Postal²

Postal 2
Postal²
Жанр: Action
Разработчик: Running With Scissors
Издатель: Whip Tail Interactive
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.03 из 10
  • 46
  • 58
  • 29
«Hail to the king, baby» - говаривал старина Дюк Ньюкем. Стоп, или это был Эш Уильямс? Впрочем, не суть важно. Главным является тот факт, что настало время ОлдГеймз поприветствовать у себя короля чернухи, сатиры и неполиткорректности, - великий и ужасный Postal 2. Правда, сразу возникает вопрос: «А царь-то настоящий?» Или перед нами предстает очередной «голый» монарх? Что ж, попытаемся разобраться с этими каверзными вопросами, начав с самой безобидной (вроде бы) части игры - сюжета.

История проекта повествует о Чуваке (The Dude), переехавшем вместе с женой и любимой собакой в «райский» городок «Парадайз» (Paradise), дабы присоединиться к команде разработчиков видеоигр «Running with Scissors». С последним, правда, дело не заладилось, и работу своей мечты наш протагонист потерял ОЧЕНЬ быстро. Но, как говорится, жизнь продолжается. И пятерка «уровней» игры как раз и посвящена аналогичному числу дней бытия Чувака. Каждое утро он будет выбираться из своего трейлера и отправляться по различным делам. Задача же игрока заключается в том, чтобы помочь своему «альтер эго» эти самые вопросы благополучно решить. Причем ежедневные задания выглядят вполне мирно и, можно сказать, обыденно - купить молока, обналичить чек в банке, поздравить дядю с днем рождения, помочиться на могилу отца (стоп, что?).

И самое смешное заключается в том, что выполнить большинство поставленных задач (а по утверждениям разработчиков и отдельных игроков - все из них) можно в режиме пацифиста - мирно и без насилия. То есть, придя в церковь исповедоваться, можно сделать пожертвование, отстоять очередь и переговорить со священником. А отправившись в магазин «Счастливый Ганеш» за козьим молоком «Джихад», просто взять нужный товар на полке и оплатить его на кассе.

Тем не менее говорить о том, что одна из «сторон» игры представляет собой этакий симулятор жизни наподобие небезызвестных The Sims, всё же будет неправильно. Дело в том, что даже если не поддаваться на провокации разработчиков - длинные очереди, наполненные отнюдь не благовоспитанными джентльменами, и прочее, – игра все равно будет «искусственно» провоцировать конфликтные ситуации. Например, придя в банк и обналичив чек, протагонист столкнется с вооруженными грабителями. А срубив ёлочку к Рождеству (ага, в июне, благо так дешевле), Чувак подвергнется атаке разъяренных реднеков с оружием в руках. В пятницу же, - а я напомню, что каждый «уровень» игры представляет собой один день из жизни протагониста, - вообще случится самый настоящий Апокалипсис. Да-да, тот самый Конец Света. И во время этого, безусловно, занимательного события с неба начнут падать самые настоящие кошки, а все персонажи в округе... Впрочем, сами посмотрите. Конечно, теоретически можно хорошенько изучить локации и, используя «шорткаты», драпать от врагов, избегая прямой конфронтации. Но пробежки под огнем - тоже своего рода экшен, хотя и достаточно специфичный, - так что говорить о полностью «мирном» прохождении всё же не получится. Впрочем, можно и не заморачиваться с пацифизмом и миром во всём мире, а просто взяться за оружие и устроить мясорубку. Тем более что на высокой сложности, - кстати, общее количество уровней последней составляет около 15 штук, - под огнем бегать тяжеловато. И в случае «силового» решения задач Postal 2 превратится в относительно стандартный шутер от первого лица, впрочем имеющий ряд интересных особенностей.

Первой из них, безусловно, является построение «уровней». Дело в том, что этап в игре, по сути, один - городок «Парадайз». Однако данный населенный пункт «разбит» на ряд районов - соединенных между собой специальными «переходами», отмеченными особыми знаками желтого цвета, - при перемещении между которыми происходит «подгрузка» данных, а персонаж оказывается в следующей локации. Разумеется, изначально доступны будут отнюдь не все из них, но по мере прохождения игроку будут открываться для исследования всё новые и новые части города. Что касается вариантов районов, то в их числе, помимо прочих, присутствуют промзона, гетто, слоновье ранчо и местный аналог «Уолл-стрит» с банком в комплекте. При этом «наполнение» у них довольно стандартное, без особых «откровений»: небольшие жилые коттеджи, офисные здания, прачечная, зал игровых автоматов, восточный ресторанчик под названием «Азиатский петух» и прочая «мелочь». Также присутствуют в игре и довольно крупные (по местным меркам) строения, благодаря своему размеру являющиеся самостоятельными локациями: торговый молл, библиотека, фабрика. Впрочем, реально большими ни город в целом, ни районы в частности назвать не получится (да, тут вам не Вайс-Сити). Но определенный интерес в плане исследования они всё же представляют. В частности, практически каждый «локейшн» может похвастаться наличием нескольких точек входа/выхода, рядом альтернативных маршрутов прохождения (например, по проводам высоковольтных линий), «шорткатов» и «секретных нычек» с различными полезностями. Конечно, в первую очередь речь идет о приключениях Чувака «на свежем воздухе». Но и на некоторых «уровнях-строениях» такие вещи присутствуют. Кстати, парочка этапов, проходящих в помещениях, сможет порадовать игроков не только отстрелом противников, но и старыми добрыми «джамп-пазлами», связанными с преодолением препятствий и прыжками через бездонные пропасти. Также следует обратить внимание на такую локацию, как полицейский участок. Дело в том, что в нём можно добыть полицейскую форму, существенно облегчающую прохождение текущего дня. Причем к копам можно как вломиться самостоятельно, так и дать себя арестовать, впоследствии сбежав из камеры. Правда, на высокой сложности формы в участке нет, да и полицейские расстреливают героя на месте, не заморачиваясь с арестом.

Особенностью под номером два у нас выступают виртуальные противники. Дело в том, что основную массу оппонентов Чувака составляет… гражданское население города! Помните, в начале статьи я упоминал большое количество уровней сложности, представленных в игре? Так вот, помимо прочего, выбранный скилл влияет на то, какой процент обывателей будет вооружен и какими именно «пушками». В результате на высокой сложности каждый житель «Парадайза» сможет постоять за себя, а спектр доступного «мирным» обывателям снаряжения будет варьироваться от метательных ножниц и пистолетов до автоматических винтовок и ракетных установок. Кстати, следует сразу отметить, что «разновидностей» гражданских в игре достаточно много, а в их рядах нашлось место и представительницам прекрасного пола, и американским национальным меньшинствам. Ладно хоть стариков, детей и инвалидов авторы в свое детище включать не стали. Хотя чернокожего карлика в случае выбора «силового» варианта прохождения упокоить-таки придется… Но что еще интереснее - помимо «обычных» жителей, относящихся к различным «ходовым типажам» вроде девушки-«школьницы» в белой блузке и короткой клетчатой юбке или типа крутого парняги с татуировками и в ковбойской шляпе, игроку придется иметь дело с представителями нескольких, с позволения сказать, фракций. И если всякие там мясники да реднеки (жители сельской глубинки) особых вопросов не вызывают, то вот бойцы террористической организации «Аль-Каида», гринписовцы-экстремисты и члены движения «Родители за нравственность» (Parents for Decency) немного удивить способны.

Впрочем, не надо думать, будто власти города переложили бремя поддержания правопорядка исключительно на вооруженных гражданских. Сотрудники правоохранительных органов в игре также присутствуют, и в немалом количестве. И если на первых уровнях это будут обычные патрульные «копы» нескольких «разновидностей», то в дальнейшем к ним присоединятся бойцы полицейского и армейского спецназа, а также сотрудники вымышленной службы ATF (Alcohol, Tobacco, Firearms).

Не обошлось в игре и без своего рода экзотики. Так, помимо людей, наш подопечный сможет пострелять по кошкам, собакам (нередко первыми атакующим героя) и слонам. Также, как следует постаравшись, Чувак сможет найти на свою «пятую точку» дополнительные приключения вроде нежитей-псов.

К сожалению, обилие разновидностей противников в значительной степени нивелируется их одинаковым поведением, - оппоненты «патрулируют» локации по определенным маршрутам, время от времени возвращаясь в свой дом либо заходя в общественные заведения, а став свидетелем противоправного поступка со стороны главного героя (например, убийства) или же просто заметив в руках у Чувака оружие (его можно убирать), начинают атаковать протагониста. При этом работать сообща боты не умеют, а их действия довольно примитивны, - противники по кратчайшему маршруту бегут к цели, а в ходе боя с переменным успехом стрэйфятся, приседают и даже отступают (после получения урона) на непродолжительный период времени. Так что одолевают игрока оппоненты в первую очередь количеством, - в каждой локации присутствует значительное число врагов, «популяция» которых бесконечно восстанавливается с помощью респауна, тем самым лишая геймера возможности провести тотальную зачистку и обезопасить тылы. Исключением являются лишь некоторые «закрытые» локации вроде пивоварни или мясокомбината, которые можно полностью освободить от врагов. Но даже на них присутствуют всякие «приятные» сюрпризы вроде прибывающих по велению скриптов подкреплений. Причем оружие каждому респаунящемуся персонажу подбирается случайным образом, из-за чего вполне можно встретить как вооруженного ножницами полицейского, так и молоденькую девчушку с ракетной установкой в руках… А ведь неприятели обладают неплохими зрением и слухом, так что сразу после начала заварушки на шум начинают сбегаться все находящиеся поблизости персонажи, что временами приводит к атакам целых толп разъяренных мобов с мощными «пушками». Добавим сюда неплохую живучесть ботов (у некоторых, например спецназовцев, чрезмерную), высокие точность огня и наносимый урон - и становится понятно, почему некоторые авторы обзоров игры не советовали играть в Postal 2 на уровнях сложности выше среднего.

Но на самом деле всё не так плохо. Дело в том, что в данном проекте, как и во многих других шутерах того времени, присутствует интересная особенность искусственного интеллекта. Заключается она в том, что противники не стреляют в персонажа, находящегося за преградой определенной высоты или… определенного типа. Например, стойки кассиров в магазинах и прочих заведениях - несмотря на то что достают они персонажу максимум до пояса - ставят наших электронных оппонентов в полнейший тупик. И вместо того, что спокойно расстреливать Чувака, они начинают пытаться обойти «препятствие», а то и просто замирают на месте. В результате достаточно в каждой локации найти парочку таких вот «мертвых зон», и жить сразу станет проще и веселее. Более того, с помощью данного трюка можно очень легко избавиться и от двух «боссов» игры: того самого карлика-афроамериканца Гэри Колмана (Gary Coleman) и похабного вида ростовой куклы (с аниматором внутри) по прозвищу Кротчи (Krotchy). Впрочем, нередко существенную помощь в деле уничтожения врагов игроку будут оказывать отдельные боты. Дело в том, что вооруженные ракетными установками, гранатами, «коктейлями Молотова» и прочими средствами массового поражения товарищи абсолютно не думают о таких «мелочах», как траектория, зона поражения, дружественный огонь и даже собственное выживание. В результате во время тех самых массовых атак врагов одна неверно пущенная ракета/брошенная бутылка с зажигательной смесью нередко решает исход битвы в пользу игрока.

Собственно, скажем пару слов и об арсенале протагониста, а также наполнении его инвентаря, благо их, хоть и с некоторой натяжкой, можно назвать особенностью игры под номером три. Правда, касается это по большей части позиции номер два (предметов), так как оружия у Чувака хотя и много (лимит на количество переносимых «стволов» отсутствует), но большая его часть является «классикой» жанра: полицейская дубинка, парочка видов пистолетов, автоматическая и снайперская винтовки, автомат, дробовик, гранаты, динамит, ракетная установка… Всё это мы видели в других стрелялках, и не один раз. Равно как и наличие альтернативных режимов ведения огня. Тем не менее несколько относительно необычных орудий смертоубийства в Postal 2 всё же присутствуют. Например, канцелярские ножницы, которые Чувак метает, словно сюрикэны. Биооружие в виде головы коровы. Или электрошокер. Нет, действует это устройство вполне стандартно, - но вот реакция жертв атаки… Ну и нельзя не отметить обилие оружия, позволяющего сжигать врагов: «коктейли Молотова», напалмовая пушка, канистра с бензином, - тут даже Калеб из Blood (1997, DOS) пустит скупую мужскую слезу и пожмет Чуваку руку в знак солидарности. Причем особый интерес представляет последняя позиция.

