Stealth-action – жанр молодой, что не мешает ему своими корнями уходить в каменный век персональных ЭВМ. Скольким узникам замка Волчий Камень удалось совершить свой дерзкий побег! Среди них, возможно, – только возможно! – был один японский гений, подхвативший эстафетную палочку скрытных мультимедийных приключений. Его усилиями на свет родилась серия tactical espionage action’ов, протянувшая свой жизненный цикл сквозь не одно десятилетие и очевидно повлиявшая на бум игр названного жанра, случившийся на рубеже тысячелетий. И сегодняшний наш гость как раз из той эпохи.
Chameleon – игра удивительной судьбы и жертва страшной несправедливости. В сие творение вложила душу не только малоизвестная Silver Wish Games родом из Братиславы – в списке разработчиков на руководящих постах легко обнаруживаются люди, ответственные за создание венценосной Mafia: The City of Lost Heaven и ряда других не менее известных чешских хитов. А всё потому, что словацкая студия фактически была подразделением Illusion Softworks. Это имя – знак качества. И можно по-разному относиться к их творениям, но только не усомниться в их качестве.
В чём же заключается несправедливость? А в том, что по какой-то неизвестной причине либо издатели, либо сами разработчики не стали выпускать её на мировой рынок. Вполне возможно, что ей была уготована судьба сугубо внутреннего «чехословацкого» продукта, а прочие локализации появились на свет в частном порядке в ограниченном количестве стран бывшего Варшавского договора. Так или иначе, насладиться игрой мог довольно узкий круг пользователей. Но время, как известно, всё расставляет по своим местам, и всегда найдутся небезразличные люди, готовые нырнуть на самое дно в поисках настоящих жемчужин, коей и является Chameleon.
Так что же такое он представляет собой? Кинематографичный шпионский боевик с серьёзным уклоном в реализм, но, правда, и с немалым количеством допущений. Как и подобает произведениям подобного жанра, игра будет балансировать между диверсионно-разведывательной деятельностью и открытыми боестолкновениями, а лейтмотивом повествования станет месть.
Итак. На дворе 1990 год. Перед нами безымянный протагонист, в недавнем прошлом – совсем недавнем – агент Центрального Разведывательного Управления. Уволен по причине нецелевого использования ресурсов агентства. Нет, он не транжирил денежные средства налогоплательщиков, а всего лишь неоднократно пытался по секретным каналам найти зацепку для расследования заказного убийства его родителей, случившегося в 1975-м в Никарагуа, где его отец работал послом. И вот последняя информация, которую он смог добыть на рабочем месте: британская МИ-5 перехватила контрабандный груз оружия, среди единиц которого обнаружилась модифицированная снайперская винтовка, возможно — «та самая». И теперь, лишённый официального статуса, но всё ещё при связях и возможностях, наш протагонист отправляется в кругосветное путешествие, методично вытягивая одну за другой ниточки, ведущие к призрачной цели. Нелёгкая забросит его и на Ближний Восток, и в Южную Америку, и даже на просторы социалистического лагеря.
За визуальную составляющую отвечает отлично зарекомендовавший себя в предыдущих чешских проектах LS3D-engine. Возможно, технически в 2005-м он уже вышел из моды, но художественно всё ещё великолепен. Пройдитесь неспешно по грязным улочкам дышащего напряжением Белфаста, вдохните воздух острова Свободы с колокольни собора Святого Христофора, восхититесь величием и древностью статуи Будды Бамиана, а можете просто грустно вздохнуть рядом с памятником Вождю народов. Какое кощунство, что это только мизансцены, которые могут не запечатлеться в сознании игрока, уносимого быстрым водоворотом повествования. Но, вопреки всему, атмосфера, подпитываемая мелодикой музыкального аккомпанемента, методично просачивается тонким ручейком прямо в сердце.
Игровой процесс, как и положено в жанре, разделён на две составляющие, способные плавно или не очень перетекать одна в другую, если, конечно, разработчики не сказали своего веского слова по этому поводу. Что это за составляющие, догадаться совсем не сложно.
