Viagem de Bartolomeu Dias

Viagem de Bartolomeu Dias
Жанр: Adventure
Разработчик: Fransisco Bilou, José Gonçalo Pedro, José Luís Ramos, Pedro Luís Seabra, Pedro Próspero Luís, Vicência Maio
Издатель: Grupo de Trabalho do Ministério da Educação para as Comemorações dos Descobrimentos Portugueses
Год выхода: 1995
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 0
  • 0
В 1990-х годах Министерство образования Португалии решило отметить пятивековой юбилей выдающихся географических открытий, совершённых мореплавателями из этой страны, – посетителям нашего сайта уже знакомы появившиеся в рамках этой кампании образовательные игры «Aventuras da Peregrinação» и «Vasco da Gama: A Grande Viagem». Однако ещё за пару лет до выхода самого раннего из таких творений Forum M лауреатом «Национального конкурс идей», посвящённого поискам оптимальных способов реализации задуманного «чествования» великих португальских путешественников и первооткрывателей, стал проект под названием «Prometeu», созданный группой преподавателей Эворского университета и представлявший собой «движок» – «Генератор графических и педагогических приложений».

В качестве одного такого «приложения» и фигурировала самая настоящая классическая point-and-click адвенчура от третьего лица – «Viagem de Bartolomeu Dias», в наглядной и интерактивной форме повествующая об экспедиции знаменитого мореплавателя, первым из европейцев обогнувшего Африку с юга и открывшего мыс, позднее получивший имя Доброй Надежды. В настоящее время сложно утверждать наверняка, была ли данная игра доступна хоть сколько-нибудь широкой аудитории в 1990-е годы: министерская «Рабочая группа» таки выпустила её на диске вместе с ещё одной программой, представленной на том же конкурсе, – однако до розничных продаж это издание вполне могло и не добраться. Как бы то ни было, благодаря стараниям португальских коллекционеров, неравнодушных к игровому наследию своей страны, сегодня с этим проектом, многие годы пребывавшим в пучине самого полного забвения, могут наконец-то познакомиться любители исторических приключений со всего мира.

После небольшого вступления в виде нескольких слайдов, кратко вводящих нас в курс ситуации 1487 г. и принятого королём Жуаном II решения отыскать морской путь в Индию в обход Африки и достичь легендарного царства Пресвитера Иоанна, мы – в лице самого Бартоломеу Диаша – оказываемся перед лиссабонским замком Св. Георгия с письмом монарха, срочно призывающего нас к себе во дворец на аудиенцию. В силу своего полукустарного происхождения выглядит «Viagem de Bartolomeu Dias» довольно-таки скромно в техническом отношении: анимации почти что нет, звуковые эффекты и музыка отсутствуют начисто, не говоря уже об озвучке, а графика несколько блёклая и отдаёт пуантилизмом. Впрочем, в художественном плане рисунки за авторством Франсишку Било выглядят очень даже стильно и симпатично, напоминая старые книжные иллюстрации; фон занимает большую часть экрана размером в 640×360 пикселей, тогда как нижняя четверть отведена под интерфейс.

Пространство справа внизу принадлежит текстовому перечню содержимого нашего инвентаря, причём если нажать и удерживать левую кнопку мыши на каком-то из названий перечисленных там предметов, рядом появится его миниатюрное изображение. Левее расположена строка статуса (в частности, здесь приводятся наименования активных точек при наведении на них курсора мыши в основном окне), а прямо под ней находятся шесть управляющих глаголов, используемых способом, хорошо знакомым игрокам по классике жанра от Lucasfilm Games. Это Apanhar («Взять»), Ver («Осмотреть»), Largar («Бросить»), Falar («Поговорить»), Usar («Использовать») и Escrever («Написать»). Последнее действие предназначено для ведения собственных опциональных заметок: при его активации перед нами предстаёт миниатюрный текстовый редактор с привычным для DOS синим фоном, вернуться из которого в игру можно при помощи клавиши «Esc». Она же служит и для вызова главного меню, позволяющего сохранить или загрузить свой прогресс, начать всё сначала и выйти в систему.

Управление реализовано, разумеется, посредством мыши; как можно видеть, команды «идти» планом не предусмотрено, так что перемещение по экрану фигурки протагониста обычно включено по умолчанию (в строке статуса при этом отображаются наши инициалы: «BD»). Однако если манипулировать Диашем в режиме point-and-click вдруг не получается (к сожалению, интерфейс игры далёк от идеала в техническом плане, так что наш герой временами притормаживает, а то и вовсе застревает на ровном месте), всегда можно прибегнуть к альтернативному методу click-and-drag: подхватить Бартоломеу курсором и, зажав левую кнопку мыши, быстро переместить в нужное место.

