинуться дальше. Да, иногда путь к чуду света бывает очень тернист. И если в храме в Эфесе нужно запоминать путь, так как некоторые плиты на полу – лишь иллюзия, то в Египте без подзорной трубы едва ли можно обойтись, потому что на десятки экранов вокруг простирается необъятная пустыня, в которой легко заплутать.
В любой момент можно нажать правую кнопку мыши и вызвать специальное меню, в котором глянуть дневник с занесёнными туда фактами, посмотреть инвентарь (где и применить какую-нибудь вещь из числа собранных артефактов и талисманов), сохраниться и загрузиться.
Как уже упоминалось, в процессе разговоров с местными игроку могут дать талисманы. Они являют собой подсказки и легальные упрощения в викторинах. Например, после применения могут убираться неверные варианты ответа, а также подсвечиваться правильные на протяжении энного числа вопросов. Однако есть одна проблемка… С течением времени за протагонистом начинает охотиться пара нехороших личностей, которые прямо-таки принуждают к викторине. Ответили на всё правильно – они уходят, в худшем случае прихватив один талисман. Если же ошиблись – основательно обнесут.
А теперь стоит повести речь о мини-играх. Всего их тут десять штук. Почти все из них являют различные вариации викторин. Начнём, как водится, с первой. Она представляет собой аналог отечественной телепередачи «Своя игра» (или зарубежной «Jeopardy!»). Даны пять тем, для каждой представлены пять вопросов стоимостью от 10 до 50 очков. Время на ответ ограничено теми же десятью секундами. Да, противник может нас опередить и выбрать правильный вариант. Так что клювом щёлкать не надо. Побеждает, как водится, тот, кто наберёт больше всех очков. За неверный ответ карают довольно жестоко – не дают отвечать на следующие два вопроса.
Вторая мини-игра не ушла далеко от предыдущей, – это всё та же «Своя игра», но совмещённая с реверси. Дано белое игровое поле размером пять на пять квадратов. Верный ответ на вопрос даст нам возможность закрасить одну клетку в свой цвет. Стараемся так делать до логического конца. При этом действуют правила игры реверси. Задача стоит в том, чтобы на момент его полного закрашивания наш цвет преобладал.
В третьей нашего героя ставят на голову одной из статуй с острова Пасхи (называются они моаи) и подвергают викторинированию. Иначе процесс и не назовёшь. Отвечаем верно – каменная глыба под нами поднимается вверх. Ошибаемся – опускается. Задача состоит в том, чтобы подняться на самый верх. Если достигаем дна, то проигрываем.
В четвёртой появляется какое-никакое разнообразие. Нам показывается флаг некоего государства, который поделен на множество мелких-мелких квадратов и перемешан. Даются двадцать секунд, за которые медленно, но верно «пазл» самостоятельно собирается. Необходимо за ограниченное время понять, к какому государству он относится, и выбрать соответствующий вариант ответа.
В пятой игроку дают две на первый взгляд одинаковых картинки. Необходимо указать на различающиеся меж ними элементы. За клики по правильным участкам дают очки, по остальным – отнимают. Вот и готова половина. Пошли дальше.
Шестая мини-игра являет собой самое странное зрелище – автоматическую ходилку. Первым делом мы выбираем своего альтер эго в виде химеры, которая и помещается на поле вместе с остальными. Далее игра творит форменное безобразие, превращаясь в самую настоящую самоиграйку. Компьютер сам бросает кубик как за оппонентов, так и за нас. В зависимости от выпавшего значения та или иная пешка продвигается вперёд на энное количество шагов. Если две химеры оказались на одной и той же клетке поля, то между ними происходит схватка, что влечёт за собой утрату здоровья. Если оно потеряно целиком, то чудовище выбывает из игры. Победителем является тот, кто придёт к финишу первым. Этого можно добиться и в том случае, если все противники сокрушены.
Соскучились по викторинам? Следующая на очереди музыкальная. Исполняется некая мелодия, а мы должны либо отгадать её название, либо автора, либо сказать, относится ли та или иная фраза к её тексту.
Восьмая мини-игра – это, как уже можно было догадаться, очередная викторина. Чем же нас удивят на этот раз? Глобальным ограничением по времени. Да, над каждым вопросом можно думать сколько душе угодно. Ну, пока общее время не кончится. А так оно для каждого вопроса не ограничено десятью секундами. И снова стоит задача в том, чтобы набрать как можно больше очков.