Первая из них, доминирующая по продолжительности, – тот самый stealth. Скрытные перемещения в Chameleon сделаны весьма продуманно. Первостепенным фактором для обнаружения героя является положение его тела: стоя он виден за версту; двигаясь на корточках уже может рассчитывать на снижение вероятности быть замеченным; а перемещаясь по-пластунски становится наиболее малоприметным. Ясное дело, что днём в чистом поле и лежащего человека рассмотреть несложно, особенно если он не слишком удалён от наблюдателя. Поэтому здесь на сцену выходит второй фактор – освещённость. Логика предельно проста – чем темнее точка, в которой находится персонаж, тем сложнее его заметить охране, а для оценки текущей ситуации используется специальный индикатор в центре нижней части экрана. Чуть выше специальными пиктограммами отображается и момент обнаружения героя: белой мигающей в случае простой подозрительности и красной в момент явной видимости нарушителя. При последнем исходе охранник вызывает подкрепление, поднимает тревогу и пытается обезвредить героя; в некоторых заданиях это приводит к провалу миссии. А вот при первом возможны варианты в зависимости от того, попался ли герой на глаза человеку или оказался в объективе видеокамеры. Дело в том, что если вас заметил один охранник, то только он и пойдёт проверять подозрительное движение, при этом патрульные довольно ленивы и могут даже не дойти до предполагаемого места, если достаточно быстро ретироваться из их поля зрения, а вот с камерами дела обстоят гораздо хуже. В этом случае в точку, где была засветка, придут все люди, находящиеся поблизости, что фактически означает провал скрытных перемещений, так что под «электронные глаза» лучше не попадать вообще. Благо что их поле зрения не соответствует реальному и ощутимо меньше, к тому же их можно временно выводить из эксплуатации, переводя в режим диагностики. Да, и стрелять по ним не следует, так как они пуленепробиваемые и в случае агрессии оповещают всю округу о присутствии протагониста.
Поскольку у нас здесь шпионский боевик, то должны быть и специальные устройства, помогающие герою осуществлять его деятельность, так ведь? Так, но не ждите ничего сверхъестественного или научно-фантастического — просто вспомните, в каком временном периоде происходят события и то, что разработчики стремились к максимальной правдоподобности. Самые высокотехнологичные приборы, что доведётся использовать нашему альтер эго, – это направленный микрофон (который, по сути, является квестовым предметом, так как применяется лишь два раза за всё время) и специальный зонд для разглядывания того, что находится за закрытой дверью. В остальном мы имеем банальные, но при этом эффективные в своей функциональности электрошокер, светошумовые и дымовые гранаты, парочку биноклей, прибор ночного видения да арбалет с усыпляющими дротиками.
Ещё одна группа неоригинальных технических средств – это огнестрельное оружие. Арсенал «последних аргументов» заметно шире, чем набор специальных приспособлений; дополнительно часть из них может оснащаться глушителями и оптическими прицелами (наличие и отсутствие оных иногда означает разницу между успехом и провалом миссии). Но выбор только кажется большим: «стволы» не просто неравноценны между собой – в этом соревновании есть явные лидеры и аутсайдеры. И это добавляет немалую щепотку перца в и без того специфическую вторую составляющую игрового процесса Chameleon.
Открытые конфронтации в игре – весьма проблемный элемент действа. Герой не может бегать с пушкой наголо и в прыжках раздавать хэдшоты. Процесс вообще похож на старые action-adventur’ы и survival-horror’ы, где нельзя было одновременно сочетать стрельбу и перемещение либо к последнему действию имелись серьёзные ограничения. Так и в реалиях Chameleon: протагонист или медленно ходит с оружием на изготовку, или опускает его вниз и после этого уже может бегать, причём двигаясь ползком нельзя целиться до тех пор, пока герой не замрёт.
