Когда я был маленьким, то периодически подвергался внушению: проклятые капиталисты из США спать спокойно не могут, а только лишь думают, как спровоцировать СССР, оплот добра и миролюбия, на агрессию. Достаточно вспомнить целиком текст песенки "Солнечный круг", особенно последний куплет. По прошествии многих лет я понял, что американцы тоже себя считали отнюдь не воплощением зла. К сожалению, в информационной дуэли мы потерпели поражение и теперь с неохотой признаемся Западу, что служили Темному Властелину. По-моему, в компьютерных играх все тоже уже привыкли, что образ доброй России непривлекателен для разработчиков.
Тем временем я хочу обратить свой взор на достаточно неординарный продукт под названием Red Alert 2 и его сиквел Yuri’s Revenge. Если первый «Красный шухер» позиционировался как предыстория C&C: Tiberian Dawn, и нападение Сталина на Европу тоже смотрится более-менее реалистично, то второй Red Alert может вызвать оторопь у неподготовленного игрока. Особенно, если этот игрок родился где-то на территории бывшего СССР. Разработчики настоятельно призывают нас забыть и про Сталина, и про гипотетический тибериумный дождь.
Ахтунг, красные идут!
Почему-то после первого поражения Советской России, она не была поделена на куски между странами-победителями. И учение Маркса не оказалось под строжайшим запретом. Наверное, Сталин был добрым агрессором и строил концлагеря только для своих. Советский Союз жив и здоров, а его возглавляет премьер Александр Романов… хм, потомок того самого Николая II. Благородное происхождение, впрочем, не мешает Романову быть похожим на помесь Брежнева с Хрущевым (любопытно, они специально такого актера подыскивали?). Но в один прекрасный день президент США получил донесение о приближении Советского флота. Разумеется, как настоящий защитник демократии, он отдал приказ о ядерном ударе… Но вот незадача - боеголовки по невыясненной причине взорвались прямо в шахтах. Ну что, товарищ командир, будем сражаться за демократию и Микки Мауса или за коммунизм и Кота Леопольда?
Кстати, есть основания считать, что Романов напал на США, будучи под влиянием своего советника Юрия. Из неофициального источника стало известно, что Юрий якобы на самом деле Нодовец, попавший в прошлое и своими действиями породивший ответвление от тибериумной вселенной в виде Red Alert 2. Вроде бы этот момент с Юриком планировалось обыграть в Tiberian Twilight, но все это лишь слухи.
Red Alert 2 довольно похож, как внешне, так и по сути на Tiberian Sun. Поэтому принципиальных различий ни в графике, ни в игровом процессе между ними нет. Собственно говоря, их никто и не ждал. Даже сейчас, анонсируя Red Alert 3, авторы заранее предупреждают, что по своей сути это будет улучшенный С&C 3: Tiberium Wars. Видимо, такая уж судьбинушка у «Красных шухеров» - кормиться со стола тибериумной саги.
Гонка вооружений.
В Red Alert 2, что заметно отличает ее от предыдущих RTS от Westwood, враждующие стороны отличаются друг от друга кардинально. У Альянса и Советов отныне нет ни одного одинакового юнита. Даже рядовые пехотинцы и харвестеры отличаются друг от друга не только названием и внешностью. Например, солдат альянса GI умеет окапываться, повышая свою дальность и мощность стрельбы, а также его становится невозможно задавить гусеницами танков. Пехотинец Советов Conscript лишен этой способности, но сам по себе немного сильнее, чем GI. Харвестер американцев способен сразу телепортироваться к перерабатывающему заводу, едва наполнит кузов рудой. А зато советский харвестер вооружен пулеметом и может не бояться пехоты.
Дедушка Ленин, что с вами юннаты сделали?
