Похоже, что смерти адвенчур способствует культивация мифа о… смерти адвенчур самими же издателями. После того, как в 2004 году полноценный сиквел к Sam & Max был отменен под предлогом того, что «для выпусков игр подобного жанра сейчас явно неподходящее время», казалось, что LucasArts окончательно распрощалась со своим великим прошлым. К счастью, вольная полиция не пропала в безвестности и нищете, но перебралась под крыло к другой компании (но по сути – всё тем же разработчикам), сменила формат и с 2006 года стала очередной «эпизодической» серией игр.
Sam & Max: Season One
(в России игра вышла под названием Сэм и Макс: Первый Сезон)
Ситком как двигатель прогресса
Эти ребята знают толк в холостяцкой пище.
Любите ли вы ситуационные комедии? Ответ на данный вопрос предопределит ваше отношение к данному не вполне свойственному рынку ПК-игр проекту. В отличие от очередной серии бесконечной мыльной оперы, новый эпизод ситкома является самодостаточной единицей, которая, тем не менее, в свою очередь является частью другой, гораздо более масштабной истории. Затем, когда одна такая история заканчивается, приходит время завершать сезон и… готовиться к следующей глобальной задумке сценаристов. Некоторых диагноз «Первого Сезона» поверг в шок: ситуационная комедия. Шикарных Сэма и Макса, наполненных тончайшей иронией, великолепным юмором, нетривиальными загадками и большим количеством колоритных персонажей, взяли и порезали на шесть частей средней продолжительностью в полтора-два часа и продают каждую по десяточке за штучку.
Подобное надругательство над эталоном юмора в видеоиграх не прошло бы бесследно, если бы не качество конечного продукта. Впрочем, многие поклонники творчества «правильного» LucasArts не восприняли мук творчества Telltale и окрестили эпизоды разными нехорошими словами. На самом деле надо отдавать себе отчет, что полноценного Сэма и Макса могло бы не быть и по сей день, а то, что мы имеем на данный момент, вполне соответствует ожиданиям, которые возлагаются на небольшой кусок игрового процесса, завернутый в сберегающую упаковку цифровой дистрибуции.
Чем же плох ситком? Практически полным отсутствием свежих идей, за исключением разве что новых головоломок. Если вы играли в первый эпизод («Шок Культуры»), то считайте, что вы видели львиную долю всех мест и персонажей, которых припасли для нас разработчики. Из серии в серию кочуют Сибил, Боско, три бывших знаменитости, крыса из офиса главных героев… С одной стороны, очень неприятно запускать финальный эпизод и в какой-то момент понимать, что в нем нам на глаза не попадется ни одного незнакомого лица. Но с другой стороны - Боско отчаянно старается каждый раз удивить героев: владелец недовольственного магазина притворяется женщиной, русским и еще черт знает кем по той простой причине, что им постоянно овладевают приступы паранойи. Тем больше будет удивление вольных полицейских, когда они обнаружат, что правительство США *действительно*…
- Сэм, купи мне такую майку, ну пожалуйста, купикупикупикупикупи!!!
- Макс, ты же не носишь майки.
- И что? Это не мешает мне их коллекционировать.
Некоторые мини-игры безмерно утомляли.
Разработчики поняли это и для начала свели их к минимуму,
а потом и вовсе выкинули из проекта.
В плане сюжета сезон получился неровный. Простенькая первая серия рассказывает историю о некоем Культуре, который собирается загипнотизировать человечество. Откровенно простые, прямо-таки прозрачные головоломки, мизерное число локаций… за все эти мучения, которые мы пережили в начале сезона, во втором эпизоде Сэм и Макс получают уникальную возможность побродить по закулисью телевидения и поучаствовать в самых известных передачах. Праздничный торт из урана и геля для волос, ведущая-террористка… собственноручно установленную планку разработчики не смогли осилить уже в следующей серии. Скучная история об игрушечной мафии отягощена решением приевшихся за время первых двух эпизодов «тройных» задачек. Суть такова: чтобы продвинуться дальше, надобно разрешить три однотипных ситуации. Какая неожиданность. Даже забавная мини-игра с легким налетом ностальгии («пристрели мышь») не способна выправить положение: не самая удачная пародия по не самой лучшей тематике.
