Europa 1400: The Guild

Европа 1400. Гильдия
Europa 1400: The Guild
Жанр: Strategy
Разработчик: 4HEAD Studios
Издатель: JoWooD Productions Software
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.17 из 10
  • 3
  • 1
  • 19
Экономические симуляторы — это особая территория на карте игровых жанров. Они никогда не попадут на верхние строчки различных чартов; круг — а точнее тут подойдет слово «кружок» — любителей жанра крайне мал, ибо «скучно и непонятно», но зато играть в них можно и на рабочем месте — всё равно начальник не отличит интерфейс экономической стратегии от интерфейса бухгалтерской «софтины» по подготовке отчетности. Шутка, конечно. Впрочем, не всё так печально и в данном жанре тоже есть довольно интересные игры с приятной картинкой и при этом не очень сложные в освоении. Для всех, так сказать. Знакомьтесь — Europa 1400: The Guild.

Стоит сразу отметить: выражение «просто и для всех» в отношении "Гильдии" (договоримся для краткости называть игру так) не есть попытка занизить ее оценку. 4HEAD — разработчики игры — упростили некоторые элементы механики (например, в "Гильдии" понятная экономическая модель), что позволило впихнуть сюда некоторые нетипичные для жанра вещи, такие как элементы прокачки персонажа и его вещей, а также несложную модель политической жизни средневекового европейского города.

Что в итоге имеем? Europa 1400: The Guild уже далеко не «еще одна экономическая стратегия», это нечто большее — игра, позволяющая прожить жизнь горожанина образца XV века, перед которым открыты множество дорог со множеством опасностей. Тут вы можете стать ремесленником и попытаться разбогатеть на своих талантах столяра или каменщика. Не подходит? Можете попробовать свои силы в книгопечатании или парфюмерном деле. Впрочем, есть еще один путь — не совсем законный, а если быть точнее, совсем незаконный, — это, скажем так, изымать излишки денежных средств против воли их хозяев. Также, независимо от того, какое дело жизни было выбрано, вы можете попытать счастье на политической арене, борясь за всё более высокие должности и большую власть. И всё это сдобрено отменной трехмерной графикой (есть даже смена времени суток и сезонов с соответствующими погодными явлениями!) и отличным саундтреком «под средневековье».

Но начнем мы с вами с самого начала: что вам следует знать в первую очередь — действие игры разворачивается в границах одного города. Какого? А вот тут вы сами должны выбрать: Берлин, Париж, Мадрид, Милан, Лондон. От города зависит сложность игры, количество конкурентов. Кстати, забыл упомянуть, что вам предстоит соревноваться в этой «погоне за счастливой жизнью» с несколькими игроками под управлением компьютера или живых людей, в случае если вы решили поиграть в многопользовательском режиме. Также от города зависит количество свободной земли, где вы можете возводить различные постройки — от резиденций до дополнительных цехов и складов. Плюс каждый город обладает одной особенной характеристикой. В одном это объевшиеся «озверином» конкуренты, в другом легкий доступ к ресурсам, в третьем вам предстоит поломать голову над логистикой и т.д.

Дальше. Вам предложат еще раз выбрать сложность игры (и вот, положа руку на сердце, конкретно этот выбор по субъективным ощущениям ни на что не влияет) и ее цель. Вы можете просто играть, пока не надоест, либо выбрать себе какую-то определенную цель, по достижении которой игра закончится. Для удобства все эти задачи сгруппированы по уровню сложности: очень легкие можно выполнить за пару часов, очень сложные — готовьтесь засесть за игру на несколько недель. Что за задачи? Да, собственно, всё банально и жизненно — заработайте определенное количество денег, достигните такой-то должности в городском совете, получите такой-то дворянский титул и прочее. И да, какого-либо сюжета тут нет, вы как бы сами пишете свою историю. В "Гильдии" на этом этапе можно подключить так называемые «исторические события»: когда внутриигровой календарь достигает определенной даты, вам покажут полотно текста о произошедшем в этот год. Возможно, это даже как-то повлияет на ход игры.