В основном Westwood старалась придерживаться старой концепции Альянса и Советов. У СССР, как всегда, самые крепкие, мощные и дорогие танки. У поборников демократии с бронетехникой, как и в первой части, полный швах. Но та, которая есть в наличии, стоит дешевле советских бронемонстров, да и бегает быстрее. Хотя ряд дыр в балансе все же Westwood заткнула, раздав «всем сестрам по серьгам». Страшные установки Tesla Coil по прежнему помогают строителям коммунизма, но проклятые капиталисты получили для обороны баз не менее эффективную Prism Tower. А вот авиации Советы почему-то оказались лишены начисто: их единственный летательный аппарат дирижабль «Киров» по цене и убойной силе скорее тянет на супер-оружие. Зато морской флот стал куда более многообразным. К подводным лодкам присоединились корабли «Скорпион», ужасные дальнобойные дредноуты и гигантские кальмары! Как всегда присутствует и «мамонт-танк». На сей раз он окончательно открестился от связи с тибериумной вселенной и стал называться «Апокалипсис». Видимо, чтобы вселять ужас в сердца, в своем большинстве, верующих солдат Альянса. Jump-jet Trooper GDI прочно обосновался у Альянса, переименовавшись в Rocketeer’а и отказавшись вообще спускаться на землю. В ответ на это Романов призвал в армию всех лиц с «белыми билетами», дал каждому по ящику петард и назвал это сборище «Безумными Иванами» (Crаzy Ivan). Безумный Ваня - самый для меня загадочный юнит в игре, так как я до сих пор не научился извлекать из них пользу. Ни один приспешник буржуинов не желает, чтобы к ним подходили вплотную и пихали подожженную петарду в штаны.
Союзники тоже не остались в сторонке. Пусть их самый лучший и мощный бронетанковый юнит Prism Tank не переживет дуэли даже с харвестером, не то что с «Апокалипсисом»… Но зато как шустро и с какого расстояния этот танчик выносит любые здания - залюбуешься. Коварные танки Mirage, маскирующиеся под кусты, и поджидающие, когда невнимательные советские танкисты отойдут по нужде… На смену дальнобойным крейсерам на службу Альянсу пришли авианосцы и дрессированные дельфины. Никогда не знал, что самый страшный враг гигантского кальмара - дельфин. С этим знанием чувствуешь себя как минимум Дроздовым.
Также не обошлось и без сверх-оружия, которое стало куда эффективнее по сравнению с TS. Все те же Хроносфера и «железный занавес» из Red Alert 1, которые сохранили свои функции. Только эффект начал распространяться на несколько стоящих рядом юнитов, что повысило пользу этих экзотических девайсов. Если Хроносфера и Железный Занавес - оружие тактического толка, то есть в Red Alert 2 и сугубо боевое оружие. У Советов это ядерная ракета (вот уж удивительно). А у Альянса эту роль играет Weather Controller, который способен обрушить на вражескую базу разрушительный шторм. Оба эти оружия очень дороги, строятся долго и жрут много энергии. Зато способны уничтожить в приличном радиусе все здания, кроме Строительной Площадки. Если ваш противник обзавелся каким-нибудь сверх-оружием, то игра заботливо подсветит его на карте, да еще и запустит таймер, чтобы народ знал, когда разбегаться пора будет. Тактика, как мы видим, ушла далеко от банальных лобовых массовых атак. Танковый раш еще более-менее приемлем для Советов. Да и Альянс так же может поступать, но это будет бессмысленной тратой времени и ресурсов. В Red Alert 2 побеждают тактикой и умением, совмещая полезные свойства нескольких видов юнитов. Таким образом, проявив смекалку, можно вынести огромную вражескую базу всего десятком юнитов.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся над собой.
Почему-то я вначале недружелюбно встретил местных персонажей. А по ходу кампании мы будем часто их видеть - игра очень щедра на живое видео. Даже в Tiberian Sun его было в разы меньше. Неподготовленный человек может подумать, что Red Alert 2 очередной плевок в лицо России. И впрямь - похожий на бомжа советский генерал Владимир, советник Романова Юрий, похожий на Ленина с лампочками в голове, наша советница лейтенант София, словно сошедшая со страниц сайта для фетишистов. При этом все старательно изображают русский акцент (как и юниты), а иногда даже рождают что-то по-русски вроде «да» или «дасвианья». Как это не парадоксально, но где-то на второстепенных ролях есть и русские актеры, которые говорят без всякого акцента. Казалось бы, за державу обидно. Но один (и единственный) мой знакомый американец как-то заявил, что-то вроде «Игра классная, но меру знать надо. Зачем и своих и чужих грязью поливать?». Red Alert 2 - игра пародийного характера, высмеивающая штампы «Холодной Войны». К сожалению, чтобы понять, в чем же глум над командованием Союзников, надо родиться по ту сторону Атлантики. Я сумел заметить только подозрительно похожую на Монику Левински секретаршу президента, которой он каждый раз загадочно улыбается. Да и сам президент Дуган уж больно похож внешне на реально существовавшего президента США Ричарда Никсона. Чтобы понять, какая репутация у Ричарда Никсона, достаточно посмотреть «Футураму».