Но затем сериал преобразился. То ли разработчики и вправду прислушались к мнению игроков и критиков, то ли звезды встали так, как надо, но на свет появился четвертый – ко всеобщей радости на данный момент абсолютно бесплатный! – эпизод, в котором Сэм и Макс ставят в неловкую ситуацию политическую элиту США. Две оторванные головы президента Соединенных Штатов за одну серию – это уж слишком. Картину дополняет Боско, неплохо притворяющийся русским («Эй, это я! Шито ви хотели?»), и его сыворотка правды, за которую он требует у Сэма астрономическую сумму и которая оказывается… бутылкой водки.
В следующей серии разработчики по полной проходятся по всемирной сети и различным жанрам компьютерных игр. Интернет захватывает власть над миром, и только Сэм и Макс могут противостоять гипнотическому воздействию коварной сетки: Сэм – потому что он в свое время купил у владельца «недовольственного» соответствующий аппарат, а Макс – черт его знает, почему… Ну а в самом конце нам удается выяснить имя того, кто стоит за всеми происшествиями, которые преследовали вольную полицию на протяжении более чем полугода реального времени (серии выходили с октября 2006 года по апрель 2007), – какой удар для Макса. Впрочем, со стороны разработчиков было весьма глупо обнародовать фамилию главного плохиша непосредственно во вступительном ролике… ну, не знаю, как-то даже странно взять и уничтожить, испепелить какую бы то ни было интригу. Да, неожиданно, но всё же…
[NOT] Hit the Road
Ну как можно не любить этих классных ребят?
От классической адвенчуры в игре осталось не так уж и много. Формально ничто не мешает назвать S&M квестом, однако уж слишком коротки похождения наших пушистых друзей и предательски просты головоломки. Где-то в середине сезона я вдруг ощутил то ли возросшую сложность, то ли определенную нелогичность очередных серий, но в финале всё встало на свои места. Разработчики долго метались, разыскивая подходящее местечко для Макса – генератора гениальных восклицаний и потрясающих жестов. Для начала забудьте о том, что кролика можно применить когда угодно и на что хочется. Не будет такого. Вместо этого он совершенно бесконтрольно бродит по локациям, забавно позирует на переднем плане, издает двусмысленные звуки подмышкой и улетает ввысь от удара Сэма, когда вдруг оказывается на пути последнего. Вместо уникальной возможности применить напарника на что угодно пес в костюме может посоветоваться с другом по поводу дальнейшего развития событий. И если какое-то время разработчики держали себя в рамках приличия, то в шестой серии их прорвало и Макс на очередной вопрос выдавал такой ответ, что проще разве что сделать необходимое действие за игрока.
Вообще, игра очень похожа на интерактивное кино. Весь кайф от общения с ней заключается вовсе не в распутывании периодически скучных, иногда – забавных сюжетных узлов, но в том, чтобы детально изучить все доступные локации и выжать из персонажей максимум шуток и приколов. У меня создалось чувство, что «эпизодические» Сэм и Макс едва ли в чем-либо уступают себе же образца 90-х годов, – настолько хороши многочисленные пародии, цитаты и шутки, крупными горстями разбросанные по всему сезону. Тут вам и недвусмысленные намеки на Марио, «Кто хочет стать миллионером?», знаменитых шарлатанов (ну, вроде того, который где-то полгода назад по «России» обещал в прямом эфире погнуть столовые приборы телезрителей), Интернет и многое-многое другое. Да, в игровом плане Сэма и Макса стало очень мало, но с юмором у них по-прежнему всё нормальному.
К разряду «лучше некуда» относится и музыка, которая просто восхитительна. В каждой серии мы по несколько раз будем возвращаться в свой офис, и каждый раз нас будет встречать одна и та же мелодия, но насколько же она хороша… Еще лучше то, что разработчики абсолютно не навредили серии, переведя ее в 3D. Простенькие, но весьма милые модели персонажей, не шокирующие глаз обилием деталей интерьеры – всё это красиво, уютно, а главное – не особо требовательно к ресурсам. Великолепный «мультик» обрел третье измерение, но едва ли его можно рекомендовать детям. Никаких голых грудей и прочей непотребщины в игре нет, но едва ли ваше чадо поймет хулиганскую фразу Макса, буквально выпивающего одного из злодеев: «встретимся на другом конце». Сэм доволен: «насмешил, дружок».
Целуй перстень! Целуй перстень. Целуй перстень?
Величие Макса не знает границ.
Он готов замахнуться на самые высокие посты в США...
