Первая часть примечательной мультижанровой (с доминированием аркадной составляющей) дилогии эксклюзивных шведских игр, созданных по мотивам местного детского научно-фантастического телесериала "Vintergatan" (шв. "Млечный Путь"). Несмотря на пометку "Barnspel" на обложке, формально означающую ориентацию на юную аудиторию, на деле данная вещь вышла на удивление сложной и многоплановой, - и в увидевшей свет спустя год второй части, по игровому процессу схожей с предшественницей, упоминание о принадлежности к соответствующему направлению игр уже отсутствовало.
Сюжет что первоисточника, что игры исполнен в традициях так называемой "шведской фантастики" - с "назидательно-поучительным" уклоном и в "приторно-сладкой" стилистике. Действие происходит в будущем, когда на Земле вымерли многие представители фауны; отряд космонавтов отправляют в космос, дабы найти аналогичные виды животных и интродуцировать их на нашу планету. Под управлением игрока находятся четыре персонажа оригинального сериала: старик Пео, одетый в полицейскую форму, Мира - скромная и некрасивая девушка, единственным гендерным признаком которой являются длинные волосы, светловолосый парень Хенрик и темнокожий мужчина Глен с серьгами в обоих ушах (вероятно, он всё же иностранец, а не "афрошвед" - потомок выходцев из Сен-Бартелеми, бывшей в 1784-1878 годах шведской колонией...). То есть, как видим, "толерантность" налицо: женщина может не соответствовать устоявшимся "стереотипам красоты", а негр среди героев присутствовать обязан...
Перед стартом некий дяденька за стойкой (тоже член нашей команды, однако с ним взаимодействовать почти не придётся, исключая моменты вроде сохранения достигнутого прогресса), а затем и сами ключевые персонажи, поочерёдно представленные им, на протяжении довольно длительного времени объясняют местные правила - естественно, на шведском, причём речь их субтитрами не сопровождается. Как уже было сказано выше, игра вышла довольно масштабной, и в этой связи на управлении игровым процессом следует остановиться относительно подробно.
В "основной" части корабля перспектива обзора от первого лица; управление осуществляется курсором мыши, имеющим форму красной стрелочки; перемещение дискретное и крайне ограниченное: есть всего несколько небольших локаций, и отдельные их области можно "приблизить" щелчком по ним, дабы получить возможность взаимодействия с расположенными там объектами. Внизу экрана (иногда слева, иногда справа) расположена изогнутая зелёная стрелка, служащая для перехода между экранами. В левой части пространства всегда имеются две вертикальных панели со смотрящими вправо треугольными стрелочками, открываемые по щелчку на них: нижняя - это перечень наших вышеперечисленных четверых подчинённых с их портретами и текущим состоянием здоровья, верхняя - инвентарь (с возможностью прокрутки его содержимого), где уже на момент старта находятся разнообразные полезности.
Обращение к приборной панели на заднем плане "главной" комнаты позволяет рассмотреть её поближе; именно отсюда будет осуществляться основное управление действием. Нажатие на монитор в правой части условного "рабочего стола" переводит игру в "космический" режим: перед нами появляется карта планетарной системы, в которой мы сейчас находимся, изображённая в перспективе "вид сверху". Наш корабль - крупный светло-синего цвета; управлять его перемещением при помощи клавиатуры можно совершенно свободно. Вокруг летает множество меньших по размеру красных корабликов, всегда есть планеты, иногда - большие астероиды с постройками на них, а по углам пространства имеются чёрные дыры.
Если переместить нашу "посудину" на последний тип объекта, зафиксировать её там, а затем нажать на изогнутую зелёную стрелку в правом нижнем углу, то мы вернёмся внутрь своего корабля к приборной панели, где рычаг на столе справа начнёт мигать красным. Нажатие на него приведёт к запуску одной из местных мини-игр - перемещению по чёрной дыре (изображена она в форме спирали), реализованному с видом от первого лица и управляемому с клавиатуры: движение вперёд осуществляется автоматически, и наша задача - в течение определённого указанного времени "удерживаться" ближе к "центру" "туннеля" (хотя отклонения от курса допускаются; главное - не вылететь за пределы "воронки"); через несколько секунд мы оказываемся в новом секторе с другими объектами. Здесь же следует отметить важное правило: перед началом любой подобной (и не только подобной) забавы необходимо выбирать в качестве её исполнителя одного из наших подчинённых - вызывая нижнюю из двух описанных выше панелей со стрелочками в левой части экрана (отображаемых нам в любом из здешних режимов) и щёлкая курсором на портрет того, кто должен решить ту или иную задачу.
Иногда во время перемещения по планетарной системе корабль вдруг останавливается и не может двигаться дальше, - это означает, что мы попали в астероидный поток. Необходимо опять-таки вернуться (при помощи изогнутой зелёной стрелки) в кабину и нажать на мигающий рычаг: запустится другая мини-игра с видом от первого лица, в которой придётся уворачиваться от упомянутых космических тел, летящих вокруг; несмотря на наличие прицела, сбивать их нельзя, а управлять опять нужно кнопками клавиатуры. В правом нижнем углу экрана показаны две зелёных шкалы: верхняя, более яркая и тонкая, - это запас силового щита нашего корабля, сокращаемый при ударах астероидов об его корпус; нижняя, "высокая" и постепенно заполняющаяся автоматически, - время, остающееся до автоматического выхода из потока; длится такая мини-игра несколько секунд.
