Эпоха появления и расцвета фото- и видеоквестов – особый период в истории компьютерных игр, когда создать своё приключение мог буквально любой желающий автор-одиночка, не умеющий ни рисовать, ни программировать. Вооружившись видеокамерой, а то и просто фотоаппаратом, выполнив серию снимков или роликов своего любимого города, часто при активном участии родных и близких, и прикрутив к этому нехитрую историю и простейшую оболочку с интерфейсом, можно было смело отправляться в издательство с готовой новой адвенчурой – и получать честно заработанный гонорар. А если всё это было сделано ещё и талантливо - то и любовь публики. Так, доныне продолжается популярный, пусть и в узких кругах поклонников, детективный фотосериал «Carol Reed Mystery» шведа Микаэля Нюквиста, насчитывающий уже целых одиннадцать выпусков, да и трилогия «I Misteri di Capri» от отца и сына Джея и Сильвио Саварезе пленила немало квестоманов со всего мира красотами знаменитого итальянского острова. Но вот уже к видеоадвенчурам требования оказываются намного более высокими, как в техническом, так и в художественном отношении. А потому, к примеру, «The Sydney Mystery» Брендана Ревилля значительно проигрывает в качестве двум упомянутым фотоприключениям, также содержащим в заголовке ключевое для поджанра слово «тайна»: одно дело попросить друзей попозировать для фотографии или произнести в микрофон пару фраз для озвучивания, и совсем другое – заставить их сыграть настоящую роль под прицелом видеокамеры…
Такая длинная преамбула к описанию «Метрона» нужна для того, чтобы верно позиционировать подмосковный посёлок Коренёво в одном ряду с Сиднеем, Капри / Анакапри и шведским городком Норчёппингом. Именно в этом пгт располагалась в начале XXI века штаб-квартира инди-компании Korban Laser Games, выпускавшей исключительно FMV-квесты. Но если ранние её проекты заслуженно канули в Лету, то герой этого обзора примечателен уже самим своим форматом: интерактивный DVD-фильм, причём сразу на трёх дисках, – со стороны как разработчика, так и издателя это был достаточно смелый шаг для 2004 года (объяснявшийся, если верить авторам, техническими трудностями кодирования видео на имевшемся у них оборудовании). Почти 8 ГБ чистого кино в разрешении 720×576 – это впечатляет, как минимум, технически. Хотя операторская работа, мягко говоря, не всегда безупречна: съёмка чаще всего велась просто с рук; звук записан и того хуже – текст местами сложно разобрать, а субтитры планом не предусмотрены; ну а практически всем исполнителям здешних ролей (как видно, местным подросткам и даже более взрослым актёрам-любителям, исполняющим почему-то роли школьников) так и тянет задать один из классических вопросов отечественного кинематографа: «Вы в самодеятельности участвуете?»…
Впрочем, ответ очевиден: где бы то ни было участвовать у местных цветов жизни просто не было возможности. Культурные заведения, как и все остальные изображённые в кадре достопримечательности Коренёво вызывают в памяти виденные в играх других жанров постапокалиптические картины: обветшалые строения, облупленная штукатурка, ободранные двери подъездов… Получается, что знакомство с «Метроном» способно дать такое представление о российских провинциальных реалиях начала 2000-х годов, какое ни в книгах вычитать, ни в телерепортажах высмотреть. Так что игра эта неожиданно оказывается примечательной уже как документ своей эпохи – такой себе более-менее реалистичный «культурологический срез».
Хотя как раз реализм разработчики уж никак не преследовали – согласно сюжету, перед нами типичный «ужастик-страшилка», ведущий своё происхождение из детского фольклора: невесть откуда взявшийся древний демон, абсолютное зло, кровавая вакханалия и горы трупов. А также несколько подростков, пытающихся этому злу противостоять. К счастью, у авторов или хватило вкуса, или (что более вероятно) не хватило мастерства, чтобы вдаваться в детали: о большинстве смертей мы узнаём из разговоров; однажды видим мёртвую женщину с топором в спине – но работа это настолько топорная, что вызывает лишь смех; в другой раз нам говорят, что некий представленный в кадре чёрный комок – это злодейски разорванная пополам кошка (приходится верить на слово); наконец, в третьем случае одному из подростков кладут в ладонь вырванное из его же груди окровавленное сердце: он на него несколько секунд с удивлением смотрит, но потом всё же падает. В общем, устанавливать рейтинг «18+» повода нет.