Дело в том, что из канистры можно не только поливать непосредственно других персонажей, но и организовывать с ее помощью своего рода ловушки и «заграждения». Ведь, начав лить топливо на землю (пол, иную поверхность), вы добьетесь появления этакого горючего «озерца», размер которого зависит исключительно от ваших терпения и запасов бензина. Которое впоследствии можно в любой момент поджечь (нажимаем кнопку альтернативной атаки, и наш подопечный швыряет перед собой горящую спичку). Причем законы физики в игре более-менее соблюдены (в этой части), так что можно, например, сделать «дорожку» из топлива - или же два «озерца», соединив их между собой этакой «перемычкой». А это, в свою очередь, открывает достаточно широкие тактические возможности, - реально заманить толпу врагов в определенное место и подпалить. Или «перекрыть» пламенем узкий проход, не позволяя оппонентам приблизиться. В общем, главное - иметь время на подготовку. Вообще, именно зажигательному оружию в Postal 2 отведена существенная роль, поскольку с его помощью можно «контролировать» толпу, выводя из строя сразу большое количество противников. Главное - помнить о тех «мелочах», о которых постоянно забывают боты: траектория, радиус поражения. И тот факт, что горящие враги зачастую мечутся в панике туда-сюда. С одной стороны, это плюс, поскольку пылать начинают и те мобы, что не попали под первоначальную атаку. Но с другой - если они побегут на игрока…

Думаю, на этом со всякой пироманией можно и закончить, перейдя к полезным игровым предметам. И вновь ситуация на первый взгляд стандартная: восстанавливающие здоровье аптечки и продукты, два вида бронежилетов, собачий корм, дабы переманивать псов на свою сторону. Или, скажем, кошачья мята для привлечения разгуливающих по уровням котеек… Зачем их приманивать? А чтобы «положить» в инвентарь и использовать в качестве глушителя для дробовика (или штурмовой винтовки)! Да, несчастные животные насаживаются (оставим в стороне анатомические подробности) на данное оружие и позволяют сделать несколько выстрелов, не привлекая лишнего внимания. Еще одним интересным предметом является курительная трубка, восполняющая здоровье героя с помощью паров... э-э-э... определенных веществ и провоцирующая у него микроинфаркт. Впрочем, есть в инвентаре и более-менее вменяемые вещи типа мини-радара, показывающего всех ботов в определенном радиусе.

Но на самом деле главным достижением разработчиков является отнюдь не обилие разнообразных «пушек» и не странные предметы, а возможность расстегнуть ширинку и расчехлить «секретное оружие» Чувака. Да, судя по тому, что многие женские персонажи начинают смеяться, стоит только подойти к ним "с шашкой наголо", грозным видом оно явно похвастаться не может. Однако использовать его по назначению, т.е. справить малую нужду, можно всегда и везде. Причем это действо, как ни странно, даже имеет практический смысл. В частности, таким вот образом можно тушить огонь, в том числе и пламя, охватившее самого персонажа (надеюсь, сами догадаетесь как), а также выводить ботов на некоторое время из строя с помощью «уринотерапии» (не будем углубляться в подробности).

