Несмотря на гордо заявленную вывеску «Adventures» в заголовке, эта игра от легендарной компании LucasArts представляет собой образец ранних казуальных продуктов не совсем определённой жанровой принадлежности – немудрёное развлечение на полчаса-час. Но при этом – вполне увлекательное и ничуть не менее заслуживающее внимания, нежели многие большие и «серьёзные» проекты.
В конце концов, главным героем у нас оказывается не кто иной, как знаменитый американский профессор археологии и по совместительству неутомимый искатель сокровищ по всему миру, а дизайнером игры о приключениях Индианы Джонса на вашем рабочем столе выступил сам Хал Барвуд – за четыре года до этого руководивший (вместе с Ноа Фолстейном) созданием великолепнейшей адвенчуры Indiana Jones and the Fate of Atlantis, а ещё через три года выпустивший боевик Indiana Jones and the Infernal Machine. Имеется здесь и какой-никакой сюжет: события разворачиваются в середине 1930-х годов; доктор Джонс-младший отправляется в Центральную Америку, где вместе со своим другом и коллегой Маркусом Броди устраивает базу в мексиканском городке Лукасио, дабы заняться в его окрестностях поисками некоего загадочного артефакта. Не заставляют себя ждать и неприятности, а точнее - конкуренты, интересующиеся тем же ценным предметом: нацисты во главе с генералом Антоном Шлоссбергом и всевозможные «бандитос», работающие на сомнительной репутации коллекционера Виктора Ван Лоона. Разумеется, задачей нашей будет преодолеть все препятствия и добраться до цели первым – работая при этом не только головой, решая незамысловатые местные головоломки, но и кнутом, а то и более внушительными средствами общения с соперниками и прочей местной фауной.
Внешний вид Indiana Jones and His Desktop Adventures довольно необычен: запускается игра исключительно в окне размером где-то 507 на 310 пикселей; главное меню, включая управление настройками, располагается при этом за пределами этого окна – на привычном для всех Mас-программ месте вверху экрана. Впрочем, если вид всего остального рабочего стола мешает вам сосредоточиться на приключениях Индианы, таковой можно скрыть командой ⌘I (в эмуляторах, соответственно, Alt-I), – роскошь, которой пользователи версии для Windows похвастаться не могут. Чуть больше половины игрового окна отводится на мир, в котором наш герой и все прочие предметы и персонажи отображаются в перспективе «сверху вниз» и в виде сравнительно небольших «иконок», пускай и анимированных: графика здесь, как и следовало ожидать, нарочито мелкая и примитивная, но всё же симпатичная. Оставшееся пространство занимает внушительных размеров инвентарь – ячейки для иконок-предметов, с названиями и возможностью прокрутки за пределы первых семи экспонатов, – и три особых элемента интерфейса. Прежде всего, это кружок-индикатор здоровья, напоминающий о том, что археология – наука опасная, и по мере незапланированных деловых встреч Индианы Джонса с «коллегами» по поиску сокровищ постепенно изменяющий цвет с зелёного на жёлтый, красный и даже чёрный (к счастью, на такой случай в игре припасено приличное количество целебных трав и даже аптечек). Рядом с этим индикатором располагается ячейка активного оружия, призванного лишить некоторых встречных возможности наносить ущерб нашему здоровью; наконец, третьим нашим помощником оказывается «компас», выполненный в виде четырёх стрелок, зелёный или серый цвет которых указывает на наличие или отсутствие возможности перейти на следующий экран в соответствующем направлении.
Последнее обстоятельство объясняется тем, что мир Indiana Jones and His Desktop Adventures состоит из нескольких десятков локаций, каждый раз при запуске игры генерирующихся случайным образом. Занимают они более одного экрана, но сразу узнаются по смене декораций: пустыня, джунгли, пересечённая местность, река и острова и т.п. В любом случае начинаем мы свои приключения в городке Лукасио, прямо у фонтана, рядом с которым располагается некий индивид, отзывающийся на имя Бонифацио и служащий для краткого изъяснения основных игровых целей и принципов. Перемещаться Индиана Джонс может в восьми направлениях и сразу несколькими способами – нажатием кнопки мыши на курсоре в виде стрелки, соответствующей клавишей цифрового блока, обычными клавишами стрелок (отсутствие направлений по диагонали компенсируется тем, что герой всё равно отправится «вправо вверх» или «влево вверх» при нажатии стрелки «вверх» и отсутствии возможности туда переместиться), и даже – Maс-эсксклюзив – клавишами с буквами U, I, O, J, L и т.д. Для разговора с немногими мирными персонажами нужно просто ткнуться в них героем; при этом сам Инди говорить не умеет, а может только выслушивать высказывания остальных – пролистываемые стрелками «вниз» и «вверх» или даже колёсиком мыши; завершить же беседу можно нажатием клавиши «ввод» или кликом на изображении чёрного кружка в окне диалога. Стоит ли уточнять, что озвучки бесед здесь нет и быть не может; звуковое сопровождение практически сведено к минимуму: фирменная мелодия из заставки да немногочисленные эффекты, наподобие звуков выстрелов.
