В некоторых гуманитарных науках применяется не устоявшийся, но уже имеющий определённое распространение термин "холостое чудо": так называется событие или явление, сам факт наступления либо существования которого положительно удивляет, но последствия или результаты от него незначительны или вовсе отсутствуют - несмотря на всю необычность. Упомянутое словосочетание в полной мере подходит к M.I.A.: Missing in Action - легендарной в предельно узких кругах игре, которую много лет назад мы не смогли выложить на нашем сайте из-за недопустимого (по тогдашним меркам) объёма. Да, это действительно она - "самая технологически мощная вертолётная леталка своего времени" (а возможно - и не только своего), выпущенная на двух CD, под завязку забитых FMV-роликами с живыми актёрами и "тяжелейшими" текстурами рельефов, отдельно загружающимися перед каждой миссией. Но зачем и для кого она - не вообще, а именно вот такая?.. Ответа нет.
...Вьетнамская война, как всем хорошо известно, - тема для американцев столь же больная, сколь и неисчерпаемая в качестве источника произведений культуры (чаще всего массовой), основной посыл которых - хотя бы чуточку, демонстрируя солдатский "героизм", облегчить ту горечь бесславного и позорного поражения, которая навеки останется где-то глубоко внутри и которую никогда не потушат даже последующие сомнительные "победы". Вот и здесь в качестве сюжета выбран тот страшный конфликт, - но оформлено происходящее в виде самого настоящего фарса. "Серьёзные" стрелялка, стратегия или симулятор в этом спорном антураже (и, разумеется, всегда лишь за "правильную" сторону), - к такому мы уже привыкли: реальная сложность вполне способна перевесить негативное восприятие, да и проигрывать не обидно. Но вот чистой воды аркада, которая ещё и поистине проникнута духом "раздутой гордости янки"?..
В каждой из миссий нам предстоит управлять вертолётом той или иной модели - реально существующей, между прочим, - но практически никакой "физикой" здесь даже не пахнет: можно двигаться вперёд и назад, слегка изменять высоту и, естественно, маневрировать; запас "прочности" у машины весьма приличный, "патронташ" базового оружия (выглядящий совершенно неправдоподобно), по-видимому, безразмерен, также часто имеется дополнительное (и предназначенное для ограниченного использования) вооружение - разнообразные ракеты и гранаты (в том числе дымовые и напалмовые), пулемёты, огнемёты и прочее. Задача большинства миссий - уничтожить определённые объекты Вьетконга либо "столько-то процентов" такого рода целей, хотя периодически встречается некоторое разнообразие в виде спасения пленных или обеспечения высадки десанта. Изредка предусмотрена возможность запрашивать артиллерийскую поддержку, - но вообще все наши "пушки", включая даже упомянутую базовую, отличаются просто невероятной поражающей силой. Противники представлены пехотой (вооружённой иногда тоже, надо сказать, до зубов - и потому способной причинить нам вред) и различной техникой - танками, зенитными установками, вертолётами и так далее; для удобства игроков все они помечены на радаре жёлтыми точками (или кругами, если это целые вражеские базы). Собственно, большая часть того, что нужно для успешного прохождения, в этом абзаце рассказана. Играть в большинстве случаев очень легко - и программа (позволим себе употребить это слово) часто как будто намеренно делает всё для того, чтобы сделать процесс "выкашивания" нами вражеских рядов максимально "весёлым", простым и "ненапрягающим" "удовольствием" (много кавычек, да, - но по делу). Создаётся впечатление, что здесь не война, а, перефразируя одного историка, "воздушная прогулка"...
...А под нами между тем расстилается просто неописуемая - особенно для 1998 года - красота. Размеры миссионных локаций положительно огромны (пусть определённые части и "подгружаются" последовательно, до того будучи словно бы скрытыми от нас в "тумане"). Текстуры, модели и эффекты - на высочайшем уровне, будь то собственно поверхность, где прорисованы каждый холм, водоём и лесок, ярчайшие взрывы, отблески и зарева пожаров, столбы дыма, аккуратные наземные боевые машины или даже "изгибы", совершаемые в воздухе вертолётом после прямого в него попадания. Ландшафты, оставаясь более-менее одноообразными, даже в рамках одного задания нередко сменяют друг друга, равно как и время суток на протяжении игры варьируется: дадут полетать и ночью, и под дождём, и при изумительном красном закате. А визуализация атак? Да, пусть, как уже было сказано, она исполнена совершенно нереалистично, но когда вьетнамские зенитки открывают по нам огонь и окружающее пространство покрывается мириадами потоков смертоносных "шариков" (что придаёт процессу какую-никакую сложность) - то начинается такая "шмаповская феерия", что словами этого просто не передать - надо лично видеть и участвовать (про более мощные "выстрелы", пожалуй, даже и говорить не будем). И ведь мало этого: в довершение к замечательной графике нас ждут десятки (!) небольших, но довольно качественно сделанных видеороликов, предваряющих каждую миссию, в которых неплохо справляющиеся со своими ролями актёры разыгрывают самый настоящий "бэкграунд", показывающий нам совершенно не обязательную для собственно игрового процесса, но (пере)насыщенную патриотическим пафосом историю нашего протагониста-пилота и его до боли стереотипных сослуживцев: потные, грязные, орущие, с горящими глазами и оскалами, - лица людей, которые якобы исполняют "долг перед родиной", - в стране, где их совсем не ждали...
