WPressure

ダブルブレッシャー
WPressure
Жанр: Puzzle
Разработчик: Star Hill Productions
Издатель: GameBank
Год выхода: 1995
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 1
  • 0
  • 3
Раритетнейший японский «мини-сборник», состоящий из двух игр: головоломки и аркады с незначительным элементом паззла. О WPressure, появившейся в Сети благодаря одному доброму коллекционеру лишь в начале ноября 2017 года, практически не найти никакой информации не то что в базах данных (включая локальные), но и в принципе: удалось обнаружить лишь запись в блоге, автор которой, располагая копией (и даже не думая ей делиться…), вспоминал, что данная вещь была чуть ли не первой национальной игрой, вышедшей специально для Windows 95, а также что в 1990-е годы она пользовалась большой популярностью в среде токийских офисных работников (возможно, что в связи с безальтернативностью), однако «ныне» (на момент публикации записи) основательно забыта даже на родине.

Две игры, составляющие WPressure, никак не связаны между собой – настолько, что имеют собственные названия («Pressure Drop» и «Under Pressure») и даже запускаются через разные *.exe-файлы. Сразу же отметим на всякий случай, что ни в одной из них нет аниме-стилистики, каких бы то ни было извращений и вообще чего-либо, что позволяло бы отнести их к «японщине». Текст на национальном языке есть только в стартовом меню, нужном для начала новой партии; в «Pressure Drop» текста как такового толком вроде бы нет, в «Under Pressure» есть – в виде названий уровней-заданий или описания кое-каких ситуаций на поле, – и он весь на образцовом английском.

Рассмотрим сначала «Pressure Drop». Нам предстоит управлять странного вида каменным кругом с высеченной на нём «индейской» (или какой-то подобной) «мордой» (точнее не скажешь), перемещающимся по платформе в нижней части экрана, по краям которой разместились гигантские бородатые головы, вызывающие ассоциации с древнегреческими мудрецами. Если подкатиться к ним вплотную (за перемещение отвечают клавиши с «правой» и «левой» курсорными стрелками), то они открывают рты и словно бы хотят проглотить «протагониста», но на деле никакой опасности в себе не несут. По верхнему краю длины окружности управляемого нами объекта размещены маленькие кружочки нескольких цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего и серого. Вращая круг посредством клавиши с «верхней» курсорной стрелкой, можно помещать кружочек того или иного цвета аккурат напротив центра круга, - и тогда «морда» получает возможность испускать из себя атакующий луч такого же окраса.

Выше располагается тонкая металлическая балка, а в буквальном смысле слова «с неба» - то есть с верхней границы экрана – падают цепочки из квадратиков разных цветов и оттенков, в каждой из которых – от двух и более элементов, и как минимум один всегда отличается от других. Наша задача – стрелять (клавишей «Пробел») по конкретным квадратикам испускаемыми кругом лучами конкретного же цвета, предварительно выбрав последний описанным выше способом и придав «протагонисту» нужное для точного попадания положение. Если элемент светлого оттенка – то меткий выстрел лучом того же цвета перекрасит его в тёмный оттенок, и наоборот. При этом если «атаковать» квадратик одной расцветки «неправильным» лучом, то он перекрасится в «выпущенный» вами цвет, сохранив при этом свой оттенок (если вам был нужен другой, то придётся стрелять ещё раз).

Поражать цепочки квадратиков нужно до того момента, как те коснутся вышеупомянутой балки, поскольку контакт с ней заканчивается их уничтожением, что, в отличие от самоличной ликвидации элементов, не приносит вам очков. Если допустить «потерю» слишком большого их количества - то наш персонаж погибнет, но реально такая опасность начинает возникать максимум на втором уровне. По ходу действия периодически осуществляется подъём балки на большую высоту, сопровождающийся увеличением количества падающих объектов и скорости этого процесса, а также периодическим появлением на нижней платформе блоков, через какое-то время (вероятно, в случае совершения нами успешных выстрелов) взрывающихся, но на период существования делающих невозможным свободное перемещение круга по ней. Изредка на экране появляются разные совы, спускающиеся в самый его низ, - если такую подбить (не подбивать автор описания не пробовал) – то дадут дополнительные очки (жестоко, а что поделаешь?). Порой также ухудшается, если можно так выразиться, управляемость кругом: становится возможным выбирать лишь граничные (красную и серую) расцветки лучей; для возврата в нормальное состояние надо какое-то время покрутиться туда-сюда.