Большую тревогу вызывал сам факт локализации сезона. Тут имеется три новости: хорошая, плохая и унылая. Во-первых, голоса подобраны отлично: пройдя весь сезон от начала и до самого конца, я навскидку так и не смог вспомнить ни одной сцены с неудачными интонациями актеров или, что не менее важно, непонятным переводом фраз героев. Создается впечатление, что перевести лучше тот тонкий юмор, который заложен в S&M: E1 авторами, просто невозможно. Плохая новость заключается в том, что качество русской озвучки находится на преступно низком уровне. Такое чувство, что реплики, восхитительные, вызывающие приступы здорового, продлевающего жизнь смеха, записывались на мобильный телефон в общественном туалете. Унылая же новость такова: DVD-бокс явно не рассчитан на коллекционеров. Чем именно он отличается от джевела (кроме, само собой, размера упаковки) – решительно непонятно. Обидно? Не то слово. Хоть бы плакатик туда положили. Я не являюсь игрофетишистом и не обклеиваю стены всяким хламом, но, согласитесь, обидно, когда, купив игру, понимаешь, что, по сути дела, ты купил просто упаковку под DVD. Весьма дорогую, прошу заметить. Дело-то не в плакатике, а во внимании к игрокам.
Второй сезон уже завершен, но о локализации до сих пор нет ни слуху, ни духу. Остается надеяться, что если за нее вновь возьмется "Руссобит", то он учтет отзывы игроков и рецензентов. Ну а пока можно сказать, что Сэм и Макс превосходно прижились на доселе неизведанной территории интерактивного кино, если угодно – ситкома. Некая однообразность и мизерное количество буквально *всего* (не более трех часов игрового времени на одну серию, не более десятка [вообще-то и десятка не наберется, ну да ладно] локаций и персонажей [включая тех, что появляются или посещаются в каждой части] на один эпизод) безусловно способствует тому, что от новомодных вольных полицейских открещиваются старинные поклонники. С другой стороны, первый сезон безумно хорош, и провести за ним шесть, семь, а то и больше вечерков перед сном в будний день (после работы и ужина, но до «клиники» и вечерних новостей) я бы порекомендовал любому человеку, который ценит действительно веселые игры и которого не тошнит от эпизодов, интерактивного кино, однообразности, ситкомов и прочих проявлений современных реалий рынка виртуальных развлечений.
P.S.
В качестве альтернативы можно в очередной раз пройти Hit the Road - всё-таки до него современным Сэму и Максу расти еще очень и очень долго.
Sam & Max: Season One
(в России игра вышла под названием Сэм и Макс: Первый Сезон)
Ситком как двигатель прогресса
Эти ребята знают толк в холостяцкой пище.
Любите ли вы ситуационные комедии? Ответ на данный вопрос предопределит ваше отношение к данному не вполне свойственному рынку ПК-игр проекту. В отличие от очередной серии бесконечной мыльной оперы, новый эпизод ситкома является самодостаточной единицей, которая, тем не менее, в свою очередь является частью другой, гораздо более масштабной истории. Затем, когда одна такая история заканчивается, приходит время завершать сезон и… готовиться к следующей глобальной задумке сценаристов. Некоторых диагноз «Первого Сезона» поверг в шок: ситуационная комедия. Шикарных Сэма и Макса, наполненных тончайшей иронией, великолепным юмором, нетривиальными загадками и большим количеством колоритных персонажей, взяли и порезали на шесть частей средней продолжительностью в полтора-два часа и продают каждую по десяточке за штучку.
Подобное надругательство над эталоном юмора в видеоиграх не прошло бы бесследно, если бы не качество конечного продукта. Впрочем, многие поклонники творчества «правильного» LucasArts не восприняли мук творчества Telltale и окрестили эпизоды разными нехорошими словами. На самом деле надо отдавать себе отчет, что полноценного Сэма и Макса могло бы не быть и по сей день, а то, что мы имеем на данный момент, вполне соответствует ожиданиям, которые возлагаются на небольшой кусок игрового процесса, завернутый в сберегающую упаковку цифровой дистрибуции.
