День у Альберто ("Бето") Коури, известного и уважаемого государственного деятеля, депутата парламента, лидера Христианской народной партии, однозначно не задался. Сегодняшним вечером в результате "деловой встречи", для которой уже был подобран новый костюм, полностью закрывающий жучиное тело и не позволяющий даже помыслить об истинной натуре политика, его благосостояние готовилось в очередной раз существенно подрасти. Но судьба распорядилась совершенно иначе... Судорожно сглотнув едкую пыль, поднявшуюся от раздробленных камней и около губ смешавшуюся с обильно стекающей со лба кровью, Коури попытался единственным и почти полностью заплывшим от огромной гематомы глазом отыскать своего палача. Через мгновение картина стала чуть яснее, но легче "первому оппозиционеру страны" от этого не стало: дуло ружья, заряженного теннисным мячиком, было направлено прямо в его голову - единственную человеческую часть тела этого существа, обманывавшего народ с 1993 года. "Н-Нико... - шепелявым (по причине всего трёх оставшихся зубов) и каким-то чужим голосом попытался пролепетать Коури, но в результате вместо имени из ротовой полости вырвалось лишь невнятное бормотание, - я... я н-нев-виновен! Эт-то о-он-ни! Эт-то б-был-ли о-он-ни, н-но н-не я!" Напрягшийся до предела глаз, со множественными разрывами сосудов и почти вылезший из орбиты, ловил взглядом до неузнаваемости изуродованные трупы подельников, чью участь Коури предстояло разделить в самые ближайшие секунды. "О-они, н-но... не я! Я... бор... б-боролся... з-за тв... з-за тв-воё б-будущее! Я тр... тр-ребовал... т-требовал в-вы... в-выделить д-деньги!!! Я доб-бился этого!!! Они б-были!!! Чт-тобы т-ты м... чтобы ты учился, чтобы у тебя всегда была еда на столе, чтобы ты мог жить!!!"
Последние слова удалось произнести на удивление быстро и чётко, так как химерический гибрид понимал, что это его последний шанс не присоединиться к тем, кто уже тухнет неподалёку. Никакого ответа на тираду не последовало - и жёлтый шарик, со свистом рассёкший воздух, попал точно в цель, сначала превратив лицо Коури в комок однородной фаршеобразной плоти, а затем разделив его на несколько десятков фрагментов; последним, что увидел проворовавшийся "слуга народа", было Солнце, разваливающееся на куски в лучших традициях Булгакова, писавшего о несколько ином небесном теле, но почти под тем же углом зрения. Через мгновение порыв холодного ветра отделил от кровоточащей, почти сразу же начавшей разлагаться и потому отвратительно смердящей туши пачку зелёных американских банкнот, чуть подкинул её - и потянул, на первый взгляд хаотично мотая туда-сюда, чётко по направлению к мозолистой ладони Нико. Со стороны могло даже показаться, что это и не пачка вовсе, а приговорённый к мучительной казни арестант-смертник, конвоируемый охранниками-садистами. "Деньги... - медленно, с горькой усмешкой произнёс Нико, сжав стальными пальцами прибывших в пункт назначения "президентов". - Деньги, якобы выделенные на то, чтобы я жил и учился... Их не было. Ты прокутил эти деньги, Коури. Прокутил, потягивая вино и развлекаясь в компании шлюх в "Голубой Луне", самом роскошном ресторане Лимы, - в то время как я попрошайничал на улице, чтобы вымолить у других бедняков хотя бы пару сентимов на чёрствую краюху из фиолетовой кукурузы или горстку киноа. Ты всю свою жизнь веселился, пока мы страдали. Что же теперь не смеёшься? Нечего сказать?.." И действительно, вокруг воцарилась гробовая тишина, потому что битва закончилась - квартал был зачищен.