Согласно совету Бонифацио, первой нашей целью оказывается посещение большого дома к северу от фонтана, дабы встретиться с заседающим там Маркусом. Последний посвящает нас в суть текущего сюжета (умещающегося в пару-тройку предложений и также выбранного случайным образом): как правило, речь идёт о необходимости спасти мир от уничтожения, для чего требуется найти некий артефакт – Стелу Майя, Хрустальный Череп и т.д., опередив всех своих соперников. Впрочем, в некоторых случаях Маркус может и отсутствовать, а вместо него нас встретит записка от генерала Шлоссберга, подробно поясняющая, в обмен на что именно мы сможем вновь увидеть нашего друга целым и невредимым. В любом случае в здании главной базы нас ждёт первый случайный предмет инвентаря (от Металлического Напильника или Динамита до Головного Убора Жреца Ацтеков) – для того чтобы добавить его, как и все последующие обнаруживаемые сокровища, в свой вещмешок, следует ткнуть в него героя и, когда предмет начнёт мигать, нажать «пробел» или кликнуть на него мышкой. В списке прочих достопримечательностей Лукасио числятся: домик, где живёт сам Индиана (и где можно разжиться кнутом – нашим первым оружием, пусть и не особо эффективным, – главное, не забудьте переместить его из инвентаря на соответствующую ячейку ниже!); ларёк зеленщика Хосе, готового обменять или даже отдать даром пучок целебных трав, в случае если наш вид покажется ему нездоровым; а также и кантина (таверна) Габриэлы, которая также не прочь подать нам если не ценный предмет, то не менее важный совет – например, на манер того, что первым делом Индиане стоит разыскать карту игрового мира.
Таковая карта действительно оказывается крайне полезным приобретением, а потому следует отправиться на её поиски незамедлительно – благо припрятана она всегда в ближайших окрестностях Лукасио, то есть на одной из локаций к северу, югу, западу или востоку от города. После добавления её в наш инвентарь вызвать план-схему мира можно клавишей Tab – после чего мы увидим поле 10 на 10 клеток: заселёнными, однако, будут вовсе не сто возможных, а – по умолчанию – около 40–50 из них. Доступное нам для посещения количество локаций можно регулировать вручную, из пункта меню настроек «World Control» или командой ⌘L: например, при установке минимального размера игрового мира при последующем запуске игры (при нажатии ⌘N) задействовано будет лишь 20–25 клеток. Использование карты для ориентации на местности этим не ограничивается: на ней отображается не только текущее положение персонажа, но и основные достопримечательности посещённых нами локаций – решённые и нерешённые загадки (в виде контурного или окрашенного кусочка паззла; здесь же при желании можно получить и небольшие подсказки), функционирующие или ещё не активированные порталы, позволяющие проникнуть в труднодоступные места, платформы для телепортации (оставшиеся от древних народов магические устройства для мгновенного перемещения), а также и Главная Финальная Загадка, отображающаяся в виде звёздочки.
Собственно игровой процесс здесь довольно прост: всё предельно логично, но зато и крайне линейно. Для решения каждой загадки требуется найти в другом конце карты определённый предмет – выменяв его или даже получив в дар от какого-нибудь загадочного старика или индейского вождя, обнаружив в руинах заброшенного храма и т.д. Разумеется, для этого нужно немало потрудиться в деле исследования местности; некоторые экраны - пустые и «проходные», но чаще всего локации кишмя кишат колоритными (и очень вооружёнными) представителями местных «бандитос», нацистами с пистолетами, туземцами с копьями, а на худой конец – скорпионами, аллигаторами или (о ужас!) змеями. Боевых действий никак не избежать – к счастью, их сложность, как и скорость передвижения неприятельских «иконок» по карте, затрудняющую попадание в цель поворотом героя в нужную сторону и нажатием «пробела», можно регулировать в игровом меню: при минимизации угрозы со стороны мексиканской фауны и археологов-конкурентов гибнут они чуть ли не от одного удара кнутом, на радость любителю классических адвенчур. Разнообразят простейший квестовый геймплей по сбору и применению предметов пусть и элементарные, но механические загадки – например, предполагающие активацию кнопок для открытия потайной двери. Для таких случаев у Индианы припасена способность двигать небольшие объекты – от предметов меблировки в помещениях (под которыми могут скрываться тайники) до больших булыжников на открытом пространстве – зажатием Shift вместе с нажатием клавиши для перемещения в нужном направлении.
