«Opération Teddy Bear» – представитель редкого жанра «интерактивного рисованного рассказа», выполненный в лучших традициях французских Bande dessinée и ставший первым опытом такого рода от компании Index+ и придумавшего этот самый жанр художника Эдуарда Люссана. Посвящённая не самой обычной для подобных проектов теме Второй мировой войны и получившая около десятка различных наград от критики во Франции, Канаде и Японии, эта игра, вышедшая у себя на родине в нескольких изданиях и переведённая на нидерландский и немецкий, не только не снискала широкой популярности и не удостоилась англоязычного релиза, но и пребывала в полной безвестности, отсутствуя в сети в свободном доступе вплоть до начала лета 2019 года. Такая ситуация на первый взгляд может показаться весьма странной, однако достаточно пройти «Opération Teddy Bear» до конца, как всё становится на свои места: хотя эта история и посвящена памятным для многих английских, канадских и американских граждан событиям долгожданного открытия второго фронта против гитлеровской Германии на западе Европы летом 1944 года, некоторые особенности здешней сюжетной линии делают её продуктом, не очень-то пригодным для современного англоязычного рынка.
Как внешний вид, так и интерфейс с игровым (если можно так выразиться) процессом аналогичны таковым у давно уже присутствующей на нашем сайте (в том числе в английской версии) «Le Piège Diabolique» - с некоторыми небольшими отличиями. Главное меню, выполненное в виде стильного радиоприёмника начала 1940-х, предлагает нашему вниманию сразу семь расположившихся по дуге пунктов интереса, однако основным из них является левый нижний: «La Bande dessinée». Именно здесь нам и предстоит знакомиться с историей 12-летнего мальчика Поля, которая начинается 5 июня 1944 года в нормандском городке Валонь. Живёт он здесь вместе со своим папой, активистом движения Сопротивления, в то время как мама его танцует в парижском кабаре, собирая для подпольщиков информацию от посещающих это злачное заведение солдат и офицеров немецкой оккупационной армии. В преддверии скорой высадки союзников отец, заботясь о безопасности сына, помещает Поля и его неразлучного плюшевого мишку по имени Марсель (чей не очень аккуратно заштопанный живот служит своего рода тайником для секретных документов Сопротивления) в монастырь, – однако на следующий же день во время вызванной авианалётом суматохи мальчик умудряется сбежать от сестёр – и на протяжении последующих нескольких недель будет пытаться добраться до своей матери в столице Франции. Судьба начнёт мотать его по многим донельзя опасным местам Нормандии, оказавшимся в эпицентре боевых действий, включая многострадальный Кан, – да ещё и даст в попутчики одну за другой различных примечательных личностей: немецкого военного фотокорреспондента Йоахима, бежавшего из плена британского офицера Томми и американского десантника Мёрфи.
История эта подана в виде последовательности из 73 страниц с цветными рисунками – иногда по одной на разворот, однако чаще всего очередной экран оказывается разбитым на несколько отдельных кадров, как в бумажных «комиксах», проявляющихся по мере знакомства игрока с эпизодами рассказа. Практически все они не статичны, а анимированы: машины едут, самолёты летают, танки стреляют. «Чтение» таких картинок заключается временами в простом ожидании завершения анимации, но обычно всё же требует «прокликивания» – нажатия на какой-либо элемент последнего кадра из числа открытых (иногда крупный – например, «пузырь» с текстом, – а подчас и весьма мелкий и не очень заметный), а изредка и переноса какого-либо предмета или персонажа на следующую секцию BD посредством зажатия курсором мыши. Никаких мини-игр, которые позднее появятся в «Le Piège Diabolique», здесь нет, – разве что один раз нам предложат пострелять в наземные цели из пикирующего бомбардировщика, однако на деле такая задача будет представлять собой всё тот же неторопливый пиксельхантинг. Надо заметить, что художественная сторона «Opération Teddy Bear» производит неоднозначное впечатление: с одной стороны, рисунки вполне симпатичны и выполнены, как уже упоминалось выше, в лучших традициях европейских книжных иллюстраций, однако с другой – временами повествование впадает в натуралистический и макабрический стиль типа «кишки наружу» и «пусть кровь льётся вёдрами», что нисколько не смешно и совсем не располагает к тому, чтобы рекомендовать этот проект Index+ для детской, да и просто чувствительной аудитории.
