Разработчик: Colossal Order Ltd.
Издатель: Paradox Interactive
Дата выпуска: 02.04.2013
Жанр: Стратегия / Бизнес
На ярмарки уже затем ходить надобно, чтобы понять - как много на свете вещей, без которых человек вполне может обойтись!
~ Михаил Успенский
~ Михаил Успенский
Все мы помним культовую Transport Tycoon из старых добрых девяностых. Многие, вероятно, припомнят и вышедшую в начале двухтысячных Traffic Giant. Первая часть Cities in Motion предлагала нам развлечение именно такого рода, но на куда более казуальном уровне. Знай себе соединяй линии транспортного сообщения да наблюдай, как смешные машинки (одной из которых был хорошо знакомый русскоязычному населению ЛиАЗ-677, поименованный в игре Павлов 677М) носятся из одной точки в другую. И карты, основанные на реальных городах (Лондон, Париж, Токио, даже Санкт Петербург), добавляли игре определённый шарм. Увы, для ребят из Colossal Order это был первый опыт создания игры, и даже при общей простоте игрового процесса они ухитрились сделать так, что транспорт норовил встать на ровном месте без какой бы то ни было видимой причины, провоцируя длинные пробки, вызывающие ярое негодование горожан и неумолимо ведущие вашу компанию к банкротству. Так что игра из простого и ненавязчивого развлечения быстро превращалась в попытку избежать пробок и снос уже отстроенных линий по той лишь причине, что игра просто отказывалась вас слушаться. И вот наконец продолжение. Чем не повод исправить старые ошибки и дать-таки народу то, чего тот так давно хотел, - упрощённый Transport Tycoon, в который можно с удовольствием поиграть после тяжёлого рабочего дня? Увы, как раз этого-то Colossal Order решили не делать. Вместо этого они отправились в тяжёлый и преисполненный трудностями поход по минному полю, где на каждом назаминированном участке лежали заботливо приготовленные грабли.
Итак, всё в этом мире шло своим ходом — за исключением всего остального, что решительно шло наперекосяк.
~Терри Пратчетт
~Терри Пратчетт
Прежде всего, Cities in Motion 2 решила начисто отказаться от концепции использования реально существующих городов. За отдельную плату (практически догоняющую цену базовой игры) можно докупить Ливерпуль, Дюссельдорф и Прагу, но авторы сами не скрывают того, что нам предлагается не столько попытка воссоздать реальные города, сколько нечто по их мотивам. Так что реальных городов в игре нет - есть только три карты “по мотивам”, да и то за такую цену, которая у кого угодно отобьёт желание доставать кредитку.
Дядя, я прошу! Дай сто рублей!
~ Антон Павлович Чехов
~ Антон Павлович Чехов
Однако настоящий шок наступает, когда после приобретения игры с пачкой традиционного в последние годы для Paradox Interactive (которые выступают тут в роли издателя) DLC вы обнаруживаете в главном меню игры магазин, сильно напоминающий те, которые можно видеть в давным-давно набивших оскомину многопользовательских f2p-ролевушках. Магазин, в котором нам ненавязчиво предлагают прикупить улучшенный транспорт, памятники архитектуры и прочие радости жизни. За реальные, само собой разумеется, деньги. Хотите новый автобус? Гоните деньги. И всё это - в свете того, что этих самых автобусов и прочего транспорта игра уже предлагает в виде обычного DLC на добрых полторы тысячи деревянных рублей. Смело можно констатировать, что Paradox окончательно потерял чувство реальности и в следующей игре от Colossal Order мы, судя по всему, будем платить за потраченное транспортом топливо реальными деньгами.
Я никогда не думал, что чистка картофеля - такое сложное предприятие.