Переход от одного этапа - подъёма балки - к другому, по-видимому, привязан к конкретному достигнутому счёту. После набора определённого количества очков загружается уже следующий уровень – то же самое в плане процесса, но с другой картинкой на заднем фоне: так, если на первом это знаменитые статуи моаи с острова Пасхи, то, например, на втором – атмосферный марсианский пейзаж. Начиная с него в процесс начинают добавляться некоторые усложнения: в частности, двойные блоки, для уничтожения цепочек которых нужно перекрашивать всю конструкцию в цвет верхних частей элементов, не подлежащие непосредственной атаке.

Уровень сложности в «Pressure Drop» в целом весьма низкий, хотя иногда напряжённые моменты всё же случаются. Элемент головоломки незначителен, но присутствует: так, если в падающей цепочке три тёмно-жёлтых квадратика и два светло-жёлтых, то логично, что следует сделать всего два перекрашивающих выстрела, а не три, что позволит быстрее от неё избавиться, - а время может быть дорого, поскольку таких «конструкций» иногда падает сразу много. Ещё стоит отметить, что запас «энергии» (назовём это так) для лучей всех цветов формально расходуется при каждой атаке, но крайне незначительно, - и, главное, буквально за долю секунды восстанавливается до максимума (возможно, данное обстоятельство играет роль на каких-то «высших» уровнях). Но в целом игровой процесс весьма неторопливый и даже несколько медитативный. Графически всё исполнено тоже на достаточно приличном уровне, - иными словами, игру вполне можно рекомендовать как неплохое средство расслабления и отдыха, сопряжённого с малым, но всё же реальным количеством интеллектуальных усилий.

Теперь перейдём к «Under Pressure». Это уже чистой воды головоломка – причём не самая простая, а сначала (ибо никакого руководства к действию в самой игре нет – оно существует лишь в печатном виде и нам недоступно, да и если бы нашлось, то не помогло бы, поскольку на японском) кажущаяся так и вовсе совершенно непонятной. Тем не менее разобраться методом проб и ошибок вполне реально, после чего от процесса можно получить море удовольствия.

Каждый уровень представляет собой игровое поле (как правило – не очень большое, а подчас и крошечное), разделённое на клетки и имеющее по периметру чёткие границы в виде стен (с определённого момента таковые будут встречаться и во внутренних его пределах). Часть ячеек занята некоторым количеством подвижных фигур разных цветов и форм: круги, треугольники, квадраты, звёзды, крестики и так далее; начиная с третьего уровня периодически попадаются и каменные блоки, которые тоже можно двигать. Если какая-либо фигура шагает на соседнюю клетку, то все прочие, находящиеся с ней в том же ряду по горизонтали или вертикали, в котором произошло перемещение, тоже автоматически смещаются, причём ход будет возможным или безопасным, только если изначальные интервалы между всеми фигурами ряда останутся после него прежними. Если в результате хода фигура «оказывается» на клетке, занятой элементом стены (часть границы поля либо такая же конструкция внутри него), то уничтожается, – и очень часто (пусть и не всегда) это заканчивается моментальным проигрышем. Если перемещение приводит к описанному в предыдущем предложении применительно к другой (не ходящей, но меняющей диспозицию) фигуре из ряда – то последствия для неё (и для партии) те же самые. Если при ходе имеет место попытка фигуры «занять» клетку с подвижным блоком (или «принуждение» к этому другой из того же ряда), то такое действие или просто не осуществляется, ибо физически невозможно, или же приводит к перемещению блока вместе с фигурой; если же подвижный блок так или иначе ставится на клетку с фигурой – то тоже двигает её, а в случае соприкосновения последней при этом со стеной - уничтожает её.

Всё управление осуществляется мышью, но вот удобным его никак не назовёшь. Левая кнопка отвечает за перемещение как таковое, а правая – за выбор направления: по нажатию на неё появляется зелёная стрелочка, при повторном щелчке меняющая своё положение; как только путём перебора вариантов желаемый путь выбран – нажимаем левую кнопку для совершения хода. Чуточку проще положение дел становится в том случае, если, выделив фигуру и определившись с направлением её перемещения, сразу кликать затем в ту клетку, которую мы видим конечной целью её маршрута (если таковой является не соседняя), - за один щелчок та всё равно будет сдвигаться (чаще всего) строго на одну ячейку, но так объективно удобнее.

На границах поля есть особые клетки с мигающими символами, соответствующими тем или иным имеющимся на нём типам фигур. Цель каждого уровня – подвести конкретные элементы к нужным подобным местам, чтобы те поглотили их; если все (или все «нужные») фигуры исчезли – то задание считается выполненным и происходит переход к следующему. Часто около упомянутого символа указаны число или цифра, - это означает, что нужно поместить туда определённое количество одних и тех же фигур. При этом нужно быть внимательным, потому что если на одном уровне есть несколько одинаковых мигающих символов с разными указанными на них числами (цифрами), то важно не поместить куда-то больше фигур, чем заявлено: символ может «поглотить» соответствующие ему в любом случае (это редко, но случается), и при допущении ошибки этап станет непроходимым. От каждого уровня, до которого вам удалось добраться, при его загрузке выдаётся пароль (латинские буквы в правом верхнем углу экрана), позволяющий при следующем запуске ввести комбинацию и не проходить всё сначала. В случае же проигрыша в рамках конкретного запуска число попыток для прохождения одного и того же уровня, к которому уже получен доступ, бесконечно.

