«Estás perdiendo el tiempo. Pensando, pensando…»
«Впустую тратишь время. В раздумьях, в раздумьях…»
«Quizás», популярная кубинская песня 1940-х годов.
Данная игра – одна из четырёх, выпущенных в рамках проекта Game movies collection испанской компании OLR Soft. Как можно догадаться по стилистике, проект ставил целью сделать несколько отдельных, не связанных между собой игр по знакомым зрителю кинематографическим клише (здесь затронута серия "Чужой"). Степень удачности этой идеи мы можем оценить по данному изделию.
О чём речь?
Отдалённое будущее, 2133 год. Космический корабль Crusader IV (по-испански «Crusader cuatro») с целым взводом космодесантников-миротворцев на борту успешно доставил груз к четвёртой луне Геры и возвращается на базу в порт Адамсон. Полёт шёл без происшествий до остановки на орбите планеты Yoh-Vombis, где экипаж обнаружил, что во время погрузочных работ на судно проникли некие агрессивные пришельцы. Ну как обнаружил - часть экипажа была съедена ещё в криосне, после чего искусственный идиот корабля наконец вышел из ступора и расконсервировал выживших. Чужие, как им полагается, быстро перемещались по вентиляции, легко убивали и трудно убивались; десантники, соответственно, несли тяжёлые потери и оставляли сектор за сектором, непрерывно транслируя сигнал SOS. Командование отреагировало на сигнал бедствия с удивительной быстротой… и дистанционно запустило систему самоуничтожения корабля. (Sic!) К счастью, милосердное El Mando подумало и об остатках экипажа – к судну пристыковался автоматический спасательный челнок, и у выживших есть целых 150 минут на то, чтобы до него добраться. Загвоздка в том, что спасательный челнок активируется секретным кодом (Sic!), чтобы узнать который необходимо найти и решить четыре хитрых головоломки (Sic!), причём сделать это может лишь старший офицер на судне (Sic!), команданте Люций Флаэрти, роль которого исполняет игрок…
Как в это играют?
Бегаем по секторам от пришельцев в режиме «от первого лица», собираем предметы, ищем части кода, чтобы успеть покинуть обречённый корабль с полным комплектом конечностей. Думаете, action? Нет! Квест в реальном времени, чем-то напоминающий Myst и ему подобные игры. Каждая локация представляет собой отдельный почти полностью статичный экран. Перемещение почти всегда происходит мгновенно, без анимации. Перемещаться и взаимодействовать с миром нужно посредством курсора мыши. Иногда с помощью пиксель-хантинга и небольшой доли здравого смысла в секторе можно найти головоломку. Последние не слишком сложны – разгадай зашифрованную фразу из популярного фильма (на испанском), реши задачку на сообразительность (на испанском) или узнай известных режиссёров фантастических фильмов по фотографиям. Единственная проблема в том, что условия задачи нам сообщает главный компьютер Madre (Мать)… естественно, на испанском… без субтитров. Время, напомню, ограничено - и мало того что тикает само по себе, так ещё за каждый неверный ответ снимается минут по пять. Если пробыть в одном отсеке слишком долго – за вами придёт гигеровский чужой. Впрочем, он придёт за вами и если надышитесь ядовитыми испарениями без противогаза, и если откроете не тот шкафчик в казарме, и если корабль успеет самоуничтожиться, – поскольку анимация гибели всего одна.
За что можно похвалить?
С технической точки зрения игра довольно красива для своего времени. Звуковые эффекты и музыкальное сопровождение – тоже на четвёрочку. Временами даже удаётся проникнуться атмосферой, в которую нас погружают создатели игры.