...Нико, чуть приподняв голову, напряжённо вглядывался в даль. На крыше самого высокого дома близлежащих трущоб время от времени показывалась обрюзгшая мохнатая фигура Кукулисы, нервно снующая из угла в угол. В пустыне, раскинувшейся неподалёку от города, были заметны тёмные силуэты солдафонов, сохранивших куда больше человеческих черт, нежели гражданские чиновники, и усиленно чистивших ядерные (то есть стреляющие ядрами) гранатомёты. Но всё это ни капельки не интересовало индейского мальчика с жёлтой повязкой, обмотанной вокруг головы. Его гневный пламенный взор был обращён ещё выше - к небесам иной земли, где разворачивалась вся эта фантасмагория. Именно там едва различимо маячили вздымавшиеся над летательными аппаратами рожи: одна - раскосая, с ярко выраженными монголоидными чертами, другая - остроносая и невзрачная. Фухимори и Монтесинос. Президент - и глава внешней разведки, а по совместительству первый государственный советник. Два кровавых вампира, тянущих из народа все соки. Два символа проклятой эпохи. И две цели для мушки на игрушечном ружье.
Глаза наблюдающего за происходящим президента внезапно сузились ещё больше обычного; брови насупились, а губы плотно сжались. "Привести мальчишку ко мне!" - хотел грозно выпалить он, но по какой-то причине эти слова прозвучали довольно вяло и неуверенно, резко контрастируя с убедительными предвыборными речами, в которых крестьянам был обещан рог изобилия. "Нет, Чино! - взревел в ответ Нико. - Меня не приведут. Это я приду. Ты слышишь?! Это Я приду за ТОБОЙ!!!" "Я приду за ТОБОЙ!" - трижды повторило горное эхо, а в разыгравшемся против его воли воображении Фухимори уже возникали исполинские фигуры Манко Инки Юпанки, Хосе Ногеры и Атуспарии, встававшие за спиной ребёнка, осмелившегося бросить вызов системе. "Я уже ИДУ", - тихим и вкрадчивым голосом, испугавшим, однако, главу государства до обильной испарины, добавил мальчик и, закинув за плечо своё чудовищное орудие, отправился в путь. Впереди его ждали смертельные опасности - и реки крови коррупционеров, которые он твёрдо решил пролить. Фухимори это знал - и надеялся. Но было уже поздно. Слишком поздно.
Прежде чем перейти к описанию игры с названием "Vladigame", которое по определённым причинам выйдет достаточно лаконичным, следует - хотя бы в минимальном объёме - познакомить читателя с её, если позволительно так сказать, "фоном". Ибо Перу - страна от наших холодных краёв весьма далёкая, а её история и реалии, к сожалению, занимают не столь многочисленные умы. И если бразильские или даже аргентинские игры более-менее продвинутым олдгеймерам наверняка знакомы, то о перуанских - коих, к слову, и существует-то всего несколько штук - никто практически точно не слышал. Но одну такую мы разыскали - причём, с одной стороны, контркультурную до такой степени, что впору получать статус "иконы стиля", с другой - настолько "глубоко национальную" и ориентированную на "понимающую публику", что вышеупомянутые пояснения для тех, кому (не) посчастливилось родиться за пределами отчизны наследников цивилизации Тауантинсуйу, всё-таки совершенно необходимы.
Альберто Фухимори, представитель довольно многочисленной перуанской японской диаспоры, возникшей в результате массовой эмиграции этого народа в первой половине XX века в страны Латинской Америки (преимущественно, правда, в Бразилию - но, как видим, не только), с детства "награждённый" сверстниками уничижительным (и сопровождавшим его впоследствии всю жизнь) прозвищем "el chino" (ибо для лимских мальчишек, росших в 1940-е, разница между японцами и китайцами не представляла ни малейшего интереса) и уже тогда проявивший недюжинные интеллектуальные способности, получил целых три высших образования: сельскохозяйственное (дома), физико-математическое (во Франции) и собственно математическое (в США); впоследствии он успел поработать агрономом, преподавателем, ректором университета и даже непродолжительное время вёл развлекательное ток-шоу "Concertando" на телевидении. Первые шаги в политике сделал ещё в 1980-е, а в 1990 году, к полной неожиданности для всех местных сил, выиграл президентские выборы, баллотировавшись от партии "Выбор-90".