~Джером К. Джером
~Джером К. Джером
Впрочем, всё это ещё можно пережить. В конце-то концов, мы с вами живём во времена, когда та же EA уже предлагает нам платить за бензин в игре (вопрос только в том, будут ли цены на него расти вместе с рыночными ценами на бензин в жизни реальной). Главная беда Cities in Motion 2 заключается в том, что она попросту... не работает. Именно так - даже несмотря на то, что игра была выпущена в апреле 2013 года, она до сих пор сильно напоминает игры из программы Early Access в Steam’е. Самые элементарные вещи здесь делаются исключительно при помощи трёх вещей: чтения мантр, крепких спиртных напитков и какой-то матери. Без всего этого здесь можно в лучшем случае проложить маршрут автобусам. Стоит замахнуться на что-нибудь посложнее, например, прокладку линии метро, - и вы рискуете уйти в продолжительный запой по причине продолжительной же депрессии. И не потому даже, что игра нигде не поясняет вам, что высоту линии надо выбирать клавишами Page Up и Page Down, а потому лишь, что для того, чтобы подстроиться под местность, здесь нужно быть профессиональным инженером-геодезистом. Даже такая простая, казалось бы, вещь, как трамвайные остановки, тут способна ввергнуть игрока в недра отчаяния. Дело в том, что построение трамвайных линий в игре привязано к тому, как это делается в определённых странах в реальной жизни, и если вам не повезло и вы живёте в стране, где дела обстоят по-другому, понять, почему вот на этой дороге поставить трамвайную остановку можно, а на вон той уже нельзя, вам будет весьма и весьма проблематично. Игра никак не поясняет происходящее - вам просто говорят “нельзя, фу!” Спасает, как обычно, Google, но за то время, пока вы изучите все тонкости строительства трамвайных путей, линий метро, монорельсовых дорог и прочего, в реальной жизни вы успеете получить высшее образование, завести семью и родить детей. И самое гадкое заключается в том, что всё это - элементарные задачи. То есть игра отпугивает не своей сложностью и запутанностью (в конце-то концов, в наше время нас редко радуют сложными играми с массой опций, и нечто подобное надлежало бы скорее хвалить), а тем, что для выполнения самых элементарных задач тут приходится лезть в поисковик.
На вопрос "Как живёшь?" завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился об стенку. В общем, ушёл от ответа.
~Михаил Жванецкий
~Михаил Жванецкий
Даже если спустя несколько часов вы сумели-таки проложить жизнеспособную на вид трассу, не спешите радоваться. Во-первых, игра гораздо более, чем её предшественница, требовательна к тому, чтобы вы досконально изучали то, куда хотят попасть горожане. И если в первой Cities in Motion горожане были готовы мириться с тяготами жизни, то здесь они будут страшно злиться, если путь до работы будет занимать у них слишком долго. Каждую карту здесь придётся изучить в буквальном смысле слова до домика (а ведь города в игре ещё и растут в реальном времени, если не отключить соответствующую опцию), так что каждый представитель многотысячного населения города станет вам как друг и брат. Спустя этак неделю игры вы начнёте узнавать горожан в лицо и даже здороваться с ними. “Привет, Петрович! Ты на завод? Ну, удачи тебе!” - из-за подобных реплик в адрес игры на вас очень скоро начнут коситься ваши близкие.
Люди согласны ждать спасения довольно долго, но предпочитают обедать в срок.
~Терри Пратчетт
~Терри Пратчетт
Кстати, я уже упомянул, что население здесь очень любит выражать своё недовольство, однако забыл упомянуть один очень важный момент. А именно: в игре начисто отсутствует возможность проведения рекламных акций. В первой игре серии такая возможность была, более того - подобная возможность упомянута в руководстве пользователя Cities in Motion 2, однако по факту такой возможности нет. Так что единственный способ порадовать горожан - это прокладывать идеально выверенные маршруты, требующие многочасового изучения города, а также использовать дорогие транспортные средства и остановки. Впрочем, и в этом случае игра найдёт, как вам насолить. Встречайте: новая игровая возможность - расписание движения! Отныне вы сможете вручную указывать, как и с каким интервалом будут двигаться из парка ваши транспортные средства. Звучит занятно, вот только это лишь подливает масла в огонь, ибо под каждый маршрут расписание придётся выстраивать строго индивидуально (настройка "по умолчанию" даёт, как правило, весьма и весьма неутешительные результаты, так что желающим поспешить тут живётся весьма и весьма невесело), на что вы убьёте долгие часы, пока не поймёте, что даже хорошо продуманный маршрут в один прекрасный момент может дать сбой. И этот самый сбой, один-единственный, тут же приведёт к многокилометровой пробке, тогда как горожане негодуют отныне не только на остановках в ожидании транспорта, но и внутри самого транспорта. Долго-де едет, стервец, да и вообще какой-то он не модный. Таким образом, в игре существует тысяча и один способ разозлить граждан и ни одного, чтобы как-то поправить положение без полной замены линии. Это ли не надругательство над нервами бедных игроков?
