Очередной птенец гнезда Питера Молиньё: как и полагается такого рода творениям, продукт весьма нешаблонный, со множеством интересных находок, но, увы, революции в жанре всё же не делающий. По сути, игра представляет собой дальнейшее развитие идей Populous в новом антураже; грубо говоря, взгляд на те же самые проблемы под другим, трёхмерным углом.
Как и в великом предшественнике, игроку предлагается примерить на себя роль... не то что бы прямо Бога, скорее мелкого племенного божка, по своим повадкам напоминающего более вымахавшего до неприличия genius loci. Нетрудно догадаться, что и в этот раз мы будем окучивать племя аборигенов, а то и несколько, защищая своих подопечных и попутно переманивая таковых у конкурента - кнутом и пряником соответственно. Да, в этом мире мы в своей роли, мягко говоря, не одиноки, - игроку встретятся как дружественные духи, так и соперники, занятые тем же самым.
Основу игры составляет вера. Вера в "Чёрном и Белом" - это конкретный ресурс, аналог "маны", магической энергии в фентезийных играх. Занятно, что вера строго привязана к конкретному поселению, что логично, ибо ко всему прочему является ещё и мерилом вашей, гм, "популярности" в широких народных массах. По сути, именно на сборе этого важного ресурса и завязана интереснейшая часть игры. Можно, конечно, запустить в воздух каменюку-другую, которые обильно раскиданы по карте; можно схватить неведомой силой сосенку в ближайшем лесу и, вырвав таковую, отнести на деревенский склад, существенно сэкономив время и силы аборигенов, - однако, поскольку от конкурентов, повторюсь, отбоя нет, особого впечатления это не произведёт. В отличие от Чуда (местного аналога заклинаний) - например, полива волшебным дождём деревенского поля или же создания еды из рога изобилия. Существенно облагодетельствовав аборигенов массовыми исцелениями и подарками, вы несомненно убедите их, что поклоняться лучше всё-таки вам, а не кому-то ещё. Ибо, повторюсь, отбоя от конкурентов нет, что и определяет религиозную картину мира, выполненную в строгом соответствии с принципом "даю, чтобы ты дал": чем больше поклоняющихся вам аборигенов - тем больше собираемой веры - тем чаще вы можете предоставлять им всевозможные чудеса. "Товар-деньги-товар" в мире высоких материй; что неудивительно - игра всё-таки юмористическая!
Немало удивляет, способствуя погружению, и интерфейс, точнее, практически полное отсутствие того, что можно было бы назвать HUD, - то есть всевозможных панелей, кнопок и прочих элементов, не являющихся частью игрового мира. По сути, единственное, что символизирует ваше присутствие, - это огромная, размером с дом, рука, посредством которой игроку предлагается взаимодействовать с окружающей реальностью: например, что-нибудь схватить. Таблицы и графики в игре тоже есть, но для их появления надо зайти в храм - одно из немногих мест манифестации вашего всемогущества. Таковой, кстати, меняет внешний вид в зависимости от вашей "добренькости" по отношению к аборигенам. Ну а какие поступки являются добрыми - вам всегда подскажет наплечный симпозиум в виде потешного ангелочка и не менее карикатурного беса, которые периодически материализуются перед выбором очередного решения.
Не следует забывать и о том, что перед нами всё-таки стратегия. Как следствие, в жизни уже "подмятой" под себя деревни мы будем принимать самое активное участие - от назначения аборигенов на конкретную работу (рыбаком или кузнецом, например) до строительства зданий и даже чудес света, дающих весьма ощутимые бонусы! К слову говоря, у каждой деревеньки имеется своя культура-национальность, что выражается как в стиле строительства домишек, так и в доступных спецзданиях. Геймплей не сводится к одной лишь только "стратегической" части, будь то накопление ресурсов или попытки заново вывести уничтоженный под корень лесок. По мере прохождения вам будут попадаться и задания от самих подопечных - зачастую весьма забавные.
Наконец, совершенно отдельная механика, выгодно отличающая игру на фоне конкурентов, - это так называемые Существа. В определенный игровой момент вам станет доступно гигантское, размером с "кайдзю", подопечное животное - каковым по вашему выбору могут стать тигр, корова или обезьяна. Это ни в коем случае не аватар и не воплощение, - это именно что домашнее животное, которое составляет совершенно отдельную сущность и живёт самостоятельной жизнью. Научить таковое "белому и чёрному" - добру и злу соответственно (используя для этого нехитрые стимулы в виде символических кнута и пряника) - и есть ваша задача. Либо, как вариант, можно просто пустить ситуацию на самотёк и посмотреть, кто вырастет в итоге - добрый волшебник, помогающий крестьянам орошать поля чудесно созданной тучкой, или же "хана всему живому", которая не прочь закусить этими самыми крестьянами.