С меткостью стрельбы здесь тоже всё очень и очень непросто. Элементарное смещение мыши может сбить прицел и тем самым негативно повлиять на точность попаданий. Да и, как было указано выше, само оружие не всегда отличается пристойными характеристиками. Очевидные причины такого решения: упор на реалистичность и желание отвадить игрока от ненужных (разработчикам) конфронтаций. Впрочем, в целях создания ситуационного разнообразия часть миссий будет безальтернативно подталкивать героя к силовому решению вопроса. В помощь игроку некоторые возможности нашего разведчика – умение выглядывать из-за угла на манер первых Hitman’а или Soldier of Fortune и перекаты прямиком из самой известной игры Illusion Softworks. Жаль, что эта акробатика не слишком эффективна, но в игре есть другая весьма забавная особенность, свойственная больше TPS’ам рубежа первых десятилетий ХХI века. Суть её такова: если играть от третьего лица (а Chameleon также позволяет использовать вид из глаз, и оба этих режима примерно равноценны), можно укрывать героя целиком за препятствием, но при этом добиться того, чтобы перекрестие возвышалось над объектом: в этом случае реально безнаказанно убивать видимых вам, но не видящих нашего мстителя противников.
Искусственному идиоту на подобное издевательское отношение ответить особе нечем. Он, конечно, обучен патрулированию, вызову подмоги, грамотному бросанию гранат и меткому поражению целей (хотя тут всё по-честному – выбор оружия вносит свою лепту), но, когда дело доходит до активного противостояния, выделяются лишь две модели поведения: либо занять позицию в укромном местечке, либо сбежаться всей толпой на шум. В последнем случае товарищи, если видят цель, пытаются её нейтрализовать тем или иным способом; если же в зоне видимости не обнаруживается злоумышленников, тогда они начинают изображать прочёсывание местности, но довольно быстро теряют интерес к этому занятию и возвращаются на свой пост. Но обольщаться такому примитиву всё же не стоит – перестрелки здесь правдоподобно скоротечны, и если не вы их, то тогда они вас. К слову, игра предлагает выбор из двух уровней сложности, но разница между ними исчезающе мала.
Впрочем, грамотное и успешное проведение операций, как тайных, так и явных, — не единственная трудность, что ожидает игрока в реалиях Chameleon. Дело в том, что перед нами не совсем action, а в немалой степени ещё и adventure, отягощённая кинематографической постановочностью. И если задача здесь всегда чётко конкретизирована, то способы её решения бывают не столь очевидны. Периодически помогает общение с дружественными персонажами или банальный обход доступной территории с внимательным её осмотром. Временами игра поощряет исследование местности, а иногда даже жёстко подшучивает за слишком буквальное следование рекомендациям. Так как кажущийся логичным в данной ситуации ход может быть омрачён каким-либо «неожиданным» скриптовым событием. Но это опять же попытка сыграть в реалистичность, ведь в жизни, как известно, ни одно мероприятие никогда не проходит строго по плану, вынуждая хотя бы мало-мальски импровизировать.
Chameleon – это умный action или боевая adventure, с простым, но скрывающим двойное дно сюжетом и впечатляющей атмосферой. Как получилось, что её скрыли от мировой общественности? Виновников этой аферы мы никогда уже не узнаем, и причины сего так и останутся покрыты мраком. Главное, что теперь у неё есть возможность блистать своими гранями на открытом солнце, а не под толщей ила и водорослей, и желающие на подобные деликатесы найдутся всегда.
Chameleon – игра удивительной судьбы и жертва страшной несправедливости. В сие творение вложила душу не только малоизвестная Silver Wish Games родом из Братиславы – в списке разработчиков на руководящих постах легко обнаруживаются люди, ответственные за создание венценосной Mafia: The City of Lost Heaven и ряда других не менее известных чешских хитов. А всё потому, что словацкая студия фактически была подразделением Illusion Softworks. Это имя – знак качества. И можно по-разному относиться к их творениям, но только не усомниться в их качестве.