Девятая мини-игра уже требует основательно напрячь извилины. Дана некая геометрическая фигура, её нужно повторить, собрав из фрагментов различных форм и размеров. Что-то подобное вы, наверное, делали ещё в школе.
И, наконец, последняя, десятая мини-игра являет собой вариацию восьмой, с той лишь разницей, что наш персонаж стоит на подиуме с моргающим экраном позади а-ля «Колесо Фортуны» и что кроме общего лимита времени есть и ограничение по десять секунд на каждый вопрос. Разумеется, выгоднее всего отвечать правильно и как можно быстрее.
Графика выполнена в довольно любопытном стиле с преобладанием античных ноток. В достоверность посещённых мест так и хочется верить. Рисунки и фоны архитектурных сооружений, статуй, барельефы, фрески выполнены на высоком уровне. Общий стиль соответствует показанным временам. Подобного от японцев, которые, скажем прямо, ту эпоху не особо котируют (ведь это не относится к их истории), совершенно не ожидаешь. Особенно с учётом обложки. Она мало того что странная, так ещё и совершенно не отражает сути игрового процесса.
С музыкой аналогичным образом проблем нет. Благодаря трём дискетам разработчики смогли обеспечить звуковое разнообразие, а также записать для всех хранителей по две фразы. И, что особо интересно, голоса различаются!
Управление осуществляется при помощи как мыши, так и клавиатуры. В викторинах можно как кликать по вариантам ответа, так и нажимать соответствующие клавиши с цифрами. Однако удобнее всего пользоваться мышью и перемещать персонажа посредством наведения на нужный участок и последующего щёлкания. Но иногда требуется клавиатура. Например, когда нужно ответить на загадки Сфинкса, введя иероглифами правильные ответы (ошибка, кстати, ведёт к гейм оверу). Управление удобно и не вызывает проблем.
Подводя итоги, отметим странную природу Delphi no Shintaku. С одной стороны, она выполнена на высочайшем уровне, но с другой - полна как анахронизмов (одна лишь «Своя игра» с кнопками и табло в Александрийском маяке – это, конечно, нечто), так и откровенно сложных вопросов, требующих хорошего знания не только японского языка (фуриганы тут нет, даже не надейтесь, а из английского текста имеются только отдельные буквы и аббревиатуры), но и тамошних нравов. На некоторые темы, к сожалению, едва ли можно ответить верно (и если главу KOEI ещё можно угадать по названию компании, то знать её год основания – вряд ли). Delphi no Shintaku – это замечательная игра, которая, к сожалению, имеет очень высокий порог вхождения из-за необходимости знания японского языка на довольно-таки высоком уровне.
Итак, сначала рассмотрим сюжетный режим, а после этого и все дополнительные, являющиеся мини-играми. Всё это разнообразие спокойно вызывается из главного меню. Но вернёмся к насущному. Повествование начинается в Вавилоне. Игрок управляет неназванным сыном вавилонского правителя, которому поручают задачу обойти сначала родной город, а затем и весь ближайший свет в виде некоторых других населённых пунктов, дабы поучиться уму-разуму. Ну и себя показать. Первое чудо света – Висячие сады Семирамиды - стоит буквально в двух шагах. Впрочем, в городе также расположена Вавилонская башня, на чью вершину, кстати, позволено подняться. Однако посмотреть с верхотуры на окрестности нельзя, да и за чудо света она почему-то не считается. На городских улочках и внутри зданий легко заметить людей, занимающихся своими делами, с сопутствующими анимациями. В других местах картина та же самая. Выйдя из родного Вавилона, мы попадаем на пергаментную карту, по которой перемещаемся в том или ином направлении при помощи дополнительного экранчика. Так вот и топаем/плывём к очередной цели в виде чудес света. В Галикарнасе нас поджидает Мавзолей, в Эфесе – храм Артемиды, в Олимпии – статуя Зевса (которая настолько велика, что с близкого расстояния её во весь рост рассмотреть не удастся), на Родосе - Колосс, в Александрии - маяк и, конечно, в Египте - пирамида Хеопса, загадки которой хранит гигантский Сфинкс…