Придя к власти, потомок самураев объявил о начале тотальной приватизации (по сравнению с которой отечественная показалась бы нам верхом здравомыслия) и инициировал целую серию реформ в духе "неолиберализма", что, правда, сперва привело к кратковременным (и несколько сомнительным) экономическим успехам, но буквально через несколько лет обернулось - выражаясь ни капельки не литературным, но зато правдивым языком - полным швахом, то есть экономическим кризисом и достаточно массовым (хотя, вопреки некоторым статьям, всё-таки не критическим) обнищанием большинства слоёв населения вкупе с уже, пожалуй, как раз недопустимым социальным расслоением между "богатейшими" и "беднейшими". Причём через два года после победы на выборах Фухимори, наряду с уже развёрнутыми "реформами", предпринял "финт ушами" - "самопереворот" (исп. "autogolpe"), в результате которого, заручившись поддержкой охочей до денежек военщины, стал фактически неограниченным диктатором, так что его переизбрание на второй срок в 1995 году оказалось простой формальностью.
А ещё Альберто организовал в стране самые настоящие "эскадроны смерти" для расправы над коммунистами и прочими политическими противниками, не менее реальные концентрационные лагеря для вышеупомянутых категорий населения, запустил программу тайной стерилизации бедняков, в первую очередь женщин - представительниц индейских народов, жертвами которой, если верить западной пропаганде, стали сотни тысяч человек (если не верить - то несколько меньше, что сути дела не меняет), разрешил самому себе переизбираться на третий срок (что и произошло в действительности, став вместе с тем роковой ошибкой), ну и так далее. В общем, "полный набор", пусть масштаб деяний до уровня "вождя немецкого народа" или "товарища № 87", конечно, ни разу не дотягивает. Остаётся добавить, что за десятилетний период правления (ровно столько Фухимори удалось продержаться у власти - аккурат до де-факто сентября 2000 года) коррупция в стране расцвела настолько пышно, что уживаться с нею народ уже попросту не мог.
Владимиро Монтесинос - по иронии судьбы родившийся в семье коммунистов и получивший своё диковинное для перуанского уха имя в честь вождя мирового пролетариата Владимира Ильича - был одним из крупнейших функционеров режима Фухимори. Отставной капитан, с позором изгнанный из армии за шпионаж в пользу гринго (то бишь США), он скорешился с японцем ещё во время кампании 1990 года, почти сразу же по её окончании получив должность главы национальной разведки. Доверие президента к Монтесиносу значительно укрепилось три года спустя, когда последний раскрыл заговор военных по свержению новоявленного диктатора. За эту услугу в том же 1993 году он был назначен министром внутренних дел, а вскоре стал фактически "серым кардиналом" при своём патроне в качестве "первого государственного советника".
Сытая и беззаботная жизнь, фундамент которой, окроплённый реками людских слёз и кровью бойцов "Сендеро Луминосо" (они сами по себе тоже "хороши", но речь сейчас не о них), зиждился на страданиях нации, у "сладкой парочки" закончилась в 2000 году. Именно тогда общественности стало доступно первое из серии так называемых "владивидео" - плёнка с запечатлённым на ней во всех деталях процессом передачи Монтесиносом якобы оппозиционному депутату - впоследствии, как выяснилось, тоже "знатному" вору, удостоившемуся приличного срока в пенитенциарном заведении, - Альберто ("Бето") Коури колоссальной суммы взятки, представлявшей собой, что примечательно, средства, изъятые напрямую из государственного бюджета. Причём "хитрый" (а на деле наивный) "чекист" - во исполнение обещаний, даваемых ему продажными "клиентами", - не только брал с них всевозможные расписки, но ещё и приказывал подручным снимать весь процесс на видео, что в конце концов и обернулось против коррупционера: одна из кассет - встреча с упомянутым Коури - оказалась в руках противников действующей власти, которые не замедлили сделать её содержание общенародным достоянием.
Это произошло 14 сентября 2000 года, за чем в скором времени последовало бегство Монтесиноса сначала в Панаму, а потом в Венесуэлу, - и отставка, а затем "поспешный отъезд" в Бруней и далее в Японию Фухимори (официально от президентства его отстранили лишь в самом конце года). Но вот незадача: Монтесинос не успел уничтожить свой "богатый" архив, который после убытия хозяина быстро перешёл в руки его противников. После этого началось обнародование прочих "владивидео" и многочисленных документов, а населению постепенно становились известны самые разнообразные интересные факты о главе "щита" страны: о не только даче, но и получении им взяток - в частности, от наркобаронов, о продажах оружия колумбийским леворадикальным повстанцам из группировки "ФАРК" (которые по взглядам не так уж сильно отличаются от беспощадно уничтожавшихся маоистов из "Светлого Пути") и о многом другом. В июне 2001 года президент Венесуэлы Уго Чавес выдал Монтесиноса перуанским властям; по некоторым данным, уже в первые дни заключения предательская сущность бывшего шпиона дала о себе знать, ибо он якобы сам предоставил следствию кое-какие материалы о своей деятельности, а заодно преуспел в массовом изобличении всевозможных сообщников, в связи с чем к концу упомянутого года по данному "делу" проходило более полутора тысяч (!) человек - от криминальных авторитетов, политиков и чиновников всех мастей до журналистов. По состоянию на 2018 год Монтесинос, если это кого-то интересует, продолжает мотать срок в обычной перуанской тюрьме, где одна камера почти ничем не отличается от другой.
Что касается его "венценосного" начальника Фухимори, то у того судьба сложилась немногим лучше: на родине своих родителей он получил убежище - и мог бы спокойно провести среди садов камней и синтоистских святилищ остаток жизни, - но в 2005-м нелёгкая потянула его вернуться (!) в Перу, да не просто в страну, а в политику - для участия в очередных выборах! В итоге, прибыв в ноябре в Чили и намереваясь проследовать к северу, он был немедленно арестован, экстрадирован в Лиму и по итогам последовавших судебных процессов приговорён к весьма длительному сроку тюремного заключения. Правда, в декабре 2017 года власти всё-таки помиловали престарелого диктатора по состоянию здоровья и просто из соображений гуманности - то есть сделали то, чем сам он, будучи при регалиях, никогда не отличался. Так закончилась эта история, - и её главные герои, как нетрудно заметить, сполна получили за свои преступные деяния. Но почему бы не пофантазировать, что всё это - если бы оно происходило не просто в вымышленном, а в сюрреалистичном мире на грани гипнагогии и сна воспалённого разума, рождающего чудовищ, - было "немного" не так - и завершилось куда быстрее и необычнее?..
Вероятно, именно таким вопросом задались перед созданием Vladigame - намеренно названной созвучно рассмотренным выше "владивидео" - её авторы, коллектив всего лишь из четырёх человек: это Росио Ойос, Фернандо Гонсалес, Хорхе Ревельо и Марио Алисон. Разумеется, найти какую-либо информацию об этих людях весьма проблематично, - а потому просто воздадим должное их гражданскому мужеству, а равно и таланту: сотворить буквально за несколько месяцев - ибо вышла игра уже в конце 2000 года - такое (во всех смыслах) под силу далеко не каждому.
