Самая первая в истории содержательная компьютерная игра, «Colossal Cave Adventure», или просто ставшее нарицательным «Adventure», была, как известно, создана программистом и спелеологом-любителем Вильямом Кроутером для мейнфрейма PDP-10 в 1976 г. – под впечатлением от исследования реальной сети пещер в штате Кентукки и от настольной ролевой системы «Dungeons and Dragons» (а также от случившегося перед этим развода с женой и последовавшей разлуки с детьми). После основательной доработки аспирантом Стэндфордского университета Дональдом Вудсом игра разошлась по сети ARPANET и по прочим «большим» ЭВМ, влившись в самые широкие программистские массы и заложив фундамент сразу нескольких будущих жанров – так наз. Interactive Fiction, одноимённых ей адвенчур и отчасти компьютерных RPG. Спустя всего пару лет в строй вступили и персональные системы: малоизвестная на то время компания Microsoft, в лице своего сотрудника Гордона Летвина и его единоличного предприятия Softwin, портировала «Adventure» на TRS-80 и Apple II, не забыв при этом добавить к названию долю саморекламы. Ну а ещё чуть позднее «Microsoft Adventure» стала единственным несерьёзным коммерческим приложением, предназначенным для IBM PC и поступившим в продажу одновременно с запуском этой платформы в судьбоносном августе 1981-го (что примечательно, флагманский продукт самой Microsoft, операционная система MS-DOS, для запуска игры задействована не была).
По правде сказать, выглядит «Microsoft Adventure» не особо впечатляюще даже по меркам начала восьмидесятых и стандартов заведомо неказистого Interactive Fiction. Понятно, что никакой графики здесь нет и в помине (как и звуковой составляющей); текст выводится всего в 25 строчек, пусть и крупными буквами, но с внушительными полями по бокам. Зато при желании владельцы цветных мониторов могли поменять палитру шрифта и фона, выбирая из целых восьми оттенков (F1–F8 для текста и они же с зажатой клавишей Shift для самого экрана, – рекомендуем поскорее подобрать себе оптимальное для глаз сочетание, поскольку показываемый по умолчанию светло-серый на чёрном смотрится совсем уж уныло и утомительно).
В интеллектуальном же отношении текстовый парсер способен скорее разочаровать своими возможностями на фоне более известных позднейших образцов от Infocom: игра понимает команды только из одного или двух слов, да и в тех распознаёт лишь первые четыре буквы. Такое ограничение обуславливает и специфику использования сокращений: если, скажем, буква «Y» вполне сойдёт за утвердительный ответ (например, на вопрос об отображении инструкций при начале новой игры), то для отрицания нужно писать «No» полностью (регистр, к счастью, значения не имеет), поскольку просто «N» означает перемещение в сторону севера – как, впрочем, и «Northeast», а потому при желании пройти на северо-восток писать следует «NE». Но если памятовать об этих особенностях местного AI, управление вряд ли вызовет затруднение: игра вполне понимает команды вроде «In» или «On», не требуя уточнений, куда именно зайти и что включить, а более длинные слова, такие как «Inventory» для отображения содержимого вещмешка, можно для экономии сокращать пусть и не до «I», то до «Inve». Среди других полезных сочетаний стоит упомянуть «Score» для вывода своих достижений, измеряемых в набранных очках (идеальный результат оценивается в 350 баллов), «Look» для повторного осмотра текущей локации, а также «Info» для вызова внутриигровой справки и «Help» для чуть более содержательной информации об игре (получение которой приводит к уменьшению очков, набранных непосильным умственным трудом!). Отдельно следует отметить команду «Save»: возможность сохранить свой прогресс в одну из двух «ячеек» на той же загрузочной дискете удостоилась особой рекламы и, видимо, выделяла «Microsoft Adventure» на фоне сестёр и современниц (вернуться же в нужное место можно лишь сразу после запуска игры, нажав не «Ввод», а «1» или «2»).
Тех же, кого не испугает внешний вид первой игры для IBM PC и не самый продвинутый интерфейс, ждёт весьма любопытное и довольно-таки сложное приключение. Сюжетной составляющей здесь практически нет: в самом начале мы оказываемся неподалёку от некой Громадной Пещеры, по слухам полной самых разных сокровищ, но также и не менее разнообразных опасностей и загадок (первой из которых будет отыскать туда вход). Всего «Microsoft Adventure» насчитывает в себе более 130 локаций, 15 сокровищ, то есть особо ценных предметов, за обнаружение которых начисляются очки, и 40 полезных или не очень объектов, доступных для взаимодействия тем или иным «квестовым» или «ролевым» образом, – а также и 12 препятствий различной степени изощрённости, от ядовитой змеи или гигантской устрицы до бездонной пропасти или столь узкого прохода, что пробраться через него получится, лишь выкинув всё драгоценное содержимое своих карманов. В целом практически всё соответствует содержанию оригинальной «Adventure» Кроутера и Вудса, за исключением добавленной Softwin особой локации – Software-Логова с грозным Бородатым Программистом в качестве обитателя... Временами будут попадаться и невидимые телепорты, для активации которых нужно использовать «волшебные слова», прочитанные или подслушанные совсем в других местах; имеются в пещере и два совершенно запутанных лабиринта, да и безнадёжно заблудиться в окрестном лесу – проще простого; наконец, стоит отметить, что спокойно гулять по миру, исследуя местные достопримечательности, не выйдет: сокровища нужно не только отыскать, но и перенести в безопасное место, причём за ограниченное время – пока не успело иссякнуть топливо в единственном доступном здесь фонаре... Так что без составления вручную подробной карты здешнего мира не обойтись! Кроме того, Microsoft поступила весьма хитро, предлагая отчаявшимся спелеологам за особую плату листки с подсказками – почему-то продававшиеся по отдельности (доллар штучка, три доллара кучка).
