У игр, являющихся представителями целого семейства, нередко бывает так, что лишь самый первый выпуск оказывается достойным особого внимания, а все его продолжения отдают вторичностью и не привносят в жанр ничего нового и самобытного. Однако временами случается и наоборот – так, что только в последующих частях исходный замысел авторов наконец-то раскрывается в полной мере, тогда как изначальный вариант его воплощения выступает лишь чем-то вроде черновика, пусть и по-своему примечательного и многообещающего.
«Tradewinds» Эндрю Мегована и его коллег, увы, относится ко второму типу «серийных» игр. Данный пионерский выпуск, дебютировавший 15 ноября 2003 года, практически по всем параметрам уступает своим знаменитым наследникам – и прежде всего уже представленным на нашем сайте «Tradewinds 2» и «Tradewinds Legends». На их страничках можно познакомиться и с историей самой Sandlot Games и её знаменитой казуальной серии, и с особенностями игрового процесса, в котором симулятор капитана или флотоводца на удивление гармонично сочетается с экономической стратегией, своеобразной адвенчурой и аркадно-тактическими боевыми вставками. Правда, именно «Tradewinds», известная также по заголовку своего переиздания 2009 года как «Tradewinds Classic», начисто лишена приключенческой составляющей, характерной для последующих частей.
Впрочем, основное содержание игры, её внешний вид и интерфейс покажутся однозначно знакомыми всем поклонникам серии. Сюжетная же основа тут, разумеется, своя собственная: на дворе середина XIX века (если точнее, то события начинают разворачиваться в январе 1860 г.), а действовать нам предстоит на Дальнем Востоке (где, надо заметить, ремесло торговца и пирата было популярным во все времена: вспомним хотя бы «Aventuras da Peregrinação»). Кстати сказать, такой антураж был определённо навеян классикой жанра – чисто текстовой «Taipan», вышедшей ещё в далёком 1979 году на TRS-80 (а позднее портированной на Apple II, уже с добавлением графики), автор которой, в свою очередь, вдохновлялся одноимённым романом Джеймса Клавелла, посвящённым эпохе Первой опиумной войны.
Что касается игрового процесса, то он здесь, как уже было замечено, в общих своих чертах практически идентичен таковому изо всех прочих выпусков серии: мы точно так же командуем флотом, путешествуем из одного города в другой, покупаем-продаём товары и сражаемся со злобными пиратами. Вот только – городов здесь лишь пять (все вымышленные, как и карта здешнего мира в целом, – причём последний населённый пункт, загадочная Шангри-Ла, излюбленное убежище флибустьеров, в большинстве случаев открывается для нас далеко не сразу), типов судов – только четыре (или чуть больше, если считать уникальные корабли кое-кого из героев, отличающиеся характеристиками, но не внешним видом), да и ассортимент местных рынков, которым мы призваны спекулировать, тоже насчитывает всего лишь четыре наименования! Де-факто же – и вовсе одно, ибо цены на «общие товары» и «оружие» никогда не поднимаются выше трёх-восьми сотен за единицу, «шёлк и текстиль» уходит максимум за несколько тысяч – и только «порошок снов», считающийся в большинстве портов контрабандой и явно представляющий собой эвфемизм опиума, может помочь сколотить какое-никакое состояние.
Дело в том, что единственная цель игры – накопить миллиард золотых. Больше здесь ничего и нет: ни инвентаря с полезными предметами (покупать и продавать можно лишь упомянутые четыре вида товаров), ни дополнительного оружия, применяемого в ходе морских сражений (в продаже на верфях имеются только обычные пушки единственного типа, к тому же ещё и отнимающие по десять единиц объёма трюма каждая, так что приходится идти на нелёгкий компромисс между огневой мощью и вместимостью, необходимой для перевозки грузов), ни экрана с информацией о статусе (лишь журнал событий в самом низу да текущий «уровень» игрока на панели интерфейса слева, от «Нищего» до того самого «Тай-Пэна», что на гонконгском диалекте означает главу крупной торговой корпорации), ни, увы, заданий от начальников четырёх портов (если не считать выдачи ими награды – в районе десятков тысяч, чем тоже особо не разживёшься, – за поимку какого-нибудь из знаменитых пиратов, присутствующих на карте по одному за раз: информация о его местонахождении выдаётся этим же должностным лицом).
