Пошаговая военная игра, где вам предстоит принять на себя командование небольшим отрядом солдат и события которой разворачиваются во времена Второй мировой войны. Пожалуй, не ошибусь, если выскажу мысль, что это первая "тактика", выпущенная в Японии, — по крайней мере, чего-то подобного, но старше Combat в Бездне Времен не находится. Простое название игры обусловлено отнюдь не скудностью фантазии разработчика, а тем, что игра вдохновлена американским телесериалом 1961 года о приключениях сержанта Сандерса и его бойцов в Нормандии - Combat! Однако, в отличие от фильма, в этот раз бравые вояки сражаются в песках Северной Африки, предположительно в Кессеринском проходе (в руководстве пользователя в "сюжетной" части стоит дата "февраль 1943").
Combat — типичный представитель раннего этапа развития жанра стратегий и тактик: вся игра представляет собой единственную миссию, проходящую на одном из четырех схематически нарисованных полей сражений. Причем очень схематически: вот восклицательные знаки — заросли кустарника, маленький белый квадрат с точкой — окоп, а большой — командный бункер. Наши солдатики обозначены цифрами, бойцы противника — буквами. Задача проста: за 24 хода (точнее, за 23) захватить вражеский штаб. Что сие значит? Вы должны уничтожить всех солдат оппонента в большом белом квадрате, расположенном на условном "севере" локации, и завести в него своего командира (цифра "1"), но учтите: если это сделать на 24-м ходу, игра вам засчитает проигрыш. Также вы проигрываете, если Сандерс погибает в ходе выполнения миссии. Кроме ограничения по шагам, нам урезано время на обдумывание каждого из них - есть всего две минуты на принятие решения.
Научиться играть в Combat легко, и языковой барьер тут не будет помехой. После того как вам покажут табличку с физическими данными каждого солдата, программа предложит выбрать один из трех уровней сложности; от этого зависит количество войск у противника. Управление отрядом осуществляется посредством цифровых клавиш: сначала вводим номер бойца, а затем выбираем один из шести приказов, который хотим ему отдать. "1" — атака, вас попросят указать цель: для этого введите букву, обозначающую вражеского солдата; "2" — перезарядка оружия, производится каждые десять выстрелов; "3" — лечь/встать, - если вы давно знакомы с жанром "тактика", то уже догадываетесь, на что влияет это действие: лежа боец двигается медленно, всего на две клетки против трех стоя, но при этом имеет меньший шанс схлопотать пулю в лоб, и учтите — отряд всегда начинает игру залегшим; "4" — движение, направление вам подскажет правый цифровой блок вашей клавиатуры, запомните — Сандерс (номер один) обязательно ходит первым, ибо остальные солдаты не могут находиться впереди своего командира; "5" - лечение, требуется дополнительно указать номер раненого бедолаги. У каждого солдата есть по одной аптечке, за исключением номера 5: он санитар и может восстанавливать здоровье себе и союзникам сколько угодно раз, что компенсируется отсутствием у него оружия. Наконец, приказ номер "6" — таинственная вещь ввиду отсутствия руководства пользователя. Его название приблизительно переводится как "Рапорт", а результат действия — вывод двух блоков цифр. Предположительно это обозначение дальности стрельбы в разных направлениях. Впрочем, незнание этой команды не помешало автору описания пройти Combat.
В заключение отмечу одну редкую вещь для стратегий той эпохи — герои игры, скажем так, "очеловечены", что выражается не только в фамилиях, заимствованных у персонажей сериала, но и в реакции ваших солдат на разные события: будь то меткий выстрел, промах или ранение, — на всё это будет произнесена своя реплика. Однако — традиционно для 1980-х — в Combat слишком большую роль играет генератор случайных чисел.
Combat — типичный представитель раннего этапа развития жанра стратегий и тактик: вся игра представляет собой единственную миссию, проходящую на одном из четырех схематически нарисованных полей сражений. Причем очень схематически: вот восклицательные знаки — заросли кустарника, маленький белый квадрат с точкой — окоп, а большой — командный бункер. Наши солдатики обозначены цифрами, бойцы противника — буквами. Задача проста: за 24 хода (точнее, за 23) захватить вражеский штаб. Что сие значит? Вы должны уничтожить всех солдат оппонента в большом белом квадрате, расположенном на условном "севере" локации, и завести в него своего командира (цифра "1"), но учтите: если это сделать на 24-м ходу, игра вам засчитает проигрыш. Также вы проигрываете, если Сандерс погибает в ходе выполнения миссии. Кроме ограничения по шагам, нам урезано время на обдумывание каждого из них - есть всего две минуты на принятие решения.
Научиться играть в Combat легко, и языковой барьер тут не будет помехой. После того как вам покажут табличку с физическими данными каждого солдата, программа предложит выбрать один из трех уровней сложности; от этого зависит количество войск у противника. Управление отрядом осуществляется посредством цифровых клавиш: сначала вводим номер бойца, а затем выбираем один из шести приказов, который хотим ему отдать. "1" — атака, вас попросят указать цель: для этого введите букву, обозначающую вражеского солдата; "2" — перезарядка оружия, производится каждые десять выстрелов; "3" — лечь/встать, - если вы давно знакомы с жанром "тактика", то уже догадываетесь, на что влияет это действие: лежа боец двигается медленно, всего на две клетки против трех стоя, но при этом имеет меньший шанс схлопотать пулю в лоб, и учтите — отряд всегда начинает игру залегшим; "4" — движение, направление вам подскажет правый цифровой блок вашей клавиатуры, запомните — Сандерс (номер один) обязательно ходит первым, ибо остальные солдаты не могут находиться впереди своего командира; "5" - лечение, требуется дополнительно указать номер раненого бедолаги. У каждого солдата есть по одной аптечке, за исключением номера 5: он санитар и может восстанавливать здоровье себе и союзникам сколько угодно раз, что компенсируется отсутствием у него оружия. Наконец, приказ номер "6" — таинственная вещь ввиду отсутствия руководства пользователя. Его название приблизительно переводится как "Рапорт", а результат действия — вывод двух блоков цифр. Предположительно это обозначение дальности стрельбы в разных направлениях. Впрочем, незнание этой команды не помешало автору описания пройти Combat.
В заключение отмечу одну редкую вещь для стратегий той эпохи — герои игры, скажем так, "очеловечены", что выражается не только в фамилиях, заимствованных у персонажей сериала, но и в реакции ваших солдат на разные события: будь то меткий выстрел, промах или ранение, — на всё это будет произнесена своя реплика. Однако — традиционно для 1980-х — в Combat слишком большую роль играет генератор случайных чисел.