И вот на этом моменте предлагаю перейти к последней (четвертой) особенности игры. А именно - к составляющим ее «взрослого» рейтинга, при ближайшем рассмотрении которых «всплывает» любопытная штука: король у нас по большей части всё-таки «голый», а изрядная доля скандальной репутации игры является следствием пиара и… результатом выбора самих игроков. Вот посудите сами, что чаще всего «вменяют» Postal 2 в вину? В первую очередь - высокий уровень жестокости. Но так ли он велик на самом деле? Да, тут не проблема устроить бойню, вырезая население города «под корень». Но ведь можно этого и не делать! А если выставить высокий уровень сложности, то каждый житель будет вооружен и опасен, а место резни займет битва с превосходящими силами противника. Что еще? Жестокие расправы с оппонентами, в том числе отстреливание их голов? Но намного более "суровая" расчлененка присутствует, например, в Soldier of Fortune: Platinum Edition (2001, Windows). Возможность сжигать врагов? Так в упомянутой ранее Blood (1997, DOS) герой одним-двумя выстрелами превращает незадачливых врагов в мечущиеся «живые» факелы. Конечно, можно возразить, что в вышеуказанных играх противники явные злодеи (в Blood так вообще многие из них и не люди). А тут всё же по большей части речь идет о мирном населении да сотрудниках органов правопорядка. И замечание это будет отчасти верным. О том, что Postal 2 белый и пушистый, никто речи не ведет. Однако описываемая зачастую ситуация «главный герой бегает по городу и толпами вырезает ни в чём не повинных жертв» является следствием игры на низких уровнях сложности и… выбором самого рецензента. Ведь игра - это важно подчеркнуть - не вынуждает геймера действовать жестоко (это не касается Steam-версии, в которой соответствующих ачивок типа «оторви конечности еще живому человеку» пруд пруди). Проект не «детализирует» убийства, как какая-нибудь Manhunt, не призывает подходить к этому процессу творчески, как Bulletstorm. Да, она предоставляет определенные возможности, но как вы ими воспользуетесь - зависит исключительно от ВАШЕЙ испорченности. И это важно понимать.

Еще одной часто обсуждаемой чертой игры являются обилие черного юмора и сатиры. Тут, как говорится, на вкус и цвет… ну вы поняли. Так что выскажу свое мнение. Конечно, назвать Postal 2 эталоном вышеуказанных жанров вряд ли получится, - но в целом вышло неплохо. При этом некоторые моменты получились вполне злободневными и актуальными. Например, силовой захват террористами церкви с последующим превращением ее в мечеть. Или штурм спецподразделениями облюбованного сектантами комплекса зданий. Забавно выглядит сбор Чуваком подписей под петицией, обязывающей сенаторов играть в жестокие видеоигры, равно как и его попытка разобраться в штатовской системе выборов.

А вот с чем точно не поспоришь - так это с обилием, скажем так, «неаппетитных» моментов типа регулярно встречающихся отходов жизнедеятельности людей, которых в игре хватает. Не сказать, что они прямо-таки выпячиваются на первый план, - но они есть, их достаточно много, и не пересечься с ними ни разу вряд ли получится.

Впрочем, всё ранее перечисленное воспринимается немного проще благодаря внешнему виду проекта. Ведь характерной чертой Postal 2 является яркая, немного мультяшная графика. По всей видимости, разработчики решили таким образом понизить «градус» жести на экране. В результате их трудов окрестности «Парадайза», равно как и их обитатели, выглядят довольно неплохо: симпатичные пейзажи; хорошо нарисованные здания, и некоторые из них (банк, библиотека) смотрятся очень даже солидно; достойно прорисованные модели животных и людей (последние обладают даже простейшей лицевой анимацией). Качественно исполнены (в большинстве своем) и объекты игрового мира. Однако, к сожалению, присутствует немалое количество и откровенно халтурных деталей. Так, модели автомобилей и техники грубоваты, бедноваты на детали, а также могут похвастаться колесами-многоугольниками. Листва на деревьях и кустарниках абсолютно плоская и немного размытая, на земле присутствует зеленая «размазня», символизирующая траву, а над головой «висит» простенько нарисованное небо. Моделям персонажей не помешала бы чуть большая «округлость», а некоторым видам оружия - чуть лучшая детализация. Да и анимация ботов отнюдь не идеальна. Кроме того, большинство спецэффектов, за исключением пламени, выполнено очень просто и совсем не впечатляет. Про то, что тела убитых врагов оперативно растворяются в воздухе, думаю, и говорить не стоит.

