Игры жанра "шутер" далеко не всегда создаются исключительно для беспечного развлечения: там постреляли монстров, там спасли мир от инопланетян, там провели очередную антитеррористическую операцию. Особую нишу в жанре занимают проекты, создание которых не только преследует досуговые цели, но и, скажем так, отражает определённое мировоззрение, национальные и политические стремления и тому подобные вещи. И речь отнюдь не только о знаменитой America's Army. В целом ряде стран, которые у рядового жителя англоязычного или, например, славянского мира ассоциируются с чем угодно (а у некоторых - вообще ни с чем), но никак не с компьютерными играми, и создаются подобные проекты, - только из-за таких факторов, как малочисленность самих игр, зачастую крошечный тираж и ограниченность локальным рынком, о них за пределами своих стран практически никто не знает. Азербайджанцы выпускают шутеры на тему Карабахской войны, в Иордании делают FPS, посвящённые конфликтам с Израилем, в арабском мире выходят шутеры про бесконечные ближневосточные войны, причём некоторые проекты сделаны непосредственно международными террористическими организациями. Шутеры на национальные мотивы в том или ином количестве выпускаются в Иране, Индии и Бангладеш. Все эти вещи представляют собой исключительную экзотику, о которой молчит большинство тематических компьютерно-игровых сайтов, а рядовые игроки не догадываются о её существовании. К счастью, большинство - не все: благодаря энтузиастам со всего мира подобные проекты, и отнюдь не только шутеры, но и игры других жанров, в конце концов находятся и становятся доступными для любого желающего. В завершение этого предисловия хотелось бы выразить благодарность редакции российского журнала "Навигатор игрового мира", в котором в 2002 году были напечатаны рецензии на два шутера: индийский Bhagat Singh: The Game (2002, Windows) и арабский Under Ash. Вряд ли кто-то из читателей смог их тогда достать и сыграть, но то, что о таких вещах узнали и уделили им место на своих страницах, - замечательно.
Сегодня речь пойдёт об игре из Бангладеш - стране, на 2021 год занимающей всего девяносто второе место по территории и при этом восьмое (!) - по численности населения. Независимое государство Бангладеш появилось в результате кровопролитной войны между Западным и Восточным Пакистаном при непосредственном участии Индии на стороне второго, продлившейся почти весь 1971 год и закончившейся отделением Восточного Пакистана, который и стал новой страной. Этой судьбоносной войне и посвящена одна из немногочисленных бангладешских игр - অরুণোদয়ের অগ্নিশিখা (Arunodoyer Agnishikha), что на русский язык можно перевести как "Пламя рассвета".
К сожалению, по состоянию на конец 2021 года полная версия игры, выпущенная на CD как полноценное коммерческое издание, так и не найдена, а доступна лишь чудом обретённая демоверсия, которая при всей ограниченности содержания полноценно отражает сущность этого шутера, прежде всего благодаря тому, что сюжетная кампания отсутствует в нём как таковая.
Основная проблема большей части таких национальных проектов актуальна и для Arunodoyer Agnishikha. А проблема очень банальна и проста - низкое качество. Однако подходить к ней со стороны классического критика, игравшего в вышедший в том же году Half-Life 2, было бы как минимум цинично. Разработчики из Бангладеш, равно как и иорданские или индийские студии, не имели и - самое главное - не могли получить требующихся для создания "большой" хорошей игры бюджета и опыта. А потому смотреть на эксклюзивный бангладешский шутер на бенгальском языке (прочтите это вслух!) нужно совсем другим взглядом.
В Arunodoyer Agnishikha, как уже было сказано выше, нет сюжетной кампании - только аренные бои. Соответственно, сюжет ограничивается тем, что игрок принимает участие в Войне за независимость Бангладеш - и, естественно, на стороне за эту независимость сражающихся. Действие пройдёт в таких местах, как города Читтагонг (চট্টগ্রাম) - второй по величине населённый пункт страны и крупный речной порт - и Раджшахи (রাজশাহী), а также в упазиле (подокруге) Акхаура (আখাউড়া), где произошли важные события этой войны.
