Некогда культовый, но ныне основательно забытый и превратившийся в артефакт польский рисованный квест, сразу же после выхода в свет получивший более полутора десятков наград. Тот факт, что, в отличие от куда менее привлекательных игр из этой страны, он не имел международного релиза, вызывает лишь немой риторический вопрос. Вообще, вступление можно было бы растянуть ещё на несколько предложений, - но в этот раз не будем: слишком уж "сочная" попалась вещь, и не терпится начать более предметный рассказ.
Действие происходит приблизительно в середине 1990-х годов и начинается возле жилого массива на окраине города. Двое молодых балбесов-неформалов, Юзеф и Эдек, сидят на скамейке и глушат пивом свою печаль: из-за нехватки денег им придётся провести летние каникулы дома, что может даже быть небезопасным для жизни (см. события, разворачивающиеся на заднем фоне в начале развития сюжета), - а ведь так хотелось бы отправиться на море!.. Впрочем, буквально через секунду начинается нечто куда более интересное, нежели пляжный отдых: прямо "от фонаря" (в буквальном смысле!) появляется огромное зелёное мохнатое существо с единственным глазом посередине морды, которое на чистом польском языке, предварив беседу вежливым извинением за беспокойство, рассказывает совершенно обалдевшим (данная характеристика явственно читается в их эмоциях) представителям восточноевропейской молодёжи довольно жуткую и печальную историю. Оказывается, некие межгалактические террористы стремятся уничтожить родную планету пришельца, которая, как выясняется, связана таинственной силой с Землёй, - так что в случае гибели его мира наша планета тоже исчезнет. Чтобы остановить негодяев, соплеменники инопланетного гостя изготовили некое чудное устройство, но нехорошие личности об этом узнали, выкрали механизм и - почему-то - не распылили его на атомы, а разделили на несколько частей и спрятали в различных частях света третьей планеты от Солнца. Эти части срочно необходимо найти - если устройство не собрать вовремя, то обе планеты отправятся в небытие. И совершить данный подвиг под силу лишь несостоявшимся дресярам - ибо горевестник, оказывается, не способен пробыть в условиях земной атмосферы хоть сколько-нибудь долго.... Вот такой вот сюжет. И кто после этого скажет, что польский психоделизм хоть в чём-то уступает испанскому или южнокорейскому?..
Игровой процесс наверняка покажется до боли знакомым любому ценителю классических квестов с "point & click"-управлением. Под нашим контролем окажутся сразу оба героя, которым предстоит, помимо родной Польши, посетить различные географические области: Африку, Америку и даже Австралию. Загадки построены практически исключительно на поиске различных предметов, сборе последних в инвентарь и последующем их применении в подходящих ситуациях, в том числе путём комбинирования. Всё управление - как перемещением персонажей, так и манипуляциями с объектами и прочим взаимодействием с окружающим миром - осуществляется при помощи мыши. Панель инвентаря расположена в нижней части экрана, где отображаются все имеющиеся на данный момент предметы (когда их становится слишком много - то появляются "стрелочки" для "прокрутки" содержимого) и можно посмотреть их названия. Как таковых диалогов с NPC - последних в данной игре вообще довольно мало - толком и не предполагается: точнее, бывает, что герои кому-то что-то скажут, но никаких реальных бесед, а уж тем более выборов тем или вариантов ответов не будет: во главу угла поставлены загадки и интуиция. Да, именно интуиция - потому что многие головоломки сложны в том числе и своей абсолютной нелогичностью. При этом следует учесть, что присутствующая опция "переключения" с одного героя на другого введена не для галочки, - для кое-каких свершений вам понадобится обязательно или Юзеф, или Эдек. Примеры местных "простых" задачек - помещение клубка шерсти на скейтборд или использование храпящего человека в качестве насоса, пример сложной - собирание причудливого механизма из большого количества деталей. Создаётся впечатление, что едва ли не в каждую сцену разработчики стремились "впихнуть" (именно такой глагол) как можно больше юмора - далеко не всегда приемлемого сорта, но всё-таки смешного, иногда самого по себе, иногда же - по причине своей тупости и банальности. Девочка-монстр в песочнице, улыбчивый каннибал в Африке, прыгающие челюсти, бабушкины чулки длиной с половину здания; наконец, просто масса мелких анимационных эффектов, вроде той же мимики персонажей, - всё это вкупе с сюжетом формирует совершенно особую, густую атмосферу какого-то кристально чистого безумия, стёба ради стёба, который мог появиться только в "сумасшедшие" 90-е, когда не боялись никаких экспериментов. Ах да - и погибнуть здесь тоже вполне можно, причём после первой и второй гибели переиграть ещё позволят, а вот после третьей - всё, конец.
