Осада Белого Дома

Super Toppler
Осада Белого Дома
Жанр: Arcade
Разработчик: Nikita
Издатель: Nikita
Год выхода: 1993
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 5.67 из 10
  • 3
  • 2
  • 9
Компания Nikita (кажется, первый в истории России разработчик видеоигр) сейчас известна в основном своими развивающими играми для самых маленьких. Но всероссийскую (да, пожалуй, и “союзную”) известность ей принесла Perestroika. Именно так, транслитом на международной латинице, подобно matrioshka, Gorbachev, vodka и, пожалуй, ushanka. Игра, созданная под невзрачным рабочим названием Toppler, обладая достаточно простым геймплеем и визуальным оформлением, прогремела на всю бывшую союзную страну, как только происходящие на экране болотные скачки сопоставили с творящимися в ту пору “социальными и экономическими преобразованиями”. Perestroika (в широком понимании этого слова) в нашей стране затянулась и оглушала всё новыми и новыми событиями, и поднаторевшая за это время в ремесле Nikita решила выпустить сиквел к своему “Opus Magnum”.

Осада Белого Дома (рабочее название – Super Toppler) встречает нас уже ставшим к тому времени маскотом компании “демократом-соратником” из Perestroika (тот самый лягушонок), проигрывая “Славься” Глинки (старый новый гимн России – тот, что без слов)*. Различными псевдовырезками из псевдопрессы, отрывками видеохроник и фотографиями разработчик изо всех сил пытается показать нам, что и на этот раз он попытался добавить столько клюквы, сколько смог. Хотя то, насколько этот юмор уместен, вопрос как минимум открытый. Схематичная Perestroika воспринималась как смешная пародия, анекдот на пафос происходящего, а вот выхваченные эпизоды почти что локальной гражданской войны перенесли Осаду на совершенно другой понятийный уровень. Совсем неудивительно, что на момент выхода игру многие назвали провокационной и даже кощунственной. Если абстрагироваться от исторических событий, то перед нами действительно просто навороченный Toppler. Демократ превратился в одинокого спецназовца; вместо жуков-бюрократов появляются какие-то голодные упыри, с неизменным аппетитом пожирающие главного героя; тонущие кочки поменяли на периодически открывающиеся решетки водостоков. Появилось чуть больше возможностей - вроде прыжка через открытый люк коллектора или выстрела в противника из базуки; между уровнями открылся магазин, продающий взрывчатку и боеприпасы за собранные бонусные деньги. N-ное количество уровней, попыток и какой-нибудь final score – хороший способ отвлечься и отличный убийца времени для тех, кому понравился предшественник, – всё…

Но - удивительное дело: создавая это описание через много-много лет и давая себе зарок писать о самой игре, а не об одноименных событиях, не могу не попросить каждого, кто его читает (особенно тех, кому в силу года рождения не удалось застать или осознать те события), о следующем: “Будьте добрее и толерантнее, воспитывайте в себе умение рассуждать”. Остается только надеяться, что в будущем случаи, когда политики враждующих лагерей будут представлять своих оппонентов монстрами-вурдалаками, а военных будут использовать во внутренней политике против собственных граждан, будут повторяться всё меньше. И вот тут как нельзя лучше будет выглядеть выхваченная игрой вырезка из газеты “Коммерсантъ Daily”: “Ещё вчера это было всего лишь политическим театром. <…> Сегодня это называется иначе. Группа людей, которые ради торжества своих политических взглядов начали убивать. Это – не политика. Это – состав преступления.”

* будто бы разгоняя серьёзность последнего абзаца, хочу исправиться за то, что не упомянул тех самых очаровательных раскрашиваемых смурфов, бывших в то время, а может быть, и по сей день остающихся одним из самых креативных и милых копи-протекшенов.
Автор обзора: Nightingale
Perestroika
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Такая вот оценка этой игры:

ПОИГРАЕМ В "ОСАДУ БЕЛОГО ДОМА"?
"Свободное слово", N 1, 1995 г.
http://slovods.narod.ru/artemov/25.html
Здесь мы явно опередили Запад, там ещё не научились снимать золотые сливки с крови убитых сограждан.
Трагедий в нашей истории было более чем достаточно, - а ведь из каждой можно сочинить развесёлую игру.

Расстрел Белого дома
21 сентября — 4 октября 1993 года
сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены.