Чешские игроразработчики – явно большие поклонники шедевров LucasArts. Если авторы «Tajemství Oslího Ostrova» в открытую вдохновлялись «The Secret of Monkey Island», то первое творение Unknown Identity определённо оказывается «славянским ответом Индиане Джонсу». Компания эта образовалась в 1996 году в составе пяти человек – двух художников (братьев Михаля и Павла Пекареков), двух программистов и композитора, – и уже через два года на свет появился «Posel Bohů»: приключенческая игра исключительно на чешском языке, более известная в истории квестостроения не сама по себе, а как проба пера знаменитого впоследствии коллектива – и как материал для позднейшего ремейка, «Нибиру: Посланник богов». Тем не менее сбрасывать её со счётов любителям жанра никак не стоит.
Сценарий авторы писали все вместе, впятером: получилась вполне классическая адвенчура про археолога, не без нацистов (хотя действие происходит в конце ХХ века) и их современных аналогов, с головоломками, убийствами, индейцами и тайнами древних майя, приправленными для разнообразия соусом в духе лженаучных (выражаясь политически корректно – «альтернативно научных») фантазий Эриха фон Дэникена или Захария Ситчина на тему палеоконтактов. Впрочем, в самой игре такого рода сомнительные материи практически не отражаются, появляясь лишь в её заключительном видеоролике, и в изложенной в «руководстве пользователя» предыстории. В этой последней речь идёт о «небесных учителях», некогда посещавших Землю и оставивших народу майя, помимо математических и астрономических знаний, такой себе пункт экстренной связи с космосом, искусно замаскированный под пирамиду, чьё местоположение оставалось известным лишь самому старшему изо всех индейцев. Увы, после не очень дружественного визита конкистадоров пирамиды были разграблены – и три священных золотых ключа, позволяющих вызывать, э-э, маленьких зелёных человечков, пропали бесследно. И только в августе 1998 года простой чешский археолог по имени Станислав Новотный случайно выходит на след этих культурных ценностей, когда подозрительный анонимный голос сообщает ему по телефону о найденном в Западной Богемии полуразрушенном бункере, который более чем за полвека до этого был взорван немцами, заметавшими следы своих засекреченных оккультных исследований...
Отправившись по указанному адресу, мы – ибо роль Новотного предлагается исполнить как раз игроку – и оказываемся вовлечены в мир «Посланника богов». В отличие от большинства классических адвенчур, чешское приключение реализовано с видом от первого лица: не только свежий взгляд на жанр, но и хороший повод прилично сэкономить по художественной части. Хотя авторы с гордостью заявляли о более чем ста экранах и десятке тысяч фреймов анимации, на самом деле рисованная графика в разрешении 320х200 пикселей кажется довольно бедноватой. Нет, смотрится всё вполне прилично и местами даже живописно, – но по меркам скорее начала, нежели конца 1990-х годов. Да и наш протагонист, оставаясь невидимым, не может и близко претендовать на лавры своего куда более харизматичного американского коллеги, – хотя нет и худа без добра: перспектива «из глаз» исключает какие бы то ни было заигрывания с action-элементами, позволяя игре оставаться исключительно в рамках чистопородного квеста.
Почти всё взаимодействие с миром и интерфейсом происходит при помощи мыши – включая вызов главного меню, упрятанного в небольшой иконке, которая появляется в правом верхнем углу экрана лишь при наведении на него курсора. Последний способен принимать три формы, сменяющих друг друга не автоматически, но нажатием правой кнопки мыши: рука для взаимодействия с предметами, глаз для их осмотра и рот для беседы с персонажами. Широкая чёрная полоса снизу основного игрового окна отведена под инвентарь, снабжённый - ввиду своей потенциальной обширности - классическими стрелочками для пролистывания, и под изображение дневника, в котором Станислав записывает и зарисовывает некоторые ключевые сведения, получаемые в процессе расследования загадки заваленной шахты и скрытых в ней тайн. Наконец, последним элементом интерфейса, размещающимся справа внизу, оказываются расположенные по кругу четыре стрелки: подобно «компасу» из «Indiana Jones and His Desktop Adventures», они указывают на доступность того или иного направления перемещения, но и само такое перемещение осуществляется именно нажатием на эти стрелки – жёлтые, при перемещении между экранами одной локации, или красные, при возможности более дальнего путешествия по карте (движущаяся полоса маршрута при этом крайне напоминает «Indiana Jones and the Fate of Atlantis» – но мы не будем придираться, правда?). Единственным исключением в плане смены локаций оказываются различного рода двери – временами требуется нажимать на них на самом игровом экране, дабы Новотный мог пройти в следующую комнату.