Все задания в «Under Pressure» ограничены по времени, причём достаточно (или даже весьма) жёстко: чаще всего это двадцать или тридцать секунд (или около того); может, впрочем, быть и минута, но может – и тринадцать или даже девять секунд, причём установленный лимит в большей степени зависит от размеров поля, а не от сложности самой задачки. К счастью, счётчик начинает работать только после первого щелчка мышкой – и до этого момента можно сколько угодно изучать расклад на поле и обдумывать свою стратегию.

А подумать здесь будет над чем, ибо каждая головоломка не похожа на другую. Где-то, например, у вас большое поле – и всего три фигуры на нём, но при этом множество подвижных блоков, которые надо перемещать с учётом правильного взаимного расположения разных рядов, и солидное расстояние между объектами, которые надо «сдать». Где-то – напротив, крошечное поле с «двумерным» аналогом кубика Рубика (и всего девять секунд на совершение всех операций, да), причём необходимо самому догадаться, что здесь с помощью подвижных блоков нужно именно что уничтожать фигуры, предварительно подведя те к конкретным участкам стен. А ещё будет простой с «умственной» точки зрения, но почти аркадный уровень, где фигуры требуется выстроить в правильную последовательность и «провести» их от одного края поля до другого, попутно избавляясь от них, или этап с двумя разными полями, сообщающимися посредством телепорта, где ключевую фигуру тоже придётся как будто «уничтожать» для победы.

Кстати, о последней: на ряде уровней присутствует разноцветный шар; чаще всего он пребывает на поле в гордом одиночестве (не считая подвижных блоков), но порой соседствует с другими фигурами, при этом место «сдачи товара» на границе игрового пространства помечено «десятью звёздами» или ещё чем-то. Нужно запомнить, что если такой есть, то все действия всегда надо выполнять только с ним (видимо, он является эквивалентом того количества конкретных фигур, которое означено на описанном выше месте), а на другие объекты можно не обращать внимания и даже уничтожать (хотя двигать их всё равно придётся, дабы расчистить путь шару). Наконец, ещё один важный момент: цифры «2» и «3», иногда встречающиеся у участков ограничительных стен, означают, что в данном ряду фигуры (все здесь оказавшиеся, - но чаще всего в таких ситуациях они всегда в единственном числе) будут перемещаться на две или три клетки за ход. На самом деле в «Under Pressure» ещё множество всяких тонкостей, характерных обычно для конкретных этапов и вычисляемых исключительно опытным путём, но рассказывать обо всём явно не стоит, дабы не лишать потенциальных игроков приятных открытий.

По неоднократно уже упоминавшейся старой традиции графику в головоломках мы не оцениваем. Здесь она есть – и даже отнюдь не плохая: уровни, несмотря на свой минимализм, благодаря «каменному» оформлению заставляют воображение рисовать сказочные средневековые подземелья; эффекты в виде исчезновения или разрушения фигур тоже присутствуют (пусть и охарактеризовать их можно максимум приевшимся словосочетанием «какие-никакие»). Но вот по причине действительно суровых ограничений на прохождение каждого уровня, «сдобренных» вышеописанным управлением, обращать внимание на визуальную составляющую попросту невозможно. Мозг, заострившийся до предела глаз и точно так же напрягшийся указательный палец становятся словно бы единым целым – одной командой, передающей информацию друг другу с молниеносной скоростью и одной-единственной целью: успеть, пока тикает таймер… И как же приятно по результатам своих трудов видеть заветную надпись «Full» около «пункта сбора», принявшего последний элемент!.. Это действительно захватывает не на шутку – и положительные эмоции (а заодно и «импульс» для мозговой активности) здесь бьют просто через край.

Вердикт по WPressure в целом – здорово. Просто здорово – не больше и не меньше. И если «аркада» ещё может показаться кому-то затянутой и малоинтересной, то «головоломка» наверняка приглянется всем и каждому независимо от чего бы то ни было. Это на самом деле игра для всех. Ну и кроме того, как ни печально завершать этим затянувшееся повествование, - опять редкость, да. Так и что и на «коллекционерской» улице в этот раз праздник.

P.S. Ведь делали же в Японии когда-то нормальные игры…
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.