Как уже отмечалось выше, в любой из систем есть множество других кораблей, с которыми возможны контакты при условных "столкновениях": иногда это происходит случайно (причём поскольку карта двумерна лишь формально, то на деле одна машина может пролететь над или под другой и не вступить с нею в соприкосновение), но порой кто-то может "погнаться" за нами намеренно. При наступлении данного события происходит автоматический возврат в "рубку", где сам по себе активируется левый монитор на столе: на нём появляется анимированное изображение одного или нескольких существ, находящихся на подлетевшем к нам корабле: среди таковых встречаются и люди (но не земляне), и "почти люди", и те или иные гуманоиды, и даже разумные лягушки; говорят все они при этом на собственных наречиях, что озвучено весьма колоритным образом. В правом нижнем углу экрана в эти моменты отображаются две надписи: верхняя означает вступление в контакт, а нижняя - отказ от него; впрочем, опытным путём установлено, что первый иногда наступает без нашего согласия, а второе может привести к мгновенному повторению попытки противоположной "стороной переговоров".
После нажатия верхней кнопки (или - в отдельных ситуациях - автоматически вскоре после появления портретов инопланетян) запускается очередная мини-игра: необходимо по приведённой в верхней части экрана текстовой инструкции воткнуть провода тех или иных цветов в определённые разъёмы, дабы настроить условный "электронный переводчик" на язык, используемый нашими "текущими" собеседниками. Если всё получилось, то беседа примет характер диалога, предполагающего выборы ответов из нескольких приведённых в текстовом виде вариантов. По всей видимости, означают они "торговлю", "сражение" и "прекращение разговора", - однако до конца разобраться в данном режиме без знания языка проблематично. Так или иначе встреча действительно может закончиться или ничем (что бывает крайне редко), или товарообменом (опять-таки отдельный режим, где в верхней части экрана отображается запас "добра" инопланетян, а в нижней - наш, при этом есть возможность обменивать одни вещи на другие исходя из их условной стоимости, показываемой, как и название предмета и его краткое описание, при подведении курсора к конкретному месту), или сражением.
Последнее, как читатели наверняка уже догадались, представляет собой ещё одну аркадную мини-игру - с видом от первого лица, предельно похожую на уклонение от астероидов (даже задний фон тот же) и с управлением опять-таки с клавиатуры, но с немного другим интерфейсом. В правом нижнем углу экрана показываются две шкалы: зелёная сверху - запас силового щита нашего корабля, красная снизу - аналогичный показатель у противника. В центральной части пространства периодически появляется летающая тарелка, и наша задача - стараться попасть по ней, передвигая прицел. Интересно, что дистанционно враги нас почему-то не атакуют, но нередко идут на таран, нанося повреждения щиту. Для победы над любым супостатом необходимо попасть по нему примерно пять раз (поэтому длится бой опять-таки недолго); боезапас бесконечен. По всей видимости, поражение кого-либо из участников поединка не приводит к гибели, но победитель получает право "обобрать" проигравшего, - а мы, если такое вдруг случится, при этом ещё и остаёмся с нулевым зарядом батареи силового щита, что чревато большими проблемами, если это вовремя не исправить. На центральном неинтерактивном мониторе "рубки" всегда отображается текущее состояние последнего названного показателя (в виде шкалы того или иного размера и цвета), - и следить за ним критически важно.
Для восстановления повреждённого щита используются особые бонусы - кристаллы разных видов, получить которые можно двумя способами, - и для реализации каждого из них придётся совершать посадку на том или ином небесном теле. Последние условно делятся на три типа: астероиды со зданиями (имеются отнюдь не в любой системе), а также "обычные" и кристаллические планеты. Для высадки в режиме карты сектора космоса достаточно просто подвести наш корабль к соответствующему объекту, затем вернуться в "кабину" и нажать на пульт с цветными кнопками в левой части стола; обратите внимание, что при "стыковке" с "обычной" планетой или астероидом со зданием их изображение всегда показывается в иллюминаторе, а вот в случае с кристаллической планетой - почему-то нет. На названных малых космических телах располагаются торговые базы, где дружественные роботы предлагают выменять у них различные вещи, в том числе кристаллы; соответствующий экран полностью аналогичен таковому при товарообмене с инопланетянами (у которых, кстати, упомянутые предметы тоже иногда встречаются). В случае приобретения этих бонусов таким способом щит после этого восполняется автоматически (полностью либо частично - в зависимости от количества и типов купленных кристаллов).