Игровой процесс более-менее стандартен для жанра – с той особенностью, что диалогам уделяется куда больше внимания, нежели операциям с предметами. Первую и самую продолжительную часть игры мы проведём в Лиссабоне за тщательной подготовкой к своей экспедиции, посещая библиотеку, таверну, рынок, разнообразные мастерские и т. д. Практически все встречные – среди которых, между прочим, будут попадаться и знаменитости (вроде Васко да Гамы или Жила Висенте, не говоря уже об упомянутом выше Жоане II) – считают своим долгом поделиться с отправляющимся в путешествие Диашем свежими новостями из области политики, истории и географии. Таким образом можно получить кое-какое представление о предыдущих плаваниях на юг Африки, об Алкасовашском и Тордесильясском договорах с Кастилией, об устройстве мира и о гипотезе шарообразной Земли и т. д. Цыганка может предсказать нам судьбу, стоящий у собора монах – благословить, завсегдатай таверны – продать книгу о невиданных чудесах заморских земель и др.; при чтении такого рода литературы, как и при осмотре ряда заведений (например, госпиталя или лавки мясника), нам будут демонстрировать в качестве иллюстраций оригинальные гравюры эпохи позднего Средневековья: весьма приятно и аутентично!

Впрочем, не следует забывать, что мы тут вовсе не просто гуляем и при желании пополняем свои знания да любуемся достопримечательностями. Король выдал Диашу на обустройство корабля всего-то 25 монет: сумма скромная, но всё же большую часть припасов и полезных предметов нам выдадут безвозмездно, в силу указа того же монарха. Вот только – нужных людей и соответствующие заведения следует сначала отыскать, а затем ещё и выстроить правильным образом беседу с ними. Некоторые предметы можно просто взять, а вот глагол «бросить» используется, судя по всему, только один раз – по отношению к карте из королевской библиотеки: здесь таких ценных документов имеется целых три, все разные, а одолжить разрешают лишь один из них (в остальном же инвентарь у нас безразмерный).

Последствия этого выбора, как и ряда других совершённых нами действий и принятых решений, станут очевидными во второй части приключения – которая начнётся, когда протагонист заявится на свой корабль, объявит первому помощнику, что готов к отплытию, и попрощается в торжественной обстановке с королём. После этого «Viagem de Bartolomeu Dias» начинает напоминать скорее симулятор морского путешествия, чем классическую адвенчуру, причём управлять мы станем по большей части корабликом (хотя временами, строго сообразно сценарию, действие будет разворачиваться на палубе, где нашему руководству снова вверят Бартоломеу Диаша). При желании можно даже сразу вернуться назад на причал – и тем самым мгновенно окончить игру неудачей, так и не добравшись не то что до Индии, но и до Африки. Успешность экспедиции вполне реалистичным образом зависит от того, насколько предусмотрительно мы к ней подготовились. «Проверка» осуществляется во время различных событий, происходящих строго по плану, – и если у нас в инвентаре не оказывается нужного предмета, то путешествие завершается далеко не самым оптимальным образом (использовать или тем более комбинировать содержимое вещмешка при этом не требуется: оно задействуется автоматически во время всё тех же диалогов). Так, можно запросто потеряться в море (как то, увы, произошло и с реальным Бартоломеу Диашем, только чуть позднее, в 1500 г.), не имея карты со свежими данными о путешествии нашего непосредственного предшественника Диогу Кана или астролябии для определения своей позиции, можно умереть с голоду от нехватки продовольствия или от жажды – при отсутствии запасов пресной воды и т. д. и т. п.

И всё же, несмотря на все трудности, связанные с пионерским путешествием к югу Африки, самой серьёзной из которых является, пожалуй, необходимость какого-никакого понимания не самого распространённого в наших краях португальского языка, «Viagem de Bartolomeu Dias» оставляет по себе очень даже благоприятные впечатления – и может быть смело рекомендована всем любителям исторических приключений! Ну и, разумеется, коллекционерам, ибо перед нами снова огромная редкость.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вендиго
Не слишком не много слов в графах разработчика и издателя?
Нет.

Вендиго
Да и длинное именование издателя можно (и нужно) сократить.
Не нужно.
Не слишком не много слов в графах разработчика и издателя? Зачем перечислять всё содержимое титров? Да и длинное именование издателя можно (и нужно) сократить.