Кровь, правда, течёт здесь литрами – но исполняющий её роль кетчуп оказывается актёром настолько бездарным, что большинство других действующих лиц на его фоне выглядит очень даже привлекательно. Особенно главная героиня, школьница Полина, – это ей предстоит останавливать на скаку демонов и входить в пылающие полуразрушенные сараи. А поскольку именно её мы будем видеть у себя на экране 99% времени, то сразу стоит признать, что отторжения это зрелище совсем не вызывает (если не говорить об уже упомянутом непрофессионализме, который здесь едва ли и не подчёркивается). Управление девушкой происходит стандартным для интерактивного DVD образом: после периодической демонстрации видеороликов (пропускать которые не разрешается), когда Полина останавливается посреди локации, вокруг неё начинают отображаться стрелки, символизирующие собой направления дальнейшего перемещения. Просматривать возможные варианты следует, соответственно, при помощи клавиш со стрелками на клавиатуре или на пульте управления – однако перебор возможностей реализован не самым удобным образом: временами может потребоваться испробовать все четыре стрелки подряд, чтобы не пропустить нужный нам вариант (утверждаемый клавишей «Ввод» или кнопкой «ОК»). Имеются среди таких вариантов и действия, отображаемые значком руки: подобрать какой-либо плохо лежащий предмет – после первого такого случая у нас загорится ещё и значок инвентаря, выбираемый в порядке общей очереди, – или даже использовать уже взятый. Для этого открываем инвентарь, выбираем стрелками желаемое его содержимое, нажимаем на значок возврата – и после этого уже можно активировать соответствующее действие. При этом не только использовать, но и просто выбрать не тот предмет, который в данном случае предполагается, игра не позволит (как и пройти далее определённых сцен, не пополнив в нужном месте инвентарь или не совершив требуемое действие).
Общее число локаций здесь не так уж и мало, но в каждый данный момент нам доступно лишь несколько из них: комнаты различных квартир (вполне прилично, пусть и стереотипно обставленные), городские улицы или школьный класс (которые, как уже говорилось, производят скорее гнетущее впечатление всеобщей разрухи) и, наконец, лес, куда мы попадаем в третьей части: приятный глоток свежего воздуха после ужасов провинциальной урбанистики, даже несмотря на то, что в этой заключительной серии мы будем в основном бегать наперегонки с монстром (и, если не повезёт, гибнуть самыми изощрёнными способами). Сохранений не предусмотрено: «смерть» героини просто возвращает нас на последнюю развилку, а вот смена дисков совсем никак не реализована: при желании можно даже начать играть с любой части – с полным инвентарём предметов, но, разумеется, без понимания сути всего происходящего.
Так что лучше придерживаться логики и проходить три диска один за другим – займёт это занятие всего около двух часов. От итоговых рекомендаций же лучше будет воздержаться: продукт весьма специфический как по замыслу, так и по исполнению. Но оценивать «Метрон» однозначно негативно никак нельзя: пусть собственно игры здесь не так уж и много, а «игра» большинства актёров и «стррррашный» сюжет способны вызвать скорее слёзы смеха, – однако творение это по-своему всё-таки заслуживает внимания, как принадлежностью к нечасто встречающейся разновидности FMV-адвенчуры от третьего лица с прямым управлением юной девушкой, так и красочным изображением российских реалий самого начала XXI века.
Такая длинная преамбула к описанию «Метрона» нужна для того, чтобы верно позиционировать подмосковный посёлок Коренёво в одном ряду с Сиднеем, Капри / Анакапри и шведским городком Норчёппингом. Именно в этом пгт располагалась в начале XXI века штаб-квартира инди-компании Korban Laser Games, выпускавшей исключительно FMV-квесты. Но если ранние её проекты заслуженно канули в Лету, то герой этого обзора примечателен уже самим своим форматом: интерактивный DVD-фильм, причём сразу на трёх дисках, – со стороны как разработчика, так и издателя это был достаточно смелый шаг для 2004 года (объяснявшийся, если верить авторам, техническими трудностями кодирования видео на имевшемся у них оборудовании). Почти 8 ГБ чистого кино в разрешении 720×576 – это впечатляет, как минимум, технически. Хотя операторская работа, мягко говоря, не всегда безупречна: съёмка чаще всего велась просто с рук; звук записан и того хуже – текст местами сложно разобрать, а субтитры планом не предусмотрены; ну а практически всем исполнителям здешних ролей (как видно, местным подросткам и даже более взрослым актёрам-любителям, исполняющим почему-то роли школьников) так и тянет задать один из классических вопросов отечественного кинематографа: «Вы в самодеятельности участвуете?»…
Впрочем, ответ очевиден: где бы то ни было участвовать у местных цветов жизни просто не было возможности. Культурные заведения, как и все остальные изображённые в кадре достопримечательности Коренёво вызывают в памяти виденные в играх других жанров постапокалиптические картины: обветшалые строения, облупленная штукатурка, ободранные двери подъездов… Получается, что знакомство с «Метроном» способно дать такое представление о российских провинциальных реалиях начала 2000-х годов, какое ни в книгах вычитать, ни в телерепортажах высмотреть. Так что игра эта неожиданно оказывается примечательной уже как документ своей эпохи – такой себе более-менее реалистичный «культурологический срез».