Начальный запас наличных составляет от всего лишь трёх тысяч до нуля золотых – в зависимости от выбранного на старте главного героя. Таковых здесь тоже четыре: мужчина средних лет с рыжими бакенбардами – торговец Дуглас Мак-Гован (явно потомок одной из героинь «Tradewinds 2»); дочь знаменитых пиратов Петра Гэйл, пошедшая по стопам родителей (и успевшая уже столкнуться с неприятностями, а потому начинающая игру с крупным долгом на шее); вдова с солидной репутацией Мадам Цо, вставшая во главе дела своего покойного мужа; а также знаменитый и вместе с тем загадочный разбойник по имени Госсамер, объявленный в розыск сразу в шести странах одновременно. Различаются протагонисты и по своему стартовому флоту: у Мак-Гована, Гэйл и Госсамера изначально всего лишь по одному кораблю (у первого – обычный одномачтовый шлюп, у второй – двухмачтовая разновидность предыдущего, тогда как у третьего – уникальный «джаггернаут», улучшенная версия бригантины), и лишь в распоряжении Мадам Цо с самого начала находится практически целая армада, пусть и из восьми скромных джонок. Всего под нашей командой может состоять не более двадцати пяти судов – при том, что у встречных противников их бывает и сорок с лишним, а верфи, имеющиеся в трёх портах из пяти, предлагают приобрести лишний корабль далеко не всегда – и только по одному за раз, причём часто таковым оказывается всё та же непрактичная джонка.
Успешность наших действий в «Tradewinds» вообще слишком уж сильно зависит от разнообразных случайных факторов. Цены варьируются в одних и тех же местах в огромных пределах и без какой бы то ни было закономерности, – не помогает даже испытанное средство выведывания слухов в тавернах (в том числе с предварительным выставлением выпивки всем присутствующим за свой счёт). При путешествиях по карте (для ускорения обычно неспешного перемещения кораблика следует всякий раз нажимать «пробел»: в настройки регулировку скорости ещё не завезли) временами происходят не только встречи с произвольными пиратами, но и (с куда меньшей вероятностью) попадания в шторм, забрасывающий нас в случайный порт. При визите в город может нагрянуть таможенная проверка (с конфискацией по крайней мере части груза «порошка снов») или – при игре за Мак-Гована или Мадам Цо – ещё более значительная неприятность: нехорошие рэкетиры, от имени знаменитого Госсамера настоятельно предлагающие нам сделать крупное пожертвование местному храму. Потребовать от игрока таким образом могут как весьма незначительную часть имеющейся на его руках наличности, так и громадную сумму, эту последнюю даже и превышающую (с автоматическим взятием кредита); после нескольких отказов подряд стоит ожидать ограбления, избежать которого никак не получится!
А вот морские сражения со случайными пиратами не так уж и сложны; в отличие от других выпусков серии здесь они происходят не в реальном времени, а исключительно пошаговым образом: сначала стреляют наши корабли, затем – суда противника. «Шкалы здоровья» у этих последних, к сожалению, нет: оценивать состояние любого такого плавательного средства приходится на глаз, по имеющимся у него визуальным повреждениям (вроде идущего дыма или сломанных мачт). А вот уже статус нашего флота помогает отслеживать отображающаяся слева панель с демонстрацией всего его состава – и вертикальной цветной полоской рядом с каждым из корабликов. Кроме того, к нашим услугам на экране морских баталий – три управляющие кнопки, расположенные в нижней части экрана; двумя из них можно и вовсе не пользоваться (они отвечают за попытку сбежать из боя и за выброс всего товара за борт с целью облегчить предыдущее действие), тогда как стрелять из пушек (третья кнопка, самая левая) потребуется обязательно. Указать цель каждому кораблю вручную не получится – дозволяется лишь опционально помечать те или иные суда противника, исключая их из подлежащих обстрелу в текущем раунде; при этом сменять направление ведения огня в рамках хода никто из наших пушкарей не умеет, так что ядра могут зазря лететь в сторону кого-то из противников и после успешного его потопления.
