Финское freeware-игростроение, мягко говоря, очень экстравагантно, и найти среди очень большого числа местных разработок можно совершенно немыслимые вещи. Одна из таких - перед вами.
Loser - игра, созданная, вероятно, финскими школьниками еще в 1996 году, но в сети появилась только 25 лет спустя. Отнести её в какому-либо жанру сложно, - это не квест, так как здесь нет ни намёка на point'n'click; это, несмотря на преимущественно текстовый формат, не Interactive Fiction, так как здесь нет парсерного ввода. В общем, это НЕКАЯ игра, характеризующаяся запредельным уровнем сложности и крайне сомнительным сюжетом, которую мы постараемся хотя бы кратко рассмотреть.
Мы играем за школьника по имени Теппо Кнуд. Живёт он, видимо, в маленькой заснеженной (во время событий игры) деревеньке и подвергается преследованиям со стороны в разной степени маргинальных элементов - наркодилера, больного СПИДом маньяка-гомосексуалиста, нескольких отчаянных хулиганов, терроризирующих всю местную общественность. Со всеми ними и придётся разбираться. Полный список персонажей с краткой характеристикой каждого приводится в игре и вызывается цифрой 8 в режиме главной локации.
Всё управление в Loser осуществляется исключительно с помощью цифр, которыми мы выбираем локации, реплики и действия. Сама улица и большинство доступных для посещения мест (а их совсем мало) реализованы в трёхмерной графике, но полностью статичны. Есть даже несколько трёхмерных роликов (!), а вот основные события происходят целиком в текстовом формате, что и роднит игру с жанром IF.
Начав сюжетную линию, оказываемся на той самой улочке - ракурс может быть разный, но это ни на что не влияет. В правом верхнем углу дан список локаций, куда можно пойти, выбираемых, как уже сказано, клавишами с цифрами. 1 - дом, в которой живёт Виска, наш злейший враг, 2 - дом, в котором живут другие недоброжелатели, 3 - дом нашего друга Юсси, 4 - прорубь в замёрзшем озере, 5 - локация без графики, в которой на нас нападают (по крайней мере на начальных этапах игры), 6 - школа. Выбрав локацию, мы сначала попадаем на экран с картинкой того или иного здания (или проруби), а затем игра переходит в текстовый формат.
Вся дикость Loser состоит в том, что почти любой неправильный выбор реплики или действия приводит к гибели главного героя. Сохранений при этом нет, равно как и возможности откатить действие на один или несколько шагов. При гибели демонстрируется трёхмерный ролик, в котором можно посмотреть на заснеженный холмик с крестом на вершине, - это могила главного героя. Разумеется, в сегодняшних условиях, когда есть эмуляторы DOS с возможностью сохраняться, всё не так критично, но тогда, в 1990-х, это было настоящее издевательство над игроками. Впрочем, учитывая, что четверть века игры не было в сети (несмотря на наличие великолепной финской базы данных по freeware-играм), Loser делался для ограниченного круга лиц и не предназначался для широкого распространения. Кстати, в ReadMe-файле авторы обещали в скором времени выпустить клон Pac-Man, но о нём пока что ничего не известно (и не факт, что он всё-таки вышел).
Ситуация усугубляется тем, что прохождение Loser должно осуществляться строго линейно. Например, в начале игры мы можем пойти в дом Виска, но любые действия и реплики приведут к смерти; во втором доме главный герой даже сможет кого-то убить, но при этом тоже погибнет. Верным шагом будет посещение школы и выполнение там строго определённых действий с выбором строго определённых реплик (один неверный выбор - и снова смерть); после этого наш друг Юсси вернётся домой (локация 3), и нужно будет к нему зайти. Если же после этого наведаться к нему повторно, это будет смертельно, - и так всю игру.
Ещё в Loser реализована система очков. Результат может попасть в таблицу рекордов даже при гибели, если набрано достаточное их количество. К сожалению, проследить логику начисления не удалось - иногда при гибели почти в самом начале удавалось заработать больше, чем при смерти спустя несколько сюжетных шагов.
Loser полностью на финском языке, понимание его для прохождения строго обязательно, но даже так неверных выборов почти невозможно избежать из-за их неочевидности. Единственная доступная версия - 2.6 - содержит четыре музыкальных трека, очень разных, но создающих своеобразную жутковатую атмосферу.