В результате получается, что полчаса или час – в зависимости от размера игрового мира – будет проведён весьма увлекательно, и разнообразие случайно отбираемых квестов, предметов и локаций тому немалое подспорье. Конечно, если играть в Indiana Jones and His Desktop Adventures долго и постоянно, приключения могут показаться однообразными и быстро надоесть – но на то оно и казуальное развлечение: для большей эффективности пользоваться рекомендуется от случая к случаю, в качестве отличного времяпрепровождения, скажем, в обеденный перерыв (не зря же имеется тут и кнопка типа «шеф идёт», позволяющая моментально свернуть игровое окно нажатием ⌘H...). Собственно, для этого такая «дешёвая» игра и создавалась – стоила она 19,95 долларов, то есть в 2,5 раза меньше обычного нового коробочного издания, да и распространялась в маленьком пакетике с одной-единственной дискетой в комплекте. Спустя год была выпущена ещё и Star Wars: Yoda Stories – теперь уже на CD; увы, место Macintosh занял здесь Game Boy Color, что на пользу продажам игры вовсе не пошло – судя по тому, что на этом история приключений игровой серии «Desktop Adventures» и завершилась.
Версия Indiana Jones and His Desktop Adventures для Мас появилась на свет на несколько месяцев позднее исходной для Windows 3.x/95; однако, как это ни странно, на современных 64-битных системах её подчас даже легче запустить - при помощи эмулятора, - нежели 16-битное приложение для старых версий ОС от Microsoft. Наличие же таких упоминавшихся уже приятных бонусов как дополнительные клавиши управления или возможность отключить отображение рабочего стола позволяют рекомендовать эту версию приключений Индианы Джонса даже патриотам ПК.
В конце концов, главным героем у нас оказывается не кто иной, как знаменитый американский профессор археологии и по совместительству неутомимый искатель сокровищ по всему миру, а дизайнером игры о приключениях Индианы Джонса на вашем рабочем столе выступил сам Хал Барвуд – за четыре года до этого руководивший (вместе с Ноа Фолстейном) созданием великолепнейшей адвенчуры Indiana Jones and the Fate of Atlantis, а ещё через три года выпустивший боевик Indiana Jones and the Infernal Machine. Имеется здесь и какой-никакой сюжет: события разворачиваются в середине 1930-х годов; доктор Джонс-младший отправляется в Центральную Америку, где вместе со своим другом и коллегой Маркусом Броди устраивает базу в мексиканском городке Лукасио, дабы заняться в его окрестностях поисками некоего загадочного артефакта. Не заставляют себя ждать и неприятности, а точнее - конкуренты, интересующиеся тем же ценным предметом: нацисты во главе с генералом Антоном Шлоссбергом и всевозможные «бандитос», работающие на сомнительной репутации коллекционера Виктора Ван Лоона. Разумеется, задачей нашей будет преодолеть все препятствия и добраться до цели первым – работая при этом не только головой, решая незамысловатые местные головоломки, но и кнутом, а то и более внушительными средствами общения с соперниками и прочей местной фауной.