В чём же заключается несправедливость? А в том, что по какой-то неизвестной причине либо издатели, либо сами разработчики не стали выпускать её на мировой рынок. Вполне возможно, что ей была уготована судьба сугубо внутреннего «чехословацкого» продукта, а прочие локализации появились на свет в частном порядке в ограниченном количестве стран бывшего Варшавского договора. Так или иначе, насладиться игрой мог довольно узкий круг пользователей. Но время, как известно, всё расставляет по своим местам, и всегда найдутся небезразличные люди, готовые нырнуть на самое дно в поисках настоящих жемчужин, коей и является Chameleon.
Так что же такое он представляет собой? Кинематографичный шпионский боевик с серьёзным уклоном в реализм, но, правда, и с немалым количеством допущений. Как и подобает произведениям подобного жанра, игра будет балансировать между диверсионно-разведывательной деятельностью и открытыми боестолкновениями, а лейтмотивом повествования станет месть.
Итак. На дворе 1990 год. Перед нами безымянный протагонист, в недавнем прошлом – совсем недавнем – агент Центрального Разведывательного Управления. Уволен по причине нецелевого использования ресурсов агентства. Нет, он не транжирил денежные средства налогоплательщиков, а всего лишь неоднократно пытался по секретным каналам найти зацепку для расследования заказного убийства его родителей, случившегося в 1975-м в Никарагуа, где его отец работал послом. И вот последняя информация, которую он смог добыть на рабочем месте: британская МИ-5 перехватила контрабандный груз оружия, среди единиц которого обнаружилась модифицированная снайперская винтовка, возможно — «та самая». И теперь, лишённый официального статуса, но всё ещё при связях и возможностях, наш протагонист отправляется в кругосветное путешествие, методично вытягивая одну за другой ниточки, ведущие к призрачной цели. Нелёгкая забросит его и на Ближний Восток, и в Южную Америку, и даже на просторы социалистического лагеря.
За визуальную составляющую отвечает отлично зарекомендовавший себя в предыдущих чешских проектах LS3D-engine. Возможно, технически в 2005-м он уже вышел из моды, но художественно всё ещё великолепен. Пройдитесь неспешно по грязным улочкам дышащего напряжением Белфаста, вдохните воздух острова Свободы с колокольни собора Святого Христофора, восхититесь величием и древностью статуи Будды Бамиана, а можете просто грустно вздохнуть рядом с памятником Вождю народов. Какое кощунство, что это только мизансцены, которые могут не запечатлеться в сознании игрока, уносимого быстрым водоворотом повествования. Но, вопреки всему, атмосфера, подпитываемая мелодикой музыкального аккомпанемента, методично просачивается тонким ручейком прямо в сердце.
Игровой процесс, как и положено в жанре, разделён на две составляющие, способные плавно или не очень перетекать одна в другую, если, конечно, разработчики не сказали своего веского слова по этому поводу. Что это за составляющие, догадаться совсем не сложно.
Первая из них, доминирующая по продолжительности, – тот самый stealth. Скрытные перемещения в Chameleon сделаны весьма продуманно. Первостепенным фактором для обнаружения героя является положение его тела: стоя он виден за версту; двигаясь на корточках уже может рассчитывать на снижение вероятности быть замеченным; а перемещаясь по-пластунски становится наиболее малоприметным. Ясное дело, что днём в чистом поле и лежащего человека рассмотреть несложно, особенно если он не слишком удалён от наблюдателя. Поэтому здесь на сцену выходит второй фактор – освещённость. Логика предельно проста – чем темнее точка, в которой находится персонаж, тем сложнее его заметить охране, а для оценки текущей ситуации используется специальный индикатор в центре нижней части экрана. Чуть выше специальными пиктограммами отображается и момент обнаружения героя: белой мигающей в случае простой подозрительности и красной в момент явной видимости нарушителя. При последнем исходе охранник вызывает подкрепление, поднимает тревогу и пытается обезвредить героя; в некоторых заданиях это приводит к провалу миссии. А вот при первом возможны варианты в зависимости от того, попался ли герой на глаза человеку или оказался в объективе видеокамеры. Дело в том, что если вас заметил один охранник, то только он и пойдёт проверять подозрительное движение, при этом патрульные довольно ленивы и могут даже не дойти до предполагаемого места, если достаточно быстро ретироваться из их поля зрения, а вот с камерами дела обстоят гораздо хуже. В этом случае в точку, где была засветка, придут все люди, находящиеся поблизости, что фактически означает провал скрытных перемещений, так что под «электронные глаза» лучше не попадать вообще. Благо что их поле зрения не соответствует реальному и ощутимо меньше, к тому же их можно временно выводить из эксплуатации, переводя в режим диагностики. Да, и стрелять по ним не следует, так как они пуленепробиваемые и в случае агрессии оповещают всю округу о присутствии протагониста.
