Keep the Balance!

Keep the Balance!
Жанр: Puzzle
Разработчик: ITEM Multimedia
Издатель: JoWooD Productions Software
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 0
  • 13
Keep the Balance! очень сильно не повезло от рождения: она появилась на свет не там и не так, где и как должна была. Это может показаться невероятным, но её авторы, основательно забытая сейчас российская компания ITEM Multimedia, в 2000 году попросту не смогли найти издателя на родине - и потому пошли со своим творением на Запад. Там игру очень даже приняли, вот только потребовали сменить родное нашему уху "Равновесие" на что-то более "понятное", - и выпустили. А в СНГ она, по всей видимости, так официально и не появилась, - это событие с полной уверенностью можно назвать одной из главных трагедий в истории отечественного игростроения. И нет, это не пафосное преувеличение. Перед нами действительно шедевр, при взгляде на который хочется плакать одновременно и от счастья, и от горя.

На фоне интерьера большого старинного дома разместились весы с двумя огромными чашами; на балке-балансире сверху сидит обезьянка; в нижней части экрана движутся два транспортёра - левый и правый; как на них, так и на чашах весов есть совпадающие друг с другом (назовём это так) "ячейки", а также перемещаемая "пружинка" под транспортёрами. Движущиеся ленты приносят самые разные объекты: фрукты и овощи, бытовые предметы, животных и так далее (даже люди есть!), - каждый из которых имеет выраженный цифрой или числом вес (правильнее сказать "массу", но тем не менее). Как только объект процессе своей поездки оказывается в желаемой "ячейке", необходимо задействовать (предварительно переместив её к ней) "пружинку", вследствие чего вещи или существа, подпрыгнув, окажутся в "ячейках" чаш; если конкретная "ячейка" уже занята - то чаще всего (хотя и не всегда) можно "освободить" её, "запустив" туда желаемый объект, который тем самым сбросит вниз тот, что уже размещён в ней. Общее количество этих объектов бесконечно, но появляются они в случайном порядке и движутся исключительно по "своим" транспортёрам - до разделительной полосы, - затем исчезая; иными словами, едущие по левой дорожке могут очутиться только на левой же чаше весов - и наоборот.

Наша задача, о чём можно косвенно догадаться исходя из названия, - добиться "баланса" между весом грузов на обеих чашах: как только они хотя бы на секунду уравниваются по этому показателю (при этом значение имеет только собственно вес, а не количество объектов) - обезьянка нас поздравляет (выражая это буйной радостью), после чего происходит... нет, не переход к следующему уровню, а повторение того же самого. А потом снова - и только после трёх побед нас ждёт новый уровень, но опять-таки не в привычном понимании этого слова, а лишь в виде увеличения трудности прохождения. Чтобы увидеть что-то действительно другое на заднем фоне (и среди объектов, а также - что очень печально - и применительно к "наблюдателю": со временем обезьянку сменят иные индивидуумы) - придётся одолеть десять "ступеней мастерства" (одержав победу на каждой из них по три раза). Радует, что в случае проигрыша начинать можно с той же сложности, на которой остановились, - но вот выиграть придётся обязательно три раза подряд, то есть прежние победы в случае поражения, например, в третьем (последнем в рамках "ступени") "раунде" никак не засчитываются.

Закономерно задать вопрос: что же здесь по-настоящему тяжёлого, а главное - удивительного? Много, много чего. Во-первых, прохождение каждой стадии ограничено по времени, пусть и неявно: поскольку чаши не сбалансированы, то одна из них, имея даже минимальный груз, весит больше, а следовательно - тянется к нижней поверхности экрана, и чем превышение веса на ней больше по сравнению с противоположной, тем быстрее это происходит; кстати говоря, одно из важнейших различий между упомянутыми "ступенями мастерства" заключается как раз в расстоянии между чашами и "землёй". Этот процесс сопровождается отчаянными попытками обезьянки (а впоследствии уже не её) удержаться на верхней балке, - если слишком долго (это фигура речи, если что) тянуть, то она упадёт вниз, а "раунд" придётся переигрывать.

Во-вторых, громадное - и это тоже не преувеличение - количество "нюансов", связанных с теми или иными объектами. Последних здесь, мягко говоря, достаточно - десятки видов, и многие из них способны влиять на соседние. Так, например, бегемот ест все плоды, расположенные в соседних "ячейках", тяжелея (но не на столько, сколько весил съеденный плод), а крокодил - практически всех живых существ, оказавшихся с ним рядом (само собой, показано это бескровно), при этом тоже толстея; вентилятор сдувает практически любые соседние объекты прочь, тигр и лев обижают близко стоящих мелких животных (но те остаются на чаше, если есть возможность отпрыгнуть от хищника на одну "ячейку"; если же нет - то падают с чаши), при этом неагрессивный пингвин может запросто сбить тех, кто на него нападает, клювом; доктор-убийца делает соседям (к которым обращён лицом) уколы, также приводящие к падению с чаши (при встрече с крокодилом исход 50 на 50: либо первый колет второго, либо второй кушает первого); огненное колесо невозможно "заменить" ни на какие другие объекты; и так далее. В-третьих, для прохождения хотя бы третьей "ступени" нужно уметь быстро и качественно считать в уме: общий вес грузов на чашах нигде не показывается, а времени писать на бумажке, поверьте, оставаться не будет. Ну и, разумеется, его величество Джокер.