Сюжет кампаний противоречит друг-другу. Это только в C&C3 все кампании объединяются в одну сюжетную линию. Здесь же вам предстоит или отразить атаку на США, отбить у Советов желание использовать пси-технологии, а потом при помощи Хроносферы нанести визит к Романову в Москву (п'наехали в нашу Мааскву!). Или быстро и легко захватить США, а потом уличить Юрия в предательстве и убийстве Романова, после чего с чистой совестью стать новым премьером. Всего мира. Единственное, что я могу предъявить к кампании - она преступно коротка. Всего по двенадцать миссий за каждую сторону. Кстати, в Red Alert 2 нет таких причуд предыдущих игр, как «выбор миссии». Они идут все по очереди и нет даже иллюзии нелинейности. Зато таких миссий, где надо тупо уничтожить все живое на карте - единицы. Те не менее, даже на высшем уровне сложности можно особо не напрягаясь пройти обе кампании за один день.
Что русскому хорошо, то американцем придумано.
В Red Alert 2 есть еще немало оригинальных нововведений, да и просто приятных вещей. Например, это первая игра серии C&C, где пехота может укрепляться в гражданских зданиях. Да и что это за «города» были в Tiberian Sun? Так, деревня Гадюкино… А в Red Alert 2 бои ведутся на улицах настоящих мегаполисов! Кое-где встречаются и настоящие архитектурные памятники, вроде Эйфелевой Башни или Собора Василия Блаженного. Пусть они не слишком похожи на оригинал, но зато их можно разрушить, удовлетворив чувство прекрасного. Еще интересны секретные юниты, строить которых можно только если заслать шпиона во вражеский тех центр. Пусть Сид Мейер и дальше считает, что шпионаж удел коммунистов, но в Red Alert 2 шпионов могут тренировать только Союзники (хотя есть множество модов, это исправляющих). Юниты набирают опыт и получают "лычки", что уже было в TS, но там они его набирали так вяло, что и вспоминать не хочется. В Red Alert 2 опыт набирается быстрее, и юниты усиляются существеннее. Например, "Апокалипсис", получив второе повышение, превращается просто в машину смерти, регенерирующую со скоростью Ктулху и сносящую все с одного-двух выстрелов. Также стоит отметить деление на подфракции, что произошло впервые именно в Red Alert 2. Те, кто играл в Generals: Zero Hour или C&C3: Kane’s Wrath, поймут, о чем я толкую. В режиме Skirmish мы вольны выбрать одну из четырех стран советского блока или одну из пяти стран-союзников. Почему-то Westwood записали в советские страны Ирак и Ливию… Вся разница между странами только в одном-единственном уникальном юните… Но все равно это приятно. Тем более что есть моды, которые добавляют не только новые юниты и здания уже существующим странам, но и целые новые страны целиком!
Юрик отомстит!
Какой же Westwood без add-on’а-то? Совершенно верно, что никакой. Поэтому спустя некоторое время вышло дополнение, которое известно как Yuri’s Revenge. Злой лысый Юрий не дал гордым янки отпраздновать победу, а подчинил весь мир своей воле с помощью сети устройств, известных как Психо-Доминаторы. К счастью, одно устройство, стоящее на острове Алькатрас, не сработало. По чистому совпадению там же рядом находилась машина времени, изобретенная Эйнштейном. Оставшиеся в здравом уме Союзники\Советы, решили использовать эту машину, чтобы изменить прошлое и помешать Юрию осуществить его гнусный план. А неугомонные коммунисты заодно решили и переиграть войну с Америкой.
Низко летит. К дождю.
Сюжет, конечно, не ахти какой. В свое время игровые журналы поливали YR многослойной грязью, требуя сами не зная чего. Westwood, конечно, могли бы пойти по проторенной дорожке и сделать Юрия чем-то вроде CABAL из TS: Firestorm. Однако здравый смысл восторжествовал, и Юрий стал новой, третьей уникальной стороной конфликта. Итак, что же все таки есть в этом YR?