В полной версии, по имеющимся данным, присутствуют три режима: Battlefield, The Team и Time Limit, первый из которых является основным. Карт совсем немного - всего четыре. Также представлены три фракции: Мукти-бахини (মুক্তিবাহিনী) - бангладешское партизанское народно-освободительное движение - и индийская армия (Митра-бахини, или মিত্র বাহিনী), являющиеся союзниками, а также их общий враг - армия Пакистана, поиграть на стороне которой, разумеется, будет нельзя.
В демоверсии представлена одна из четырёх карт, - это открытая местность, ограниченная скалами. На этой маленькой, если не сказать крошечной, территории расположены водоём с построенным в нём свайным домом, несколько резервуаров, вероятно с топливом, деревянная смотровая вышка, на которую нельзя подняться, и пара пробитых в камне проходов. Графика, мягко говоря, плохая, уровня конца 1990-х, с крайне низкополигональными моделями и всеми другими недостатками из букета. Но, как уже сказано выше, будем учитывать, кем и где разработана игра, - сделали так, как могли, и огромное спасибо, что сделали. По сути, всё напоминает любительский проект, - но кем были его авторы, если не любителями?
Вид в игре от первого лица, но ни рук протагониста, ни оружия, которое он ими держит, не видно. Однако по модели автомата, который можно поднять и получить таким образом патроны, ясно, что это M-16. Сражение идёт в режиме "Захват флага" - на карте есть три точки, которые нужно удерживать. При заходе на "пьедестал" вражеского пакистанского солдата на него водружается флаг Пакистана, при заходе игрока или союзника (а он, разумеется, воюет не в одиночку) флаг сменяется на бангладешский. Здесь разработчики допустили исторический ляп. С 17 января 1972 года флаг Бангладеш представляет собой зелёное полотно с красным кругом, слегка смещённым от центра влево, и именно он используется в игре, в то время как в 1971-м, когда и происходит действие, в красном круге ещё имелся оранжевый силуэт нового государства.
Как враги, так и союзники бегают по уровню, словно надев сапоги-скороходы, ведя огонь по солдатам противоположной стороны и захватывая флаги. Здоровье у них откровенно слабое (пара попаданий - и всё), однако и протагонист может выдержать немногим больше. При гибели происходит возрождение в одной из запрограммированных точек. Матч, представленный в демоверсии, по всей видимости, не имеет окончания.
Здоровье игрока отражено в левом нижнем углу в виде силуэта мужчины, заполненного красной штриховкой, но по мере получения ранений становящегося пустым. Вверху показано время матча, счёт и приведён список флагов с пометками, кем они в данный момент контролируются. В случае захвата или потери всех трёх флагов на экране выводится сообщение об этом.
Геймплей крайне динамичный, но назвать его интересным нельзя. Удовольствие от игры в Arunodoyer Agnishikha формируется в основном из ощущения, что это нечто особенное, диковинное, ценное и очень редкое. В связи с этим поставить какую-либо оценку трудно, и суть не в том, что доступно лишь демо, - это объективно очень и очень плохая игра, которую совершенно не хочется обижать. Но придётся...
Сегодня речь пойдёт об игре из Бангладеш - стране, на 2021 год занимающей всего девяносто второе место по территории и при этом восьмое (!) - по численности населения. Независимое государство Бангладеш появилось в результате кровопролитной войны между Западным и Восточным Пакистаном при непосредственном участии Индии на стороне второго, продлившейся почти весь 1971 год и закончившейся отделением Восточного Пакистана, который и стал новой страной. Этой судьбоносной войне и посвящена одна из немногочисленных бангладешских игр - অরুণোদয়ের অগ্নিশিখা (Arunodoyer Agnishikha), что на русский язык можно перевести как "Пламя рассвета".
К сожалению, по состоянию на конец 2021 года полная версия игры, выпущенная на CD как полноценное коммерческое издание, так и не найдена, а доступна лишь чудом обретённая демоверсия, которая при всей ограниченности содержания полноценно отражает сущность этого шутера, прежде всего благодаря тому, что сюжетная кампания отсутствует в нём как таковая.