В общем, нелёгкое дело накопления миллиарда золотых оказывается довольно-таки медленным, однообразным и, по правде говоря, несколько скучноватым. По достижении этого завидного показателя нам предложат выйти на пенсию, попутно запечатлев своё имя в таблице рекордов, – а когда сумма у нас на руках (и/или в банке) превысит требуемую ровно в два раза, игра закончится принудительно. В такой ситуации самой по себе «Tradewinds», несмотря на весь её приятный внешний вид и любопытный антураж, вряд ли получилось бы присудить иначе как средний балл, – однако в силу оригинальности замысла авторов, в полной мере реализовавшегося в куда более примечательных продолжениях, оценку можно и завысить на пару единиц.
В заключение стоит упомянуть, что в отличие от едва ли не всех последующих частей серии самая первая не выходила на физических носителях в исходном виде, а издавалась одной только WildTangent, пусть и в нескольких итерациях и дистрибуциях. Зато уже в 2009 г. сами авторы выпустили в Steam чуть обновлённую версию под названием «Tradewinds Classic», которая ещё спустя два года появилась и на CD-ROM благодаря усилиям специализировавшегося на таком деле тандема Selectsoft Publishing и Encore (пусть и явно мизерным тиражом). Этот «классический» вариант отличается, в частности, устранением пары не самых удобных элементов интерфейса (например, нажатие «Esc» в исходной инкарнации переключает полноэкранный режим на оконный, тогда как для обратного действия следует использовать клавишу «F») и переносом начала событий с 1860 года на 1861-й. К сожалению, данная версия давно уже удалена из каталога Steam, а на официальном сайте издателя самой первой её разновидности игра по состоянию на 2022 г. доступна к приобретению не во всех регионах мира и явно не для тех операционных систем, с поддержкой которых она выходила изначально! Так что если вы вдруг проживаете в стране, по той или иной причине не охватываемой сферой распространения «Tradewinds», или же горите желанием запустить её на Windows 98 – увы, остаётся лишь воспользоваться «взломанной» версией 2003 года выпуска, представленной на соседней вкладке.
«Tradewinds» Эндрю Мегована и его коллег, увы, относится ко второму типу «серийных» игр. Данный пионерский выпуск, дебютировавший 15 ноября 2003 года, практически по всем параметрам уступает своим знаменитым наследникам – и прежде всего уже представленным на нашем сайте «Tradewinds 2» и «Tradewinds Legends». На их страничках можно познакомиться и с историей самой Sandlot Games и её знаменитой казуальной серии, и с особенностями игрового процесса, в котором симулятор капитана или флотоводца на удивление гармонично сочетается с экономической стратегией, своеобразной адвенчурой и аркадно-тактическими боевыми вставками. Правда, именно «Tradewinds», известная также по заголовку своего переиздания 2009 года как «Tradewinds Classic», начисто лишена приключенческой составляющей, характерной для последующих частей.
Впрочем, основное содержание игры, её внешний вид и интерфейс покажутся однозначно знакомыми всем поклонникам серии. Сюжетная же основа тут, разумеется, своя собственная: на дворе середина XIX века (если точнее, то события начинают разворачиваться в январе 1860 г.), а действовать нам предстоит на Дальнем Востоке (где, надо заметить, ремесло торговца и пирата было популярным во все времена: вспомним хотя бы «Aventuras da Peregrinação»). Кстати сказать, такой антураж был определённо навеян классикой жанра – чисто текстовой «Taipan», вышедшей ещё в далёком 1979 году на TRS-80 (а позднее портированной на Apple II, уже с добавлением графики), автор которой, в свою очередь, вдохновлялся одноимённым романом Джеймса Клавелла, посвящённым эпохе Первой опиумной войны.