Во-первых новая кампания по семь миссий за Советы и Альянс. Кампании за Юрия, увы, нет. Кампания ничем особенным не отличилась. Разве что шестая миссия за Советы, где воевать придется на Луне и вторая за Альянс, где надо освобождать Голливуд. Также появилось несколько новых юнитов. У Альянса появился танк-крепость. Очень большой, но вооруженный лишь жалким пулеметом. Зато в него могут сесть пехотинцы и вести огонь из бойниц. Появился Guardian GI. Солдат, который вооружен базукой. Очень эффективен против техники и авиации, но достает базуку только когда укрепляется, на манер обычного GI. Видимо, чтобы было чем сражаться против пси-технологий Юрия, буржуины поставили себе на вооружение танк-робот. Нельзя сказать, что он круче обычного танка Альянса, но зато не боится радиации, телепатии и умеет плавать. Вот только если обрубить электричество на базе, то танки-роботы придут в негодность. Советы много чего лишились из-за предательства Юрия. Клонирование и Психо-сенсор покинули красную армию. Зато появился (ура!) Siege Helicopter, вооруженный пулеметом, который также умеет разворачивать тяжелую пушку, когда приземляется. У Советов появился новый герой вместо Юрия. Познакомьтесь - Борис (с ударением на букву «о»). Похож на белорусского партизана. Вооружен каким-то сверхмощным автоматом, одинаково хорошо шинкующим и пехоту и технику. На здания наводит авиа удары самолетов МиГ. Жаль только сами МиГи строить нельзя. Ну а вместо центра клонирования Советы получили Industrial Plant, которая снижает стоимость юнитов - пустячок, а приятно. Так же в YR вошли некоторые мелкие исправления и дополнения. Например, каждый вид юнитов стал говорить уникальным голосом - в оригинальной RA2 уникальные голоса имели только пехотинцы.
И ты, Brute?
Сторона Юрия считается многими дисбалансной. Даже компьютерный Юрочка может спокойно дать прикурить опытному игроку. У него очень мало зданий и юнитов, по сравнению с Альянсом и Советами. Но зато какие! Обычная пехота Юрия Initiate стреляет чем-то огненным и по этой причине затыкает за пояс и GI, и новобранца. Далее следуют Brute, эдакие невероятные Халки, которые голыми руками ломают технику и душат пехоту. К cчастью, у Brute не всегда удается добежать до цели. Девушки-снайперы Virus забивают последний гвоздь в гроб вражеской пехоты. Чтобы жизнь совсем медом не казалась, Юрий наплодил своих клонов, которые, по сути дела, являются теми же псиониками из оригинального RA2. Ну а героем у Юрия является сам Юрий - Yuri Prime. Отличается большим здоровьем и способностью захватывать любые здания, в том числе и оборонительные сооружения. С бронетехникой у Юрца не очень. Хотелось бы отметить только танк Mastermind, захватывающий контроль над ЛЮБЫМ количеством юнитов. Вот только если «подчиненных» у него будет больше трех, то Mastermind начнет получать повреждения со временем, пока не взорвется. Авиация представлена всего одним юнитом - летающей тарелкой (!). Жарит лазером и умеет отключать электричество на вражеских базах, зависнув хотя бы над одной электростанцией. С флотом та же беда. Всего один юнит, с дорогим сердцу каждого гопника названием Boomer. Это очень крепкая подводная лодка, пускающая сразу по две торпеды и бомбардирующая сушу ракетами высокой мощности. Сверхоружие Юрия - генетический мутатор. Он превращает в определенном радиусе всю пехоту в верных Юрию Brute'ов. А также пресловутый Психо-Доминатор, который на самом деле просто шарахает по площади, разрушая здания и перекрашивая попавшие под удар юниты в цвет Юрия.
Даже сбор ресурсов у предателя коммунистических идеалов очень своеобразен. Его Slave Miner, по сути дела, мобильный перерабатывающий завод, вооруженный пулеметом. Из него выходят рабы и начинают закидывать внутрь руду лопатами. Лично я первый (и последний) раз вижу такое в играх серии C&C. Если этот трудовой лагерь будет уничтожен, то рабы перейдут на сторону разрушевшего Slave Miner игрока, и будут месить всех лопатами. Ну а база Юрия сама неприступность. Пушки гаттлинга - самое лучшее в игре ПВО, а психо-башни быстро развернут раш танков в обратную от базы сторону.
Почем красная угроза для народа?
Что тут можно еще добавить? В YR игра стала поддерживать более высокое графическое разрешение, отчего хуже не стало. Красивые пейзажи, красивые эффекты взрывов и всякого мега-оружия. Фоновые звуки: шум прибоя, пение птиц, завывание ветра. Жаль только, погодных эффектов нет. Хм, если только не считать эффект Weather Storm.
Музыку к игре писал Фрэнк Клепаки. Если раньше он халтурил, и 80% треков из RA1 и C&C я считаю написанными для балласта, поскольку никак не вяжутся у меня с атмосферой игры, то теперь мэтр постарался на все 100%. На протяжении игры нас будет радовать забойный индастриал. Кстати, в RA2 и в YR разное музыкальное сопровождение, но качеством они друг другу не уступают.
