Quarterstaff: The Tomb of Setmoth

Quarterstaff: The Tomb of Setmoth
Жанр: RPG
Разработчик: Infocom, Ken Updike & Scott Schmitz
Издатель: -
Год выхода: не издана
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 1
«Quarterstaff: The Tomb of Setmoth» появляется на нашем сайте уже в третий раз – при том, что ещё на самой первой её страничке данная игра была охарактеризована как эксклюзив для платформы Macintosh. Там же изложены и некоторые подробности по части запутанной истории её появления на свет, – однако осенью 2024 г. в свободный доступ несколько неожиданно попала та самая невыпущенная инкарнация для IBM PC, которую никто уже и не чаял увидеть по эту сторону от Стикса.

Увы, радость, связанная с данным обретением, основательно омрачается тем обстоятельством, что перед нами в итоге предстала – несмотря на официальную нумерацию «1.0» – чисто «рабочая» версия, судя по всему не отпраздновавшая ещё завершения стадии своего бета-тестирования (которое было запланировано в доживавшем свои последние недели Infocom на февраль-март 1989 года). Иными словами, никакой уверенности в «проходимости» данного варианта нет, – зато разнообразные мелкие и не очень «баги» и недоработки непременно встретятся каждому искателю приключений, отважившемуся пробраться в вынесенную в подзаголовок гробницу, не покидая родной платформы.

И сюжетная линия, и основы игрового процесса, и весь набор комплектных предметов и документов (за исключением, разумеется, справочной карточки) у DOS-версии ожидаемо совпадают с таковыми у оригинала для Macintosh (на страничке которого с ними и можно познакомиться поближе). Что до местных особенностей, то сразу стоит отметить, что «многооконный» интерфейс оказывается здесь менее удобным для использования, несмотря на возможность применения как мыши, так и клавиатуры: не зря сразу же после запуска нас принудительно препровождают в раздел «Help» (Windows 3.0, где всё это смотрелось бы куда более органично, выйдет только спустя год после запланированного было появления «Quarterstaff: The Tomb of Setmoth» на персональных ПК от IBM). Окна закрываются щелчком по их левому верхнему уголку, а по такому же действию в аналогичном месте справа разворачиваются на весь экран; содержимое их пролистывается при помощи ползунка на правой кромке – ну или клавиш со стрелками и PageUp/PageDown. Те же операции, но несколько менее удобным образом дозволяется совершать и посредством целого выводка функциональных клавиш: за информацией на этот счёт обращайтесь в самый нижний из разделов помощи (которая, в свою очередь, повторно вызывается нажатием «F1»). Ну, хотя бы фон и тексты таких элементов интерфейса отличаются буйным разнообразием оттенков палитры – в разительном контрасте с аскетичным чёрно-белым режимом у ПК от Apple.

По умолчанию примерно половину экрана в нижней его части занимает окно с описанием текущей локации и действий нашего персонажа, озаглавленное именем этого последнего или его группы; когда таковая распускается, подобные окна размножаются делением – и обращаться с ними становится не очень-то просто. Второе окно, также изначально открытое на постоянной основе, – «Map»; впрочем, никакой карты там нет, а имеются всего лишь буквенные обозначения сторон света да текстовая инструкция на тему перемещения (клавиши со стрелками или щелчки мышью по упомянутым обозначениям, – хотя привычно набирать «N», «D» и т. д. в основном окне многим пользователям будет куда удобнее). Собственно схема игрового мира (а точнее, уже посещённых нами локаций данного уровня, с мигающей точкой, указывающей на текущее местоположение персонажей) открывается нажатием «F2» или щелчком по окну «Map» правой кнопкой мыши; такая карта практически идентична варианту с Macintosh: она чёрно-белая, полноэкранная и достаточно чёткая, с разрешением 640×480. Наконец, отдельные локации и даже персонажи снабжены особыми иллюстрациями, – в таких случаях на экране появляется ещё одно маленькое окошечко с соответствующим наименованием – и с призывом полюбоваться на новую картинку всё тем же щелчком по нему правой кнопкой или нажатием «F3». Здесь уже нас может ждать и чёрно-белое полотно 640×480, и цветная миниатюра 320×200, и даже просто досадное уведомление о том, что нужный файл в текущей версии игры отсутствует (или демонстрируется с ошибками).