На первый взгляд может показаться, что Delphi no Shintaku являет собой point & click quest, в котором мы блуждаем по миру, разговариваем с местными, узнаём некие факты о посещённых чудесах света, а также решаем (не)сложные загадки. Но это лишь на первый взгляд. Буквально через минуту после начала мы кликаем на первого попавшегося человека, перекидываемся с ним парой фраз и… Попадаем на экран с викториной, где необходимо ответить верно на пару вопросов на самые разные темы. Нас (читай – вавилонского царевича) будут испытывать вопросами о литературе как древней, так и современной, кинематографе, музыке, игровой индустрии (да-да!), японской светской жизни, арифметическими, языковыми упражнениями и прочими темами, включая историю. Игроку выводится вопрос и даются четыре варианта ответа. На всё про всё десять секунд, за которые надо вспомнить и выбрать правильный ответ. Обычные люди задают нам по два не повторяющихся из раза в раз вопроса, в случае отгадывания мы получаем либо используемые вещи-талисманы, либо подсказку по решению головоломки, либо факт о находящемся рядом чуде света. Ответили им неверно? Нам укажут на ошибку и прекратят диалог. Но зато можно без проблем начать его снова. Хранители же (в число которых входят как обычные смотрители, так и статуи и даже саркофаг фараона) данных сооружений испытывают наши познания трижды. Если успели узнать ответы на них у ошивающихся рядом граждан – это хорошо. В противном случае – пеняйте на себя. Сделали неверный выбор? Ну что же, нас пожурят и прогонят, предлагая короткой звуковой репликой подучить «матчасть». Правильный ответ при этом, в отличие от случая с обычными людьми, не подсвечивается. Причём вторую попытку сразу начать нельзя, необходимо подождать какое-то время. Но и это ещё не всё. После верных ответов на вопросы стражей игроку либо говорят о дальнейших шагах для разгадывания местной тайны, либо сразу дают доступ к божеству или личности, которой данное чудо света посвящено. Эти товарищи уже не ограничиваются простой викториной, а приглашают игрока сразу в одну из мини-игр (о них будет сказано позже). За победу в них даётся артефакт с особой силой, которую потребуется применить в том или ином месте, чтобы продвинуться дальше. Да, иногда путь к чуду света бывает очень тернист. И если в храме в Эфесе нужно запоминать путь, так как некоторые плиты на полу – лишь иллюзия, то в Египте без подзорной трубы едва ли можно обойтись, потому что на десятки экранов вокруг простирается необъятная пустыня, в которой легко заплутать.
В любой момент можно нажать правую кнопку мыши и вызвать специальное меню, в котором глянуть дневник с занесёнными туда фактами, посмотреть инвентарь (где и применить какую-нибудь вещь из числа собранных артефактов и талисманов), сохраниться и загрузиться.
Как уже упоминалось, в процессе разговоров с местными игроку могут дать талисманы. Они являют собой подсказки и легальные упрощения в викторинах. Например, после применения могут убираться неверные варианты ответа, а также подсвечиваться правильные на протяжении энного числа вопросов. Однако есть одна проблемка… С течением времени за протагонистом начинает охотиться пара нехороших личностей, которые прямо-таки принуждают к викторине. Ответили на всё правильно – они уходят, в худшем случае прихватив один талисман. Если же ошиблись – основательно обнесут.
А теперь стоит повести речь о мини-играх. Всего их тут десять штук. Почти все из них являют различные вариации викторин. Начнём, как водится, с первой. Она представляет собой аналог отечественной телепередачи «Своя игра» (или зарубежной «Jeopardy!»). Даны пять тем, для каждой представлены пять вопросов стоимостью от 10 до 50 очков. Время на ответ ограничено теми же десятью секундами. Да, противник может нас опередить и выбрать правильный вариант. Так что клювом щёлкать не надо. Побеждает, как водится, тот, кто наберёт больше всех очков. За неверный ответ карают довольно жестоко – не дают отвечать на следующие два вопроса.
Вторая мини-игра не ушла далеко от предыдущей, – это всё та же «Своя игра», но совмещённая с реверси. Дано белое игровое поле размером пять на пять квадратов. Верный ответ на вопрос даст нам возможность закрасить одну клетку в свой цвет. Стараемся так делать до логического конца. При этом действуют правила игры реверси. Задача стоит в том, чтобы на момент его полного закрашивания наш цвет преобладал.
В третьей нашего героя ставят на голову одной из статуй с острова Пасхи (называются они моаи) и подвергают викторинированию. Иначе процесс и не назовёшь. Отвечаем верно – каменная глыба под нами поднимается вверх. Ошибаемся – опускается. Задача состоит в том, чтобы подняться на самый верх. Если достигаем дна, то проигрываем.
В четвёртой появляется какое-никакое разнообразие. Нам показывается флаг некоего государства, который поделен на множество мелких-мелких квадратов и перемешан. Даются двадцать секунд, за которые медленно, но верно «пазл» самостоятельно собирается. Необходимо за ограниченное время понять, к какому государству он относится, и выбрать соответствующий вариант ответа.