Вердикт: самая лучшая двухмерная RTS. Если закрыть глаза на сюжет и несоблюдение пропорций между людьми и техникой, то в ней практически нет недостатков.
В атаку вести - не грудями трясти.
Тем временем я хочу обратить свой взор на достаточно неординарный продукт под названием Red Alert 2 и его сиквел Yuri’s Revenge. Если первый «Красный шухер» позиционировался как предыстория C&C: Tiberian Dawn, и нападение Сталина на Европу тоже смотрится более-менее реалистично, то второй Red Alert может вызвать оторопь у неподготовленного игрока. Особенно, если этот игрок родился где-то на территории бывшего СССР. Разработчики настоятельно призывают нас забыть и про Сталина, и про гипотетический тибериумный дождь.
Ахтунг, красные идут!
Почему-то после первого поражения Советской России, она не была поделена на куски между странами-победителями. И учение Маркса не оказалось под строжайшим запретом. Наверное, Сталин был добрым агрессором и строил концлагеря только для своих. Советский Союз жив и здоров, а его возглавляет премьер Александр Романов… хм, потомок того самого Николая II. Благородное происхождение, впрочем, не мешает Романову быть похожим на помесь Брежнева с Хрущевым (любопытно, они специально такого актера подыскивали?). Но в один прекрасный день президент США получил донесение о приближении Советского флота. Разумеется, как настоящий защитник демократии, он отдал приказ о ядерном ударе… Но вот незадача - боеголовки по невыясненной причине взорвались прямо в шахтах. Ну что, товарищ командир, будем сражаться за демократию и Микки Мауса или за коммунизм и Кота Леопольда?
Кстати, есть основания считать, что Романов напал на США, будучи под влиянием своего советника Юрия. Из неофициального источника стало известно, что Юрий якобы на самом деле Нодовец, попавший в прошлое и своими действиями породивший ответвление от тибериумной вселенной в виде Red Alert 2. Вроде бы этот момент с Юриком планировалось обыграть в Tiberian Twilight, но все это лишь слухи.
Red Alert 2 довольно похож, как внешне, так и по сути на Tiberian Sun. Поэтому принципиальных различий ни в графике, ни в игровом процессе между ними нет. Собственно говоря, их никто и не ждал. Даже сейчас, анонсируя Red Alert 3, авторы заранее предупреждают, что по своей сути это будет улучшенный С&C 3: Tiberium Wars. Видимо, такая уж судьбинушка у «Красных шухеров» - кормиться со стола тибериумной саги.
Гонка вооружений.
В Red Alert 2, что заметно отличает ее от предыдущих RTS от Westwood, враждующие стороны отличаются друг от друга кардинально. У Альянса и Советов отныне нет ни одного одинакового юнита. Даже рядовые пехотинцы и харвестеры отличаются друг от друга не только названием и внешностью. Например, солдат альянса GI умеет окапываться, повышая свою дальность и мощность стрельбы, а также его становится невозможно задавить гусеницами танков. Пехотинец Советов Conscript лишен этой способности, но сам по себе немного сильнее, чем GI. Харвестер американцев способен сразу телепортироваться к перерабатывающему заводу, едва наполнит кузов рудой. А зато советский харвестер вооружен пулеметом и может не бояться пехоты.
Дедушка Ленин, что с вами юннаты сделали?
В основном Westwood старалась придерживаться старой концепции Альянса и Советов. У СССР, как всегда, самые крепкие, мощные и дорогие танки. У поборников демократии с бронетехникой, как и в первой части, полный швах. Но та, которая есть в наличии, стоит дешевле советских бронемонстров, да и бегает быстрее. Хотя ряд дыр в балансе все же Westwood заткнула, раздав «всем сестрам по серьгам». Страшные установки Tesla Coil по прежнему помогают строителям коммунизма, но проклятые капиталисты получили для обороны баз не менее эффективную Prism Tower. А вот авиации Советы почему-то оказались лишены начисто: их единственный летательный аппарат дирижабль «Киров» по цене и убойной силе скорее тянет на супер-оружие. Зато морской флот стал куда более многообразным. К подводным лодкам присоединились корабли «Скорпион», ужасные дальнобойные дредноуты и гигантские кальмары! Как всегда присутствует и «мамонт-танк». На сей раз он окончательно открестился от связи с тибериумной вселенной и стал называться «Апокалипсис». Видимо, чтобы вселять ужас в сердца, в своем большинстве, верующих солдат Альянса. Jump-jet Trooper GDI прочно обосновался у Альянса, переименовавшись в Rocketeer’а и отказавшись вообще спускаться на землю. В ответ на это Романов призвал в армию всех лиц с «белыми билетами», дал каждому по ящику петард и назвал это сборище «Безумными Иванами» (Crаzy Ivan). Безумный Ваня - самый для меня загадочный юнит в игре, так как я до сих пор не научился извлекать из них пользу. Ни один приспешник буржуинов не желает, чтобы к ним подходили вплотную и пихали подожженную петарду в штаны.