Чем же плох ситком? Практически полным отсутствием свежих идей, за исключением разве что новых головоломок. Если вы играли в первый эпизод («Шок Культуры»), то считайте, что вы видели львиную долю всех мест и персонажей, которых припасли для нас разработчики. Из серии в серию кочуют Сибил, Боско, три бывших знаменитости, крыса из офиса главных героев… С одной стороны, очень неприятно запускать финальный эпизод и в какой-то момент понимать, что в нем нам на глаза не попадется ни одного незнакомого лица. Но с другой стороны - Боско отчаянно старается каждый раз удивить героев: владелец недовольственного магазина притворяется женщиной, русским и еще черт знает кем по той простой причине, что им постоянно овладевают приступы паранойи. Тем больше будет удивление вольных полицейских, когда они обнаружат, что правительство США *действительно*…
- Сэм, купи мне такую майку, ну пожалуйста, купикупикупикупикупи!!!
- Макс, ты же не носишь майки.
- И что? Это не мешает мне их коллекционировать.
Некоторые мини-игры безмерно утомляли.
Разработчики поняли это и для начала свели их к минимуму,
а потом и вовсе выкинули из проекта.
В плане сюжета сезон получился неровный. Простенькая первая серия рассказывает историю о некоем Культуре, который собирается загипнотизировать человечество. Откровенно простые, прямо-таки прозрачные головоломки, мизерное число локаций… за все эти мучения, которые мы пережили в начале сезона, во втором эпизоде Сэм и Макс получают уникальную возможность побродить по закулисью телевидения и поучаствовать в самых известных передачах. Праздничный торт из урана и геля для волос, ведущая-террористка… собственноручно установленную планку разработчики не смогли осилить уже в следующей серии. Скучная история об игрушечной мафии отягощена решением приевшихся за время первых двух эпизодов «тройных» задачек. Суть такова: чтобы продвинуться дальше, надобно разрешить три однотипных ситуации. Какая неожиданность. Даже забавная мини-игра с легким налетом ностальгии («пристрели мышь») не способна выправить положение: не самая удачная пародия по не самой лучшей тематике.
Но затем сериал преобразился. То ли разработчики и вправду прислушались к мнению игроков и критиков, то ли звезды встали так, как надо, но на свет появился четвертый – ко всеобщей радости на данный момент абсолютно бесплатный! – эпизод, в котором Сэм и Макс ставят в неловкую ситуацию политическую элиту США. Две оторванные головы президента Соединенных Штатов за одну серию – это уж слишком. Картину дополняет Боско, неплохо притворяющийся русским («Эй, это я! Шито ви хотели?»), и его сыворотка правды, за которую он требует у Сэма астрономическую сумму и которая оказывается… бутылкой водки.
В следующей серии разработчики по полной проходятся по всемирной сети и различным жанрам компьютерных игр. Интернет захватывает власть над миром, и только Сэм и Макс могут противостоять гипнотическому воздействию коварной сетки: Сэм – потому что он в свое время купил у владельца «недовольственного» соответствующий аппарат, а Макс – черт его знает, почему… Ну а в самом конце нам удается выяснить имя того, кто стоит за всеми происшествиями, которые преследовали вольную полицию на протяжении более чем полугода реального времени (серии выходили с октября 2006 года по апрель 2007), – какой удар для Макса. Впрочем, со стороны разработчиков было весьма глупо обнародовать фамилию главного плохиша непосредственно во вступительном ролике… ну, не знаю, как-то даже странно взять и уничтожить, испепелить какую бы то ни было интригу. Да, неожиданно, но всё же…
[NOT] Hit the Road
Ну как можно не любить этих классных ребят?
От классической адвенчуры в игре осталось не так уж и много. Формально ничто не мешает назвать S&M квестом, однако уж слишком коротки похождения наших пушистых друзей и предательски просты головоломки. Где-то в середине сезона я вдруг ощутил то ли возросшую сложность, то ли определенную нелогичность очередных серий, но в финале всё встало на свои места. Разработчики долго метались, разыскивая подходящее местечко для Макса – генератора гениальных восклицаний и потрясающих жестов. Для начала забудьте о том, что кролика можно применить когда угодно и на что хочется. Не будет такого. Вместо этого он совершенно бесконтрольно бродит по локациям, забавно позирует на переднем плане, издает двусмысленные звуки подмышкой и улетает ввысь от удара Сэма, когда вдруг оказывается на пути последнего. Вместо уникальной возможности применить напарника на что угодно пес в костюме может посоветоваться с другом по поводу дальнейшего развития событий. И если какое-то время разработчики держали себя в рамках приличия, то в шестой серии их прорвало и Макс на очередной вопрос выдавал такой ответ, что проще разве что сделать необходимое действие за игрока.
