Простое Windows-приложение для освоения азов тайских шахмат – макрук. Настроек тут минимум, поэтому эту программу можно уверенно порекомендовать всем начинающим изучение правил ходов фигур в этой древней азиатской настольной игре…
Макрук (หมากรุกไทย) – намного более популярная логическая игра в Таиланде, чем обычные FIDE-шные шахматы. Она восходит напрямую к индийской чатуранге. Первая сразу же бросающаяся в глаза особенность тайских шахмат – медлительность фигур в дебюте из-за особенностей их ходов. Стратегия в макруке несколько иная: ведь по правилам даже пешка, превратившаяся в ферзя, принципиально ничего особенного в плане баланса силы не даёт – здесь иная шкала относительной ценности фигур…
Король (Кхун – ขุน) перемещается только на одну клетку в любом направлении и, разумеется, не может ходить на клетки, находящиеся под ударом фигур соперника. Слон (Кхон – โคน) может перемещаться на одну клетку по диагонали в любом направлении или на одну клетку, но только прямо вперед (назад и в стороны он не ходит). Ферзь (Мет – เม็ด) может ходить по диагонали в любом направлении, но только на одну клетку: к сожалению, это не наш с вами всемогуще-«классический» Ферзь (с большой буквы). Конь (Mа – ม้า) двигается так же, как конь в классических шахматах, – буквой «Г», может перепрыгивать через свои или чужие фигуры. Ладья (Руа – เรือ) перемещается так же, как ладья в обычных шахматах, – то есть на любую клетку по горизонтали или вертикали, не перепрыгивая через фигуры. Пешки (Биа – เบี้ย) могут двигаться только на одну клетку вперёд за один ход. Биа берёт другую фигуру, перемещаясь на одну клетку по диагонали. После продвижения вперёд на три горизонтали (с 3-й на 6-ю от игрока) пешка превращается в ферзя (мет), и далее эта фигура ходит как мет. Биа на тайской шахматной доске имеют форму привычной для нас шашки или ракушки каури. Поскольку в исходной расстановке пешки расположены от главного ряда фигур через один пустой ряд, то первого хода для биа сразу на две клетки в макруке не предусмотрено. Соответственно, правила взятия на проходе также нет. Фигуры расставляются на первой горизонтали от игрока: ладьи, кони и слоны – так же, как и в международных шахматах. Есть правило «правой руки» для ферзя: мет (ферзь) в начальной позиции должен стоять всегда справа от кхуна (короля). Чтобы два мета могли встретиться и срубить друг друга, они должны, как слоны в международных шахматах, стоять на клетках «одного цвета» (помним, что чёрно-белой разметки доски в макруке нет).
Относительная ценность фигур в тайских шахматах следующая: ладья>слон>конь>ферзь>пешка. Игра заканчивается, когда королю ставят мат. В случае потери всех фигур, кроме короля, игрок (так называемый «обездоленный игрок») может даже свести партию к ничьей, если сделает необходимое число ходов, которые в таких ситуациях подсчитываются по довольно сложной системе.
Типичная доска для тайских шахмат – светлая, одноцветная, 8 на 8 клеток, с прорезанными канавками вместо линий. Конечно, можно играть и на нашей обычной клетчатой доске, но в Азии почитают традиции. То же касается и формы фигур. Несмотря на полное сходство названий с европейскими «королевами» и «офицерами» их внешний вид совершенно иной и сперва может показаться совсем непонятным.
В программе STCP использован классический вид доски, даже канавки заметны. Фигуры имеют традиционный национальный дизайн. Конь – похож на коня, нет вопросов. Король – самая красивая и большая фигура, – оно и понятно… Однако особенно легко спутать между собой ферзя, слона и ладью. Стоит помнить, что ладья (руа) – самая «полная» и сильно приплюснутая, ферзь (мет) – самый «худой» и маленький, а слон (кхон) – по своим «формам» находится где-то посередине между ними. Единственный минус программы – размер доски мелковат (345х345) для современных мониторов, а увеличить её никак уже невозможно в оконном приложении ввиду отсутствия опции включения полноэкранного режима. Из настроек ИИ тут есть только выбор уровня глубины расчета ходов: от 1 до 10 (наиболее удобными являются уровни 6–7). Специальные звуки воспроизводятся при ситуациях шаха, мата и при превращении биа в мет.