В процессе прохождения часто придётся обращаться к меню, расположенному на верхней панели – и в целом идентичному своему аналогу из версии для Macintosh. «Help» скрывает в себе уже упомянутый раздел помощи, а также общую информацию об игре и довольно обширный раздел настроек (хотя основные из них – вроде выбора графического адаптера – лучше всё-таки производить заранее, при инсталляции). «File» позволит выйти в систему, начать игру заново, сохранить или загрузить свой прогресс, а также вернуться к последнему такому сохранению (функция, надо заметить, весьма полезная). «Edit» способен помочь отменить последнее действие, а также хотя бы немного упорядочить возможный хаос многооконного интерфейса (привычные пользователям Windows команды семейства «Tile»). Под загадочным знаком «*» скрывается раздел для создания и редактирования так называемых «макросов» – особых алгоритмов или микропрограмм, призванных автоматизировать наиболее часто используемые последовательности действий. С учётом обилия случайных и непредсказуемых событий в здешнем игровом мире вряд ли у игрока возникнет необходимость обратиться к этой функции в своих поисках пропавшей секты друидов; к счастью, в этом же меню притаилась и кое-какая полезная информация – в частности, перечень участников нашей группы.

Куда более очевидным оказывается назначение меню «Verb»: здесь собрано около полусотни глаголов для самых актуальных действий персонажа – включая, скажем, «Eat», «Extinguish», «Stow» и даже «Suicide». Наиболее популярные из них снабжены ещё и клавиатурными сокращениями – например, «Alt-A» для «Attack» или «Alt-M» для «Mimic» (последняя команда означает приказ члену группы копировать действия её лидера). После выбора одного из предложенных вариантов «Verb» сменяется разделом «Prep», содержащим уже только предлоги. Часть перечисленных глаголов продублирована ещё и в следующем меню – «Door»: эти команды ожидаемо относятся к взаимодействию с дверями и порталами, открывающими (ну или преграждающими) путь в соседние помещения; здесь же вполне удобным образом перечисляются и доступные в настоящий момент выходы – с указанием их текущего статуса (например, «Opened» или «Locked»).

Последние три пункта меню уже не заданы раз и навсегда, а изменяются сообразно ситуации. Первый из них – это раздел нашего текущего персонажа, озаглавленный его именем: по сути, не что иное, как инвентарь. К сожалению, иллюстраций предметов, как у Macintosh, здесь нет, – ну, хотя бы для наиболее важных из них предусмотрена система пометок. Так, «птичкой» (а точнее, квадратным корнем) сопровождается взятый героем в правую руку меч или посох; надетые в настоящий момент доспехи или украшения обозначаются жирными точками; ну а наименования тех предметов, которые можно таким же образом экипировать потенциально, снабжены кружочком. В следующем пункте меню, названном именем текущей локации, перечислены все находящиеся там объекты и персонажи (включая инвентарь последних и содержимое, скажем, полок, столов и сундуков – при условии, что таковые открыты). Ну а последний раздел на верхней панели, подписанный обозначением типа «123(150)», – это экран с характеристиками активного персонажа (первое число – показатель его здоровья в настоящий момент, а второе – максимально допустимый уровень такового). Не менее полезной оказывается приводимая в этом пункте информация о статусе героя (например, если довести его до состояния сильного голода или жажды, он будет каждый раунд получать некоторый урон!), а также объём и вес переносимого им имущества (которые ожидаемо накладывают серьёзные ограничения на вместимость инвентаря); прочие здешние циферки – вроде показателей сопротивлений или навыков (например, связанных с колющим оружием), порядкового номера текущего хода и даже количества опыта – оказываются уже куда менее полезными для прохождения.

Игровой мир «Quarterstaff: The Tomb of Setmoth» не так уж и велик: всего три уровня с где-то парой десятков помещений на каждом. Однако при его исследовании пользователя PC-версии будут поджидать не только предусмотренные авторами трудности – вроде огромного количества разнообразных предметов (распознать среди которых нужные и полезные оказывается далеко не просто), необходимости есть, пить и спать (а также залечивать раны), враждебно настроенных могучих магов и злобных демонов, невидимых рычагов, бездонных пропастей и т. д. и т .п., – но и упомянутое выше обилие мелких и не очень багов. По сути, сегодняшнему пользователю предлагается испытать себя не в роли законного обладателя игры, непосильным трудом скопившего в конце 1980-х немалую сумму в полсотни долларов, обменявшего её в соседнем магазине на заветную коробочку и в предвкушении незабываемых приключений в сказочном мире дрожащими руками установившего новинку на свой ПК, – а в качестве бета-тестера, готового не к развлечениям, а к тяжёлой и кропотливой работе по проверке ранней версии игры и по выявлению закравшихся в неё ошибок и недоработок. И всё же – обретение даже такой вещи остаётся значимой вехой в истории изучения и сохранения старых компьютерных игр вообще и творчества знаменитой компании Infocom в частности. Так что, возможно, именно вам предстоит стать первым человеком в мире, разгадавшим тайну гробницы Сетмута в инкарнации игры для IBM PC!
Автор обзора: Uka
Macintosh (Quarterstaff: The Tomb of Setmoth), PC-98 (Quarterstaff: The Tomb of Setmoth)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.