Если, предварительно выбрав персонажа, высадиться на кристаллической планете, то игра перейдёт в режим аркады с видом сбоку - очень непродолжительной. Соответствующие локации всегда ограничены лишь одним экраном, врагов и ловушек на них нет; задача - управляя человечком в скафандре, оснащённом реактивным ранцем, собрать как можно больше бонусов-кристаллов (в местных реалиях почему-то выглядящих всегда одинаково) за ограниченное время, лимит которого нигде не показан. Автоматически убывающая шкала справа внизу - это запас топлива в ранце персонажа, полоска в левой нижней части пространства - количество здоровья, сокращающегося в случае столкновений со скалами, всегда являющимися основной формой рельефа на данных небесных телах (по сути, свободное место там ограничено "проходами" между ними). К сожалению, нередко действие заканчивается само по себе ещё до обнуления даже первой из названных шкал по непонятной причине; следует также обратить внимание, что непосредственно с поверхностью соприкасаться ни в коем случае нельзя, ибо это сразу приводит к проигрышу в данной забаве.
Однако факт добычи и самого наличия кристаллов (здесь отметим, что не такое уж маленькое их количество, причём разных типов, есть у нас на борту по умолчанию уже на момент старта) при таком раскладе - в отличие от их получения посредством торговли - вовсе не означает автоматической починки щита. Для того чтобы восполнить его запас, нам придётся, сделав в режиме "путешествия" по кораблю буквально пару щелчков мышкой, обнаружив металлическую блестящую дверь с надписью "Maskinrum" и не забыв выбрать среди персонажей "монтёра", отправиться в машинное отделение - что будет представлено в виде классического и относительно трудного платформера с видом сбоку. Герой, выглядящий опять-таки как человечек в скафандре (но уже без ранца) и имеющий определённый запас здоровья, умеет прыгать, а также пригибаться и ползать (последний навык ввиду узости некоторых проходов критически важен), однако защищаться не способен, - а, как это ни странно, в нашем собственном машинном отделении водятся враждебные роботы, которых придётся избегать. Кроме того, там имеются различные опасности (например, скатывающиеся сверху шары или инфракрасные лучи, работающие с определёнными интервалами), при контакте ранящие героя; нередко попадаются также лестницы, по которым придётся подниматься и спускаться, и маленькие движущиеся платформы, запрыгнуть куда окажется отнюдь не простым делом даже в принципе, а уж для якобы детской игры - особенно.
Интереснейшей особенностью является возможность прямо по ходу прохождения, - а занимает машинное отделение несколько экранов, - использовать предметы из нашего общего запаса, щёлкая на верхнюю из двух левых панелей и выбирая их из перечня. И если, например, наличие там приличного количества аптечек и возможности при помощи них поправить своё здоровье выглядит более-менее логично, то вот периодически возникающая необходимость установить бомбу - да, в машинном отделении собственного корабля, - дабы разрушить конструктивный элемент окружающей обстановки, уже положительно удивляет. Кстати говоря, "бесхозных" бонусов разных типов в самом машинном отделении тоже встречается немало, - и их, естественно, крайне желательно подбирать, пополняя тем самым наши запасы. Иногда чуть сократить свой путь удаётся благодаря встречающимся телепортам.
Целью блуждания по техническим помещениям является нахождение того из них, где в правом нижнем углу располагается прямоугольный объект, напоминающий панель с цветными кнопками, - это как раз батарея силового щита, при приближении к ней автоматически демонстрируемая нам в перспективе "из глаз". Формально работу с данным объектом тоже можно назвать "мини-игрой" - но самой короткой и простой изо всех здешних. На экране отображаются энергетические столбики, а под ними - кристаллы той или иной формы; если щит неисправен, то некоторые из объектов первого типа отсутствуют, а ниже них видны лишь "формочки" для определённых разновидностей камней. Всё, что требуется сделать, - это открыть "инвентарь", найти там кристаллы, соответствующие по очертаниям пустым силуэтам, и при помощи мыши поместить их в нужные места. Правда, автоматического возвращения "наверх" после этого вовсе не произойдёт: обратный путь (хотя бы до одного из телепортов, переносящего нас в "главную" комнату) придётся проделать самостоятельно, по-прежнему рискуя жизнью и здоровьем.
Высадка на "обычные" планеты составляет основную часть игры (да, всё, что было описано выше, - лишь "вспомогательные элементы"!). Реализована она в виде опять-таки платформера, по своим принципам полностью аналогичного тому, о котором говорилось в предыдущем абзаце, - но с той разницей, что каждая планета состоит из большего, чем машинное отделение, количества экранов, а уровень сложности при прохождении соответствующих уровней намного выше. К счастью, возможность использовать снаряжение сохраняется и здесь, а в случае гибели происходит автоматический возврат к последней посещённой "контрольной точке", никак не помеченной. Увы, запас "жизней" нигде не отображается; возможно, он зависит от количества имеющихся у нас бонусов в виде фигурок человечков, - но прояснить данный момент не удалось. Стоит на всякий случай отметить, что если персонаж, выбранный для прохождения какого-либо задания, связанного с риском потери здоровья (это относится к содержанию текущего и предыдущего абзацев, а также к посещению кристаллических планет), не был предварительно вылечен, то начнёт своё новое путешествие в том же состоянии, в каком закончил предыдущее.