По жанру Vladigame является более-менее традиционным "стационарным" виртуальным тиром от первого лица (иногда такие вещи именуются "симулятором зенитки"), черпающим вдохновение из старинного шедевра под названием Paratrooper и его многочисленных вариаций (часто пренебрежительно называемых "клонами"). Описанного где-то выше мальчика Нико во время собственно игрового процесса толком (в полный рост, если позволите) увидеть не удастся: он появляется лишь на титульных экранах (при переходе на новый уровень - и при поражении, когда, весь израненный, понуро бредёт прочь), а также в случае победы на конкретном этапе - уже в виде анимированной фигурки, прыгающей от радости и невольно заставляющей игрока кричать "viva la revolución!" в такт его незатейливому танцу. Уровня всего четыре: городской квартал; "трущобный" городской квартал (хотя, надо заметить, "обычный" выглядит немногим лучше); пустыня (вероятно, Сечура); некое странное место, напоминающее андское высокогорье. Проходить их нужно формально последовательно: после успеха на первом предоставляется доступ ко второму, но вот в случае поражения на нём (или на более позднем) начинать придётся в любом случае с самого начала; правда, на самом деле поступать так вовсе не обязательно, ибо все этапы постоянно доступны прямо из главного меню по нажатию клавиш с соответствующими цифрами (то есть от 1 до 4).
Наша цель на каждом уровне заключается в уничтожении посредством ружья, стреляющего теннисными мячиками, всех имеющихся на экране противников за строго ограниченное время, выделенное количество которого не слишком велико, хотя отчасти всё же коррелирует со сложностью задачи в той или иной "локации", - иными словами, на пустыню его будет дано побольше, чем на кварталы. Траектория у нашего оружия меньше развёрнутого угла, но всё же вполне приличная (хотя вообще управление особенно удобным и отзывчивым не назовёшь), а боезапас бесконечен, однако - и это существенно усложняет процесс - одновременно в "обойме" может находиться не более пяти шариков, поэтому, как только все они израсходованы, требуется перезарядка посредством нажатия правой клавиши мыши (за собственно стрельбу, соответственно, отвечает левая). К счастью, восполнять средства убиения до максимума не возбраняется и при совершении хоть одного выстрела, что порой очень удобно и позволяет избегать даже секундного пребывания в беззащитном состоянии.
Враги - главная составляющая ярчайшего и совершенно умопомрачительного колорита Vladigame - представляют собой почти исключительно вырезанные из фотографий (чаще цветных, местами чёрно-белых) головы людей, совмещённые с намеренно карикатурно и аляповато (что особенно заметно в сочетании с великолепными по чёткости отрисовки задними фонами) намалёванными туловищами каких-либо животных: млекопитающих, птиц, членистоногих, рептилий и так далее, а то и просто безымянных чудищ. Впрочем, бывают и исключения: например, военные (среди которых неожиданно отметился и венесуэльский президент Уго Чавес, как раз и выдавший Монтесиноса на родину, - наверное, он не угодил авторам тем, что несколько дней колебался!..) изображены всё-таки людьми (неужели разработчики побоялись быть верными идее до конца?..), хотя тела их, формально человекоподобные, тоже кривы и уродливы; а некоторым (не всем) дамам и вовсе "повезло": одна из них (на первом уровне) представлена в виде человеческого скелета, другая (на третьем этапе) - в образе ведьмы на метле. Отдельные - но отнюдь не все - недруги обладают способностями к дистанционным атакам, где в качестве боеприпасов выступают ядра различных размеров и скорости полёта, а также "одиночные" либо "множественные" динамитные шашки; кроме того, с каждым "эпизодом" количество противников возрастает. Так, в "обычном" квартале нас ожидает схватка с пятью супостатами, из которых лишь один умеет швыряться ядрами, тогда как прочие беззащитны; в трущобах неприятелей уже семеро, а "вооружены" не то трое, не то четверо (понять это несколько затруднительно); пустыня встречает почти "отделением" из девяти коррупционеров, и пятеро могут причинить нам вред.