Вообще, игра очень похожа на интерактивное кино. Весь кайф от общения с ней заключается вовсе не в распутывании периодически скучных, иногда – забавных сюжетных узлов, но в том, чтобы детально изучить все доступные локации и выжать из персонажей максимум шуток и приколов. У меня создалось чувство, что «эпизодические» Сэм и Макс едва ли в чем-либо уступают себе же образца 90-х годов, – настолько хороши многочисленные пародии, цитаты и шутки, крупными горстями разбросанные по всему сезону. Тут вам и недвусмысленные намеки на Марио, «Кто хочет стать миллионером?», знаменитых шарлатанов (ну, вроде того, который где-то полгода назад по «России» обещал в прямом эфире погнуть столовые приборы телезрителей), Интернет и многое-многое другое. Да, в игровом плане Сэма и Макса стало очень мало, но с юмором у них по-прежнему всё нормальному.
К разряду «лучше некуда» относится и музыка, которая просто восхитительна. В каждой серии мы по несколько раз будем возвращаться в свой офис, и каждый раз нас будет встречать одна и та же мелодия, но насколько же она хороша… Еще лучше то, что разработчики абсолютно не навредили серии, переведя ее в 3D. Простенькие, но весьма милые модели персонажей, не шокирующие глаз обилием деталей интерьеры – всё это красиво, уютно, а главное – не особо требовательно к ресурсам. Великолепный «мультик» обрел третье измерение, но едва ли его можно рекомендовать детям. Никаких голых грудей и прочей непотребщины в игре нет, но едва ли ваше чадо поймет хулиганскую фразу Макса, буквально выпивающего одного из злодеев: «встретимся на другом конце». Сэм доволен: «насмешил, дружок».
Целуй перстень! Целуй перстень. Целуй перстень?
Величие Макса не знает границ.
Он готов замахнуться на самые высокие посты в США...
Большую тревогу вызывал сам факт локализации сезона. Тут имеется три новости: хорошая, плохая и унылая. Во-первых, голоса подобраны отлично: пройдя весь сезон от начала и до самого конца, я навскидку так и не смог вспомнить ни одной сцены с неудачными интонациями актеров или, что не менее важно, непонятным переводом фраз героев. Создается впечатление, что перевести лучше тот тонкий юмор, который заложен в S&M: E1 авторами, просто невозможно. Плохая новость заключается в том, что качество русской озвучки находится на преступно низком уровне. Такое чувство, что реплики, восхитительные, вызывающие приступы здорового, продлевающего жизнь смеха, записывались на мобильный телефон в общественном туалете. Унылая же новость такова: DVD-бокс явно не рассчитан на коллекционеров. Чем именно он отличается от джевела (кроме, само собой, размера упаковки) – решительно непонятно. Обидно? Не то слово. Хоть бы плакатик туда положили. Я не являюсь игрофетишистом и не обклеиваю стены всяким хламом, но, согласитесь, обидно, когда, купив игру, понимаешь, что, по сути дела, ты купил просто упаковку под DVD. Весьма дорогую, прошу заметить. Дело-то не в плакатике, а во внимании к игрокам.
Второй сезон уже завершен, но о локализации до сих пор нет ни слуху, ни духу. Остается надеяться, что если за нее вновь возьмется "Руссобит", то он учтет отзывы игроков и рецензентов. Ну а пока можно сказать, что Сэм и Макс превосходно прижились на доселе неизведанной территории интерактивного кино, если угодно – ситкома. Некая однообразность и мизерное количество буквально *всего* (не более трех часов игрового времени на одну серию, не более десятка [вообще-то и десятка не наберется, ну да ладно] локаций и персонажей [включая тех, что появляются или посещаются в каждой части] на один эпизод) безусловно способствует тому, что от новомодных вольных полицейских открещиваются старинные поклонники. С другой стороны, первый сезон безумно хорош, и провести за ним шесть, семь, а то и больше вечерков перед сном в будний день (после работы и ужина, но до «клиники» и вечерних новостей) я бы порекомендовал любому человеку, который ценит действительно веселые игры и которого не тошнит от эпизодов, интерактивного кино, однообразности, ситкомов и прочих проявлений современных реалий рынка виртуальных развлечений.
P.S.
В качестве альтернативы можно в очередной раз пройти Hit the Road - всё-таки до него современным Сэму и Максу расти еще очень и очень долго.
Автор: katarn
Дата: 07.02.2009