Внешний вид Indiana Jones and His Desktop Adventures довольно необычен: запускается игра исключительно в окне размером где-то 507 на 310 пикселей; главное меню, включая управление настройками, располагается при этом за пределами этого окна – на привычном для всех Mас-программ месте вверху экрана. Впрочем, если вид всего остального рабочего стола мешает вам сосредоточиться на приключениях Индианы, таковой можно скрыть командой ⌘I (в эмуляторах, соответственно, Alt-I), – роскошь, которой пользователи версии для Windows похвастаться не могут. Чуть больше половины игрового окна отводится на мир, в котором наш герой и все прочие предметы и персонажи отображаются в перспективе «сверху вниз» и в виде сравнительно небольших «иконок», пускай и анимированных: графика здесь, как и следовало ожидать, нарочито мелкая и примитивная, но всё же симпатичная. Оставшееся пространство занимает внушительных размеров инвентарь – ячейки для иконок-предметов, с названиями и возможностью прокрутки за пределы первых семи экспонатов, – и три особых элемента интерфейса. Прежде всего, это кружок-индикатор здоровья, напоминающий о том, что археология – наука опасная, и по мере незапланированных деловых встреч Индианы Джонса с «коллегами» по поиску сокровищ постепенно изменяющий цвет с зелёного на жёлтый, красный и даже чёрный (к счастью, на такой случай в игре припасено приличное количество целебных трав и даже аптечек). Рядом с этим индикатором располагается ячейка активного оружия, призванного лишить некоторых встречных возможности наносить ущерб нашему здоровью; наконец, третьим нашим помощником оказывается «компас», выполненный в виде четырёх стрелок, зелёный или серый цвет которых указывает на наличие или отсутствие возможности перейти на следующий экран в соответствующем направлении.
Последнее обстоятельство объясняется тем, что мир Indiana Jones and His Desktop Adventures состоит из нескольких десятков локаций, каждый раз при запуске игры генерирующихся случайным образом. Занимают они более одного экрана, но сразу узнаются по смене декораций: пустыня, джунгли, пересечённая местность, река и острова и т.п. В любом случае начинаем мы свои приключения в городке Лукасио, прямо у фонтана, рядом с которым располагается некий индивид, отзывающийся на имя Бонифацио и служащий для краткого изъяснения основных игровых целей и принципов. Перемещаться Индиана Джонс может в восьми направлениях и сразу несколькими способами – нажатием кнопки мыши на курсоре в виде стрелки, соответствующей клавишей цифрового блока, обычными клавишами стрелок (отсутствие направлений по диагонали компенсируется тем, что герой всё равно отправится «вправо вверх» или «влево вверх» при нажатии стрелки «вверх» и отсутствии возможности туда переместиться), и даже – Maс-эсксклюзив – клавишами с буквами U, I, O, J, L и т.д. Для разговора с немногими мирными персонажами нужно просто ткнуться в них героем; при этом сам Инди говорить не умеет, а может только выслушивать высказывания остальных – пролистываемые стрелками «вниз» и «вверх» или даже колёсиком мыши; завершить же беседу можно нажатием клавиши «ввод» или кликом на изображении чёрного кружка в окне диалога. Стоит ли уточнять, что озвучки бесед здесь нет и быть не может; звуковое сопровождение практически сведено к минимуму: фирменная мелодия из заставки да немногочисленные эффекты, наподобие звуков выстрелов.
Согласно совету Бонифацио, первой нашей целью оказывается посещение большого дома к северу от фонтана, дабы встретиться с заседающим там Маркусом. Последний посвящает нас в суть текущего сюжета (умещающегося в пару-тройку предложений и также выбранного случайным образом): как правило, речь идёт о необходимости спасти мир от уничтожения, для чего требуется найти некий артефакт – Стелу Майя, Хрустальный Череп и т.д., опередив всех своих соперников. Впрочем, в некоторых случаях Маркус может и отсутствовать, а вместо него нас встретит записка от генерала Шлоссберга, подробно поясняющая, в обмен на что именно мы сможем вновь увидеть нашего друга целым и невредимым. В любом случае в здании главной базы нас ждёт первый случайный предмет инвентаря (от Металлического Напильника или Динамита до Головного Убора Жреца Ацтеков) – для того чтобы добавить его, как и все последующие обнаруживаемые сокровища, в свой вещмешок, следует ткнуть в него героя и, когда предмет начнёт мигать, нажать «пробел» или кликнуть на него мышкой. В списке прочих достопримечательностей Лукасио числятся: домик, где живёт сам Индиана (и где можно разжиться кнутом – нашим первым оружием, пусть и не особо эффективным, – главное, не забудьте переместить его из инвентаря на соответствующую ячейку ниже!); ларёк зеленщика Хосе, готового обменять или даже отдать даром пучок целебных трав, в случае если наш вид покажется ему нездоровым; а также и кантина (таверна) Габриэлы, которая также не прочь подать нам если не ценный предмет, то не менее важный совет – например, на манер того, что первым делом Индиане стоит разыскать карту игрового мира.