Хотя как раз реализм разработчики уж никак не преследовали – согласно сюжету, перед нами типичный «ужастик-страшилка», ведущий своё происхождение из детского фольклора: невесть откуда взявшийся древний демон, абсолютное зло, кровавая вакханалия и горы трупов. А также несколько подростков, пытающихся этому злу противостоять. К счастью, у авторов или хватило вкуса, или (что более вероятно) не хватило мастерства, чтобы вдаваться в детали: о большинстве смертей мы узнаём из разговоров; однажды видим мёртвую женщину с топором в спине – но работа это настолько топорная, что вызывает лишь смех; в другой раз нам говорят, что некий представленный в кадре чёрный комок – это злодейски разорванная пополам кошка (приходится верить на слово); наконец, в третьем случае одному из подростков кладут в ладонь вырванное из его же груди окровавленное сердце: он на него несколько секунд с удивлением смотрит, но потом всё же падает. В общем, устанавливать рейтинг «18+» повода нет.
Кровь, правда, течёт здесь литрами – но исполняющий её роль кетчуп оказывается актёром настолько бездарным, что большинство других действующих лиц на его фоне выглядит очень даже привлекательно. Особенно главная героиня, школьница Полина, – это ей предстоит останавливать на скаку демонов и входить в пылающие полуразрушенные сараи. А поскольку именно её мы будем видеть у себя на экране 99% времени, то сразу стоит признать, что отторжения это зрелище совсем не вызывает (если не говорить об уже упомянутом непрофессионализме, который здесь едва ли и не подчёркивается). Управление девушкой происходит стандартным для интерактивного DVD образом: после периодической демонстрации видеороликов (пропускать которые не разрешается), когда Полина останавливается посреди локации, вокруг неё начинают отображаться стрелки, символизирующие собой направления дальнейшего перемещения. Просматривать возможные варианты следует, соответственно, при помощи клавиш со стрелками на клавиатуре или на пульте управления – однако перебор возможностей реализован не самым удобным образом: временами может потребоваться испробовать все четыре стрелки подряд, чтобы не пропустить нужный нам вариант (утверждаемый клавишей «Ввод» или кнопкой «ОК»). Имеются среди таких вариантов и действия, отображаемые значком руки: подобрать какой-либо плохо лежащий предмет – после первого такого случая у нас загорится ещё и значок инвентаря, выбираемый в порядке общей очереди, – или даже использовать уже взятый. Для этого открываем инвентарь, выбираем стрелками желаемое его содержимое, нажимаем на значок возврата – и после этого уже можно активировать соответствующее действие. При этом не только использовать, но и просто выбрать не тот предмет, который в данном случае предполагается, игра не позволит (как и пройти далее определённых сцен, не пополнив в нужном месте инвентарь или не совершив требуемое действие).
Общее число локаций здесь не так уж и мало, но в каждый данный момент нам доступно лишь несколько из них: комнаты различных квартир (вполне прилично, пусть и стереотипно обставленные), городские улицы или школьный класс (которые, как уже говорилось, производят скорее гнетущее впечатление всеобщей разрухи) и, наконец, лес, куда мы попадаем в третьей части: приятный глоток свежего воздуха после ужасов провинциальной урбанистики, даже несмотря на то, что в этой заключительной серии мы будем в основном бегать наперегонки с монстром (и, если не повезёт, гибнуть самыми изощрёнными способами). Сохранений не предусмотрено: «смерть» героини просто возвращает нас на последнюю развилку, а вот смена дисков совсем никак не реализована: при желании можно даже начать играть с любой части – с полным инвентарём предметов, но, разумеется, без понимания сути всего происходящего.
Так что лучше придерживаться логики и проходить три диска один за другим – займёт это занятие всего около двух часов. От итоговых рекомендаций же лучше будет воздержаться: продукт весьма специфический как по замыслу, так и по исполнению. Но оценивать «Метрон» однозначно негативно никак нельзя: пусть собственно игры здесь не так уж и много, а «игра» большинства актёров и «стррррашный» сюжет способны вызвать скорее слёзы смеха, – однако творение это по-своему всё-таки заслуживает внимания, как принадлежностью к нечасто встречающейся разновидности FMV-адвенчуры от третьего лица с прямым управлением юной девушкой, так и красочным изображением российских реалий самого начала XXI века.
- Атмосфера:
Ужасы - Аудио-/видео-стиль:
FMV - Главный герой:
Женский персонаж - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Мистика - Язык:
Русский
То же касается и "Поиска пропавших компьютеров", - хотя если там есть такой момент, то его действительно надо посмотреть подробнее.
Что касается остальных их игр, присутствующих на сайте. На мой взгляд, какими бы они лажовыми сейчас не казались, это достойно уважения. Не знаю как сейчас, но раньше в школах были всякие кружки по интересам. Сейчас вот, сриминги и видеоблогинки стали обыденным явлением. А тогда, это было в новинку. Поэтому, мой респект ребятам, которые свое увлечение смогли оформить во что то концептуально законченное. И самое главное смогли это издать аж на четырех дисках/изданиях.
Много ли таких отечественных "школьных" игр у нас есть. Вспоминаются лишь "Козульский квест" и "Канитель по беспределу".
В 2001 году был "Палач. Зловещий ужас". Этот проект также есть на этом сайте.