Поскольку у нас здесь шпионский боевик, то должны быть и специальные устройства, помогающие герою осуществлять его деятельность, так ведь? Так, но не ждите ничего сверхъестественного или научно-фантастического — просто вспомните, в каком временном периоде происходят события и то, что разработчики стремились к максимальной правдоподобности. Самые высокотехнологичные приборы, что доведётся использовать нашему альтер эго, – это направленный микрофон (который, по сути, является квестовым предметом, так как применяется лишь два раза за всё время) и специальный зонд для разглядывания того, что находится за закрытой дверью. В остальном мы имеем банальные, но при этом эффективные в своей функциональности электрошокер, светошумовые и дымовые гранаты, парочку биноклей, прибор ночного видения да арбалет с усыпляющими дротиками.
Ещё одна группа неоригинальных технических средств – это огнестрельное оружие. Арсенал «последних аргументов» заметно шире, чем набор специальных приспособлений; дополнительно часть из них может оснащаться глушителями и оптическими прицелами (наличие и отсутствие оных иногда означает разницу между успехом и провалом миссии). Но выбор только кажется большим: «стволы» не просто неравноценны между собой – в этом соревновании есть явные лидеры и аутсайдеры. И это добавляет немалую щепотку перца в и без того специфическую вторую составляющую игрового процесса Chameleon.
Открытые конфронтации в игре – весьма проблемный элемент действа. Герой не может бегать с пушкой наголо и в прыжках раздавать хэдшоты. Процесс вообще похож на старые action-adventur’ы и survival-horror’ы, где нельзя было одновременно сочетать стрельбу и перемещение либо к последнему действию имелись серьёзные ограничения. Так и в реалиях Chameleon: протагонист или медленно ходит с оружием на изготовку, или опускает его вниз и после этого уже может бегать, причём двигаясь ползком нельзя целиться до тех пор, пока герой не замрёт.
С меткостью стрельбы здесь тоже всё очень и очень непросто. Элементарное смещение мыши может сбить прицел и тем самым негативно повлиять на точность попаданий. Да и, как было указано выше, само оружие не всегда отличается пристойными характеристиками. Очевидные причины такого решения: упор на реалистичность и желание отвадить игрока от ненужных (разработчикам) конфронтаций. Впрочем, в целях создания ситуационного разнообразия часть миссий будет безальтернативно подталкивать героя к силовому решению вопроса. В помощь игроку некоторые возможности нашего разведчика – умение выглядывать из-за угла на манер первых Hitman’а или Soldier of Fortune и перекаты прямиком из самой известной игры Illusion Softworks. Жаль, что эта акробатика не слишком эффективна, но в игре есть другая весьма забавная особенность, свойственная больше TPS’ам рубежа первых десятилетий ХХI века. Суть её такова: если играть от третьего лица (а Chameleon также позволяет использовать вид из глаз, и оба этих режима примерно равноценны), можно укрывать героя целиком за препятствием, но при этом добиться того, чтобы перекрестие возвышалось над объектом: в этом случае реально безнаказанно убивать видимых вам, но не видящих нашего мстителя противников.