Каждое из описываемых небесных тел исполнено в своём стиле, как правило - неповторимом (хотя встречаются и похожие): одна планета представляет собой лес, другая - нечто вроде побережья, третья - пустыню, четвёртая - сплошные тёмные пещеры и так далее. Везде в изобилии встречаются опасности (падающие камни, вырывающиеся из скал струи зелёной кислоты, заполненные водой ямы, куда нельзя падать, и тому подобное, - типы ловушек подчас тоже уникальны для конкретного антуража), а кое-где, пусть и в небольшом количестве, - враги разных видов. Увы, ничего особенно интересного в них нет: они обычно смахивают на неких членистоногих, неагрессивны и двигаются туда-сюда по заданным траекториям. Кроме того, присутствуют и все знакомые по машинному отделению объекты вроде лестниц, движущихся платформ разных размеров, по которым придётся прыгать, и телепортов.
На "обычных" планетах встречаются самые разнообразные бонусы - как условные полезные (или не очень) предметы (в том числе те же аптечки), так и кристаллы разных видов (так что запасаться последними можно и на них). Разрешено (а иногда и необходимо) применять бомбы для расчистки проходов, а в отдельных случаях при помощи всё того же "снаряжения" удаётся даже ликвидировать противников, - но по большей части их придётся всё же перепрыгивать или просто избегать. Иногда прохождение и вовсе предполагает наличие минимального "квестового" элемента, связанного с обнаружением и последующим применением уникального предмета, встречающегося только на данном небесном теле и критически важного для продвижения вперёд. Например, на "водной" планете потребуется найти и подобрать небольшой подвесной мост (что будет не так-то просто), а затем протянуть его над ямой с жидкостью, чтобы перейти через неё.
Наша задача на каждой планете - взять "сюжетный" объект: образец вида какого-либо местного животного (надо сказать, что выглядят таковые не вполне как представители фауны, тем более земной). Как только это сделано, нас автоматически переносят назад на корабль (то есть здесь, в отличие от машинного отделения, обратно добираться самостоятельно не придётся), - после чего необходимо, сделав опять-таки пару щелчков мышкой в режиме от первого лица, обнаружить экран с разделённым на ячейки шкафом. Далее, вызвав панель запасов, требуется отыскать среди них добытый нами "артефакт" и поместить его в какой-либо "отсек". Как только весь шкаф будет заполнен, игра завершится нашей победой.
Необходимо обязательно ещё раз отметить, что здешний аркадный элемент (как таковой, но на планетах - особенно) для детской забавы на удивление сложен. Придётся, как уже отмечалось, иметь дело с движущимися и в том числе небольшими платформами, порой - высчитывать стартовую точку для совершения успешного прыжка либо вообще выполнять его "вслепую", не видя "конца" маршрута, оперативно уклоняться от воздействия ловушек и даже, например, "перелетать" с кусочка поверхности на лестницу, стараясь за неё зацепиться. В этой связи нужно констатировать, что для маленьких детей эта игра явно не подойдёт, да и вообще, как по факту выясняется, в большей мере предназначена для опытных знатоков соответствующего жанра.
Графика Vintergatan: Rädda Jorden! весьма разноплановая. Двумерные платформенные уровни - особенно на планетах, хотя и в машинном отделении тоже, - исполнены просто изумительно: возможно, кому-то они покажутся слегка простенькими и аляповатыми, тем более для своего времени, - но визуальный стиль здесь по-настоящему уникальный (сравнить его с чем-то затруднительно), а разнообразие наличествует даже в рамках одной планеты; сами же они отличаются между собой просто разительно. К кристаллическим, правда, это не относится, ибо они как раз похожи одна на другую (хотя при этом всё равно атмосферные), - но мы и проводим там считанные секунды. Карта системы в соответствующем режиме тоже выглядит неплохо - как и мини-игры с уходом от астероидов, сражениями с инопланетянами и пролётом сквозь чёрные дыры, несмотря на их некоторый минимализм. Единственное, что в этом плане очень раздражает, - это рисовка главных героев, которых мы будем регулярно видеть в "главной" комнате, а также в виде их портретов при выборе "исполнителей" тех или иных заданий. Это тоже двумерные, но аляповатые и "холодные" картинки, сделанные с явным использованием "сел-шейдинга", выглядящие совершенно чуждыми здешнему в целом милому и "олдгеймерскому" антуражу, а потому вызывающие неподдельное отвращение.
Игра, естественно, полностью озвучена, - но поскольку в Швеции, как известно, традиции дубляжа развиты очень слабо (из иностранной продукции, например, голосовую озвучку получают лишь произведения для маленьких детей), то её качество, увы, не слишком высокое. Несколько оживляют обстановку разве что нечленораздельные и подчас забавные звуки, издаваемые связывающимися с нами инопланетянами, - но даже они не всегда приятные.
Собственно говоря, дилогия Vintergatan заслуженно пользуется славой одной из вершин шведского национального игростроения - не только детского (тем более что, не устанем повторять, игра на деле рассчитана на относительно взрослых людей), но и как такового. Да, сложные и относительно продолжительные платформенные последовательности, необходимость хотя бы как-то понимать шведский язык для условного достижения успеха и относительно запутанный интерфейс с высокой вероятностью оттолкнут от неё очень многих, - но те, кто на изучение этого любопытного "гибрида" поджанров всё-таки решится, наверняка смогут в итоге провести за ним два-три увлекательных вечера с пользой для души и сердца.