Всё остальное:
Недостатки? Даже не знаю, с чего начать… Огромный курсор и крохотные предметы! Унылый буро-серый реализм окружения! И при этом кровь, которая выглядит не то как вишнёвое варенье, не то как окрашенная пластмасса (которая к тому же наляпана по отсекам безо всякой логики!) Важная информация, которая сообщается устно, с реверберацией и без субтитров! (Испаноязычные жители Европы говорят, практически не разделяя слова паузами. И компьютер "М-мать" - не исключение!) Нарочитая ориентированность игры на любителей фантастического кинематографа, которая на корню давит попытки вжиться в роль капитана звёздолёта. (Головоломка «расположи голливудских актёров по датам рождения»? На бумажном календаре? В космолёте? Во время нападения пришельцев?!) Есть претензии к технической логике игры: я могу понять сообщение «Нельзя использовать этот предмет»… но «Нельзя осмотреть этот предмет»?!… в квесте?! Сеньоры, в квестах и так полно условностей, зачем это ещё и усугублять? Сюда же – команданте Люций может зайти в оружейную, где есть ящики с оружием (которые нельзя открыть), лазерные винтовки (которые нельзя взять, потому что к ним нет патронов) и дробовики (которые нельзя взять без объяснения причин). Да какого Джа-Джа Бинкса? Что за издевательство над игроком? И на закуску – общий бред происходящего. Секретный код к спасательной шлюпке? Который запрятан по частям в разных дурацких головоломках? К которым имеет доступ только капитан?! В итоге игрок бродит по коридорам один, под бодрое «А-а-а! Команданте! Они уже здесь! А-а-а!» по интеркому, и думает: кто же родился раньше, Марк Хэммил или Рутгер Хауэр? Как на испанский перевели фразу «Beam me up, Scotty!» и где же я пропустил четвёртую головоломку?... Атмосфера? Уместность? Не, не слышали.
Выводы:
Я плебей, и ничего тут не поделаешь… в игре меня главным образом интересует игровой потенциал, а потом уже редкость, культурные отсылки и прочее. И в этой области Crusader IV не обладает ни чем сколько-нибудь оригинальным и самобытным.
Кому рекомендовать? Тому, кто способен получать удовольствие от редкости и практически полной неизвестности игры. Тому, кто ищет стимула понимать испанскую речь на слух. Тому, кто интересуется творчеством актёров и режиссёров фантастического кинематографа. Если же вы, подобно мне, ищете оригинальной истории или игрового процесса, то вряд ли вы их здесь найдёте.
«Впустую тратишь время. В раздумьях, в раздумьях…»
«Quizás», популярная кубинская песня 1940-х годов.
Данная игра – одна из четырёх, выпущенных в рамках проекта Game movies collection испанской компании OLR Soft. Как можно догадаться по стилистике, проект ставил целью сделать несколько отдельных, не связанных между собой игр по знакомым зрителю кинематографическим клише (здесь затронута серия "Чужой"). Степень удачности этой идеи мы можем оценить по данному изделию.
О чём речь?
Отдалённое будущее, 2133 год. Космический корабль Crusader IV (по-испански «Crusader cuatro») с целым взводом космодесантников-миротворцев на борту успешно доставил груз к четвёртой луне Геры и возвращается на базу в порт Адамсон. Полёт шёл без происшествий до остановки на орбите планеты Yoh-Vombis, где экипаж обнаружил, что во время погрузочных работ на судно проникли некие агрессивные пришельцы. Ну как обнаружил - часть экипажа была съедена ещё в криосне, после чего искусственный идиот корабля наконец вышел из ступора и расконсервировал выживших. Чужие, как им полагается, быстро перемещались по вентиляции, легко убивали и трудно убивались; десантники, соответственно, несли тяжёлые потери и оставляли сектор за сектором, непрерывно транслируя сигнал SOS. Командование отреагировало на сигнал бедствия с удивительной быстротой… и дистанционно запустило систему самоуничтожения корабля. (Sic!) К счастью, милосердное El Mando подумало и об остатках экипажа – к судну пристыковался автоматический спасательный челнок, и у выживших есть целых 150 минут на то, чтобы до него добраться. Загвоздка в том, что спасательный челнок активируется секретным кодом (Sic!), чтобы узнать который необходимо найти и решить четыре хитрых головоломки (Sic!), причём сделать это может лишь старший офицер на судне (Sic!), команданте Люций Флаэрти, роль которого исполняет игрок…
Как в это играют?