В "Гильдии" есть ваш аватар — персонаж, роль которого вы как бы отыгрываете. Поэтому, после того как определитесь с местом жительства, следует придумать себе какое-нибудь звучное имя и фамилию — например, представить себя дальним родственником Фуггеров, затем выбрать пол персонажа, его вероисповедание и фамильный герб. Занятно, но факт, — пол в игре не влияет ни на что, такое вот прогрессивное Средневековье. В конце вам предложат выбрать наших маму и папу (точнее, их род деятельности), — от этого будут зависеть стартовые характеристики нашего альтер эго, — и вашу первую профессию. О последних, уж извольте, я подробно рассказывать не буду, ибо тема крайне широка и тут можно растечься мыслью на несколько журнальных статей. Скажу лишь то, что каждый род деятельности очень сильно отличается от других и имеет свои особенности. Всё как в реальной жизни. Но вы разберетесь.

Давайте немного отвлечемся и поговорим о характеристиках героя. Их всего пять: «переговоры» — навык позволяет как выторговывать выгодные цены при продаже, так и получать скидку при покупке разных предметов; «ремесло» — от этого навыка зависит производительность ваших работников, крайне важный навык для ремесленников; «скрытность», «бой», — высокие показатели этих навыков будут полезны для всяких сомнительных делишек сомнительных личностей; «риторика» — а это нужно тренировать, если вы решили податься в политику. Надеюсь, теперь вам понятно, что к выбору профессии своих родителей стоит подходить ответственно. Кстати, в начале вам еще подкинут немного «очков опыта», которые можно распределить по дереву талантов. Однако получить максимальное значение какого-либо навыка за счет этих очков у вас не выйдет.

Переходим непосредственно к игровому процессу. Он у нас пошаговый, где один ход равен одному игровому году. Однако время самого хода ограничено несколькими минутами (реальными, конечно, же, — в игре за это время проходят сутки). Если для вас ход идет слишком быстро, то игру всегда можно поставить на паузу, нажав клавишу «Пробел». Кроме того, сам ход (точнее, его время) можно условно разделить на две фазы — дневную и ночную: от этого зависит график работы вашего предприятия. Появляетесь вы в мире "Гильдии" в виде бесплотной камеры, зависшей над трехмерной панорамой города. Управление ею (и не только камерой, но и в принципе всей игрой) осуществляется с помощью мыши (2002 год всё-таки), достаточно зажать либо правую (для перемещения), либо обе (для поворотов и изменения высоты) кнопки. Да, тут можно спуститься к земле и полетать по местным улочкам, послушать жителей, полюбоваться видами и т.д. Но давайте вернемся к вашей собственности. Для начала у вас имеются дом и, скажем так, «помещение промышленного назначения». В последнем первые несколько ходов вы и будете проводить большую часть времени: тут осуществляется управление персоналом (найм, зарплата, премии, повышение по должности, — всё серьезно) и производством (назначение на работы/отправка на дело, выбор производимой продукции и отправка готовой на продажу). Однажды, разбогатев, в мастерскую можно будет нанять мастера, который возьмет на себя часть ваших обязанностей по управлению производством и сбыту продукции. Ну а дома вы будете развивать своего персонажа: повышать уровни навыков и владения профессией. Кстати, последнюю в дальнейшем можно будет поменять.

Дабы быть успешным предпринимателем, стоит вкладывать заработанные деньги в свое дело — здание мастерской имеет несколько ступеней усовершенствований, которые влияют как на производительность труда, так и на безопасность для сотрудников, там работающих. Кроме того, здание можно «прокачать» на предмет защищенности от саботажа со стороны конкурентов и от посещения его ворами. А подзаработав денег, сможете пристроить еще один этаж и расширить свое дело. Всё вышесказанное относится и к вашему дому, правда со своей спецификой, — например, тут модификации влияют на здоровье вашего персонажа, что в свою очередь сказывается на продолжительности его жизни. В зданиях (и дома и в мастерской) можно пристраивать различные дополнительные помещения, получая таким образом доступ к новым возможностям. И да, не забывайте вашу недвижимость периодически ремонтировать. Вряд ли протекшая крыша в «столярке» повысит производительность труда работников.

Еще одной статьей расходов, но по большей части для ремесленников, станет закупка сырья и обслуживание транспорта. Товар, созданный в вашем цеху, не телепортируется волшебным образом на рынок: для этого у вас есть специальная тележка, на которой всё это перевозится, — от вашей мастерской до центральной площади будет шагать моделька рабочего с тачкой, затрачивая на перевозку определенное время хода. Это следует учитывать в своих расчетах. Транспорт нужно периодически ремонтировать, а если отправляете его в ночное время, то еще и позаботиться об охране. Ибо обратно тележка может и не приехать. Добравшись до рынка, необходимо перегрузить «ручками» товар профильному лавочнику. Обратно можно отправить транспорт пустым или тут же закупиться досками, камнями, железом — в общем, всем, что нужно для функционирования вашего производства. Учтите, базовая телега может перевозить только один вид грузов за раз; хотите больше — покупайте усовершенствованный транспорт.