Таковая карта действительно оказывается крайне полезным приобретением, а потому следует отправиться на её поиски незамедлительно – благо припрятана она всегда в ближайших окрестностях Лукасио, то есть на одной из локаций к северу, югу, западу или востоку от города. После добавления её в наш инвентарь вызвать план-схему мира можно клавишей Tab – после чего мы увидим поле 10 на 10 клеток: заселёнными, однако, будут вовсе не сто возможных, а – по умолчанию – около 40–50 из них. Доступное нам для посещения количество локаций можно регулировать вручную, из пункта меню настроек «World Control» или командой ⌘L: например, при установке минимального размера игрового мира при последующем запуске игры (при нажатии ⌘N) задействовано будет лишь 20–25 клеток. Использование карты для ориентации на местности этим не ограничивается: на ней отображается не только текущее положение персонажа, но и основные достопримечательности посещённых нами локаций – решённые и нерешённые загадки (в виде контурного или окрашенного кусочка паззла; здесь же при желании можно получить и небольшие подсказки), функционирующие или ещё не активированные порталы, позволяющие проникнуть в труднодоступные места, платформы для телепортации (оставшиеся от древних народов магические устройства для мгновенного перемещения), а также и Главная Финальная Загадка, отображающаяся в виде звёздочки.
Собственно игровой процесс здесь довольно прост: всё предельно логично, но зато и крайне линейно. Для решения каждой загадки требуется найти в другом конце карты определённый предмет – выменяв его или даже получив в дар от какого-нибудь загадочного старика или индейского вождя, обнаружив в руинах заброшенного храма и т.д. Разумеется, для этого нужно немало потрудиться в деле исследования местности; некоторые экраны - пустые и «проходные», но чаще всего локации кишмя кишат колоритными (и очень вооружёнными) представителями местных «бандитос», нацистами с пистолетами, туземцами с копьями, а на худой конец – скорпионами, аллигаторами или (о ужас!) змеями. Боевых действий никак не избежать – к счастью, их сложность, как и скорость передвижения неприятельских «иконок» по карте, затрудняющую попадание в цель поворотом героя в нужную сторону и нажатием «пробела», можно регулировать в игровом меню: при минимизации угрозы со стороны мексиканской фауны и археологов-конкурентов гибнут они чуть ли не от одного удара кнутом, на радость любителю классических адвенчур. Разнообразят простейший квестовый геймплей по сбору и применению предметов пусть и элементарные, но механические загадки – например, предполагающие активацию кнопок для открытия потайной двери. Для таких случаев у Индианы припасена способность двигать небольшие объекты – от предметов меблировки в помещениях (под которыми могут скрываться тайники) до больших булыжников на открытом пространстве – зажатием Shift вместе с нажатием клавиши для перемещения в нужном направлении.
В результате получается, что полчаса или час – в зависимости от размера игрового мира – будет проведён весьма увлекательно, и разнообразие случайно отбираемых квестов, предметов и локаций тому немалое подспорье. Конечно, если играть в Indiana Jones and His Desktop Adventures долго и постоянно, приключения могут показаться однообразными и быстро надоесть – но на то оно и казуальное развлечение: для большей эффективности пользоваться рекомендуется от случая к случаю, в качестве отличного времяпрепровождения, скажем, в обеденный перерыв (не зря же имеется тут и кнопка типа «шеф идёт», позволяющая моментально свернуть игровое окно нажатием ⌘H...). Собственно, для этого такая «дешёвая» игра и создавалась – стоила она 19,95 долларов, то есть в 2,5 раза меньше обычного нового коробочного издания, да и распространялась в маленьком пакетике с одной-единственной дискетой в комплекте. Спустя год была выпущена ещё и Star Wars: Yoda Stories – теперь уже на CD; увы, место Macintosh занял здесь Game Boy Color, что на пользу продажам игры вовсе не пошло – судя по тому, что на этом история приключений игровой серии «Desktop Adventures» и завершилась.
Версия Indiana Jones and His Desktop Adventures для Мас появилась на свет на несколько месяцев позднее исходной для Windows 3.x/95; однако, как это ни странно, на современных 64-битных системах её подчас даже легче запустить - при помощи эмулятора, - нежели 16-битное приложение для старых версий ОС от Microsoft. Наличие же таких упоминавшихся уже приятных бонусов как дополнительные клавиши управления или возможность отключить отображение рабочего стола позволяют рекомендовать эту версию приключений Индианы Джонса даже патриотам ПК.
- Время и место:
Латинская Америка
Межвоенный период - Перспектива:
Вид сверху - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Boss Key - Язык:
English