Бегаем по секторам от пришельцев в режиме «от первого лица», собираем предметы, ищем части кода, чтобы успеть покинуть обречённый корабль с полным комплектом конечностей. Думаете, action? Нет! Квест в реальном времени, чем-то напоминающий Myst и ему подобные игры. Каждая локация представляет собой отдельный почти полностью статичный экран. Перемещение почти всегда происходит мгновенно, без анимации. Перемещаться и взаимодействовать с миром нужно посредством курсора мыши. Иногда с помощью пиксель-хантинга и небольшой доли здравого смысла в секторе можно найти головоломку. Последние не слишком сложны – разгадай зашифрованную фразу из популярного фильма (на испанском), реши задачку на сообразительность (на испанском) или узнай известных режиссёров фантастических фильмов по фотографиям. Единственная проблема в том, что условия задачи нам сообщает главный компьютер Madre (Мать)… естественно, на испанском… без субтитров. Время, напомню, ограничено - и мало того что тикает само по себе, так ещё за каждый неверный ответ снимается минут по пять. Если пробыть в одном отсеке слишком долго – за вами придёт гигеровский чужой. Впрочем, он придёт за вами и если надышитесь ядовитыми испарениями без противогаза, и если откроете не тот шкафчик в казарме, и если корабль успеет самоуничтожиться, – поскольку анимация гибели всего одна.
За что можно похвалить?
С технической точки зрения игра довольно красива для своего времени. Звуковые эффекты и музыкальное сопровождение – тоже на четвёрочку. Временами даже удаётся проникнуться атмосферой, в которую нас погружают создатели игры.
Всё остальное:
Недостатки? Даже не знаю, с чего начать… Огромный курсор и крохотные предметы! Унылый буро-серый реализм окружения! И при этом кровь, которая выглядит не то как вишнёвое варенье, не то как окрашенная пластмасса (которая к тому же наляпана по отсекам безо всякой логики!) Важная информация, которая сообщается устно, с реверберацией и без субтитров! (Испаноязычные жители Европы говорят, практически не разделяя слова паузами. И компьютер "М-мать" - не исключение!) Нарочитая ориентированность игры на любителей фантастического кинематографа, которая на корню давит попытки вжиться в роль капитана звёздолёта. (Головоломка «расположи голливудских актёров по датам рождения»? На бумажном календаре? В космолёте? Во время нападения пришельцев?!) Есть претензии к технической логике игры: я могу понять сообщение «Нельзя использовать этот предмет»… но «Нельзя осмотреть этот предмет»?!… в квесте?! Сеньоры, в квестах и так полно условностей, зачем это ещё и усугублять? Сюда же – команданте Люций может зайти в оружейную, где есть ящики с оружием (которые нельзя открыть), лазерные винтовки (которые нельзя взять, потому что к ним нет патронов) и дробовики (которые нельзя взять без объяснения причин). Да какого Джа-Джа Бинкса? Что за издевательство над игроком? И на закуску – общий бред происходящего. Секретный код к спасательной шлюпке? Который запрятан по частям в разных дурацких головоломках? К которым имеет доступ только капитан?! В итоге игрок бродит по коридорам один, под бодрое «А-а-а! Команданте! Они уже здесь! А-а-а!» по интеркому, и думает: кто же родился раньше, Марк Хэммил или Рутгер Хауэр? Как на испанский перевели фразу «Beam me up, Scotty!» и где же я пропустил четвёртую головоломку?... Атмосфера? Уместность? Не, не слышали.
Выводы:
Я плебей, и ничего тут не поделаешь… в игре меня главным образом интересует игровой потенциал, а потом уже редкость, культурные отсылки и прочее. И в этой области Crusader IV не обладает ни чем сколько-нибудь оригинальным и самобытным.
Кому рекомендовать? Тому, кто способен получать удовольствие от редкости и практически полной неизвестности игры. Тому, кто ищет стимула понимать испанскую речь на слух. Тому, кто интересуется творчеством актёров и режиссёров фантастического кинематографа. Если же вы, подобно мне, ищете оригинальной истории или игрового процесса, то вряд ли вы их здесь найдёте.
- Время и место:
Открытый космос - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Испания - Сюжет:
Вторжение инопланетян - Тематика:
Научная фантастика - Элемент жанра:
В реальном времени
Мистоид - Язык:
Español
Ещё, при всей моей не наблюдательности, удалось найти баг: одна карточка доступа (tarjeta) лежит в сложном и не очевидном месте, а другая - достаётся из очевидного места, куда её не клали. Думал, это фича, но в инвентаре двух карточек одновременно быть не может, они сливаются в одну.