А ведь в декабре 2022 г. исполняется 40 лет с момента издания puzzle-игры Sokoban (倉庫番), которую изобрёл японец Хироюки Имабаяси (Hiroyuki Imabayashi, 今林 宏行). С тех пор минуло много лет, но изобилия радикально новых идей в жанре почему-то не наблюдалось. Однако…
SokoSave – интересный сборник концепций дальнейшего развития старинного логического компьютерного развлечения в жанре «сокобанъ», которые рассматривались в конце 1990-х – начале 2000-х несколькими энтузиастами из разных стран. С 1997 года они объединяли свои наработки в одно небольшое Windows-приложение. В SokoSave пользователю предлагается не просто попробовать уровни обычного, классического сокобана, а узреть нечто совсем уж необычное в геометрическом плане…
Тут нужен небольшой исторический экскурс. Помимо сокобана с квадратной геометрией клеток, в конце 1990-х рассматривались идеи его перевода на гексагональные «рельсы». Называлось это развлечение Hexoban. Также у этой разновидности сокобана сразу появились свои подварианты: Heloban, Heroban, Hexocet (авторы идей: David W. Skinner, Aymeric du Peloux, J. Kenneth Riviere, David Holland и Gerald Holler). Какими тонкостями правил эти варианты отличаются между собой, необходимо выяснять уже непосредственно в геймплее. Все они были собраны вместе в другой freeware-программе от 2005 года – YHexoban (автор – George Petrov). В SokoSave эти три разновидности – Heloban, Heroban, Hexocet – также реализованы. Но это ещё не всё. В SokoSave также был включён ещё один вариант, совсем уж не укладывающийся в голове, – Trioban (изобрёл его François Marques), сокобан на треугольных (!) «клетках»…
В пункте меню “New…” можно открывать любой файл из папок \PUZZLE… и проходить карту за картой. Обычные клетки уровня – зелёные: по ним можно перемещаться; целевые клетки – синие: в них нужно ставить ящики. Если сдвинете все ящики на синие клетки, то уровень будет считаться пройденным (SOLVED). Управление для обычного сокобана (с квадратными клетками карты) – классическое (Arrows). У гексагонального и тригонального вариантов для диагональных смещений используются кнопки: Ins, Del, Home, End, PgUp, PgDn. А ещё в игре можно полностью управлять только «мышью»: сначала подойти грузчиком к ящику, выделить кликом ящик, а затем сдвигать его, указав новым кликом направление. Всем известно, что в сокобане «запороть» уровень очень легко, поэтому предусмотрены кнопки опций Undo, Redo для отмены/повтора хода. В любой момент можно сохранить игру в файл через пункт меню Save. В гексагональном сокобане возможные варианты передвижения ящика из одной свободной клетки – в шести ортогональных направлениях вместо четырёх, как в «классике». В тригональном сокобане двигать ящик можно также в шести направлениях от выбранного треугольника, а не в трёх, как это кажется интуитивно. Кстати, удивительно: «запороть» уровень труднее всего именно в треугольном сокобане – тут ещё надо очень постараться загнать треугольный ящик так, чтобы его потом невозможно было вытолкать. Почему столь необычные особенности – тут, наверное, придётся уже разбираться в тонкостях подобной геометрической сетки. А проще говоря, в тригональном сокобане разрешены ещё и перемещения по диагонали, тут даже можно за один ход сделать обмен местами грузчик <-> ящик…
За реализацию – оценка только 4: совсем мелкий размер карт уровней. За разнообразные и новые идеи для сокобана – отлично. Жало, что все эти геометрически интересные концепции так и остались на рубеже «миллениума» в «стенах» маленького оконного Windows-приложения с не масштабируемыми уровнями из клеток размером 16х16 пикселей. Других подобных более поздних разработок на просторах Сети, увы, не обнаружено. А может быть, духовно-интеллектуальные запросы геймерской публики в начале 2000-х уже не предусматривали какого-либо дальнейшего развития жанра «сокобанЪ»?...