В пятой игроку дают две на первый взгляд одинаковых картинки. Необходимо указать на различающиеся меж ними элементы. За клики по правильным участкам дают очки, по остальным – отнимают. Вот и готова половина. Пошли дальше.
Шестая мини-игра являет собой самое странное зрелище – автоматическую ходилку. Первым делом мы выбираем своего альтер эго в виде химеры, которая и помещается на поле вместе с остальными. Далее игра творит форменное безобразие, превращаясь в самую настоящую самоиграйку. Компьютер сам бросает кубик как за оппонентов, так и за нас. В зависимости от выпавшего значения та или иная пешка продвигается вперёд на энное количество шагов. Если две химеры оказались на одной и той же клетке поля, то между ними происходит схватка, что влечёт за собой утрату здоровья. Если оно потеряно целиком, то чудовище выбывает из игры. Победителем является тот, кто придёт к финишу первым. Этого можно добиться и в том случае, если все противники сокрушены.
Соскучились по викторинам? Следующая на очереди музыкальная. Исполняется некая мелодия, а мы должны либо отгадать её название, либо автора, либо сказать, относится ли та или иная фраза к её тексту.
Восьмая мини-игра – это, как уже можно было догадаться, очередная викторина. Чем же нас удивят на этот раз? Глобальным ограничением по времени. Да, над каждым вопросом можно думать сколько душе угодно. Ну, пока общее время не кончится. А так оно для каждого вопроса не ограничено десятью секундами. И снова стоит задача в том, чтобы набрать как можно больше очков.
Девятая мини-игра уже требует основательно напрячь извилины. Дана некая геометрическая фигура, её нужно повторить, собрав из фрагментов различных форм и размеров. Что-то подобное вы, наверное, делали ещё в школе.
И, наконец, последняя, десятая мини-игра являет собой вариацию восьмой, с той лишь разницей, что наш персонаж стоит на подиуме с моргающим экраном позади а-ля «Колесо Фортуны» и что кроме общего лимита времени есть и ограничение по десять секунд на каждый вопрос. Разумеется, выгоднее всего отвечать правильно и как можно быстрее.
Графика выполнена в довольно любопытном стиле с преобладанием античных ноток. В достоверность посещённых мест так и хочется верить. Рисунки и фоны архитектурных сооружений, статуй, барельефы, фрески выполнены на высоком уровне. Общий стиль соответствует показанным временам. Подобного от японцев, которые, скажем прямо, ту эпоху не особо котируют (ведь это не относится к их истории), совершенно не ожидаешь. Особенно с учётом обложки. Она мало того что странная, так ещё и совершенно не отражает сути игрового процесса.
С музыкой аналогичным образом проблем нет. Благодаря трём дискетам разработчики смогли обеспечить звуковое разнообразие, а также записать для всех хранителей по две фразы. И, что особо интересно, голоса различаются!
Управление осуществляется при помощи как мыши, так и клавиатуры. В викторинах можно как кликать по вариантам ответа, так и нажимать соответствующие клавиши с цифрами. Однако удобнее всего пользоваться мышью и перемещать персонажа посредством наведения на нужный участок и последующего щёлкания. Но иногда требуется клавиатура. Например, когда нужно ответить на загадки Сфинкса, введя иероглифами правильные ответы (ошибка, кстати, ведёт к гейм оверу). Управление удобно и не вызывает проблем.
Подводя итоги, отметим странную природу Delphi no Shintaku. С одной стороны, она выполнена на высочайшем уровне, но с другой - полна как анахронизмов (одна лишь «Своя игра» с кнопками и табло в Александрийском маяке – это, конечно, нечто), так и откровенно сложных вопросов, требующих хорошего знания не только японского языка (фуриганы тут нет, даже не надейтесь, а из английского текста имеются только отдельные буквы и аббревиатуры), но и тамошних нравов. На некоторые темы, к сожалению, едва ли можно ответить верно (и если главу KOEI ещё можно угадать по названию компании, то знать её год основания – вряд ли). Delphi no Shintaku – это замечательная игра, которая, к сожалению, имеет очень высокий порог вхождения из-за необходимости знания японского языка на довольно-таки высоком уровне.
- Время и место:
Египет
Античность
Ближний Восток - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Ограничение по времени - Перспектива:
Фиксированная камера - Страна или регион происхождения:
Япония - Тематика:
Мифология - Элемент жанра:
Викторина
Реверси - Язык:
日本語