Кстати, о последнем: отважный Нико, к сожалению, отличается довольно хрупким здоровьем и может выдержать буквально пять-шесть попаданий. Причём, во-первых, никакой возможности поправить своё состояние нет (как и вообще каких бы то ни было бонусов), во-вторых - не предусмотрено даже шкалы, это состояние показывающей: на лице протагониста, отображаемом в левом нижнем углу экрана, каждое новое ранение выражается в виде появления шрама или ссадины, - и всё, так что при первых попытках может оказаться довольно проблематичным понять, есть ли в данный конкретный момент риск гибели или нет. Следует отметить, что все вражеские боеприпасы независимо от своего внешнего вида причиняют одинаковый ущерб; тем же отличаются и присутствующие на любом из первых трёх уровней "метеоры", периодически пересекающие пространство по диагонали сверху вниз, сбивать которые следует не менее метко и оперативно, чем выпущенные в вас ядра или шашки (описанным в данном предложении визуальные анимационные эффекты в ходе непосредственно игрового действия практически ограничиваются).
Запас здоровья у врагов приблизительно равен таковому у нашего героя - то есть для ликвидации каждого коррупционера по нему нужно попасть где-то пять-шесть раз. После любого удачного попадания враг на некоторое время - иногда крайне непродолжительное, иногда совсем наоборот, - исчезает, но затем, естественно, появляется вновь. В верхней левой части экрана представлены портреты оппонентов на данном конкретном уровне, и по мере получения ими повреждений эти лица постепенно покрываются синяками, кровоподтёками и прочими достигнутыми вами в деле борьбы с коррупцией результатами; после гибели проворовавшегося деятеля его физиономия в означенном ряду становится "тусклой", а фигурка на основном поле пропадает окончательно, в момент кончины "бросая" в нашу сторону пачку зелёненьких "баксов", увеличивая тем самым набранный счёт по очкам. Последние, кстати, начисляются также за сбитые боеприпасы и "метеоры".
Если противника не атаковать, то он, скорее всего (хотя и не обязательно: некоторые поступают так лишь после ранений), опять-таки исчезнет через какое-то время после появления, а потом снова возникнет из ниоткуда. Обратите внимание, что у всех негодяев есть собственные "области действий": у кого-то это чуть ли не вся верхняя или нижняя часть экрана, то есть они могут появляться в любой из её точек, - а у кого-то, напротив, имеется строго фиксированная однажды занятая позиция. Кроме того, противники на одном и том же уровне - но при разных его загрузках, то есть предпринимаемых попытках прохождения, - иногда появляются с разной частотой и в разных, с позволения сказать, "комбинациях"; иными словами, те, кто при предыдущем запуске возникал часто и (или) вместе, при последующем делают это куда реже и (или) порознь. Данное обстоятельство следует иметь в виду, потому как оно способно значительно повлиять на степень сложности игрового процесса.
Впрочем, последнюю нельзя охарактеризовать иначе как "объективно высокая". И если первый уровень - напомним, всего с одним "стреляющим" недругом - наверняка покорится почти каждому, то уже на втором (и тем более на последующих) прискорбный финал может наступить очень быстро, если не придерживаться грамотной тактики (хотя даже в этом случае успех отнюдь не гарантирован), которую стоит кратко рассмотреть. Перво-наперво нужно научиться не забывать о тикающем таймере: время на прохождение ограничено, а уничтожить за выделенные секунды нужно обязательно всех противников до единого. Если же хотя бы один из них по истечении лимита не окажется в лучшем мире - то вам будет засчитано поражение, причём независимо от любых прочих факторов, то есть и в том случае, если Нико к этому моменту останется жив или даже не получит (а такое вполне реально) повреждений. Так что подход вида "сначала вычисляем стреляющих и устраняем их, не отвлекаясь на прочих, а затем приступаем к последним" не сработает: "отвлекаться" придётся, потому что иначе банально не хватит секунд. Не менее ошибочной является и тактика борьбы исключительно с самими коррупционерами, то есть ведение огня строго по ним и игнорирование выпущенного в вас "добра": по причине небольшого, как уже отмечалось выше, "запаса прочности" у персонажа вас при таком раскладе погубят очень, очень быстро. Вместе с тем показатель скорострельности у многих - пусть и не абсолютно у всех - атакующих весьма высок (а у использующих с этой целью ядра - поголовно), поэтому если заниматься только "продуктами" их агрессивных действий, то можно вскоре "увязнуть", а если таковой на экране не один и если вспомнить про всё то же ограниченное время, за которое нужно обязательно расправиться со всеми присутствующими, включая и "беззащитных", то итог предсказуем и, увы, печален.