Сюжет что первоисточника, что игры исполнен в традициях так называемой "шведской фантастики" - с "назидательно-поучительным" уклоном и в "приторно-сладкой" стилистике. Действие происходит в будущем, когда на Земле вымерли многие представители фауны; отряд космонавтов отправляют в космос, дабы найти аналогичные виды животных и интродуцировать их на нашу планету. Под управлением игрока находятся четыре персонажа оригинального сериала: старик Пео, одетый в полицейскую форму, Мира - скромная и некрасивая девушка, единственным гендерным признаком которой являются длинные волосы, светловолосый парень Хенрик и темнокожий мужчина Глен с серьгами в обоих ушах (вероятно, он всё же иностранец, а не "афрошвед" - потомок выходцев из Сен-Бартелеми, бывшей в 1784-1878 годах шведской колонией...). То есть, как видим, "толерантность" налицо: женщина может не соответствовать устоявшимся "стереотипам красоты", а негр среди героев присутствовать обязан...
Перед стартом некий дяденька за стойкой (тоже член нашей команды, однако с ним взаимодействовать почти не придётся, исключая моменты вроде сохранения достигнутого прогресса), а затем и сами ключевые персонажи, поочерёдно представленные им, на протяжении довольно длительного времени объясняют местные правила - естественно, на шведском, причём речь их субтитрами не сопровождается. Как уже было сказано выше, игра вышла довольно масштабной, и в этой связи на управлении игровым процессом следует остановиться относительно подробно.
В "основной" части корабля перспектива обзора от первого лица; управление осуществляется курсором мыши, имеющим форму красной стрелочки; перемещение дискретное и крайне ограниченное: есть всего несколько небольших локаций, и отдельные их области можно "приблизить" щелчком по ним, дабы получить возможность взаимодействия с расположенными там объектами. Внизу экрана (иногда слева, иногда справа) расположена изогнутая зелёная стрелка, служащая для перехода между экранами. В левой части пространства всегда имеются две вертикальных панели со смотрящими вправо треугольными стрелочками, открываемые по щелчку на них: нижняя - это перечень наших вышеперечисленных четверых подчинённых с их портретами и текущим состоянием здоровья, верхняя - инвентарь (с возможностью прокрутки его содержимого), где уже на момент старта находятся разнообразные полезности.
Обращение к приборной панели на заднем плане "главной" комнаты позволяет рассмотреть её поближе; именно отсюда будет осуществляться основное управление действием. Нажатие на монитор в правой части условного "рабочего стола" переводит игру в "космический" режим: перед нами появляется карта планетарной системы, в которой мы сейчас находимся, изображённая в перспективе "вид сверху". Наш корабль - крупный светло-синего цвета; управлять его перемещением при помощи клавиатуры можно совершенно свободно. Вокруг летает множество меньших по размеру красных корабликов, всегда есть планеты, иногда - большие астероиды с постройками на них, а по углам пространства имеются чёрные дыры.
Если переместить нашу "посудину" на последний тип объекта, зафиксировать её там, а затем нажать на изогнутую зелёную стрелку в правом нижнем углу, то мы вернёмся внутрь своего корабля к приборной панели, где рычаг на столе справа начнёт мигать красным. Нажатие на него приведёт к запуску одной из местных мини-игр - перемещению по чёрной дыре (изображена она в форме спирали), реализованному с видом от первого лица и управляемому с клавиатуры: движение вперёд осуществляется автоматически, и наша задача - в течение определённого указанного времени "удерживаться" ближе к "центру" "туннеля" (хотя отклонения от курса допускаются; главное - не вылететь за пределы "воронки"); через несколько секунд мы оказываемся в новом секторе с другими объектами. Здесь же следует отметить важное правило: перед началом любой подобной (и не только подобной) забавы необходимо выбирать в качестве её исполнителя одного из наших подчинённых - вызывая нижнюю из двух описанных выше панелей со стрелочками в левой части экрана (отображаемых нам в любом из здешних режимов) и щёлкая курсором на портрет того, кто должен решить ту или иную задачу.
Иногда во время перемещения по планетарной системе корабль вдруг останавливается и не может двигаться дальше, - это означает, что мы попали в астероидный поток. Необходимо опять-таки вернуться (при помощи изогнутой зелёной стрелки) в кабину и нажать на мигающий рычаг: запустится другая мини-игра с видом от первого лица, в которой придётся уворачиваться от упомянутых космических тел, летящих вокруг; несмотря на наличие прицела, сбивать их нельзя, а управлять опять нужно кнопками клавиатуры. В правом нижнем углу экрана показаны две зелёных шкалы: верхняя, более яркая и тонкая, - это запас силового щита нашего корабля, сокращаемый при ударах астероидов об его корпус; нижняя, "высокая" и постепенно заполняющаяся автоматически, - время, остающееся до автоматического выхода из потока; длится такая мини-игра несколько секунд.