Графика, как уже было косвенно отмечено выше, рисованная - причём в фирменном "польском" стиле: не слишком яркая, где-то словно бы нарочито простенькая и кустарная, - но неизменно радующая органы зрения ручной работой. Сама же игра, без сомнения, достойна называться Явлением с большой буквы - благодаря как чисто визуальным решениям, так и трудности прохождения: по последнему критерию она ничуть не уступит многим квестам "большого мира". Единственной проблемой на пути к хотя бы поверхностному ознакомлению с Wack'ами может стать языковой барьер: увы, субтитров не завезли, и хоть диалоги с NPC, как тоже уже отмечалось, отсутствуют, - но вот между собой наши герои вполне себе общаются, не только комментируя ваши действия, но и подчас выдавая важную для дальнейшего продвижения информацию. К счастью, сама по себе их лексика довольно бедна - а по причине определённой схожести русского и польского языков многое наверняка так или иначе будет понятно. Вердикт - если и не лучший, то точно самый оригинальный образец приключенческих игр юмористического направления из всех, что когда-либо выходили на его родине.
Действие происходит приблизительно в середине 1990-х годов и начинается возле жилого массива на окраине города. Двое молодых балбесов-неформалов, Юзеф и Эдек, сидят на скамейке и глушат пивом свою печаль: из-за нехватки денег им придётся провести летние каникулы дома, что может даже быть небезопасным для жизни (см. события, разворачивающиеся на заднем фоне в начале развития сюжета), - а ведь так хотелось бы отправиться на море!.. Впрочем, буквально через секунду начинается нечто куда более интересное, нежели пляжный отдых: прямо "от фонаря" (в буквальном смысле!) появляется огромное зелёное мохнатое существо с единственным глазом посередине морды, которое на чистом польском языке, предварив беседу вежливым извинением за беспокойство, рассказывает совершенно обалдевшим (данная характеристика явственно читается в их эмоциях) представителям восточноевропейской молодёжи довольно жуткую и печальную историю. Оказывается, некие межгалактические террористы стремятся уничтожить родную планету пришельца, которая, как выясняется, связана таинственной силой с Землёй, - так что в случае гибели его мира наша планета тоже исчезнет. Чтобы остановить негодяев, соплеменники инопланетного гостя изготовили некое чудное устройство, но нехорошие личности об этом узнали, выкрали механизм и - почему-то - не распылили его на атомы, а разделили на несколько частей и спрятали в различных частях света третьей планеты от Солнца. Эти части срочно необходимо найти - если устройство не собрать вовремя, то обе планеты отправятся в небытие. И совершить данный подвиг под силу лишь несостоявшимся дресярам - ибо горевестник, оказывается, не способен пробыть в условиях земной атмосферы хоть сколько-нибудь долго.... Вот такой вот сюжет. И кто после этого скажет, что польский психоделизм хоть в чём-то уступает испанскому или южнокорейскому?..