Но решение есть. По возможности "дистанционщиков" стоит поражать как можно быстрее после их возникновения, чтобы они исчезали на какое-то время, не успев атаковать; если кем-то таковым уже выпущен боеприпас, то стрелять всё равно надо сначала в него самого (дабы вынудить исчезнуть и хотя бы на какие-то секунды избавить себя от потока новых "подарочков" от данного индивидуума), а затем уже устранять то, что он успел "исторгнуть"; если же "стрелков" много и вы чисто физически пропустили удобный момент при появлении очередного представителя этой категории, а задействованный последним "сюрприз" уже почти достиг нижнего края экрана, то, разумеется, стоит в первую очередь ликвидировать его, но затем вернуться к старой схеме, то есть выстрелить сначала в "источник", а уже потом в очередной объект, вылетевший из него. Автору данного описания после некоторой тренировки удалось пройти третий уровень без единого (!) ранения, отразив "на ноль" все атаки коррупционеров, при этом уничтожив цели и уложившись в отведённый срок. Что касается финального, четвёртого этапа, то там формально предстоит противостоять той самой "сладкой парочке" - Фухимори и Монтесиносу, в заставке передвигавшимся на самолётах. Правда, по факту дело придётся иметь одновременно с тремя огромными плитами (вызывающими странные "месоамериканские" ассоциации), украшенными черепами и атакующими потоками ядер. Пройти это испытание наверняка вполне реально, особенно с учётом приобретённых ранее навыков, - но делать это не слишком интересно по причине отсутствия должной мотивации, ибо, как ни жутко о таком писать, уродовать омерзительных, но персонифицированных коррупционеров гораздо занимательнее, нежели противостоять безликим и едва ли не абстрактным конструктивным элементам, пусть и защищающим главных преступников и виновников всех несчастий простого народа.
Однако спешить с выводами не стоит: черепушки - это лишь увертюра к кульминации крестового похода Нико. Как только троица защитников Фухимори оказывается поверженной, перед нами появляется "Эль Чино" собственной персоной: он оставил уютный летательный аппарат и явил миру своё истинное лицо - чешуйчатого огнедышащего дракона, весьма юркого и плюющегося парами языков пламени, которые, покинув его пасть, разлетаются в стороны и несутся по направлению к протагонисту довольно-таки быстро. Из-за подвижности, скорострельности и выносливости (запас здоровья, пусть нигде и не отображаемый, у него солидный) Фухимори однозначно является наиболее трудным для уничтожения противником во всей Vladigame (что, в общем-то, и не должно удивлять), - однако победить его вполне реально, особенно с учётом того, что некоторые потоки огня - те, что попадают в боковые границы экрана, - для нас безвредны.
Финальным же злодеем, вылезающим на свет после пленения (да-да, именно так) своего патрона, оказывается главный перуанский коррупционер, давший игре своё имя, - Владимиро Монтесинос, предстающий в образе огромного осьминога, швыряющегося динамитными шашками разных размеров. Но на самом деле он гораздо менее грозный враг, нежели Фухимори: двигается совсем не так резво, имеет куда меньше здоровья, а главное - разбрасываемые им бомбы опускаются очень медленно; так что человеку, получившему неизбежный боевой опыт в ходе сражений с черепами и президентом, одолеть его наверняка не составит ни малейшего труда.