Вердикт - 1 балл. Кажется, что эта вещь, несмотря ни на что, способна найти своего игрока, но объективно оценить её на что-то большее нельзя.
Loser - игра, созданная, вероятно, финскими школьниками еще в 1996 году, но в сети появилась только 25 лет спустя. Отнести её в какому-либо жанру сложно, - это не квест, так как здесь нет ни намёка на point'n'click; это, несмотря на преимущественно текстовый формат, не Interactive Fiction, так как здесь нет парсерного ввода. В общем, это НЕКАЯ игра, характеризующаяся запредельным уровнем сложности и крайне сомнительным сюжетом, которую мы постараемся хотя бы кратко рассмотреть.
Мы играем за школьника по имени Теппо Кнуд. Живёт он, видимо, в маленькой заснеженной (во время событий игры) деревеньке и подвергается преследованиям со стороны в разной степени маргинальных элементов - наркодилера, больного СПИДом маньяка-гомосексуалиста, нескольких отчаянных хулиганов, терроризирующих всю местную общественность. Со всеми ними и придётся разбираться. Полный список персонажей с краткой характеристикой каждого приводится в игре и вызывается цифрой 8 в режиме главной локации.
Всё управление в Loser осуществляется исключительно с помощью цифр, которыми мы выбираем локации, реплики и действия. Сама улица и большинство доступных для посещения мест (а их совсем мало) реализованы в трёхмерной графике, но полностью статичны. Есть даже несколько трёхмерных роликов (!), а вот основные события происходят целиком в текстовом формате, что и роднит игру с жанром IF.
Начав сюжетную линию, оказываемся на той самой улочке - ракурс может быть разный, но это ни на что не влияет. В правом верхнем углу дан список локаций, куда можно пойти, выбираемых, как уже сказано, клавишами с цифрами. 1 - дом, в которой живёт Виска, наш злейший враг, 2 - дом, в котором живут другие недоброжелатели, 3 - дом нашего друга Юсси, 4 - прорубь в замёрзшем озере, 5 - локация без графики, в которой на нас нападают (по крайней мере на начальных этапах игры), 6 - школа. Выбрав локацию, мы сначала попадаем на экран с картинкой того или иного здания (или проруби), а затем игра переходит в текстовый формат.
Вся дикость Loser состоит в том, что почти любой неправильный выбор реплики или действия приводит к гибели главного героя. Сохранений при этом нет, равно как и возможности откатить действие на один или несколько шагов. При гибели демонстрируется трёхмерный ролик, в котором можно посмотреть на заснеженный холмик с крестом на вершине, - это могила главного героя. Разумеется, в сегодняшних условиях, когда есть эмуляторы DOS с возможностью сохраняться, всё не так критично, но тогда, в 1990-х, это было настоящее издевательство над игроками. Впрочем, учитывая, что четверть века игры не было в сети (несмотря на наличие великолепной финской базы данных по freeware-играм), Loser делался для ограниченного круга лиц и не предназначался для широкого распространения. Кстати, в ReadMe-файле авторы обещали в скором времени выпустить клон Pac-Man, но о нём пока что ничего не известно (и не факт, что он всё-таки вышел).
Ситуация усугубляется тем, что прохождение Loser должно осуществляться строго линейно. Например, в начале игры мы можем пойти в дом Виска, но любые действия и реплики приведут к смерти; во втором доме главный герой даже сможет кого-то убить, но при этом тоже погибнет. Верным шагом будет посещение школы и выполнение там строго определённых действий с выбором строго определённых реплик (один неверный выбор - и снова смерть); после этого наш друг Юсси вернётся домой (локация 3), и нужно будет к нему зайти. Если же после этого наведаться к нему повторно, это будет смертельно, - и так всю игру.
Ещё в Loser реализована система очков. Результат может попасть в таблицу рекордов даже при гибели, если набрано достаточное их количество. К сожалению, проследить логику начисления не удалось - иногда при гибели почти в самом начале удавалось заработать больше, чем при смерти спустя несколько сюжетных шагов.
Loser полностью на финском языке, понимание его для прохождения строго обязательно, но даже так неверных выборов почти невозможно избежать из-за их неочевидности. Единственная доступная версия - 2.6 - содержит четыре музыкальных трека, очень разных, но создающих своеобразную жутковатую атмосферу.
Вердикт - 1 балл. Кажется, что эта вещь, несмотря ни на что, способна найти своего игрока, но объективно оценить её на что-то большее нельзя.