Проделывать всё это оказывается далеко не просто – прежде всего, по причине банального пиксель-хантинга, которому любитель адвенчур должен будет уделить немало внимания; к счастью, все активные предметы снабжены именами, отображающимися в верхней строке при подведении к ним курсора. Точно так же имеются здесь и субтитры ко всем многочисленным диалогам – разумеется, на чешском языке (и с полноценной озвучкой – возможность пропускать произносимые фразы и анимированные ролики, увы, не предусмотрена). Персонажей здесь не менее двух десятков, да и возможностей для бесед с ними хватает: темы для разговоров можно выбирать из как минимум трёх доступных вариантов. Загадки, помимо правильного выстраивания хода диалога, состоят и в ничуть не менее классическом сборе и сочетании самых разных предметов, а также – во множестве куда более изощрённых головоломок, начиная от сбора фигур из кусочков и подбора комбинаций к кодовым замкам и заканчивая «пятнашками». Стоит признать, что подразумеваемые игрой правильные решения не всегда отличаются безупречной логикой: упомянутые паззлы временами требуют подгонки деталей «тютелька в тютельку», без единой зазоринки, а задачки на применение предметов включают в себя, скажем, использование крысы в качестве живой бомбы...
Всё это, несмотря на досадную серьёзность и непривычное для адвенчур «археологического» стиля отсутствие юмора, можно было бы счесть приятно щекочущим нервы заядлого квестомана высоким уровнем сложности «старой школы», если бы продвижение по сюжету не требовало хоть какого-то да понимания чешского языка – и не только для пущего проникновения во все перипетии приключений Станислава Новотного, но и, к примеру, для решения кроссворда. В последнем случае, как и в некоторых иных особых местах, «Posel Bohů» отходит от принципа чисто «мышиного» управления и предполагает ручной ввод с клавиатуры, в данном примере – девяти слов по шесть букв каждое. Впрочем, будем до конца справедливы: не такое уж это и головоломное задание для русскоязычного любителя загадок, вполне способного догадаться, что следует вписывать в качестве ответа на вопрос «Španělský tanec» или «Záporná elektroda», - если и не самостоятельно, то при помощи поисковых систем сети Интернет.
Тех же, кого все эти трудности и недоработки не остановят, ожидает вполне увлекательное путешествие – в Прагу, Западную Богемию, Амстердам и Мексику с Гватемалой. А главное – знакомство с первой, во многом ещё несовершенной работой чешских мастеров, чьим следующим проектом стал «Posel Smrti» 2002-го года выпуска: гениальное «Чёрное зеркало», в котором работа что художников, что программистов, что авторов сценария не заслуживает уже иначе как превосходной оценки. А ещё три года спустя, на вполне успеха – и на новом движке AGDS с видом уже от третьего лица, – был переиздан и «Posel Bohů». И всё же даже тем игрокам, кто хорошо помнит «Нибиру», выпущенную у нас сразу в двух последовательных вариантах полной русификации, стоит обратить внимание и на оригинал: ведь отличается он не только перспективой отображения игрового мира, но и многими загадками, персонажами и даже поворотами сюжета.
Сценарий авторы писали все вместе, впятером: получилась вполне классическая адвенчура про археолога, не без нацистов (хотя действие происходит в конце ХХ века) и их современных аналогов, с головоломками, убийствами, индейцами и тайнами древних майя, приправленными для разнообразия соусом в духе лженаучных (выражаясь политически корректно – «альтернативно научных») фантазий Эриха фон Дэникена или Захария Ситчина на тему палеоконтактов. Впрочем, в самой игре такого рода сомнительные материи практически не отражаются, появляясь лишь в её заключительном видеоролике, и в изложенной в «руководстве пользователя» предыстории. В этой последней речь идёт о «небесных учителях», некогда посещавших Землю и оставивших народу майя, помимо математических и астрономических знаний, такой себе пункт экстренной связи с космосом, искусно замаскированный под пирамиду, чьё местоположение оставалось известным лишь самому старшему изо всех индейцев. Увы, после не очень дружественного визита конкистадоров пирамиды были разграблены – и три священных золотых ключа, позволяющих вызывать, э-э, маленьких зелёных человечков, пропали бесследно. И только в августе 1998 года простой чешский археолог по имени Станислав Новотный случайно выходит на след этих культурных ценностей, когда подозрительный анонимный голос сообщает ему по телефону о найденном в Западной Богемии полуразрушенном бункере, который более чем за полвека до этого был взорван немцами, заметавшими следы своих засекреченных оккультных исследований...
Отправившись по указанному адресу, мы – ибо роль Новотного предлагается исполнить как раз игроку – и оказываемся вовлечены в мир «Посланника богов». В отличие от большинства классических адвенчур, чешское приключение реализовано с видом от первого лица: не только свежий взгляд на жанр, но и хороший повод прилично сэкономить по художественной части. Хотя авторы с гордостью заявляли о более чем ста экранах и десятке тысяч фреймов анимации, на самом деле рисованная графика в разрешении 320х200 пикселей кажется довольно бедноватой. Нет, смотрится всё вполне прилично и местами даже живописно, – но по меркам скорее начала, нежели конца 1990-х годов. Да и наш протагонист, оставаясь невидимым, не может и близко претендовать на лавры своего куда более харизматичного американского коллеги, – хотя нет и худа без добра: перспектива «из глаз» исключает какие бы то ни было заигрывания с action-элементами, позволяя игре оставаться исключительно в рамках чистопородного квеста.