Игровой процесс наверняка покажется до боли знакомым любому ценителю классических квестов с "point & click"-управлением. Под нашим контролем окажутся сразу оба героя, которым предстоит, помимо родной Польши, посетить различные географические области: Африку, Америку и даже Австралию. Загадки построены практически исключительно на поиске различных предметов, сборе последних в инвентарь и последующем их применении в подходящих ситуациях, в том числе путём комбинирования. Всё управление - как перемещением персонажей, так и манипуляциями с объектами и прочим взаимодействием с окружающим миром - осуществляется при помощи мыши. Панель инвентаря расположена в нижней части экрана, где отображаются все имеющиеся на данный момент предметы (когда их становится слишком много - то появляются "стрелочки" для "прокрутки" содержимого) и можно посмотреть их названия. Как таковых диалогов с NPC - последних в данной игре вообще довольно мало - толком и не предполагается: точнее, бывает, что герои кому-то что-то скажут, но никаких реальных бесед, а уж тем более выборов тем или вариантов ответов не будет: во главу угла поставлены загадки и интуиция. Да, именно интуиция - потому что многие головоломки сложны в том числе и своей абсолютной нелогичностью. При этом следует учесть, что присутствующая опция "переключения" с одного героя на другого введена не для галочки, - для кое-каких свершений вам понадобится обязательно или Юзеф, или Эдек. Примеры местных "простых" задачек - помещение клубка шерсти на скейтборд или использование храпящего человека в качестве насоса, пример сложной - собирание причудливого механизма из большого количества деталей. Создаётся впечатление, что едва ли не в каждую сцену разработчики стремились "впихнуть" (именно такой глагол) как можно больше юмора - далеко не всегда приемлемого сорта, но всё-таки смешного, иногда самого по себе, иногда же - по причине своей тупости и банальности. Девочка-монстр в песочнице, улыбчивый каннибал в Африке, прыгающие челюсти, бабушкины чулки длиной с половину здания; наконец, просто масса мелких анимационных эффектов, вроде той же мимики персонажей, - всё это вкупе с сюжетом формирует совершенно особую, густую атмосферу какого-то кристально чистого безумия, стёба ради стёба, который мог появиться только в "сумасшедшие" 90-е, когда не боялись никаких экспериментов. Ах да - и погибнуть здесь тоже вполне можно, причём после первой и второй гибели переиграть ещё позволят, а вот после третьей - всё, конец.
Графика, как уже было косвенно отмечено выше, рисованная - причём в фирменном "польском" стиле: не слишком яркая, где-то словно бы нарочито простенькая и кустарная, - но неизменно радующая органы зрения ручной работой. Сама же игра, без сомнения, достойна называться Явлением с большой буквы - благодаря как чисто визуальным решениям, так и трудности прохождения: по последнему критерию она ничуть не уступит многим квестам "большого мира". Единственной проблемой на пути к хотя бы поверхностному ознакомлению с Wack'ами может стать языковой барьер: увы, субтитров не завезли, и хоть диалоги с NPC, как тоже уже отмечалось, отсутствуют, - но вот между собой наши герои вполне себе общаются, не только комментируя ваши действия, но и подчас выдавая важную для дальнейшего продвижения информацию. К счастью, сама по себе их лексика довольно бедна - а по причине определённой схожести русского и польского языков многое наверняка так или иначе будет понятно. Вердикт - если и не лучший, то точно самый оригинальный образец приключенческих игр юмористического направления из всех, что когда-либо выходили на его родине.
- Атмосфера:
Юмор - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
Польша - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
Polski
Головоломки тут довольно забавные, и многие из них можно решать в любом порядке, а не в строго определённой последовательности, но особенно во второй половине игры с логикой начинаются серьёзные проблемы, и без перебора или заглядывания в прохождение тут уже не обойтись - хотя понятие "половины" тут довольно условное, т.к. уровни после первого можно проходить в любом порядке. Помимо сомнительной логики, пиксель-хантинг в игре тоже порой довольно суровый. Иногда в одной большой кликабельной зоне может находиться другая поменьше, и отличить одну от другой невозможно - никакого текста появляющегося у курсора или действия "осмотреть предмет" (напр., как в Full Throttle) тут нет. Кроме того, готов поклясться, что некоторые зоны становятся кликабельными не сразу, а после совершения каких-то предыдущих шагов на уровне, так что будьте готовы к тому, что тщательно прошерстить курсором весь экран придётся не один раз.
Но в целом, даже не смотря на недочёты, впечатления от игры скорее положительные - есть у неё какая-то своя, особая атмосфера.
P.S.: без знания польского всё-же могут возникнуть проблемы, т.к. на одном из уровней вас ждёт паззл с инструкцией в письменном виде, без возможности прочитать которую вас ждёт ОЧЕНЬ много проб и ошибок.