Союзники тоже не остались в сторонке. Пусть их самый лучший и мощный бронетанковый юнит Prism Tank не переживет дуэли даже с харвестером, не то что с «Апокалипсисом»… Но зато как шустро и с какого расстояния этот танчик выносит любые здания - залюбуешься. Коварные танки Mirage, маскирующиеся под кусты, и поджидающие, когда невнимательные советские танкисты отойдут по нужде… На смену дальнобойным крейсерам на службу Альянсу пришли авианосцы и дрессированные дельфины. Никогда не знал, что самый страшный враг гигантского кальмара - дельфин. С этим знанием чувствуешь себя как минимум Дроздовым.
Также не обошлось и без сверх-оружия, которое стало куда эффективнее по сравнению с TS. Все те же Хроносфера и «железный занавес» из Red Alert 1, которые сохранили свои функции. Только эффект начал распространяться на несколько стоящих рядом юнитов, что повысило пользу этих экзотических девайсов. Если Хроносфера и Железный Занавес - оружие тактического толка, то есть в Red Alert 2 и сугубо боевое оружие. У Советов это ядерная ракета (вот уж удивительно). А у Альянса эту роль играет Weather Controller, который способен обрушить на вражескую базу разрушительный шторм. Оба эти оружия очень дороги, строятся долго и жрут много энергии. Зато способны уничтожить в приличном радиусе все здания, кроме Строительной Площадки. Если ваш противник обзавелся каким-нибудь сверх-оружием, то игра заботливо подсветит его на карте, да еще и запустит таймер, чтобы народ знал, когда разбегаться пора будет. Тактика, как мы видим, ушла далеко от банальных лобовых массовых атак. Танковый раш еще более-менее приемлем для Советов. Да и Альянс так же может поступать, но это будет бессмысленной тратой времени и ресурсов. В Red Alert 2 побеждают тактикой и умением, совмещая полезные свойства нескольких видов юнитов. Таким образом, проявив смекалку, можно вынести огромную вражескую базу всего десятком юнитов.
Еще немного и господин президент станент товарищем президентом.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся над собой.
Почему-то я вначале недружелюбно встретил местных персонажей. А по ходу кампании мы будем часто их видеть - игра очень щедра на живое видео. Даже в Tiberian Sun его было в разы меньше. Неподготовленный человек может подумать, что Red Alert 2 очередной плевок в лицо России. И впрямь - похожий на бомжа советский генерал Владимир, советник Романова Юрий, похожий на Ленина с лампочками в голове, наша советница лейтенант София, словно сошедшая со страниц сайта для фетишистов. При этом все старательно изображают русский акцент (как и юниты), а иногда даже рождают что-то по-русски вроде «да» или «дасвианья». Как это не парадоксально, но где-то на второстепенных ролях есть и русские актеры, которые говорят без всякого акцента. Казалось бы, за державу обидно. Но один (и единственный) мой знакомый американец как-то заявил, что-то вроде «Игра классная, но меру знать надо. Зачем и своих и чужих грязью поливать?». Red Alert 2 - игра пародийного характера, высмеивающая штампы «Холодной Войны». К сожалению, чтобы понять, в чем же глум над командованием Союзников, надо родиться по ту сторону Атлантики. Я сумел заметить только подозрительно похожую на Монику Левински секретаршу президента, которой он каждый раз загадочно улыбается. Да и сам президент Дуган уж больно похож внешне на реально существовавшего президента США Ричарда Никсона. Чтобы понять, какая репутация у Ричарда Никсона, достаточно посмотреть «Футураму».