Как уже отмечалось выше, в любой из систем есть множество других кораблей, с которыми возможны контакты при условных "столкновениях": иногда это происходит случайно (причём поскольку карта двумерна лишь формально, то на деле одна машина может пролететь над или под другой и не вступить с нею в соприкосновение), но порой кто-то может "погнаться" за нами намеренно. При наступлении данного события происходит автоматический возврат в "рубку", где сам по себе активируется левый монитор на столе: на нём появляется анимированное изображение одного или нескольких существ, находящихся на подлетевшем к нам корабле: среди таковых встречаются и люди (но не земляне), и "почти люди", и те или иные гуманоиды, и даже разумные лягушки; говорят все они при этом на собственных наречиях, что озвучено весьма колоритным образом. В правом нижнем углу экрана в эти моменты отображаются две надписи: верхняя означает вступление в контакт, а нижняя - отказ от него; впрочем, опытным путём установлено, что первый иногда наступает без нашего согласия, а второе может привести к мгновенному повторению попытки противоположной "стороной переговоров".
После нажатия верхней кнопки (или - в отдельных ситуациях - автоматически вскоре после появления портретов инопланетян) запускается очередная мини-игра: необходимо по приведённой в верхней части экрана текстовой инструкции воткнуть провода тех или иных цветов в определённые разъёмы, дабы настроить условный "электронный переводчик" на язык, используемый нашими "текущими" собеседниками. Если всё получилось, то беседа примет характер диалога, предполагающего выборы ответов из нескольких приведённых в текстовом виде вариантов. По всей видимости, означают они "торговлю", "сражение" и "прекращение разговора", - однако до конца разобраться в данном режиме без знания языка проблематично. Так или иначе встреча действительно может закончиться или ничем (что бывает крайне редко), или товарообменом (опять-таки отдельный режим, где в верхней части экрана отображается запас "добра" инопланетян, а в нижней - наш, при этом есть возможность обменивать одни вещи на другие исходя из их условной стоимости, показываемой, как и название предмета и его краткое описание, при подведении курсора к конкретному месту), или сражением.
Последнее, как читатели наверняка уже догадались, представляет собой ещё одну аркадную мини-игру - с видом от первого лица, предельно похожую на уклонение от астероидов (даже задний фон тот же) и с управлением опять-таки с клавиатуры, но с немного другим интерфейсом. В правом нижнем углу экрана показываются две шкалы: зелёная сверху - запас силового щита нашего корабля, красная снизу - аналогичный показатель у противника. В центральной части пространства периодически появляется летающая тарелка, и наша задача - стараться попасть по ней, передвигая прицел. Интересно, что дистанционно враги нас почему-то не атакуют, но нередко идут на таран, нанося повреждения щиту. Для победы над любым супостатом необходимо попасть по нему примерно пять раз (поэтому длится бой опять-таки недолго); боезапас бесконечен. По всей видимости, поражение кого-либо из участников поединка не приводит к гибели, но победитель получает право "обобрать" проигравшего, - а мы, если такое вдруг случится, при этом ещё и остаёмся с нулевым зарядом батареи силового щита, что чревато большими проблемами, если это вовремя не исправить. На центральном неинтерактивном мониторе "рубки" всегда отображается текущее состояние последнего названного показателя (в виде шкалы того или иного размера и цвета), - и следить за ним критически важно.
Для восстановления повреждённого щита используются особые бонусы - кристаллы разных видов, получить которые можно двумя способами, - и для реализации каждого из них придётся совершать посадку на том или ином небесном теле. Последние условно делятся на три типа: астероиды со зданиями (имеются отнюдь не в любой системе), а также "обычные" и кристаллические планеты. Для высадки в режиме карты сектора космоса достаточно просто подвести наш корабль к соответствующему объекту, затем вернуться в "кабину" и нажать на пульт с цветными кнопками в левой части стола; обратите внимание, что при "стыковке" с "обычной" планетой или астероидом со зданием их изображение всегда показывается в иллюминаторе, а вот в случае с кристаллической планетой - почему-то нет. На названных малых космических телах располагаются торговые базы, где дружественные роботы предлагают выменять у них различные вещи, в том числе кристаллы; соответствующий экран полностью аналогичен таковому при товарообмене с инопланетянами (у которых, кстати, упомянутые предметы тоже иногда встречаются). В случае приобретения этих бонусов таким способом щит после этого восполняется автоматически (полностью либо частично - в зависимости от количества и типов купленных кристаллов).
Если, предварительно выбрав персонажа, высадиться на кристаллической планете, то игра перейдёт в режим аркады с видом сбоку - очень непродолжительной. Соответствующие локации всегда ограничены лишь одним экраном, врагов и ловушек на них нет; задача - управляя человечком в скафандре, оснащённом реактивным ранцем, собрать как можно больше бонусов-кристаллов (в местных реалиях почему-то выглядящих всегда одинаково) за ограниченное время, лимит которого нигде не показан. Автоматически убывающая шкала справа внизу - это запас топлива в ранце персонажа, полоска в левой нижней части пространства - количество здоровья, сокращающегося в случае столкновений со скалами, всегда являющимися основной формой рельефа на данных небесных телах (по сути, свободное место там ограничено "проходами" между ними). К сожалению, нередко действие заканчивается само по себе ещё до обнуления даже первой из названных шкал по непонятной причине; следует также обратить внимание, что непосредственно с поверхностью соприкасаться ни в коем случае нельзя, ибо это сразу приводит к проигрышу в данной забаве.