С технической точки зрения игра выполнена на твёрдую пятёрку. Картинка красочная и яркая, но в то же время не нагружающая излишними украшательствами системные ресурсы, - для комфортной игры вполне хватит и второго Пентиума. Звук просто не замечаешь - он органично вписывается в сам игровой процесс и каких-то нареканий не вызывает. Из проблем же чисто технического характера можно отметить... разве что только пару не отключаемых во время выдачи очередного квеста роликов на базе игрового движка, в которых вам долго и нудно объясняют, чего же хочет квестодатель.
Резюмируя сказанное, можно смело утверждать, что у Lionhead Studios получилось то, что не получалось и до сих пор не получается у многих других, - "золотая середина", здоровое смешение жанров (на первый взгляд абсолютно разных - "симулятора бога", стратегии и "тамагочи"), "песочницы" и небезынтересной кампании, выполненное при этом на крепкой программной базе.
Как и в великом предшественнике, игроку предлагается примерить на себя роль... не то что бы прямо Бога, скорее мелкого племенного божка, по своим повадкам напоминающего более вымахавшего до неприличия genius loci. Нетрудно догадаться, что и в этот раз мы будем окучивать племя аборигенов, а то и несколько, защищая своих подопечных и попутно переманивая таковых у конкурента - кнутом и пряником соответственно. Да, в этом мире мы в своей роли, мягко говоря, не одиноки, - игроку встретятся как дружественные духи, так и соперники, занятые тем же самым.
Основу игры составляет вера. Вера в "Чёрном и Белом" - это конкретный ресурс, аналог "маны", магической энергии в фентезийных играх. Занятно, что вера строго привязана к конкретному поселению, что логично, ибо ко всему прочему является ещё и мерилом вашей, гм, "популярности" в широких народных массах. По сути, именно на сборе этого важного ресурса и завязана интереснейшая часть игры. Можно, конечно, запустить в воздух каменюку-другую, которые обильно раскиданы по карте; можно схватить неведомой силой сосенку в ближайшем лесу и, вырвав таковую, отнести на деревенский склад, существенно сэкономив время и силы аборигенов, - однако, поскольку от конкурентов, повторюсь, отбоя нет, особого впечатления это не произведёт. В отличие от Чуда (местного аналога заклинаний) - например, полива волшебным дождём деревенского поля или же создания еды из рога изобилия. Существенно облагодетельствовав аборигенов массовыми исцелениями и подарками, вы несомненно убедите их, что поклоняться лучше всё-таки вам, а не кому-то ещё. Ибо, повторюсь, отбоя от конкурентов нет, что и определяет религиозную картину мира, выполненную в строгом соответствии с принципом "даю, чтобы ты дал": чем больше поклоняющихся вам аборигенов - тем больше собираемой веры - тем чаще вы можете предоставлять им всевозможные чудеса. "Товар-деньги-товар" в мире высоких материй; что неудивительно - игра всё-таки юмористическая!
Немало удивляет, способствуя погружению, и интерфейс, точнее, практически полное отсутствие того, что можно было бы назвать HUD, - то есть всевозможных панелей, кнопок и прочих элементов, не являющихся частью игрового мира. По сути, единственное, что символизирует ваше присутствие, - это огромная, размером с дом, рука, посредством которой игроку предлагается взаимодействовать с окружающей реальностью: например, что-нибудь схватить. Таблицы и графики в игре тоже есть, но для их появления надо зайти в храм - одно из немногих мест манифестации вашего всемогущества. Таковой, кстати, меняет внешний вид в зависимости от вашей "добренькости" по отношению к аборигенам. Ну а какие поступки являются добрыми - вам всегда подскажет наплечный симпозиум в виде потешного ангелочка и не менее карикатурного беса, которые периодически материализуются перед выбором очередного решения.
Не следует забывать и о том, что перед нами всё-таки стратегия. Как следствие, в жизни уже "подмятой" под себя деревни мы будем принимать самое активное участие - от назначения аборигенов на конкретную работу (рыбаком или кузнецом, например) до строительства зданий и даже чудес света, дающих весьма ощутимые бонусы! К слову говоря, у каждой деревеньки имеется своя культура-национальность, что выражается как в стиле строительства домишек, так и в доступных спецзданиях. Геймплей не сводится к одной лишь только "стратегической" части, будь то накопление ресурсов или попытки заново вывести уничтоженный под корень лесок. По мере прохождения вам будут попадаться и задания от самих подопечных - зачастую весьма забавные.
Наконец, совершенно отдельная механика, выгодно отличающая игру на фоне конкурентов, - это так называемые Существа. В определенный игровой момент вам станет доступно гигантское, размером с "кайдзю", подопечное животное - каковым по вашему выбору могут стать тигр, корова или обезьяна. Это ни в коем случае не аватар и не воплощение, - это именно что домашнее животное, которое составляет совершенно отдельную сущность и живёт самостоятельной жизнью. Научить таковое "белому и чёрному" - добру и злу соответственно (используя для этого нехитрые стимулы в виде символических кнута и пряника) - и есть ваша задача. Либо, как вариант, можно просто пустить ситуацию на самотёк и посмотреть, кто вырастет в итоге - добрый волшебник, помогающий крестьянам орошать поля чудесно созданной тучкой, или же "хана всему живому", которая не прочь закусить этими самыми крестьянами.
