Для меня Duke Nukem 3D - знаковая игра, своеобразный символ всего компьютерно-игрового мира 90-х. Помню, как одноклассники "болели" Дюком, активно обсуждали готовящиеся к выходу адд-оны и приставочные сиквелы; журналы пестрели статьями о Дюке, а новая продукция в жанре неизбежно сравнивалась с этим эталоном. Игра была, что называется, на слуху, однако близко познакомился я с ней только где-то в начале 2000-х, когда откопал ее в недрах компьютера на уроке информатики. Впечатление было настолько сильным, что при первой же возможности я обзавелся собственной копией.
Во многих вещах Дюк, конечно, является действительно революционной игрой. Мне встречались комментарии людей, которые почему-то ругают движок Build за какие-то несовершенства, но на самом деле, конечно, это, наверное, самый продвинутый из 2.5D-движков, выжимающий максимум из возможностей компьютеров, не оснащенных технологиями "настоящего" 3D. Build дал Дюку те степени свободы, которые позволили - впервые в жанре - создавать более-менее реалистичные антуражи, и разработчики игры воспользовались этими возможностями, что называется, на всю катушку. По сравнению со многими современниками степень детализации и интерактивности окружающего мира в Duke Nukem 3D была по-настоящему беспрецедентной, а уровни представляли собой не абстрактные помещения, а вполне знакомые, реалистичные, узнаваемые локации (а в некоторых случаях даже реальные места: например, внешний вид здания почты из уровня в четвертом эпизоде воспроизводит почтовое отделение в Техасе, которое обслуживало официальный почтовый адрес 3D Realms).
Интересно, что обратной стороной реализма в изображении игрового мира стала тенденция создателей уровней всюду оставлять разнообразные отсылки к современной массовой культуре, цитаты из кинофильмов, телесериалов, популярных песен и просто злободневные комментарии (как, например, отсылки к суду над О. Джей Симпсоном), выполняющие роль "пасхалок" или просто разнообразящие антураж.
В значительной степени пародийный образ главного героя и его своеобразный юмор, зачастую балансирующий на грани фола, вряд ли можно назвать чем-то феерически-искрометным, но он, безусловно, создает неповторимую атмосферу, которая стала торговой маркой игры. Главное - не воспринимать всё чересчур всерьез. Игра радует глаз достаточно красочной цветовой гаммой, которая также добавляет игре атмосферности и не позволяет скатываться в чересчур мрачные тона, с избытком присутствующие в других представителях жанра того времени (правда, стоит сказать, что мрачные места есть и в Duke Nukem 3D, особенно во втором эпизоде, но там это оправдано многочисленными отсылками к научно-фантастическим фильмам ужасов, где дело происходит в космосе).
Нельзя не упомянуть разнообразие оружия и монстров. На первый взгляд может показаться, что арсенал и бестиарий Duke Nukem 3D ненавязчиво копируют архетип жанра, Doom, и в какой-то мере это действительно так. Но здесь у каждого монстра и каждого оружия есть своя изюминка: самые простые инопланетные пехотинцы оснащены ракетными ранцами и не стесняются ими пользоваться, капитаны телепортируются на небольшое расстояние, свинокопы прячутся в засаде за укрытиями и могут стрелять из положения лежа и т.д. То же и с оружием: так, пистолет не просто неторопливо выплевывает все 200 пуль, а требует регулярной перезарядки, причем не будь этого ограничения, скорострельность и меткость сделали бы его одним из самых эффективных способов противодействия врагу в игре. Уменьшитель своим внешним видом как бы шепчет: "А ведь я тоже немножко BFG", но при этом действует совсем необычным и впечатляющим - особенно для графики того времени - образом. Кстати, возможность уменьшать как противников, так и главного героя стала еще одной яркой инновацией в Duke Nukem 3D, позволившей разнообразить не только процесс борьбы с инопланетными захватчиками, но и прохождение уровней, поскольку в некоторые помещения на уровне бывает можно попасть только через проходы, слишком маленькие для Дюка в его обычном состоянии.