Сюжет кампаний противоречит друг-другу. Это только в C&C3 все кампании объединяются в одну сюжетную линию. Здесь же вам предстоит или отразить атаку на США, отбить у Советов желание использовать пси-технологии, а потом при помощи Хроносферы нанести визит к Романову в Москву (п'наехали в нашу Мааскву!). Или быстро и легко захватить США, а потом уличить Юрия в предательстве и убийстве Романова, после чего с чистой совестью стать новым премьером. Всего мира. Единственное, что я могу предъявить к кампании - она преступно коротка. Всего по двенадцать миссий за каждую сторону. Кстати, в Red Alert 2 нет таких причуд предыдущих игр, как «выбор миссии». Они идут все по очереди и нет даже иллюзии нелинейности. Зато таких миссий, где надо тупо уничтожить все живое на карте - единицы. Те не менее, даже на высшем уровне сложности можно особо не напрягаясь пройти обе кампании за один день.
Что русскому хорошо, то американцем придумано.
В Red Alert 2 есть еще немало оригинальных нововведений, да и просто приятных вещей. Например, это первая игра серии C&C, где пехота может укрепляться в гражданских зданиях. Да и что это за «города» были в Tiberian Sun? Так, деревня Гадюкино… А в Red Alert 2 бои ведутся на улицах настоящих мегаполисов! Кое-где встречаются и настоящие архитектурные памятники, вроде Эйфелевой Башни или Собора Василия Блаженного. Пусть они не слишком похожи на оригинал, но зато их можно разрушить, удовлетворив чувство прекрасного. Еще интересны секретные юниты, строить которых можно только если заслать шпиона во вражеский тех центр. Пусть Сид Мейер и дальше считает, что шпионаж удел коммунистов, но в Red Alert 2 шпионов могут тренировать только Союзники (хотя есть множество модов, это исправляющих). Юниты набирают опыт и получают "лычки", что уже было в TS, но там они его набирали так вяло, что и вспоминать не хочется. В Red Alert 2 опыт набирается быстрее, и юниты усиляются существеннее. Например, "Апокалипсис", получив второе повышение, превращается просто в машину смерти, регенерирующую со скоростью Ктулху и сносящую все с одного-двух выстрелов. Также стоит отметить деление на подфракции, что произошло впервые именно в Red Alert 2. Те, кто играл в Generals: Zero Hour или C&C3: Kane’s Wrath, поймут, о чем я толкую. В режиме Skirmish мы вольны выбрать одну из четырех стран советского блока или одну из пяти стран-союзников. Почему-то Westwood записали в советские страны Ирак и Ливию… Вся разница между странами только в одном-единственном уникальном юните… Но все равно это приятно. Тем более что есть моды, которые добавляют не только новые юниты и здания уже существующим странам, но и целые новые страны целиком!
Юрик отомстит!
Какой же Westwood без add-on’а-то? Совершенно верно, что никакой. Поэтому спустя некоторое время вышло дополнение, которое известно как Yuri’s Revenge. Злой лысый Юрий не дал гордым янки отпраздновать победу, а подчинил весь мир своей воле с помощью сети устройств, известных как Психо-Доминаторы. К счастью, одно устройство, стоящее на острове Алькатрас, не сработало. По чистому совпадению там же рядом находилась машина времени, изобретенная Эйнштейном. Оставшиеся в здравом уме Союзники\Советы, решили использовать эту машину, чтобы изменить прошлое и помешать Юрию осуществить его гнусный план. А неугомонные коммунисты заодно решили и переиграть войну с Америкой.
Низко летит. К дождю.
Сюжет, конечно, не ахти какой. В свое время игровые журналы поливали YR многослойной грязью, требуя сами не зная чего. Westwood, конечно, могли бы пойти по проторенной дорожке и сделать Юрия чем-то вроде CABAL из TS: Firestorm. Однако здравый смысл восторжествовал, и Юрий стал новой, третьей уникальной стороной конфликта. Итак, что же все таки есть в этом YR?
Во-первых новая кампания по семь миссий за Советы и Альянс. Кампании за Юрия, увы, нет. Кампания ничем особенным не отличилась. Разве что шестая миссия за Советы, где воевать придется на Луне и вторая за Альянс, где надо освобождать Голливуд. Также появилось несколько новых юнитов. У Альянса появился танк-крепость. Очень большой, но вооруженный лишь жалким пулеметом. Зато в него могут сесть пехотинцы и вести огонь из бойниц. Появился Guardian GI. Солдат, который вооружен базукой. Очень эффективен против техники и авиации, но достает базуку только когда укрепляется, на манер обычного GI. Видимо, чтобы было чем сражаться против пси-технологий Юрия, буржуины поставили себе на вооружение танк-робот. Нельзя сказать, что он круче обычного танка Альянса, но зато не боится радиации, телепатии и умеет плавать. Вот только если обрубить электричество на базе, то танки-роботы придут в негодность. Советы много чего лишились из-за предательства Юрия. Клонирование и Психо-сенсор покинули красную армию. Зато появился (ура!) Siege Helicopter, вооруженный пулеметом, который также умеет разворачивать тяжелую пушку, когда приземляется. У Советов появился новый герой вместо Юрия. Познакомьтесь - Борис (с ударением на букву «о»). Похож на белорусского партизана. Вооружен каким-то сверхмощным автоматом, одинаково хорошо шинкующим и пехоту и технику. На здания наводит авиа удары самолетов МиГ. Жаль только сами МиГи строить нельзя. Ну а вместо центра клонирования Советы получили Industrial Plant, которая снижает стоимость юнитов - пустячок, а приятно. Так же в YR вошли некоторые мелкие исправления и дополнения. Например, каждый вид юнитов стал говорить уникальным голосом - в оригинальной RA2 уникальные голоса имели только пехотинцы.