Собственно говоря, без вышеупомянутой твари (никакого иного эпитета он не заслуживает!) Keep the Balance! была бы просто забавной, но сравнительно простой головоломкой с арифметическим уклоном. Но злобный и неубиваемый шут, разъезжающий на своём автомобильчике в нижней части экрана и примерно с пятой "ступени" сложности начинающий по-настоящему свирепствовать (хотя проделки как таковые он творит и на первой), превращает происходящее в самую что ни на есть бойню - разумеется, бескровную и интеллектуальную, но оттого не менее яростную. Джокер может сбивать любые объекты с чаш, забрасывать туда "свои", самостоятельно (на время) запрыгивать в "ячейки" (всегда имея при этом разный вес) и так далее, то есть всячески нам вредить, - и всё это происходит совершенно внезапно и никаким образом не может быть прекращено.

Если прибавить к этому малое (и стремительно сокращающееся) расстояние между чашами и землёй, высокую скорость появления объектов и совершенный хаос в их последовательности, необходимость за секунды (!) проводить в голове подчас достаточно сложные вычисления, предвидя сразу несколько ситуаций на несколько же ходов вперёд (вида "надо взять арбуз на весы, потому что если сейчас дальше приедет бегемот и окажется помещён рядом, то съест его и своим увеличившимся весом как раз уравняет чаши, - конечно, только при условии, что ситуацию на противоположной не испортит Джокер"), "истерику" мартышки, общую звуковую какофонию и прочие факторы (например, то, что на последующих уровнях - уже именно действительно уровнях, то есть локациях, - дело придётся иметь с картами и шахматами, выстраивая первые в определённой последовательности и учитывая "взаимоотношения вторых касательно "съедений"), - то становится понятно, что ожидает нас здесь самый настоящий "паззловый ад", предназначенный, в общем-то, только для опытных знатоков этого жанра, к тому же имеющих какие-никакие способности к устному счёту - а заодно и быстрые пальцы.

Да, последние здесь тоже нужны: переход "пружинки" от одной ячейки транспортёра к другой осуществляется посредством правой и левой курсорных клавишей - и вполне возможна, к примеру, такая ситуация: в самом начале "раунда" слева едет лев весом 15 условных единиц, а справа одновременно с ним - бабочка, у который этот же показатель равен единице; поместив хищника на чашу, мы и не думали обращать внимание на насекомое - но внезапно видим, что следом за ней на том же транспортёре показался тигр весом 14 (!) единиц, - и в буквальном смысле слова судорожно и лихорадочно "гоним" стрелкой "пружинку" к бабочке, уже почти очутившейся у "точки невозврата" в виде разделительной полосы, потому как если успеть поставить её на правую чашу, а затем проделать то же самое с тигром, - то баланс будет соблюдён! Да, такое изредка действительно случается - что даже высшую "ступень мастерства" можно "решить" практически мгновенно, - но для этого нужны как удача, так и сноровка. Это сложно и нервно, - но зато какие же потрясающие эмоции! Игра в буквальном смысле слова не отпускает от себя, - а разве не это лучшее доказательство того, что её сделали действительно с душой?..

Не устанем повторять: есть традиция, по которой графика в играх-головоломках не оценивается. Отступать от неё сейчас тоже не стоит: понятное дело, что чего-то роскошного вы здесь не увидите, но вместе с тем совершенно необходимо отметить и очень качественную прорисовку фонов, и просто огромное количество мелких, но заметных (даже несмотря на всё убыстряющийся темп) "поведенческих" эффектов: шоковые выражения лиц животных, когда по той или иной причине они падают с чаши, потирание довольным крокодилом своего живота, ухмылка злого доктора, игры тюленя с надувным мячом и многое-многое другое - включая, естественно, и поразительные ужимки обезьяны (одетой в бальное платье...), которыми, увы, практически не остаётся времени любоваться.

В общем, в заключение можно сказать лишь одно: это праздник жизни и пир духа. Обидно - до дикой боли, - что такая замечательная вещь от отечественных творцов так и не попала к нам в те годы, когда должна была, - но это всё же ни разу не повод становиться "Иванами, не помнящими родства". Справедливость должна быть восстановлена. И потому Keep the Balance! наконец-то обретает своё место в нашей коллекции - с более чем заслуженной высшей оценкой. Не дадим обезьянке (и тем, кто будет после) пасть низко, товарищи!
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.