Однако факт добычи и самого наличия кристаллов (здесь отметим, что не такое уж маленькое их количество, причём разных типов, есть у нас на борту по умолчанию уже на момент старта) при таком раскладе - в отличие от их получения посредством торговли - вовсе не означает автоматической починки щита. Для того чтобы восполнить его запас, нам придётся, сделав в режиме "путешествия" по кораблю буквально пару щелчков мышкой, обнаружив металлическую блестящую дверь с надписью "Maskinrum" и не забыв выбрать среди персонажей "монтёра", отправиться в машинное отделение - что будет представлено в виде классического и относительно трудного платформера с видом сбоку. Герой, выглядящий опять-таки как человечек в скафандре (но уже без ранца) и имеющий определённый запас здоровья, умеет прыгать, а также пригибаться и ползать (последний навык ввиду узости некоторых проходов критически важен), однако защищаться не способен, - а, как это ни странно, в нашем собственном машинном отделении водятся враждебные роботы, которых придётся избегать. Кроме того, там имеются различные опасности (например, скатывающиеся сверху шары или инфракрасные лучи, работающие с определёнными интервалами), при контакте ранящие героя; нередко попадаются также лестницы, по которым придётся подниматься и спускаться, и маленькие движущиеся платформы, запрыгнуть куда окажется отнюдь не простым делом даже в принципе, а уж для якобы детской игры - особенно.
Интереснейшей особенностью является возможность прямо по ходу прохождения, - а занимает машинное отделение несколько экранов, - использовать предметы из нашего общего запаса, щёлкая на верхнюю из двух левых панелей и выбирая их из перечня. И если, например, наличие там приличного количества аптечек и возможности при помощи них поправить своё здоровье выглядит более-менее логично, то вот периодически возникающая необходимость установить бомбу - да, в машинном отделении собственного корабля, - дабы разрушить конструктивный элемент окружающей обстановки, уже положительно удивляет. Кстати говоря, "бесхозных" бонусов разных типов в самом машинном отделении тоже встречается немало, - и их, естественно, крайне желательно подбирать, пополняя тем самым наши запасы. Иногда чуть сократить свой путь удаётся благодаря встречающимся телепортам.
Целью блуждания по техническим помещениям является нахождение того из них, где в правом нижнем углу располагается прямоугольный объект, напоминающий панель с цветными кнопками, - это как раз батарея силового щита, при приближении к ней автоматически демонстрируемая нам в перспективе "из глаз". Формально работу с данным объектом тоже можно назвать "мини-игрой" - но самой короткой и простой изо всех здешних. На экране отображаются энергетические столбики, а под ними - кристаллы той или иной формы; если щит неисправен, то некоторые из объектов первого типа отсутствуют, а ниже них видны лишь "формочки" для определённых разновидностей камней. Всё, что требуется сделать, - это открыть "инвентарь", найти там кристаллы, соответствующие по очертаниям пустым силуэтам, и при помощи мыши поместить их в нужные места. Правда, автоматического возвращения "наверх" после этого вовсе не произойдёт: обратный путь (хотя бы до одного из телепортов, переносящего нас в "главную" комнату) придётся проделать самостоятельно, по-прежнему рискуя жизнью и здоровьем.
Высадка на "обычные" планеты составляет основную часть игры (да, всё, что было описано выше, - лишь "вспомогательные элементы"!). Реализована она в виде опять-таки платформера, по своим принципам полностью аналогичного тому, о котором говорилось в предыдущем абзаце, - но с той разницей, что каждая планета состоит из большего, чем машинное отделение, количества экранов, а уровень сложности при прохождении соответствующих уровней намного выше. К счастью, возможность использовать снаряжение сохраняется и здесь, а в случае гибели происходит автоматический возврат к последней посещённой "контрольной точке", никак не помеченной. Увы, запас "жизней" нигде не отображается; возможно, он зависит от количества имеющихся у нас бонусов в виде фигурок человечков, - но прояснить данный момент не удалось. Стоит на всякий случай отметить, что если персонаж, выбранный для прохождения какого-либо задания, связанного с риском потери здоровья (это относится к содержанию текущего и предыдущего абзацев, а также к посещению кристаллических планет), не был предварительно вылечен, то начнёт своё новое путешествие в том же состоянии, в каком закончил предыдущее.
Каждое из описываемых небесных тел исполнено в своём стиле, как правило - неповторимом (хотя встречаются и похожие): одна планета представляет собой лес, другая - нечто вроде побережья, третья - пустыню, четвёртая - сплошные тёмные пещеры и так далее. Везде в изобилии встречаются опасности (падающие камни, вырывающиеся из скал струи зелёной кислоты, заполненные водой ямы, куда нельзя падать, и тому подобное, - типы ловушек подчас тоже уникальны для конкретного антуража), а кое-где, пусть и в небольшом количестве, - враги разных видов. Увы, ничего особенно интересного в них нет: они обычно смахивают на неких членистоногих, неагрессивны и двигаются туда-сюда по заданным траекториям. Кроме того, присутствуют и все знакомые по машинному отделению объекты вроде лестниц, движущихся платформ разных размеров, по которым придётся прыгать, и телепортов.