Зато звуковое оформление выполнено «на отлично»: озвучки здесь нет, да и музыки в качестве какой-либо самостоятельной сущности тоже, – однако фоновое сопровождение рисованной истории представляет собой на удивление аутентичный ряд самых разных шумов, скрежетов, выстрелов, мелодий, выкриков и реплик на нескольких языках и т. д. А что ещё вызывает восхищение, так это умелая интеграция в повествование различного рода образовательных и просто энциклопедических материалов: помимо собственно BD, содержание «Opération Teddy Bear» составляют также 36 анимированных исторических карт и около 200 экранов исторической справки с тремястами архивными фотографиями и прочими документами в виде иллюстраций. После того как мы выполнили все положенные задания в очередном из эпизодов истории Поля, справа внизу появляется стрелочка для перехода к следующей последовательности кадров, а на самом экране начинают подсвечиваться объекты интереса, нажатие на которые либо выводит на полях краткий комментарий, либо же препровождает нас на посвящённую данному предмету отдельную страницу энциклопедии.
Попасть туда можно и посредством кнопки навигации в левом нижнем углу, представляющей собой изображение головы Поля (часто в сопровождении одного из его спутников) с надписью «retour»: нажатие на неё позволяет не только вернуться на предыдущий по очереди просмотра экран, но и перейти к каталогу всего здесь имеющегося «QuickMove», знакомому нам по другим проектам Index+ (все страницы обозначаются здесь цветными квадратиками сообразно своему содержанию), а также и отправиться назад в главное меню («Sommaire»). Прочие шесть пунктов этого последнего как раз и представляют собой сгруппированные по тематике главы энциклопедии: «Люди и судьбы войны», «Военные силы и вооружение», «Театры боевых действий», «Гражданские лица во время войны» и «Исторические карты»; последний же раздел, выделенный цветом «1939–1945 гг. в Европе», является не чем иным, как быстрым доступом ко всем открытым уже экранам истории Поля с обозначенными на них точками интереса. Энциклопедия вполне доступно описывает и изображает основные аспекты истории Второй мировой: нашлось место и известным личностям, и многим моментам повседневной жизни, и различным видам вооружения, и основным событиям и военным операциям (включая даже такие далёкие от Нормандии вещи, как блокаду Ленинграда и Сталинградскую битву), и анимированному воссозданию динамики движения линии фронта на картах театров боевых действий.
В результате «Opération Teddy Bear» оказывается весьма оригинальным и достойным развлекательно-образовательным проектом; основным ограничением для рекомендации знакомства с ним стоит назвать прежде всего необходимость наличия какого-никакого знания французского языка: несмотря на то что основная повествовательная нагрузка приходится на рисунки, текста здесь очень даже немало - и хорошее его понимание небесполезно как для следования сюжетной линии Поля с Марселем, так и для ознакомления с богатым энциклопедическим материалом. Ну и на всякий случай повторим: хотя главным героем и является 12-летний мальчик, рекомендовать эту игру детям, даже франкоязычным, стоит всё же с некоторой осторожностью.
Как внешний вид, так и интерфейс с игровым (если можно так выразиться) процессом аналогичны таковым у давно уже присутствующей на нашем сайте (в том числе в английской версии) «Le Piège Diabolique» - с некоторыми небольшими отличиями. Главное меню, выполненное в виде стильного радиоприёмника начала 1940-х, предлагает нашему вниманию сразу семь расположившихся по дуге пунктов интереса, однако основным из них является левый нижний: «La Bande dessinée». Именно здесь нам и предстоит знакомиться с историей 12-летнего мальчика Поля, которая начинается 5 июня 1944 года в нормандском городке Валонь. Живёт он здесь вместе со своим папой, активистом движения Сопротивления, в то время как мама его танцует в парижском кабаре, собирая для подпольщиков информацию от посещающих это злачное заведение солдат и офицеров немецкой оккупационной армии. В преддверии скорой высадки союзников отец, заботясь о безопасности сына, помещает Поля и его неразлучного плюшевого мишку по имени Марсель (чей не очень аккуратно заштопанный живот служит своего рода тайником для секретных документов Сопротивления) в монастырь, – однако на следующий же день во время вызванной авианалётом суматохи мальчик умудряется сбежать от сестёр – и на протяжении последующих нескольких недель будет пытаться добраться до своей матери в столице Франции. Судьба начнёт мотать его по многим донельзя опасным местам Нормандии, оказавшимся в эпицентре боевых действий, включая многострадальный Кан, – да ещё и даст в попутчики одну за другой различных примечательных личностей: немецкого военного фотокорреспондента Йоахима, бежавшего из плена британского офицера Томми и американского десантника Мёрфи.