Искусственному идиоту на подобное издевательское отношение ответить особе нечем. Он, конечно, обучен патрулированию, вызову подмоги, грамотному бросанию гранат и меткому поражению целей (хотя тут всё по-честному – выбор оружия вносит свою лепту), но, когда дело доходит до активного противостояния, выделяются лишь две модели поведения: либо занять позицию в укромном местечке, либо сбежаться всей толпой на шум. В последнем случае товарищи, если видят цель, пытаются её нейтрализовать тем или иным способом; если же в зоне видимости не обнаруживается злоумышленников, тогда они начинают изображать прочёсывание местности, но довольно быстро теряют интерес к этому занятию и возвращаются на свой пост. Но обольщаться такому примитиву всё же не стоит – перестрелки здесь правдоподобно скоротечны, и если не вы их, то тогда они вас. К слову, игра предлагает выбор из двух уровней сложности, но разница между ними исчезающе мала.
Впрочем, грамотное и успешное проведение операций, как тайных, так и явных, — не единственная трудность, что ожидает игрока в реалиях Chameleon. Дело в том, что перед нами не совсем action, а в немалой степени ещё и adventure, отягощённая кинематографической постановочностью. И если задача здесь всегда чётко конкретизирована, то способы её решения бывают не столь очевидны. Периодически помогает общение с дружественными персонажами или банальный обход доступной территории с внимательным её осмотром. Временами игра поощряет исследование местности, а иногда даже жёстко подшучивает за слишком буквальное следование рекомендациям. Так как кажущийся логичным в данной ситуации ход может быть омрачён каким-либо «неожиданным» скриптовым событием. Но это опять же попытка сыграть в реалистичность, ведь в жизни, как известно, ни одно мероприятие никогда не проходит строго по плану, вынуждая хотя бы мало-мальски импровизировать.
Chameleon – это умный action или боевая adventure, с простым, но скрывающим двойное дно сюжетом и впечатляющей атмосферой. Как получилось, что её скрыли от мировой общественности? Виновников этой аферы мы никогда уже не узнаем, и причины сего так и останутся покрыты мраком. Главное, что теперь у неё есть возможность блистать своими гранями на открытом солнце, а не под толщей ила и водорослей, и желающие на подобные деликатесы найдутся всегда.
- Время и место:
Современность - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Тематика:
Шпионы - Технические детали:
EAX - Элемент жанра:
Stealth - Язык:
Русский
Čeština
English
Что мне понравилось так это наполнения и разнообразие локаций, помещений, большинство из них прям хорошо проработаны и наполнены разными деталями и вполне живые, кстати Мафия этим тоже выделялась, возможно за это отвечали те же люди и в Хамелеоне. Иногда прям есть места где мы можем и не зайти, но проработаны помещения будто что-то там по сюжету должно быть.
Что касаемо геймплея, но стелс тут плоховато работает, враги временами нас и в двух метрах не видят, вариативности тут не хватает, иногда приходится именно ловить "окна" чтобы прошмыгнуть мимо нпс без возможности как-то его отвлечь без перестрелок или найдя обходной путь.
В целом несмотря на недостатки и такой себе стелс, игра вполне может завлечь на какое-то время и если ищите что-то из старого на подобие хитмана или сэма фишера(но конечно игра совсем им не конкурент)
Отдельный интерес представляют время и места действия: 1990 год, множество крайне редко освещаемых в играх стран (вроде Албании, Молдавии, Аргентины), и лишь немногим чаще затрагиваемые вооружённые конфликты (в Южном Ливане, позднем Афганистане и даже в Северной Ирландии), а также подробнейше и с огромной долей достоверности воссозданные образцы гражданской и военной техники СССР и других стран! Декоративная роль последних иногда вызывает - в хорошем смысле - недоумение: легендарный вертолёт МИ-24 смоделирован так отменно и натурально, что хоть симулятор от третьего лица вокруг него рисуй, но - вместо очевидного их назначения в афганские ущелья - он скромно стоит в ангаре и нигде больше за всю игру не появляется. Отрадно, что хоть для красавцев ГАЗ-13 "Чайка" и БРДМ-2 нашлись задачи поинтереснее.
Игровой процесс же звёзд с неба не хватает и местами душноват, но по крайней мере очень старается быть разнообразным - как по механикам, так и по задачам от уровня к уровню - и, на мой взгляд, ему это по итогам вполне удаётся.