С технической точки зрения игра выполнена на твёрдую пятёрку. Картинка красочная и яркая, но в то же время не нагружающая излишними украшательствами системные ресурсы, - для комфортной игры вполне хватит и второго Пентиума. Звук просто не замечаешь - он органично вписывается в сам игровой процесс и каких-то нареканий не вызывает. Из проблем же чисто технического характера можно отметить... разве что только пару не отключаемых во время выдачи очередного квеста роликов на базе игрового движка, в которых вам долго и нудно объясняют, чего же хочет квестодатель.
Резюмируя сказанное, можно смело утверждать, что у Lionhead Studios получилось то, что не получалось и до сих пор не получается у многих других, - "золотая середина", здоровое смешение жанров (на первый взгляд абсолютно разных - "симулятора бога", стратегии и "тамагочи"), "песочницы" и небезынтересной кампании, выполненное при этом на крепкой программной базе.
- Атмосфера:
Юмор - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга - Особенность геймплея:
Деформируемое окружение - Перспектива:
Свободная камера - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Элемент жанра:
В реальном времени
Симулятор бога - Язык:
English
Black and White is "god game" in which you are literally a god, that can hear petitions from people or ignore them and burn them (not a good strategy even if playing as evil).
You must somehow attract people to your religion, by being kind or evil. People praises you and fills what we could call "mana" invisible gauge, that lets you shoot miracles. The type of building that your villagers want will be shouted by them when you are in the village, you choose the category of the building and the placement, they choose what to build.
2 Resources: wood and grain. Simple, effective, fun, no micromanagement.
A pet creature that has what I still think is amazing, an AI capable of learning to do stuff by itself by watching you or the settlers do it. The creature can be bad too, and can do bad stuff that you may want or not to correct by slapping it.
All this sounds amazing for a game released on that year and frankly, it still feels fresh today.
But the controls suck and they overdid it with the interaction thing. 2000's...
Shooting where you want in this game is hard, like randomly hard and frustrating too. There are no interfaces here, you do stuff with mouse gestures. I hate mouse gestures. They are randomly recognized. Want something worse? a gesture to be able to quit selections, for example you need to change to a protection spell, you have to first swing the mouse like crazy left to right to quit the current spell, then do a generic menu gesture like drawing an '@' and then do the gesture of the protection miracle. Try to do this while being desperate while rocks or fireballs come flying at your village center and you will understand why I hate mouse gestures. Not only this is annoying but the obsession that devs had with interactive mouse stuff, for example not having a proper game menu and having to load and save from inside your temple, having to actually go to your temple, find the entrance and start clicking until (if the game wants) lets you go inside. From there (yes, this keeps going) you have to wait a cutscene or click to end it and select the save room. From there (yes, more) you have to navigate the room in search for your savegame or an empty frame to save.
Luckily the community released a patch that addresses some of the annoyances but not near all.
It also add support for remaping keys. A detail: there is no WASD to move around in the original game. You use the mouse to "crawl" and to rotate (broken) and to pan the camera (broken x2).
Also, this may only happen to me, but clicking the middle mouse button sends the camera to the sky and makes it uncontrollable. Clicking both mouse left and right buttons at the same time makes the camera go apeshit. This may be an issue with Win 10 or my issue, I don't know.
TL;DR: Horrible controls ruin a good and innovative game, but it is still very playable and enjoyable.
Идея хорошая, но реализована она очень странно. Гораздо лучше, на мой взгляд, передать её получилось в другой игре - "From Dust". Там действительно чувствуется влияние на мир игры.
А потом появляется помощник - Существо. Такая здоровая зверушка с обучаемым ИИ (запоминает действия игрока и повторяет потом). Несколько раз полить водой на глазах Существа поля с пшеницей, и оно потом будет помогать сельскому хозяйству - здорово!.. В остальном возня с этим зверем - горячий привет любителям тамагочи.
Единственная серьёзная проблема: нудно и долго захватывать влияние над другими поселениями. Можно только порадоваться, что сюжет у игры не очень длинный, но даже имеющийся сюжетный режим рискует серьёзно затянуться из-за нехватки способов воздействия на другие поселения.
Меня в этой игре всегда поражала и продолжает поражать сюжетная насыщенность (всевозможные побочные и основные квесты, которые потом обязательно аукнутся), свобода и выбор в решении задач, значимость действий игрока (например, поставил в городе камень - глядишь, а через час это намоленное место и священный артефакт, который при переносе в другой город стабильно впечатляет соседний народец), и конечно искусственный интеллект. Так при правильном воспитании из питомца можно вырастить надёжного помощника. Мой обезьян самостоятельно кастует в амбарах рог изобилия и поливает поля... хм... в смысле, дождь на них кастует.