И ты, Brute?
Сторона Юрия считается многими дисбалансной. Даже компьютерный Юрочка может спокойно дать прикурить опытному игроку. У него очень мало зданий и юнитов, по сравнению с Альянсом и Советами. Но зато какие! Обычная пехота Юрия Initiate стреляет чем-то огненным и по этой причине затыкает за пояс и GI, и новобранца. Далее следуют Brute, эдакие невероятные Халки, которые голыми руками ломают технику и душат пехоту. К cчастью, у Brute не всегда удается добежать до цели. Девушки-снайперы Virus забивают последний гвоздь в гроб вражеской пехоты. Чтобы жизнь совсем медом не казалась, Юрий наплодил своих клонов, которые, по сути дела, являются теми же псиониками из оригинального RA2. Ну а героем у Юрия является сам Юрий - Yuri Prime. Отличается большим здоровьем и способностью захватывать любые здания, в том числе и оборонительные сооружения. С бронетехникой у Юрца не очень. Хотелось бы отметить только танк Mastermind, захватывающий контроль над ЛЮБЫМ количеством юнитов. Вот только если «подчиненных» у него будет больше трех, то Mastermind начнет получать повреждения со временем, пока не взорвется. Авиация представлена всего одним юнитом - летающей тарелкой (!). Жарит лазером и умеет отключать электричество на вражеских базах, зависнув хотя бы над одной электростанцией. С флотом та же беда. Всего один юнит, с дорогим сердцу каждого гопника названием Boomer. Это очень крепкая подводная лодка, пускающая сразу по две торпеды и бомбардирующая сушу ракетами высокой мощности. Сверхоружие Юрия - генетический мутатор. Он превращает в определенном радиусе всю пехоту в верных Юрию Brute'ов. А также пресловутый Психо-Доминатор, который на самом деле просто шарахает по площади, разрушая здания и перекрашивая попавшие под удар юниты в цвет Юрия.
Даже сбор ресурсов у предателя коммунистических идеалов очень своеобразен. Его Slave Miner, по сути дела, мобильный перерабатывающий завод, вооруженный пулеметом. Из него выходят рабы и начинают закидывать внутрь руду лопатами. Лично я первый (и последний) раз вижу такое в играх серии C&C. Если этот трудовой лагерь будет уничтожен, то рабы перейдут на сторону разрушевшего Slave Miner игрока, и будут месить всех лопатами. Ну а база Юрия сама неприступность. Пушки гаттлинга - самое лучшее в игре ПВО, а психо-башни быстро развернут раш танков в обратную от базы сторону.
Почем красная угроза для народа?
Что тут можно еще добавить? В YR игра стала поддерживать более высокое графическое разрешение, отчего хуже не стало. Красивые пейзажи, красивые эффекты взрывов и всякого мега-оружия. Фоновые звуки: шум прибоя, пение птиц, завывание ветра. Жаль только, погодных эффектов нет. Хм, если только не считать эффект Weather Storm.
Музыку к игре писал Фрэнк Клепаки. Если раньше он халтурил, и 80% треков из RA1 и C&C я считаю написанными для балласта, поскольку никак не вяжутся у меня с атмосферой игры, то теперь мэтр постарался на все 100%. На протяжении игры нас будет радовать забойный индастриал. Кстати, в RA2 и в YR разное музыкальное сопровождение, но качеством они друг другу не уступают.
Вердикт: самая лучшая двухмерная RTS. Если закрыть глаза на сюжет и несоблюдение пропорций между людьми и техникой, то в ней практически нет недостатков.
Автор: Мугайс
Дата: 26.07.2008