Пройти от входа до выхода из пещеры, прихватить по пути как можно больше сокровищ и одиноких дам, и не погибнуть. Вот, собственно и весь Spelunky. Но бесплатный проект не привлёк бы к себе столько внимания, если бы был столь прост. Все три пункта отличаются недетской сложностью — на пути вырастают как традиционные преграды, так и выводки монстров, каждый отличающийся своим поведением. Чем больше времени проводишь на случайно сгенерированных уровнях игры, тем больше она открывается — новые предметы, оружие, драгоценности, ловушки — фантазия единственного разработчика бьёт оздоровительным потоком артезианской скважины. При том, что внешне она напоминает Pitfall, скрещенный с Rogue и Lode Runner, Spelunky глубже, чем классика, но в той же степени аддиктивна. Beware.
***
Аарон Коннерс, сценарист и гейм-дизайнер, работавший бок о бок с Крисом Джонсом в Access Software над серией Tex Murphy и другими проектами пишет о разнице между созданием адвенчур в начале 90-х и в настоящее время. Небольшой отрывок из колонки: «Часто какой-то одной инновации хватало, чтобы продать в остальном плохую игру. Раньше люди на самом деле покупали игры, чтобы показать на что способен их компьютер! Одних кадров в секунду было достаточно, чтобы захватить дух. Живые актёры в созданном на компьютере мире? Да кому важно, что Кристофер Уокен переигрывает, как преподаватель школьного драмкружка? Марго Киддер? А я думал она умерла! Хороший сюжет? Опционально!»
***
Геймплей скролл-шутеров кажется непоколебимым временем. Из 80-х они прошли оставшись практически неизменёнными. Что в них можно кардинально изменить? Анимацию оружия? Модели противников? Фон? Экспериментальная игра PaintShip позволяет любому желающему ринуться в бой на нарисованном им корабле, самостоятельно расставив доступное оружие и оборудование. За пройденные уровни кораблик получает новое снаряжение, и если места вдруг не хватает никто не помешает исправить недоработки в дизайне.
***
Флеш-платформер Canabalt создаёт впечатление стильной и цельной игры, при том, что он был сделан менее, чем за месяц для конкурса по экспериментальному геймплею на тему «минимализм». Если вы играли в Mirrors Edge, или скорее в Mirrors Edge 2D, то идея Canabalt будет вам знакома. Если всё же нет, то тематика игры — это высокоэтажно-вынужденный паркур. Формулировка проста — герой убегает, что есть мочи. Бежит ли он от серости офисных будней или спасается от нашествия инопланетян не сказано, но ясно, что до финиша ещё нескоро. Вскрытие показывает одну единственную клавишу управления, отвечающую за прыжок, картонные ящики, как необходимые ингибиторы процесса, эффектный пиксель-арт, атмосферный аудиотрек; многим большим проектам следует поучиться у его создателей распоряжаться доступными ресурсами.
***
В результате куплей-продаж середины 90-х права на многие игры SSI, в том числе и на звездоносный Panzer General, оказались в руках у UbiSoft. Но с момента выхода последней части в 2000-м году, никаких анонсов от новых владельцев не было. И вот, французская корпорация сообщает о ведущейся работе над казуальной карточной игрой (имеется в виду CCG) с элементами танков и второй мировой войны: маленький четырёхугольник поля без намёков на хексы, невыразительная графика, X-Box Live Arcade. Ubi не смогла найти лучшего названия для проекта, чем Panzer General: Allied Assault. Но не стоит отчаиваться — возможно правопреемника популярной стратегии следует искать в другом месте. Operation Barbarossa: Struggle For Russia — это повёрнутый лицом к "софткорным" игрокам варгейм. Как и в серии «генералов», здесь несколько уровней сложности, кампании, поделённые на миссии, переходящий парк юнитов, накопление ими боевого опыта. Игра только поступила в продажу, отпускается по 25 евро за порцию.
***
Изменился ли бы маркетинг классических хитов, выйди они сейчас? Ещё как по мнению веб-сайта Gamesradar. Mortal Kombat стал бы спортивной отрадой для всей семьи на Wii, а в серии Breakout стала фигурировать возможность разрушения реальных зданий.