На "обычных" планетах встречаются самые разнообразные бонусы - как условные полезные (или не очень) предметы (в том числе те же аптечки), так и кристаллы разных видов (так что запасаться последними можно и на них). Разрешено (а иногда и необходимо) применять бомбы для расчистки проходов, а в отдельных случаях при помощи всё того же "снаряжения" удаётся даже ликвидировать противников, - но по большей части их придётся всё же перепрыгивать или просто избегать. Иногда прохождение и вовсе предполагает наличие минимального "квестового" элемента, связанного с обнаружением и последующим применением уникального предмета, встречающегося только на данном небесном теле и критически важного для продвижения вперёд. Например, на "водной" планете потребуется найти и подобрать небольшой подвесной мост (что будет не так-то просто), а затем протянуть его над ямой с жидкостью, чтобы перейти через неё.
Наша задача на каждой планете - взять "сюжетный" объект: образец вида какого-либо местного животного (надо сказать, что выглядят таковые не вполне как представители фауны, тем более земной). Как только это сделано, нас автоматически переносят назад на корабль (то есть здесь, в отличие от машинного отделения, обратно добираться самостоятельно не придётся), - после чего необходимо, сделав опять-таки пару щелчков мышкой в режиме от первого лица, обнаружить экран с разделённым на ячейки шкафом. Далее, вызвав панель запасов, требуется отыскать среди них добытый нами "артефакт" и поместить его в какой-либо "отсек". Как только весь шкаф будет заполнен, игра завершится нашей победой.
Необходимо обязательно ещё раз отметить, что здешний аркадный элемент (как таковой, но на планетах - особенно) для детской забавы на удивление сложен. Придётся, как уже отмечалось, иметь дело с движущимися и в том числе небольшими платформами, порой - высчитывать стартовую точку для совершения успешного прыжка либо вообще выполнять его "вслепую", не видя "конца" маршрута, оперативно уклоняться от воздействия ловушек и даже, например, "перелетать" с кусочка поверхности на лестницу, стараясь за неё зацепиться. В этой связи нужно констатировать, что для маленьких детей эта игра явно не подойдёт, да и вообще, как по факту выясняется, в большей мере предназначена для опытных знатоков соответствующего жанра.
Графика Vintergatan: Rädda Jorden! весьма разноплановая. Двумерные платформенные уровни - особенно на планетах, хотя и в машинном отделении тоже, - исполнены просто изумительно: возможно, кому-то они покажутся слегка простенькими и аляповатыми, тем более для своего времени, - но визуальный стиль здесь по-настоящему уникальный (сравнить его с чем-то затруднительно), а разнообразие наличествует даже в рамках одной планеты; сами же они отличаются между собой просто разительно. К кристаллическим, правда, это не относится, ибо они как раз похожи одна на другую (хотя при этом всё равно атмосферные), - но мы и проводим там считанные секунды. Карта системы в соответствующем режиме тоже выглядит неплохо - как и мини-игры с уходом от астероидов, сражениями с инопланетянами и пролётом сквозь чёрные дыры, несмотря на их некоторый минимализм. Единственное, что в этом плане очень раздражает, - это рисовка главных героев, которых мы будем регулярно видеть в "главной" комнате, а также в виде их портретов при выборе "исполнителей" тех или иных заданий. Это тоже двумерные, но аляповатые и "холодные" картинки, сделанные с явным использованием "сел-шейдинга", выглядящие совершенно чуждыми здешнему в целом милому и "олдгеймерскому" антуражу, а потому вызывающие неподдельное отвращение.
Игра, естественно, полностью озвучена, - но поскольку в Швеции, как известно, традиции дубляжа развиты очень слабо (из иностранной продукции, например, голосовую озвучку получают лишь произведения для маленьких детей), то её качество, увы, не слишком высокое. Несколько оживляют обстановку разве что нечленораздельные и подчас забавные звуки, издаваемые связывающимися с нами инопланетянами, - но даже они не всегда приятные.
Собственно говоря, дилогия Vintergatan заслуженно пользуется славой одной из вершин шведского национального игростроения - не только детского (тем более что, не устанем повторять, игра на деле рассчитана на относительно взрослых людей), но и как такового. Да, сложные и относительно продолжительные платформенные последовательности, необходимость хотя бы как-то понимать шведский язык для условного достижения успеха и относительно запутанный интерфейс с высокой вероятностью оттолкнут от неё очень многих, - но те, кто на изучение этого любопытного "гибрида" поджанров всё-таки решится, наверняка смогут в итоге провести за ним два-три увлекательных вечера с пользой для души и сердца.
- Время и место:
Открытый космос
Другие планеты - Главный герой:
Женский персонаж - Особенность геймплея:
Мини-игры - Перспектива:
Вид сверху
Вид от первого лица
Вид сбоку - Происхождение:
Телесериалы - Страна или регион происхождения:
Швеция - Тематика:
Научная фантастика - Элемент жанра:
Мультижанровая
Виртуальный тир
Платформер - Язык:
Svenska