Почти всё взаимодействие с миром и интерфейсом происходит при помощи мыши – включая вызов главного меню, упрятанного в небольшой иконке, которая появляется в правом верхнем углу экрана лишь при наведении на него курсора. Последний способен принимать три формы, сменяющих друг друга не автоматически, но нажатием правой кнопки мыши: рука для взаимодействия с предметами, глаз для их осмотра и рот для беседы с персонажами. Широкая чёрная полоса снизу основного игрового окна отведена под инвентарь, снабжённый - ввиду своей потенциальной обширности - классическими стрелочками для пролистывания, и под изображение дневника, в котором Станислав записывает и зарисовывает некоторые ключевые сведения, получаемые в процессе расследования загадки заваленной шахты и скрытых в ней тайн. Наконец, последним элементом интерфейса, размещающимся справа внизу, оказываются расположенные по кругу четыре стрелки: подобно «компасу» из «Indiana Jones and His Desktop Adventures», они указывают на доступность того или иного направления перемещения, но и само такое перемещение осуществляется именно нажатием на эти стрелки – жёлтые, при перемещении между экранами одной локации, или красные, при возможности более дальнего путешествия по карте (движущаяся полоса маршрута при этом крайне напоминает «Indiana Jones and the Fate of Atlantis» – но мы не будем придираться, правда?). Единственным исключением в плане смены локаций оказываются различного рода двери – временами требуется нажимать на них на самом игровом экране, дабы Новотный мог пройти в следующую комнату.
Проделывать всё это оказывается далеко не просто – прежде всего, по причине банального пиксель-хантинга, которому любитель адвенчур должен будет уделить немало внимания; к счастью, все активные предметы снабжены именами, отображающимися в верхней строке при подведении к ним курсора. Точно так же имеются здесь и субтитры ко всем многочисленным диалогам – разумеется, на чешском языке (и с полноценной озвучкой – возможность пропускать произносимые фразы и анимированные ролики, увы, не предусмотрена). Персонажей здесь не менее двух десятков, да и возможностей для бесед с ними хватает: темы для разговоров можно выбирать из как минимум трёх доступных вариантов. Загадки, помимо правильного выстраивания хода диалога, состоят и в ничуть не менее классическом сборе и сочетании самых разных предметов, а также – во множестве куда более изощрённых головоломок, начиная от сбора фигур из кусочков и подбора комбинаций к кодовым замкам и заканчивая «пятнашками». Стоит признать, что подразумеваемые игрой правильные решения не всегда отличаются безупречной логикой: упомянутые паззлы временами требуют подгонки деталей «тютелька в тютельку», без единой зазоринки, а задачки на применение предметов включают в себя, скажем, использование крысы в качестве живой бомбы...
Всё это, несмотря на досадную серьёзность и непривычное для адвенчур «археологического» стиля отсутствие юмора, можно было бы счесть приятно щекочущим нервы заядлого квестомана высоким уровнем сложности «старой школы», если бы продвижение по сюжету не требовало хоть какого-то да понимания чешского языка – и не только для пущего проникновения во все перипетии приключений Станислава Новотного, но и, к примеру, для решения кроссворда. В последнем случае, как и в некоторых иных особых местах, «Posel Bohů» отходит от принципа чисто «мышиного» управления и предполагает ручной ввод с клавиатуры, в данном примере – девяти слов по шесть букв каждое. Впрочем, будем до конца справедливы: не такое уж это и головоломное задание для русскоязычного любителя загадок, вполне способного догадаться, что следует вписывать в качестве ответа на вопрос «Španělský tanec» или «Záporná elektroda», - если и не самостоятельно, то при помощи поисковых систем сети Интернет.
Тех же, кого все эти трудности и недоработки не остановят, ожидает вполне увлекательное путешествие – в Прагу, Западную Богемию, Амстердам и Мексику с Гватемалой. А главное – знакомство с первой, во многом ещё несовершенной работой чешских мастеров, чьим следующим проектом стал «Posel Smrti» 2002-го года выпуска: гениальное «Чёрное зеркало», в котором работа что художников, что программистов, что авторов сценария не заслуживает уже иначе как превосходной оценки. А ещё три года спустя, на вполне успеха – и на новом движке AGDS с видом уже от третьего лица, – был переиздан и «Posel Bohů». И всё же даже тем игрокам, кто хорошо помнит «Нибиру», выпущенную у нас сразу в двух последовательных вариантах полной русификации, стоит обратить внимание и на оригинал: ведь отличается он не только перспективой отображения игрового мира, но и многими загадками, персонажами и даже поворотами сюжета.
- Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Тематика:
Альтернативная история - Технические детали:
Полная озвучка - Язык:
Čeština