Не всё гладко и с физикой. С одной стороны, различные жидкости (бензин, кровь) ведут себя довольно реалистично, стекая по наклонным поверхностям и собираясь в лужи. Интерактивные предметы окружающего мира вроде коробок, жестяных банок и компьютерных мониторов с телефонами весьма правдоподобно отлетают от пинков и катятся по полу. Гранаты, динамит или те же ножницы рикошетят от поверхностей, меняя свою траекторию. Тела врагов расчленяются, обгорают от воздействия огня и реагируют на пинки и взрывы. Однако стоит увидеть висящие в воздухе трупы или позы, принятые свежеиспеченными «жмурами» в момент гибели, - и становится понятно, что и тут авторы несколько недоработали.

Что же касается звукового оформления, то в игре практически отсутствует музыка, за исключением нескольких мелодий, привязанных к определенным локациям или событиям. Так, в магазинчике «Счастливый Ганеш» играет бодрый восточный мотивчик, а на дискотеке "крутят" неплохое техно. Весьма достойно звучит и местный духовой оркестр. Хорошо подобраны голоса протагониста и его жены. Жаль только, что случайных комментариев у Чувака не так уж и много. Зато среди тех, что есть, временами попадаются довольно забавные: «Думаю, что политически корректным было бы вырезать в начале женщин и представителей нац. меньшинств». Голоса второстепенных персонажей и противников отторжения не вызывают, но проигрывают озвучке главных героев. Кроме того, реплик у оппонентов не слишком много.

Подводя итоги, замечу, что Postal 2 не настолько бессмысленно кровава и жестока, как любят это описывать многие игровые издания и журналисты. Однако это, безусловно, «взрослый» проект, имеющий ряд неприятных, спорных и для кого-то даже отталкивающих моментов. Да и устроить в нём ультранасилие при желании никто и ничто не помешает. Тем не менее даже если выкинуть из проекта провокационные и скандальные составляющие, а также уменьшить «градус» жестокости, игра всё равно будет представлять определенный интерес для прохождения. И вполне сможет развлечь геймеров именно как шутер от первого лица.
Автор обзора: Warmaster
Postal²: Apocalypse Weekend, Postal²: Share the Pain, Postal²: Штопор Жж0т
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Postal 2 классика прошел не один раз Юмор хороший графика средняя для вечера самое то рекомендую!
Очень смешная и угарная игра. Postal 2 подойдeт многим старым и молодым геймерам, когда каждый хочет перестать думать на несколько часов и только смеяться.
Игра интересная и довольно короткая, но для этого есть еще дополнение на субботу и воскресение. Смотря через время, понимаешь что вторая часть хорошо сохранилась и реиграбельна на множество раз вперёд. Так же думаю, что локализация от Акеллы - лучшая из 2000-х.
План на день:
1) Помочиться на могилу папаши
2) Проснуться в трейлере, и понять, что a)вы с женой наконец приехали в Парадиз
б)пить так много на ночь было ошибкой
3) Купить корм для Чампа
4) Купить корм для себя, и больше не есть корм Чампа
5) Решить проблему терроризма в Парадизе
6) Купить килт (если килта нет, то штаны)
7) Надеть штаны
8) Просадить все оставшиеся деньги в стрип-клубе
9) Исповедаться
10) Украсть корзину с пожертвованиями
11) Купить ствол
12) Ограбить банк
13) Пожертвовать деньги в фонд спасения диких слонов
14) Повторить пункты 8-10
15) Завести кота
16) Купить 2 кг кошачей мяты (для кота)
18) Найти пункт номер 17
19) Слезть с кошачей мяты
20) Закопать соседа
21) Откопать соседа и попросить у него газонокосилку
22) Спросить Чампа, не видел ли он чего-нибудь подозрительного
23) Объяснить жене, откуда у нас столько котят
24) Зайти на Старпер-геймер.ру и написать отзыв на любимую игру
25) Безмятежно лечь спать
После Blood, пожалуй, самая угарная игра, в которую я играл. Также понравилось и ее доиздание в стиме, в котором количество треша возросло пуще прежнего.