С точки зрения полезных предметов, которые может носить с собой главный герой, Duke Nukem 3D не слишком оригинален: переносные "аптечки" появились уже в Heretic, равно как и возможность летать. Однако практичным усовершенствованием в Duke Nukem 3D стала концепция разных типов использования предметов: одни можно включать и выключать по своему усмотрению, пока не иссякнет их заряд, другие активируются автоматически по необходимости, как акваланг и защитные сапоги. Куда как удобнее, чем действие в течение ограниченного времени сразу после того, как подобрал предмет, как в Doom.
Большую часть саундтрека к игре, включая заглавную тему, написал Ли Джексон (который вообще-то работал в отделе техподдержки, а музыку писал в качестве хобби), до этого дебютировавший в Rise of the Triad. Мелодия, звучащая в главном меню игры, родилась как попытка Джексона сообразить, какого стиля хотят от него добиться руководители проекта, и он никогда не рассматривал ее как законченный продукт. Однако мелодия так понравилась Грэгу Мэлоуну и Джорджу Бруссару, что заглавная тема была утверждена без рассмотрения других кандидатов. Часть треков написана легендарным Бобби Принсом в его фирменном стиле, и оба композитора уравновешивают друг друга: более напряженные, тревожные мелодии Джексона и более расслабляющие, создающие позитивный настрой композиции Принса.
В целом Duke Nukem 3D можно смело называть поворотным моментом в истории жанра. Конечно, технологически он представляет собой ветвь развития, которая практически исчерпала себя если не ко времени его выхода, то вскоре после того, но его вклад в развитие концепций дизайна FPS нельзя недооценить. Duke Nukem 3D - важная веха в развитии жанра, но и в то же время просто отличный FPS, затягивающий своей неповторимой атмосферой и увлекательным игровым процессом.
Во многих вещах Дюк, конечно, является действительно революционной игрой. Мне встречались комментарии людей, которые почему-то ругают движок Build за какие-то несовершенства, но на самом деле, конечно, это, наверное, самый продвинутый из 2.5D-движков, выжимающий максимум из возможностей компьютеров, не оснащенных технологиями "настоящего" 3D. Build дал Дюку те степени свободы, которые позволили - впервые в жанре - создавать более-менее реалистичные антуражи, и разработчики игры воспользовались этими возможностями, что называется, на всю катушку. По сравнению со многими современниками степень детализации и интерактивности окружающего мира в Duke Nukem 3D была по-настоящему беспрецедентной, а уровни представляли собой не абстрактные помещения, а вполне знакомые, реалистичные, узнаваемые локации (а в некоторых случаях даже реальные места: например, внешний вид здания почты из уровня в четвертом эпизоде воспроизводит почтовое отделение в Техасе, которое обслуживало официальный почтовый адрес 3D Realms).
Интересно, что обратной стороной реализма в изображении игрового мира стала тенденция создателей уровней всюду оставлять разнообразные отсылки к современной массовой культуре, цитаты из кинофильмов, телесериалов, популярных песен и просто злободневные комментарии (как, например, отсылки к суду над О. Джей Симпсоном), выполняющие роль "пасхалок" или просто разнообразящие антураж.
В значительной степени пародийный образ главного героя и его своеобразный юмор, зачастую балансирующий на грани фола, вряд ли можно назвать чем-то феерически-искрометным, но он, безусловно, создает неповторимую атмосферу, которая стала торговой маркой игры. Главное - не воспринимать всё чересчур всерьез. Игра радует глаз достаточно красочной цветовой гаммой, которая также добавляет игре атмосферности и не позволяет скатываться в чересчур мрачные тона, с избытком присутствующие в других представителях жанра того времени (правда, стоит сказать, что мрачные места есть и в Duke Nukem 3D, особенно во втором эпизоде, но там это оправдано многочисленными отсылками к научно-фантастическим фильмам ужасов, где дело происходит в космосе).