- Ну и страна! - крякнул председатель. - За какое мошенничество ни возьмись - всё невыгодно!
~Аркадий Аверченко
~Аркадий Аверченко
А ведь это ещё не всё, и кампания в игре (являющаяся, к слову сказать, практически полным аналогом “песочницы”, разве что с добавлением немногочисленных заданий, добрая половина из которых тут попросту не работает по вине вездесущих багов, убирать которые авторы даже и не думают) потребует от вас как раз таки держать вашу репутацию на высоком уровне. Дело в том, что основным важным для прохождения большинства миссий в кампании заданием тут будет являться покрытие определённой области города, тогда как под “покрытием” игра понимает отнюдь не то, сколько домов вы соедините своими линиями транспортного сообщения, а то, сколько людей из этих домов будет пользоваться вашими услугами. Так что вам просто необходимо заставить людей себя любить, тогда как сделать это очень и очень трудно. Да что там - практически невозможно. Не слишком модный автобус, не слишком “крутая” остановка, слишком продолжительный маршрут, удалённость от точки назначения конкретного горожанина, не самое удачное расписание движения, пробки,.. Ваша репутация будет падать практически от всего, а вот поднять её будет очень трудно, даже снизив цены на билеты и работая себе в убыток. Не спасает даже весьма занятная опция регулировки максимально допустимой давки.
Если поблизости нет выхода, следует создать его самостоятельно, из подручных материалов.
~Макс Фрай
~Макс Фрай
“Песочница”, впрочем, играется не в пример веселее кампании, даром что здесь можно настроить игру под себя, поменяв условия в специальном встроенном в игру редакторе. Например, проблему с репутацией можно решить, установив большой бонус к привлекательности транспорта для горожан и их впечатлению от качества остановок. Однако найти себе партнёра для многопользовательской игры всё равно будет довольно трудно. Даже притом, что в игре присутствуют достижения за количество сыгранных по сети игр. Количество маньяков, готовых потратить жизнь на изучение базовых функций Cities in Motion 2, в природе строго ограничено, так что сетевая игра тут как-то не клеится.
Он был архитектор. Но ведь это недостаточная причина, чтобы носить такую шляпу.
~ Джон Голсуорси
~ Джон Голсуорси
Что же до оформления, то многие пользователи отмечают тот факт, что игра выглядит гораздо менее привлекательно, нежели её предшественница. И доля правды в этом действительно есть: игра стала гораздо более блёклой, тогда как улицы тут похожи одна на другую как две капли воды. Да и возможность вертеть камерой как заблагорассудится тут скорее раздражает, ибо реализована она из рук вон плохо (интерфейс в игре вообще получился излишне громоздким и крайне неудобным). Однако свои плюсы есть и тут. Во-первых, в техническом отношении тут всё очень наглядно, а во-вторых, нельзя не отметить такие приятные новшества, как возможность вручную поделить карту на цветные зоны. Да и оптимизирована игра гораздо лучше. Никаких больше неоправданных "притормаживаний" на прогрессивных железках. Хотя и цена этого оказалась высока - некоторые детали ландшафта выглядят просто кошмарно. Особенно анимация воды, более напоминающей здесь расплескавшуюся ртуть. Сопровождается же всё это довольно-таки безликим саундтреком в духе первой части. Который, конечно же, можно докупить для прослушивания вне игры за отдельную плату.
Хватит! Я тоже рыцарь, у меня тоже нервы!
~Андрей Белянин
~Андрей Белянин
Так что в итоге Cities in Motion 2 - это что угодно, только не игра для поднятия настроения. Расслабиться здесь не получится при всём желании. Любое, самое элементарное действие здесь тянет за собой целый ворох неблагоприятных последствий всех видов и родов, и получить от всего этого удовольствие нельзя при всём желании. Можно лишь хвататься за голову и вопрошать небо: “Да почему же ничего тут не работает как надо?!!” Даже притом, что местами Cities in Motion 2 демонстрирует желание развиваться, в целом перед нами совершенно неработоспособный продукт. Кто-то вернётся к её предшественнице, кто-то усмехнётся в седеющий ус и вернётся к старой доброй Transport Tycoon, однако факт остаётся фактом - нервные клетки гораздо важнее того, что вам придётся пережить, связавшись с Cities in Motion 2.
Автор: Letande
Дата: 25.02.2015