Основная проблема большей части таких национальных проектов актуальна и для Arunodoyer Agnishikha. А проблема очень банальна и проста - низкое качество. Однако подходить к ней со стороны классического критика, игравшего в вышедший в том же году Half-Life 2, было бы как минимум цинично. Разработчики из Бангладеш, равно как и иорданские или индийские студии, не имели и - самое главное - не могли получить требующихся для создания "большой" хорошей игры бюджета и опыта. А потому смотреть на эксклюзивный бангладешский шутер на бенгальском языке (прочтите это вслух!) нужно совсем другим взглядом.
В Arunodoyer Agnishikha, как уже было сказано выше, нет сюжетной кампании - только аренные бои. Соответственно, сюжет ограничивается тем, что игрок принимает участие в Войне за независимость Бангладеш - и, естественно, на стороне за эту независимость сражающихся. Действие пройдёт в таких местах, как города Читтагонг (চট্টগ্রাম) - второй по величине населённый пункт страны и крупный речной порт - и Раджшахи (রাজশাহী), а также в упазиле (подокруге) Акхаура (আখাউড়া), где произошли важные события этой войны.
В полной версии, по имеющимся данным, присутствуют три режима: Battlefield, The Team и Time Limit, первый из которых является основным. Карт совсем немного - всего четыре. Также представлены три фракции: Мукти-бахини (মুক্তিবাহিনী) - бангладешское партизанское народно-освободительное движение - и индийская армия (Митра-бахини, или মিত্র বাহিনী), являющиеся союзниками, а также их общий враг - армия Пакистана, поиграть на стороне которой, разумеется, будет нельзя.
В демоверсии представлена одна из четырёх карт, - это открытая местность, ограниченная скалами. На этой маленькой, если не сказать крошечной, территории расположены водоём с построенным в нём свайным домом, несколько резервуаров, вероятно с топливом, деревянная смотровая вышка, на которую нельзя подняться, и пара пробитых в камне проходов. Графика, мягко говоря, плохая, уровня конца 1990-х, с крайне низкополигональными моделями и всеми другими недостатками из букета. Но, как уже сказано выше, будем учитывать, кем и где разработана игра, - сделали так, как могли, и огромное спасибо, что сделали. По сути, всё напоминает любительский проект, - но кем были его авторы, если не любителями?
Вид в игре от первого лица, но ни рук протагониста, ни оружия, которое он ими держит, не видно. Однако по модели автомата, который можно поднять и получить таким образом патроны, ясно, что это M-16. Сражение идёт в режиме "Захват флага" - на карте есть три точки, которые нужно удерживать. При заходе на "пьедестал" вражеского пакистанского солдата на него водружается флаг Пакистана, при заходе игрока или союзника (а он, разумеется, воюет не в одиночку) флаг сменяется на бангладешский. Здесь разработчики допустили исторический ляп. С 17 января 1972 года флаг Бангладеш представляет собой зелёное полотно с красным кругом, слегка смещённым от центра влево, и именно он используется в игре, в то время как в 1971-м, когда и происходит действие, в красном круге ещё имелся оранжевый силуэт нового государства.
Как враги, так и союзники бегают по уровню, словно надев сапоги-скороходы, ведя огонь по солдатам противоположной стороны и захватывая флаги. Здоровье у них откровенно слабое (пара попаданий - и всё), однако и протагонист может выдержать немногим больше. При гибели происходит возрождение в одной из запрограммированных точек. Матч, представленный в демоверсии, по всей видимости, не имеет окончания.
Здоровье игрока отражено в левом нижнем углу в виде силуэта мужчины, заполненного красной штриховкой, но по мере получения ранений становящегося пустым. Вверху показано время матча, счёт и приведён список флагов с пометками, кем они в данный момент контролируются. В случае захвата или потери всех трёх флагов на экране выводится сообщение об этом.
Геймплей крайне динамичный, но назвать его интересным нельзя. Удовольствие от игры в Arunodoyer Agnishikha формируется в основном из ощущения, что это нечто особенное, диковинное, ценное и очень редкое. В связи с этим поставить какую-либо оценку трудно, и суть не в том, что доступно лишь демо, - это объективно очень и очень плохая игра, которую совершенно не хочется обижать. Но придётся...
- Время и место:
Современность - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Бангладеш - Язык:
বাংলা