SokoSave – интересный сборник концепций дальнейшего развития старинного логического компьютерного развлечения в жанре «сокобанъ», которые рассматривались в конце 1990-х – начале 2000-х несколькими энтузиастами из разных стран. С 1997 года они объединяли свои наработки в одно небольшое Windows-приложение. В SokoSave пользователю предлагается не просто попробовать уровни обычного, классического сокобана, а узреть нечто совсем уж необычное в геометрическом плане…
Тут нужен небольшой исторический экскурс. Помимо сокобана с квадратной геометрией клеток, в конце 1990-х рассматривались идеи его перевода на гексагональные «рельсы». Называлось это развлечение Hexoban. Также у этой разновидности сокобана сразу появились свои подварианты: Heloban, Heroban, Hexocet (авторы идей: David W. Skinner, Aymeric du Peloux, J. Kenneth Riviere, David Holland и Gerald Holler). Какими тонкостями правил эти варианты отличаются между собой, необходимо выяснять уже непосредственно в геймплее. Все они были собраны вместе в другой freeware-программе от 2005 года – YHexoban (автор – George Petrov). В SokoSave эти три разновидности – Heloban, Heroban, Hexocet – также реализованы. Но это ещё не всё. В SokoSave также был включён ещё один вариант, совсем уж не укладывающийся в голове, – Trioban (изобрёл его François Marques), сокобан на треугольных (!) «клетках»…
В пункте меню “New…” можно открывать любой файл из папок \PUZZLE… и проходить карту за картой. Обычные клетки уровня – зелёные: по ним можно перемещаться; целевые клетки – синие: в них нужно ставить ящики. Если сдвинете все ящики на синие клетки, то уровень будет считаться пройденным (SOLVED). Управление для обычного сокобана (с квадратными клетками карты) – классическое (Arrows). У гексагонального и тригонального вариантов для диагональных смещений используются кнопки: Ins, Del, Home, End, PgUp, PgDn. А ещё в игре можно полностью управлять только «мышью»: сначала подойти грузчиком к ящику, выделить кликом ящик, а затем сдвигать его, указав новым кликом направление. Всем известно, что в сокобане «запороть» уровень очень легко, поэтому предусмотрены кнопки опций Undo, Redo для отмены/повтора хода. В любой момент можно сохранить игру в файл через пункт меню Save. В гексагональном сокобане возможные варианты передвижения ящика из одной свободной клетки – в шести ортогональных направлениях вместо четырёх, как в «классике». В тригональном сокобане двигать ящик можно также в шести направлениях от выбранного треугольника, а не в трёх, как это кажется интуитивно. Кстати, удивительно: «запороть» уровень труднее всего именно в треугольном сокобане – тут ещё надо очень постараться загнать треугольный ящик так, чтобы его потом невозможно было вытолкать. Почему столь необычные особенности – тут, наверное, придётся уже разбираться в тонкостях подобной геометрической сетки. А проще говоря, в тригональном сокобане разрешены ещё и перемещения по диагонали, тут даже можно за один ход сделать обмен местами грузчик <-> ящик…
За реализацию – оценка только 4: совсем мелкий размер карт уровней. За разнообразные и новые идеи для сокобана – отлично. Жало, что все эти геометрически интересные концепции так и остались на рубеже «миллениума» в «стенах» маленького оконного Windows-приложения с не масштабируемыми уровнями из клеток размером 16х16 пикселей. Других подобных более поздних разработок на просторах Сети, увы, не обнаружено. А может быть, духовно-интеллектуальные запросы геймерской публики в начале 2000-х уже не предусматривали какого-либо дальнейшего развития жанра «сокобанЪ»?...
- Особенность геймплея:
Подобие Sokoban - Способ распространения:
Freeware - Язык:
English