Отличная программа! Играть вполне можно, поскольку тайский язык используется только в окне “About”. Остальные пункты меню – все на английском. Успехов в освоении правил макрука, и помните: сила на самом деле не в дебюте, сила – она в эндшпиле…
Макрук (หมากรุกไทย) – намного более популярная логическая игра в Таиланде, чем обычные FIDE-шные шахматы. Она восходит напрямую к индийской чатуранге. Первая сразу же бросающаяся в глаза особенность тайских шахмат – медлительность фигур в дебюте из-за особенностей их ходов. Стратегия в макруке несколько иная: ведь по правилам даже пешка, превратившаяся в ферзя, принципиально ничего особенного в плане баланса силы не даёт – здесь иная шкала относительной ценности фигур…
Король (Кхун – ขุน) перемещается только на одну клетку в любом направлении и, разумеется, не может ходить на клетки, находящиеся под ударом фигур соперника. Слон (Кхон – โคน) может перемещаться на одну клетку по диагонали в любом направлении или на одну клетку, но только прямо вперед (назад и в стороны он не ходит). Ферзь (Мет – เม็ด) может ходить по диагонали в любом направлении, но только на одну клетку: к сожалению, это не наш с вами всемогуще-«классический» Ферзь (с большой буквы). Конь (Mа – ม้า) двигается так же, как конь в классических шахматах, – буквой «Г», может перепрыгивать через свои или чужие фигуры. Ладья (Руа – เรือ) перемещается так же, как ладья в обычных шахматах, – то есть на любую клетку по горизонтали или вертикали, не перепрыгивая через фигуры. Пешки (Биа – เบี้ย) могут двигаться только на одну клетку вперёд за один ход. Биа берёт другую фигуру, перемещаясь на одну клетку по диагонали. После продвижения вперёд на три горизонтали (с 3-й на 6-ю от игрока) пешка превращается в ферзя (мет), и далее эта фигура ходит как мет. Биа на тайской шахматной доске имеют форму привычной для нас шашки или ракушки каури. Поскольку в исходной расстановке пешки расположены от главного ряда фигур через один пустой ряд, то первого хода для биа сразу на две клетки в макруке не предусмотрено. Соответственно, правила взятия на проходе также нет. Фигуры расставляются на первой горизонтали от игрока: ладьи, кони и слоны – так же, как и в международных шахматах. Есть правило «правой руки» для ферзя: мет (ферзь) в начальной позиции должен стоять всегда справа от кхуна (короля). Чтобы два мета могли встретиться и срубить друг друга, они должны, как слоны в международных шахматах, стоять на клетках «одного цвета» (помним, что чёрно-белой разметки доски в макруке нет).
Относительная ценность фигур в тайских шахматах следующая: ладья>слон>конь>ферзь>пешка. Игра заканчивается, когда королю ставят мат. В случае потери всех фигур, кроме короля, игрок (так называемый «обездоленный игрок») может даже свести партию к ничьей, если сделает необходимое число ходов, которые в таких ситуациях подсчитываются по довольно сложной системе.
Типичная доска для тайских шахмат – светлая, одноцветная, 8 на 8 клеток, с прорезанными канавками вместо линий. Конечно, можно играть и на нашей обычной клетчатой доске, но в Азии почитают традиции. То же касается и формы фигур. Несмотря на полное сходство названий с европейскими «королевами» и «офицерами» их внешний вид совершенно иной и сперва может показаться совсем непонятным.
В программе STCP использован классический вид доски, даже канавки заметны. Фигуры имеют традиционный национальный дизайн. Конь – похож на коня, нет вопросов. Король – самая красивая и большая фигура, – оно и понятно… Однако особенно легко спутать между собой ферзя, слона и ладью. Стоит помнить, что ладья (руа) – самая «полная» и сильно приплюснутая, ферзь (мет) – самый «худой» и маленький, а слон (кхон) – по своим «формам» находится где-то посередине между ними. Единственный минус программы – размер доски мелковат (345х345) для современных мониторов, а увеличить её никак уже невозможно в оконном приложении ввиду отсутствия опции включения полноэкранного режима. Из настроек ИИ тут есть только выбор уровня глубины расчета ходов: от 1 до 10 (наиболее удобными являются уровни 6–7). Специальные звуки воспроизводятся при ситуациях шаха, мата и при превращении биа в мет.
Отличная программа! Играть вполне можно, поскольку тайский язык используется только в окне “About”. Остальные пункты меню – все на английском. Успехов в освоении правил макрука, и помните: сила на самом деле не в дебюте, сила – она в эндшпиле…