Играм, совсем как людям, уготованы разные судьбы. Большинство проектов со временем забывается основной массой игроков, оставаясь дорогими лишь узкому числу поклонников. Многие игры становятся общепризнанной классикой, на которую мы с благодарностью будем смотреть ещё долгие годы. Некоторые особо удачные проекты кладут начало новым жанрам и изменяют представления обо всей индустрии, становясь образцами для подражания многих и многих дальнейших работ. А иные оставляют за собой такой яркий след, что вокруг них формируются целые культы, навеки даря играм звание легендарных. Именно о такой игре и пойдёт сейчас речь.
ZZT... Бессмысленный набор букв, специально подобранный для того, чтобы название всегда числилось в конце списка. Авторы из никому не известной тогда маленькой конторы Potomac Computer Systems, вдохновившись возможностями объектно-ориентированного программирования, решили сделать упор не на графику и звук, а на новаторский активный геймплей. Добавили в игру несколько модулей-приключений, прикрутили простой, но функциональный редактор уровней - и... понеслась. Успех ZZT был настолько велик, что поступившие доходы позволили впоследствии разработать блестящую аркаду Jill of the Jungle, которая открыла компании (называвшейся теперь уже Epic MegaGames) дорогу в большую индустрию. После приключений Джилл были и Jazz Jackrabbit, и One Must Fall, и бессмертная серия Unreal, – трудно поверить, что всё это началось с маленького шага, принёсшего, тем не менее, такие удивительные плоды. И сейчас у вас есть возможность лично прикоснуться к истории и испытать силу завораживающей магии ZZT на себе.
Что же собой представляет игра с таким таинственным названием? Как уже говорилось, акцент ставился не на графику, поэтому готовьтесь долго лицезреть разноцветные ASCII-символы. Игровому процессу, естественно, это нисколько не мешает, поскольку все объекты чётко видны и заметно отличаются друг от друга, не допуская путаницы. Наш герой традиционно представлен в виде улыбающейся рожицы, а смотрим мы на происходящее с высоты птичьего полёта, обозревая локации сразу целиком. Каждый из представленных в игре модулей состоит из десятков скреплённых друг с другом локаций, которые, в свою очередь, обязательно содержат в себе некую закавыку, какую-то необычную загадку, до сути которой и нужно докопаться. Конечной целью является пройти все доступные локации, найти все разбросанные по ним ключи и открыть двери в последнюю комнату, которая и ведёт к победе. Ключи, само собой, не валяются на открытом месте просто так. Зачастую они расположены в небольших лабиринтах, а нередко и в более труднодоступных местах. Иногда, впрочем, и ключей-то никаких нет, а нужно просто суметь добраться до выхода и не умереть по дороге. Сложность заключается в том, что каждый экран – это настоящий мини-паззл. В нём обязательно скрыта механика решения, но обнаружить её с первой попытки вам не удастся практически никогда. И что вам только не предстоит делать для того, чтобы выжить: передвигать квадраты-ящики, освобождая проходы; тыкаться в случайные телепортаторы, надеясь попасть в нужное место; толкать и взрывать бомбы, прокладывая дальнейший путь; на ощупь передвигаться вдоль невидимых стен; освещать факелами тёмные коридоры. Уклоняться от ловушек, на волосок избегать смерти, вести беспощадную войну с агрессивно настроенной фауной, искать потайные проходы, торговать с забредшими на огонёк купцами... И всё это – на смертельно опасных экранах, где каждое неосторожное движение приводит к необходимости переигрывать эпизод, где над каждым шагом приходится думать, по-настоящему думать, напрягая извилины и применяя все выученные уловки. Я ещё не говорил, что игра целиком проходит в реальном времени? И если вы вдруг замрёте на распутье, не зная, какой дорогой пойти, то не рассчитывайте на то, что вашему примеру последует гонящаяся по пятам стая диких, голодных и очень злых львов.
Да, помимо паззлов в этой игре есть и типичные противники. Впрочем, типичными их можно назвать лишь условно, ведь каждый из представленных видов врагов имеет свои повадки и излюбленные места обитания. Гигантские черви любят зарываться в узких коридорах лабиринтов, где у жертвы нет возможности уклониться от укуса в сторону. Львы обязательно нападают большими прайдами, не давая противнику шанса на победу. Воры будут подолгу преследовать вас, не желая расставаться с возможной добычей... Живых опасностей много, и об их свойствах вам предстоит узнать самостоятельно, потратив на это множество попыток. Но только так и можно добиться успеха в этом недружелюбном мире.