Трудно даже представить, сколько нужно было денег, чтобы в 1998 году сотворить такую игру - которая, по некоторым сведениям, на момент своего выхода в свет запускалась далеко не на всяком железе. Но ещё сложнее понять то, зачем нужно было это делать и на что рассчитывали её авторы. Леталки - направление популярное, спору нет (ибо думать, в отличие даже от стрелялок, в них чаще всего не нужно вообще - знай себе носись по карте да стреляй), - однако в тот же год вышло приличное число сравнительно простеньких, но при этом красивых, оставшихся в благодарной людской памяти и, что для издателей важнее всего, более чем окупившихся вещичек, по своей сути - а это ключевое - абсолютно идентичных этой. M.I.A. же, при всех своих объективных умопомрачительных красотах, невольно производит впечатление накладного фасада - великолепного, но нарисованного, без здания за ним. Потому что если отбросить всё это визуальное "буйство" - то мы не увидим здесь ровным счётом ничего интересного: обычная монотонная "пострелушка", относительно динамичная, но далеко не самая занятная из даже уже выпущенных к 1998 году, а кроме того - практически лишённая какой бы то ни было фактической оригинальности. Нам не удалось найти по ней ни одной (!) полноценной рецензии, - а это заставляет с высокой вероятностью предположить её абсолютный провал по количеству проданных копий.
Разумеется, ценность этой вещи как исторического артефакта огромна, - потому что в реальность существования чего-то подобного с трудом веришь, пока не увидишь её лично. И сейчас, в век, когда тактовые частоты процессоров и объёмы памяти видеокарт измеряются совершенно немыслимыми значениями, она может не запуститься разве что из-за своей "старости". Вполне возможно, кому-то эта штука даже понравится - тем, например, кого тема войны во Вьетнаме в качестве "событийного фона" - даже "стёбного" - нисколько не раздражает, и (или) тем, кто ищет лёгкую леталку, дабы, так сказать, "отвести душу". Но помните: M.I.A. - это действительно чудо. Точнее, "чудесный" по своим масштабам "пшик". И ждать шедевра ни в коем случае не нужно.
...Вьетнамская война, как всем хорошо известно, - тема для американцев столь же больная, сколь и неисчерпаемая в качестве источника произведений культуры (чаще всего массовой), основной посыл которых - хотя бы чуточку, демонстрируя солдатский "героизм", облегчить ту горечь бесславного и позорного поражения, которая навеки останется где-то глубоко внутри и которую никогда не потушат даже последующие сомнительные "победы". Вот и здесь в качестве сюжета выбран тот страшный конфликт, - но оформлено происходящее в виде самого настоящего фарса. "Серьёзные" стрелялка, стратегия или симулятор в этом спорном антураже (и, разумеется, всегда лишь за "правильную" сторону), - к такому мы уже привыкли: реальная сложность вполне способна перевесить негативное восприятие, да и проигрывать не обидно. Но вот чистой воды аркада, которая ещё и поистине проникнута духом "раздутой гордости янки"?..
В каждой из миссий нам предстоит управлять вертолётом той или иной модели - реально существующей, между прочим, - но практически никакой "физикой" здесь даже не пахнет: можно двигаться вперёд и назад, слегка изменять высоту и, естественно, маневрировать; запас "прочности" у машины весьма приличный, "патронташ" базового оружия (выглядящий совершенно неправдоподобно), по-видимому, безразмерен, также часто имеется дополнительное (и предназначенное для ограниченного использования) вооружение - разнообразные ракеты и гранаты (в том числе дымовые и напалмовые), пулемёты, огнемёты и прочее. Задача большинства миссий - уничтожить определённые объекты Вьетконга либо "столько-то процентов" такого рода целей, хотя периодически встречается некоторое разнообразие в виде спасения пленных или обеспечения высадки десанта. Изредка предусмотрена возможность запрашивать артиллерийскую поддержку, - но вообще все наши "пушки", включая даже упомянутую базовую, отличаются просто невероятной поражающей силой. Противники представлены пехотой (вооружённой иногда тоже, надо сказать, до зубов - и потому способной причинить нам вред) и различной техникой - танками, зенитными установками, вертолётами и так далее; для удобства игроков все они помечены на радаре жёлтыми точками (или кругами, если это целые вражеские базы). Собственно, большая часть того, что нужно для успешного прохождения, в этом абзаце рассказана. Играть в большинстве случаев очень легко - и программа (позволим себе употребить это слово) часто как будто намеренно делает всё для того, чтобы сделать процесс "выкашивания" нами вражеских рядов максимально "весёлым", простым и "ненапрягающим" "удовольствием" (много кавычек, да, - но по делу). Создаётся впечатление, что здесь не война, а, перефразируя одного историка, "воздушная прогулка"...