История эта подана в виде последовательности из 73 страниц с цветными рисунками – иногда по одной на разворот, однако чаще всего очередной экран оказывается разбитым на несколько отдельных кадров, как в бумажных «комиксах», проявляющихся по мере знакомства игрока с эпизодами рассказа. Практически все они не статичны, а анимированы: машины едут, самолёты летают, танки стреляют. «Чтение» таких картинок заключается временами в простом ожидании завершения анимации, но обычно всё же требует «прокликивания» – нажатия на какой-либо элемент последнего кадра из числа открытых (иногда крупный – например, «пузырь» с текстом, – а подчас и весьма мелкий и не очень заметный), а изредка и переноса какого-либо предмета или персонажа на следующую секцию BD посредством зажатия курсором мыши. Никаких мини-игр, которые позднее появятся в «Le Piège Diabolique», здесь нет, – разве что один раз нам предложат пострелять в наземные цели из пикирующего бомбардировщика, однако на деле такая задача будет представлять собой всё тот же неторопливый пиксельхантинг. Надо заметить, что художественная сторона «Opération Teddy Bear» производит неоднозначное впечатление: с одной стороны, рисунки вполне симпатичны и выполнены, как уже упоминалось выше, в лучших традициях европейских книжных иллюстраций, однако с другой – временами повествование впадает в натуралистический и макабрический стиль типа «кишки наружу» и «пусть кровь льётся вёдрами», что нисколько не смешно и совсем не располагает к тому, чтобы рекомендовать этот проект Index+ для детской, да и просто чувствительной аудитории.
Зато звуковое оформление выполнено «на отлично»: озвучки здесь нет, да и музыки в качестве какой-либо самостоятельной сущности тоже, – однако фоновое сопровождение рисованной истории представляет собой на удивление аутентичный ряд самых разных шумов, скрежетов, выстрелов, мелодий, выкриков и реплик на нескольких языках и т. д. А что ещё вызывает восхищение, так это умелая интеграция в повествование различного рода образовательных и просто энциклопедических материалов: помимо собственно BD, содержание «Opération Teddy Bear» составляют также 36 анимированных исторических карт и около 200 экранов исторической справки с тремястами архивными фотографиями и прочими документами в виде иллюстраций. После того как мы выполнили все положенные задания в очередном из эпизодов истории Поля, справа внизу появляется стрелочка для перехода к следующей последовательности кадров, а на самом экране начинают подсвечиваться объекты интереса, нажатие на которые либо выводит на полях краткий комментарий, либо же препровождает нас на посвящённую данному предмету отдельную страницу энциклопедии.
Попасть туда можно и посредством кнопки навигации в левом нижнем углу, представляющей собой изображение головы Поля (часто в сопровождении одного из его спутников) с надписью «retour»: нажатие на неё позволяет не только вернуться на предыдущий по очереди просмотра экран, но и перейти к каталогу всего здесь имеющегося «QuickMove», знакомому нам по другим проектам Index+ (все страницы обозначаются здесь цветными квадратиками сообразно своему содержанию), а также и отправиться назад в главное меню («Sommaire»). Прочие шесть пунктов этого последнего как раз и представляют собой сгруппированные по тематике главы энциклопедии: «Люди и судьбы войны», «Военные силы и вооружение», «Театры боевых действий», «Гражданские лица во время войны» и «Исторические карты»; последний же раздел, выделенный цветом «1939–1945 гг. в Европе», является не чем иным, как быстрым доступом ко всем открытым уже экранам истории Поля с обозначенными на них точками интереса. Энциклопедия вполне доступно описывает и изображает основные аспекты истории Второй мировой: нашлось место и известным личностям, и многим моментам повседневной жизни, и различным видам вооружения, и основным событиям и военным операциям (включая даже такие далёкие от Нормандии вещи, как блокаду Ленинграда и Сталинградскую битву), и анимированному воссозданию динамики движения линии фронта на картах театров боевых действий.
В результате «Opération Teddy Bear» оказывается весьма оригинальным и достойным развлекательно-образовательным проектом; основным ограничением для рекомендации знакомства с ним стоит назвать прежде всего необходимость наличия какого-никакого знания французского языка: несмотря на то что основная повествовательная нагрузка приходится на рисунки, текста здесь очень даже немало - и хорошее его понимание небесполезно как для следования сюжетной линии Поля с Марселем, так и для ознакомления с богатым энциклопедическим материалом. Ну и на всякий случай повторим: хотя главным героем и является 12-летний мальчик, рекомендовать эту игру детям, даже франкоязычным, стоит всё же с некоторой осторожностью.
- Время и место:
Вторая мировая война - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная - Происхождение:
Комиксы - Страна или регион происхождения:
Франция - Технические детали:
PC-Mac - Язык:
Français