Итак, вы заработали кучу денег, сами уже давно не ходите по цехам — за вас это делает специально нанятый мастер; куда еще можно приложить свои силы? Потягаться с местным патрициатом за власть, конечно же! Влиятельным людям можно преподносить различные подарки для того, чтобы они однажды замолвили за вас словечко на выборах на важную должность; чиновникам помельче можно показать свой статус, прикупив себе дорогих украшений. А если человек не идет на уступки или изначально настроен к вам враждебно (это, кстати, касается и конкурентов по бизнесу), то переходите от пряника к кнуту. За ключевыми людьми можно шпионить, собирая на них компромат, а уж записи с различными прегрешениями используйте по своему усмотрению: шантажируйте ими оппонента или же сразу идите с этими документами в суд. Можно писать пасквили, очерняя репутацию соперника, а на определенном этапе и вовсе вызвать его на дуэль. Или это первым сделает он сам.

Но это всё хорошо, вот только люди не вечны, в том числе и ваш персонаж в "Гильдии". Поэтому заранее следует обеспокоиться поиском подходящей себе пары. Если у вас не будет наследника, то игра просто закончится. Впрочем, если вы поставили себе небольшие цели, то и заморачиваться брачными процессами смысла нет — слишком много расходов, а окупаемость придет ой как нескоро. А если всё же решились — помните: навыки наследника будут определяться навыками родителей. Но детей можно «обучать» — сначала покупая игрушки на рынке, а затем отдав их в школу.

И на этом я буду заканчивать свой краткий рассказ. "Гильдия" предоставляет бессчетное количество вариантов прохождения, хотя относительно этой игры слово «прохождение» будет не совсем корректным. Ни один ваш «забег» не будет похож на предыдущий, и каждый раз вы будете открывать для себя что-то новое.
Автор обзора: Skud
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Farooq, можно. Но эти профессии в игру были добавлены патчами - какими, не помню. Поэтому посоветую Вам поставить "голдовую" версию.
А приходским священником можно стать в этой игре. С последующим возвышением до какого-нибудь приора, а то и до архиепископа?
Еще не менее интригующая карьера у мелкого ростовщика/ювелира, принимающего ценности горожан и раздающего деньги под процент
Очень интересный сплав жанров: частично это ролевая игра (а отыгрыш роли средневекового купца весьма слабо распространён в компьютерных играх; если не считать Mount and Blade, хотя в ней он довольно... специфичен), отчасти экономическая стратегия, а в некотором роде симулятор жизни средневекового купца. По отдельности - звучит достаточно скучно, а если соединить и приправить талантом разработчиков, то "Гильдия" (как её и назвали при русификации) оказывается игрой, от которой удовольствие может получить даже тот, кто не увлекается ни одним из вышеперечисленных жанров. При условии, что он хоть немного интересовался историей.

Кстати, я не знал, что у "Гильдии" были "игры-предки". Спасибо за информацию, @Uka. Теперь понятна причина проработанности игры.
Вторая часть у неё тоже есть - со своими особенностями. И, конечно, с расширенными возможностями.

Ещё добавлю, что механику Europe 1400: The Guild попытались повторить в более современной The Sims: Medieval (получилось у них не столь удачно, поскольку в той игре было больше "симулятора жизни", чем средневековья; да и, кроме того, Sims всегда были "симуляторами заурядного американца", а совсем не европейской или азиатской жизни; и экономической стратегии в Sims Medieval кот наплакал).
"Европа 1400. Гильдия" - это на самом деле не что иное, как третий выпуск в серии "Fugger", которому пришлось сменить имя из-за судебной тяжбы с потомками Фуггеров. Дизайнером выступил тот же Ларс Мартенсен, что был соавтором "Die Fugger 2", а вот графика, увы, бесповоротно мигрировала в сторону 3D, Впрочем, на увлекательность игрового процесса это нисколько не повлияло, а возросшее количество доступных профессий крайне радует - чего стоит возможность создать династию не просто торговцев, но и церковных проповедников, владельцев гостиницы или парфюмеров! Иными словами - перед нами не столько "экономическая стратегия" немецкой школы, порождённой "Ганзой" Ральфа Глау, но и настоящий симулятор разнообразной деятельности. Спустя год вышло ещё и дополнение, а потом почти сразу - "Золотое издание".