...А под нами между тем расстилается просто неописуемая - особенно для 1998 года - красота. Размеры миссионных локаций положительно огромны (пусть определённые части и "подгружаются" последовательно, до того будучи словно бы скрытыми от нас в "тумане"). Текстуры, модели и эффекты - на высочайшем уровне, будь то собственно поверхность, где прорисованы каждый холм, водоём и лесок, ярчайшие взрывы, отблески и зарева пожаров, столбы дыма, аккуратные наземные боевые машины или даже "изгибы", совершаемые в воздухе вертолётом после прямого в него попадания. Ландшафты, оставаясь более-менее одноообразными, даже в рамках одного задания нередко сменяют друг друга, равно как и время суток на протяжении игры варьируется: дадут полетать и ночью, и под дождём, и при изумительном красном закате. А визуализация атак? Да, пусть, как уже было сказано, она исполнена совершенно нереалистично, но когда вьетнамские зенитки открывают по нам огонь и окружающее пространство покрывается мириадами потоков смертоносных "шариков" (что придаёт процессу какую-никакую сложность) - то начинается такая "шмаповская феерия", что словами этого просто не передать - надо лично видеть и участвовать (про более мощные "выстрелы", пожалуй, даже и говорить не будем). И ведь мало этого: в довершение к замечательной графике нас ждут десятки (!) небольших, но довольно качественно сделанных видеороликов, предваряющих каждую миссию, в которых неплохо справляющиеся со своими ролями актёры разыгрывают самый настоящий "бэкграунд", показывающий нам совершенно не обязательную для собственно игрового процесса, но (пере)насыщенную патриотическим пафосом историю нашего протагониста-пилота и его до боли стереотипных сослуживцев: потные, грязные, орущие, с горящими глазами и оскалами, - лица людей, которые якобы исполняют "долг перед родиной", - в стране, где их совсем не ждали...
Трудно даже представить, сколько нужно было денег, чтобы в 1998 году сотворить такую игру - которая, по некоторым сведениям, на момент своего выхода в свет запускалась далеко не на всяком железе. Но ещё сложнее понять то, зачем нужно было это делать и на что рассчитывали её авторы. Леталки - направление популярное, спору нет (ибо думать, в отличие даже от стрелялок, в них чаще всего не нужно вообще - знай себе носись по карте да стреляй), - однако в тот же год вышло приличное число сравнительно простеньких, но при этом красивых, оставшихся в благодарной людской памяти и, что для издателей важнее всего, более чем окупившихся вещичек, по своей сути - а это ключевое - абсолютно идентичных этой. M.I.A. же, при всех своих объективных умопомрачительных красотах, невольно производит впечатление накладного фасада - великолепного, но нарисованного, без здания за ним. Потому что если отбросить всё это визуальное "буйство" - то мы не увидим здесь ровным счётом ничего интересного: обычная монотонная "пострелушка", относительно динамичная, но далеко не самая занятная из даже уже выпущенных к 1998 году, а кроме того - практически лишённая какой бы то ни было фактической оригинальности. Нам не удалось найти по ней ни одной (!) полноценной рецензии, - а это заставляет с высокой вероятностью предположить её абсолютный провал по количеству проданных копий.
Разумеется, ценность этой вещи как исторического артефакта огромна, - потому что в реальность существования чего-то подобного с трудом веришь, пока не увидишь её лично. И сейчас, в век, когда тактовые частоты процессоров и объёмы памяти видеокарт измеряются совершенно немыслимыми значениями, она может не запуститься разве что из-за своей "старости". Вполне возможно, кому-то эта штука даже понравится - тем, например, кого тема войны во Вьетнаме в качестве "событийного фона" - даже "стёбного" - нисколько не раздражает, и (или) тем, кто ищет лёгкую леталку, дабы, так сказать, "отвести душу". Но помните: M.I.A. - это действительно чудо. Точнее, "чудесный" по своим масштабам "пшик". И ждать шедевра ни в коем случае не нужно.
- Аудио-/видео-стиль:
FMV - Время и место:
Современность
Вьетнамская война - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
США - Техника:
Вертолёты - Технические детали:
CD-audio - Язык:
English
З.Ы. помимо прочего интересно будет сравнить сабж с подобными представителями того времени, например, HellCopter, Nuclear Strike, Comanche Gold.