Что касается игрового процесса, то он здесь, как уже было замечено, в общих своих чертах практически идентичен таковому изо всех прочих выпусков серии: мы точно так же командуем флотом, путешествуем из одного города в другой, покупаем-продаём товары и сражаемся со злобными пиратами. Вот только – городов здесь лишь пять (все вымышленные, как и карта здешнего мира в целом, – причём последний населённый пункт, загадочная Шангри-Ла, излюбленное убежище флибустьеров, в большинстве случаев открывается для нас далеко не сразу), типов судов – только четыре (или чуть больше, если считать уникальные корабли кое-кого из героев, отличающиеся характеристиками, но не внешним видом), да и ассортимент местных рынков, которым мы призваны спекулировать, тоже насчитывает всего лишь четыре наименования! Де-факто же – и вовсе одно, ибо цены на «общие товары» и «оружие» никогда не поднимаются выше трёх-восьми сотен за единицу, «шёлк и текстиль» уходит максимум за несколько тысяч – и только «порошок снов», считающийся в большинстве портов контрабандой и явно представляющий собой эвфемизм опиума, может помочь сколотить какое-никакое состояние.
Дело в том, что единственная цель игры – накопить миллиард золотых. Больше здесь ничего и нет: ни инвентаря с полезными предметами (покупать и продавать можно лишь упомянутые четыре вида товаров), ни дополнительного оружия, применяемого в ходе морских сражений (в продаже на верфях имеются только обычные пушки единственного типа, к тому же ещё и отнимающие по десять единиц объёма трюма каждая, так что приходится идти на нелёгкий компромисс между огневой мощью и вместимостью, необходимой для перевозки грузов), ни экрана с информацией о статусе (лишь журнал событий в самом низу да текущий «уровень» игрока на панели интерфейса слева, от «Нищего» до того самого «Тай-Пэна», что на гонконгском диалекте означает главу крупной торговой корпорации), ни, увы, заданий от начальников четырёх портов (если не считать выдачи ими награды – в районе десятков тысяч, чем тоже особо не разживёшься, – за поимку какого-нибудь из знаменитых пиратов, присутствующих на карте по одному за раз: информация о его местонахождении выдаётся этим же должностным лицом).
Начальный запас наличных составляет от всего лишь трёх тысяч до нуля золотых – в зависимости от выбранного на старте главного героя. Таковых здесь тоже четыре: мужчина средних лет с рыжими бакенбардами – торговец Дуглас Мак-Гован (явно потомок одной из героинь «Tradewinds 2»); дочь знаменитых пиратов Петра Гэйл, пошедшая по стопам родителей (и успевшая уже столкнуться с неприятностями, а потому начинающая игру с крупным долгом на шее); вдова с солидной репутацией Мадам Цо, вставшая во главе дела своего покойного мужа; а также знаменитый и вместе с тем загадочный разбойник по имени Госсамер, объявленный в розыск сразу в шести странах одновременно. Различаются протагонисты и по своему стартовому флоту: у Мак-Гована, Гэйл и Госсамера изначально всего лишь по одному кораблю (у первого – обычный одномачтовый шлюп, у второй – двухмачтовая разновидность предыдущего, тогда как у третьего – уникальный «джаггернаут», улучшенная версия бригантины), и лишь в распоряжении Мадам Цо с самого начала находится практически целая армада, пусть и из восьми скромных джонок. Всего под нашей командой может состоять не более двадцати пяти судов – при том, что у встречных противников их бывает и сорок с лишним, а верфи, имеющиеся в трёх портах из пяти, предлагают приобрести лишний корабль далеко не всегда – и только по одному за раз, причём часто таковым оказывается всё та же непрактичная джонка.