Наш безымянный герой, впрочем, отнюдь не беззащитен и способен дать нападающим отпор. Его оружие – это метательные снаряды, которые наносят серьёзный урон любому противнику и убивают большинство преследователей с одного попадания. Поскольку всё действие происходит в реальном времени, а скорость перемещения как у вас, так и у противников немаленькая, периодически ZZT превращается в этакий shoot 'em up с крутыми манёврами и безумными финтами – всё ради того, чтобы спасти собственную жизнь. Здесь хороши любые средства, и если вам удалось воспользоваться опасностями лабиринта, чтобы оградить себя от преследователей, тем лучше. Снаряды не бесконечны, более того – их запас предельно мал, но в случае, если станет совсем туго, можно прикупить дополнительное снаряжение у случайных торговцев, радостно обменивающих боеприпасы на найденные вами драгоценные камни. Только не забывайте, что главное оружие – это всё-таки ваша голова, и настоящий искатель приключений сможет преодолеть большинство опасностей с помощью подручных средств.
Как уже отмечалось, помимо собственно игровых модулей в комплекте поставляется и редактор уровней. Именно ему мы во многом обязаны тем, что ZZT помнят и любят до сих пор. За время существования игры фанаты по всему миру создали тысячи и тысячи полноценных приключений, а также написали на базе игры отдельные проекты, заимствующие лишь определённые стороны первоначальной задумки. Если вам интересно, всё это до сих пор можно легко найти в Интернете, а то и самому воплотить в жизнь свои оригинальные идеи.
Напряжённость ZZT можно сравнить, наверное, разве что с жизнью Индианы Джонса или Лары Крофт. Игра проверяет на прочность не только скорость вашей мысли, но и быстроту реакции. Это приключение относится к разряду тех, которые не дают пощады, не жалеют игрока и изматывают не меньше, чем тяжёлая работа. Но работа эта сполна вознаградит вас морально – да так, что проведённое за ZZT время вы не забудете никогда. Просто невероятно, как проект такого размаха мог появиться аж в 1991 году, когда рынок был полон небольших игр, призванных занять потребителя от силы на час. Но вот он, реальный, прямо перед вами. И сейчас ZZT как никогда готова продемонстрировать вам, что такое настоящая живая легенда.
ZZT... Бессмысленный набор букв, специально подобранный для того, чтобы название всегда числилось в конце списка. Авторы из никому не известной тогда маленькой конторы Potomac Computer Systems, вдохновившись возможностями объектно-ориентированного программирования, решили сделать упор не на графику и звук, а на новаторский активный геймплей. Добавили в игру несколько модулей-приключений, прикрутили простой, но функциональный редактор уровней - и... понеслась. Успех ZZT был настолько велик, что поступившие доходы позволили впоследствии разработать блестящую аркаду Jill of the Jungle, которая открыла компании (называвшейся теперь уже Epic MegaGames) дорогу в большую индустрию. После приключений Джилл были и Jazz Jackrabbit, и One Must Fall, и бессмертная серия Unreal, – трудно поверить, что всё это началось с маленького шага, принёсшего, тем не менее, такие удивительные плоды. И сейчас у вас есть возможность лично прикоснуться к истории и испытать силу завораживающей магии ZZT на себе.