Нельзя не упомянуть разнообразие оружия и монстров. На первый взгляд может показаться, что арсенал и бестиарий Duke Nukem 3D ненавязчиво копируют архетип жанра, Doom, и в какой-то мере это действительно так. Но здесь у каждого монстра и каждого оружия есть своя изюминка: самые простые инопланетные пехотинцы оснащены ракетными ранцами и не стесняются ими пользоваться, капитаны телепортируются на небольшое расстояние, свинокопы прячутся в засаде за укрытиями и могут стрелять из положения лежа и т.д. То же и с оружием: так, пистолет не просто неторопливо выплевывает все 200 пуль, а требует регулярной перезарядки, причем не будь этого ограничения, скорострельность и меткость сделали бы его одним из самых эффективных способов противодействия врагу в игре. Уменьшитель своим внешним видом как бы шепчет: "А ведь я тоже немножко BFG", но при этом действует совсем необычным и впечатляющим - особенно для графики того времени - образом. Кстати, возможность уменьшать как противников, так и главного героя стала еще одной яркой инновацией в Duke Nukem 3D, позволившей разнообразить не только процесс борьбы с инопланетными захватчиками, но и прохождение уровней, поскольку в некоторые помещения на уровне бывает можно попасть только через проходы, слишком маленькие для Дюка в его обычном состоянии.
С точки зрения полезных предметов, которые может носить с собой главный герой, Duke Nukem 3D не слишком оригинален: переносные "аптечки" появились уже в Heretic, равно как и возможность летать. Однако практичным усовершенствованием в Duke Nukem 3D стала концепция разных типов использования предметов: одни можно включать и выключать по своему усмотрению, пока не иссякнет их заряд, другие активируются автоматически по необходимости, как акваланг и защитные сапоги. Куда как удобнее, чем действие в течение ограниченного времени сразу после того, как подобрал предмет, как в Doom.
Большую часть саундтрека к игре, включая заглавную тему, написал Ли Джексон (который вообще-то работал в отделе техподдержки, а музыку писал в качестве хобби), до этого дебютировавший в Rise of the Triad. Мелодия, звучащая в главном меню игры, родилась как попытка Джексона сообразить, какого стиля хотят от него добиться руководители проекта, и он никогда не рассматривал ее как законченный продукт. Однако мелодия так понравилась Грэгу Мэлоуну и Джорджу Бруссару, что заглавная тема была утверждена без рассмотрения других кандидатов. Часть треков написана легендарным Бобби Принсом в его фирменном стиле, и оба композитора уравновешивают друг друга: более напряженные, тревожные мелодии Джексона и более расслабляющие, создающие позитивный настрой композиции Принса.
В целом Duke Nukem 3D можно смело называть поворотным моментом в истории жанра. Конечно, технологически он представляет собой ветвь развития, которая практически исчерпала себя если не ко времени его выхода, то вскоре после того, но его вклад в развитие концепций дизайна FPS нельзя недооценить. Duke Nukem 3D - важная веха в развитии жанра, но и в то же время просто отличный FPS, затягивающий своей неповторимой атмосферой и увлекательным игровым процессом.
- Атмосфера:
Юмор - Аудитория:
Жестокость
Эротика
Нецензурная лексика - Игровой движок:
Build - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга
Командная игра - Перспектива:
Вид от первого лица - Серия игр:
Duke Nukem - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
США - Сюжет:
Вторжение инопланетян - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
Джойстик - Язык:
English
Игра-хулиган, игра-легенда!
Именно Дюк задал новые стандарты в жанре и подарил мощный и продвинутый "мотор"-основу для таких крепышей, как: Blood, Shadow Warrior, Redneck Rampage.
Да, Quake более технологичен, более революционен, более именит, НО, Дюк более безбашенный, сочный, юмористичный, драйвовый, ироничный, веселый, детальный и т.д. и т.п.