Успешность наших действий в «Tradewinds» вообще слишком уж сильно зависит от разнообразных случайных факторов. Цены варьируются в одних и тех же местах в огромных пределах и без какой бы то ни было закономерности, – не помогает даже испытанное средство выведывания слухов в тавернах (в том числе с предварительным выставлением выпивки всем присутствующим за свой счёт). При путешествиях по карте (для ускорения обычно неспешного перемещения кораблика следует всякий раз нажимать «пробел»: в настройки регулировку скорости ещё не завезли) временами происходят не только встречи с произвольными пиратами, но и (с куда меньшей вероятностью) попадания в шторм, забрасывающий нас в случайный порт. При визите в город может нагрянуть таможенная проверка (с конфискацией по крайней мере части груза «порошка снов») или – при игре за Мак-Гована или Мадам Цо – ещё более значительная неприятность: нехорошие рэкетиры, от имени знаменитого Госсамера настоятельно предлагающие нам сделать крупное пожертвование местному храму. Потребовать от игрока таким образом могут как весьма незначительную часть имеющейся на его руках наличности, так и громадную сумму, эту последнюю даже и превышающую (с автоматическим взятием кредита); после нескольких отказов подряд стоит ожидать ограбления, избежать которого никак не получится!
А вот морские сражения со случайными пиратами не так уж и сложны; в отличие от других выпусков серии здесь они происходят не в реальном времени, а исключительно пошаговым образом: сначала стреляют наши корабли, затем – суда противника. «Шкалы здоровья» у этих последних, к сожалению, нет: оценивать состояние любого такого плавательного средства приходится на глаз, по имеющимся у него визуальным повреждениям (вроде идущего дыма или сломанных мачт). А вот уже статус нашего флота помогает отслеживать отображающаяся слева панель с демонстрацией всего его состава – и вертикальной цветной полоской рядом с каждым из корабликов. Кроме того, к нашим услугам на экране морских баталий – три управляющие кнопки, расположенные в нижней части экрана; двумя из них можно и вовсе не пользоваться (они отвечают за попытку сбежать из боя и за выброс всего товара за борт с целью облегчить предыдущее действие), тогда как стрелять из пушек (третья кнопка, самая левая) потребуется обязательно. Указать цель каждому кораблю вручную не получится – дозволяется лишь опционально помечать те или иные суда противника, исключая их из подлежащих обстрелу в текущем раунде; при этом сменять направление ведения огня в рамках хода никто из наших пушкарей не умеет, так что ядра могут зазря лететь в сторону кого-то из противников и после успешного его потопления.
В общем, нелёгкое дело накопления миллиарда золотых оказывается довольно-таки медленным, однообразным и, по правде говоря, несколько скучноватым. По достижении этого завидного показателя нам предложат выйти на пенсию, попутно запечатлев своё имя в таблице рекордов, – а когда сумма у нас на руках (и/или в банке) превысит требуемую ровно в два раза, игра закончится принудительно. В такой ситуации самой по себе «Tradewinds», несмотря на весь её приятный внешний вид и любопытный антураж, вряд ли получилось бы присудить иначе как средний балл, – однако в силу оригинальности замысла авторов, в полной мере реализовавшегося в куда более примечательных продолжениях, оценку можно и завысить на пару единиц.
В заключение стоит упомянуть, что в отличие от едва ли не всех последующих частей серии самая первая не выходила на физических носителях в исходном виде, а издавалась одной только WildTangent, пусть и в нескольких итерациях и дистрибуциях. Зато уже в 2009 г. сами авторы выпустили в Steam чуть обновлённую версию под названием «Tradewinds Classic», которая ещё спустя два года появилась и на CD-ROM благодаря усилиям специализировавшегося на таком деле тандема Selectsoft Publishing и Encore (пусть и явно мизерным тиражом). Этот «классический» вариант отличается, в частности, устранением пары не самых удобных элементов интерфейса (например, нажатие «Esc» в исходной инкарнации переключает полноэкранный режим на оконный, тогда как для обратного действия следует использовать клавишу «F») и переносом начала событий с 1860 года на 1861-й. К сожалению, данная версия давно уже удалена из каталога Steam, а на официальном сайте издателя самой первой её разновидности игра по состоянию на 2022 г. доступна к приобретению не во всех регионах мира и явно не для тех операционных систем, с поддержкой которых она выходила изначально! Так что если вы вдруг проживаете в стране, по той или иной причине не охватываемой сферой распространения «Tradewinds», или же горите желанием запустить её на Windows 98 – увы, остаётся лишь воспользоваться «взломанной» версией 2003 года выпуска, представленной на соседней вкладке.
- Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Мореплавание - Элемент жанра:
Мультижанровая - Язык:
English