Что же собой представляет игра с таким таинственным названием? Как уже говорилось, акцент ставился не на графику, поэтому готовьтесь долго лицезреть разноцветные ASCII-символы. Игровому процессу, естественно, это нисколько не мешает, поскольку все объекты чётко видны и заметно отличаются друг от друга, не допуская путаницы. Наш герой традиционно представлен в виде улыбающейся рожицы, а смотрим мы на происходящее с высоты птичьего полёта, обозревая локации сразу целиком. Каждый из представленных в игре модулей состоит из десятков скреплённых друг с другом локаций, которые, в свою очередь, обязательно содержат в себе некую закавыку, какую-то необычную загадку, до сути которой и нужно докопаться. Конечной целью является пройти все доступные локации, найти все разбросанные по ним ключи и открыть двери в последнюю комнату, которая и ведёт к победе. Ключи, само собой, не валяются на открытом месте просто так. Зачастую они расположены в небольших лабиринтах, а нередко и в более труднодоступных местах. Иногда, впрочем, и ключей-то никаких нет, а нужно просто суметь добраться до выхода и не умереть по дороге. Сложность заключается в том, что каждый экран – это настоящий мини-паззл. В нём обязательно скрыта механика решения, но обнаружить её с первой попытки вам не удастся практически никогда. И что вам только не предстоит делать для того, чтобы выжить: передвигать квадраты-ящики, освобождая проходы; тыкаться в случайные телепортаторы, надеясь попасть в нужное место; толкать и взрывать бомбы, прокладывая дальнейший путь; на ощупь передвигаться вдоль невидимых стен; освещать факелами тёмные коридоры. Уклоняться от ловушек, на волосок избегать смерти, вести беспощадную войну с агрессивно настроенной фауной, искать потайные проходы, торговать с забредшими на огонёк купцами... И всё это – на смертельно опасных экранах, где каждое неосторожное движение приводит к необходимости переигрывать эпизод, где над каждым шагом приходится думать, по-настоящему думать, напрягая извилины и применяя все выученные уловки. Я ещё не говорил, что игра целиком проходит в реальном времени? И если вы вдруг замрёте на распутье, не зная, какой дорогой пойти, то не рассчитывайте на то, что вашему примеру последует гонящаяся по пятам стая диких, голодных и очень злых львов.
Да, помимо паззлов в этой игре есть и типичные противники. Впрочем, типичными их можно назвать лишь условно, ведь каждый из представленных видов врагов имеет свои повадки и излюбленные места обитания. Гигантские черви любят зарываться в узких коридорах лабиринтов, где у жертвы нет возможности уклониться от укуса в сторону. Львы обязательно нападают большими прайдами, не давая противнику шанса на победу. Воры будут подолгу преследовать вас, не желая расставаться с возможной добычей... Живых опасностей много, и об их свойствах вам предстоит узнать самостоятельно, потратив на это множество попыток. Но только так и можно добиться успеха в этом недружелюбном мире.
Наш безымянный герой, впрочем, отнюдь не беззащитен и способен дать нападающим отпор. Его оружие – это метательные снаряды, которые наносят серьёзный урон любому противнику и убивают большинство преследователей с одного попадания. Поскольку всё действие происходит в реальном времени, а скорость перемещения как у вас, так и у противников немаленькая, периодически ZZT превращается в этакий shoot 'em up с крутыми манёврами и безумными финтами – всё ради того, чтобы спасти собственную жизнь. Здесь хороши любые средства, и если вам удалось воспользоваться опасностями лабиринта, чтобы оградить себя от преследователей, тем лучше. Снаряды не бесконечны, более того – их запас предельно мал, но в случае, если станет совсем туго, можно прикупить дополнительное снаряжение у случайных торговцев, радостно обменивающих боеприпасы на найденные вами драгоценные камни. Только не забывайте, что главное оружие – это всё-таки ваша голова, и настоящий искатель приключений сможет преодолеть большинство опасностей с помощью подручных средств.
Как уже отмечалось, помимо собственно игровых модулей в комплекте поставляется и редактор уровней. Именно ему мы во многом обязаны тем, что ZZT помнят и любят до сих пор. За время существования игры фанаты по всему миру создали тысячи и тысячи полноценных приключений, а также написали на базе игры отдельные проекты, заимствующие лишь определённые стороны первоначальной задумки. Если вам интересно, всё это до сих пор можно легко найти в Интернете, а то и самому воплотить в жизнь свои оригинальные идеи.
Напряжённость ZZT можно сравнить, наверное, разве что с жизнью Индианы Джонса или Лары Крофт. Игра проверяет на прочность не только скорость вашей мысли, но и быстроту реакции. Это приключение относится к разряду тех, которые не дают пощады, не жалеют игрока и изматывают не меньше, чем тяжёлая работа. Но работа эта сполна вознаградит вас морально – да так, что проведённое за ZZT время вы не забудете никогда. Просто невероятно, как проект такого размаха мог появиться аж в 1991 году, когда рынок был полон небольших игр, призванных занять потребителя от силы на час. Но вот он, реальный, прямо перед вами. И сейчас ZZT как никогда готова продемонстрировать вам, что такое настоящая живая легенда.
- Аудио-/видео-стиль:
ASCII - Перспектива:
Вид сверху - Способ распространения:
Shareware
Освобождённая игра - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Редактор - Язык:
English