В результате взглянуть на «Microsoft Adventure» хотя бы одним глазком стоит непременно – как на первую игру для родной платформы и как на достойную реинкарнацию легендарного прародителя многих популярных сегодня жанров.
По правде сказать, выглядит «Microsoft Adventure» не особо впечатляюще даже по меркам начала восьмидесятых и стандартов заведомо неказистого Interactive Fiction. Понятно, что никакой графики здесь нет и в помине (как и звуковой составляющей); текст выводится всего в 25 строчек, пусть и крупными буквами, но с внушительными полями по бокам. Зато при желании владельцы цветных мониторов могли поменять палитру шрифта и фона, выбирая из целых восьми оттенков (F1–F8 для текста и они же с зажатой клавишей Shift для самого экрана, – рекомендуем поскорее подобрать себе оптимальное для глаз сочетание, поскольку показываемый по умолчанию светло-серый на чёрном смотрится совсем уж уныло и утомительно).
В интеллектуальном же отношении текстовый парсер способен скорее разочаровать своими возможностями на фоне более известных позднейших образцов от Infocom: игра понимает команды только из одного или двух слов, да и в тех распознаёт лишь первые четыре буквы. Такое ограничение обуславливает и специфику использования сокращений: если, скажем, буква «Y» вполне сойдёт за утвердительный ответ (например, на вопрос об отображении инструкций при начале новой игры), то для отрицания нужно писать «No» полностью (регистр, к счастью, значения не имеет), поскольку просто «N» означает перемещение в сторону севера – как, впрочем, и «Northeast», а потому при желании пройти на северо-восток писать следует «NE». Но если памятовать об этих особенностях местного AI, управление вряд ли вызовет затруднение: игра вполне понимает команды вроде «In» или «On», не требуя уточнений, куда именно зайти и что включить, а более длинные слова, такие как «Inventory» для отображения содержимого вещмешка, можно для экономии сокращать пусть и не до «I», то до «Inve». Среди других полезных сочетаний стоит упомянуть «Score» для вывода своих достижений, измеряемых в набранных очках (идеальный результат оценивается в 350 баллов), «Look» для повторного осмотра текущей локации, а также «Info» для вызова внутриигровой справки и «Help» для чуть более содержательной информации об игре (получение которой приводит к уменьшению очков, набранных непосильным умственным трудом!). Отдельно следует отметить команду «Save»: возможность сохранить свой прогресс в одну из двух «ячеек» на той же загрузочной дискете удостоилась особой рекламы и, видимо, выделяла «Microsoft Adventure» на фоне сестёр и современниц (вернуться же в нужное место можно лишь сразу после запуска игры, нажав не «Ввод», а «1» или «2»).
Тех же, кого не испугает внешний вид первой игры для IBM PC и не самый продвинутый интерфейс, ждёт весьма любопытное и довольно-таки сложное приключение. Сюжетной составляющей здесь практически нет: в самом начале мы оказываемся неподалёку от некой Громадной Пещеры, по слухам полной самых разных сокровищ, но также и не менее разнообразных опасностей и загадок (первой из которых будет отыскать туда вход). Всего «Microsoft Adventure» насчитывает в себе более 130 локаций, 15 сокровищ, то есть особо ценных предметов, за обнаружение которых начисляются очки, и 40 полезных или не очень объектов, доступных для взаимодействия тем или иным «квестовым» или «ролевым» образом, – а также и 12 препятствий различной степени изощрённости, от ядовитой змеи или гигантской устрицы до бездонной пропасти или столь узкого прохода, что пробраться через него получится, лишь выкинув всё драгоценное содержимое своих карманов. В целом практически всё соответствует содержанию оригинальной «Adventure» Кроутера и Вудса, за исключением добавленной Softwin особой локации – Software-Логова с грозным Бородатым Программистом в качестве обитателя... Временами будут попадаться и невидимые телепорты, для активации которых нужно использовать «волшебные слова», прочитанные или подслушанные совсем в других местах; имеются в пещере и два совершенно запутанных лабиринта, да и безнадёжно заблудиться в окрестном лесу – проще простого; наконец, стоит отметить, что спокойно гулять по миру, исследуя местные достопримечательности, не выйдет: сокровища нужно не только отыскать, но и перенести в безопасное место, причём за ограниченное время – пока не успело иссякнуть топливо в единственном доступном здесь фонаре... Так что без составления вручную подробной карты здешнего мира не обойтись! Кроме того, Microsoft поступила весьма хитро, предлагая отчаявшимся спелеологам за особую плату листки с подсказками – почему-то продававшиеся по отдельности (доллар штучка, три доллара кучка).
В результате взглянуть на «Microsoft Adventure» хотя бы одним глазком стоит непременно – как на первую игру для родной платформы и как на достойную реинкарнацию легендарного прародителя многих популярных сегодня жанров.
- Особенность геймплея:
Парсерный ввод - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Фэнтези - Технические детали:
PC booter - Язык:
English
PS. и 40 просто полезных вещей, применяемых по назначению обычным «квестовым» или «ролевым» образом
Этот момент в обзоре не совсем понятен, в игре если не считать сокровища и с десяток вещей не наберётся.