После того как два главных государственных преступника окажутся в самом подходящем для них месте - то бишь за решёткой, - последует, с позволения сказать, "эпилог" в виде статичной картинки со счастливым и улыбающимся Нико, стоящим посреди перуанской пустыни и мудрым взором глядящим вдаль. Ибо многострадальный перуанский народ отныне свободен от жулья!
Возможно, некоторым олдгеймерам при взгляде на Vladigame захочется попробовать не предусмотренную (и даже не предполагавшуюся) авторами "мини-игру": опознать каждую из двадцати трёх личностей, исполняющих роли наших противников. Однако предупредим заранее, что дело это крайне проблематичное и неблагодарное: фотографий представителей перуанской элиты в Интернете (даже с ограничением поиска доменной зоной .pe) не так уж много, а тамошняя печатная пресса для нас по понятным причинам трудноступна. Хотя "главари" всем известны и так, образованные же люди наверняка узнают ещё как минимум пару фигур, ну и попробовать заняться подобным поиском всё-таки вполне реально (если действительно не жаль тратить время подобным феерически "пустым" образом, да ещё и с туманным результатом). Отметим на всякий случай, что среди недругов скрываются в том числе депутат Агустин Мантилья (в 1980-е занимавший пост министра внутренних дел), телеведущая Лаура Боццо, неоднократно упомянутый в данном тексте политик Бето Коури (вместе со своим братом), Луиса Мария Кукулиса (министр по делам женщин и социального развития, занимавшая, правда, свой пост в самом конце правления Фухимори - меньше двух лет) и прочие весьма "достойные" (наверное) персонажи.
Итак, что в итоге? Не иначе как шедевр контркультуры, пусть и сугубо локального масштаба, предназначенный для столь же узкой целевой аудитории, - и одновременно остроумное, злободневное (как минимум по состоянию на дату выхода), смелое и, как ни удивительно, подлинно интеллектуальное хулиганство. Потому что косвенно уже описанная выше визуальная сторона Vladigame - при всей её нарочитой и, главное, "избирательной" ущербности - истинно бесподобна, что позволяет проникнуться к "действующим лицам", всем этим псам, крабам, богомолам и тараканам с человеческими головами, самым настоящим презрением, - а уровень трудности между тем такой, что упомянутое чувство почти мгновенно перерастает в испепеляющую ненависть, ничуть, однако, не мешающую получать от процесса удовольствие; даже наоборот - именно она увлекает настолько, что оторваться, кажется, попросту невозможно. Это самое настоящее Явление от мира компьютерных игр - практически неизвестное, раритетное и неимоверно притягательное, - которое получает вполне заслуженный высший балл рейтинга и заносится в платиновый фонд нашей коллекции. Ибо сыграть во Vladigame - это лучший и, несмотря на трудности, действенный способ не просто бороться с коррупцией, но и победить её. Хотя бы в квазиреальном Перу...
Последние слова удалось произнести на удивление быстро и чётко, так как химерический гибрид понимал, что это его последний шанс не присоединиться к тем, кто уже тухнет неподалёку. Никакого ответа на тираду не последовало - и жёлтый шарик, со свистом рассёкший воздух, попал точно в цель, сначала превратив лицо Коури в комок однородной фаршеобразной плоти, а затем разделив его на несколько десятков фрагментов; последним, что увидел проворовавшийся "слуга народа", было Солнце, разваливающееся на куски в лучших традициях Булгакова, писавшего о несколько ином небесном теле, но почти под тем же углом зрения. Через мгновение порыв холодного ветра отделил от кровоточащей, почти сразу же начавшей разлагаться и потому отвратительно смердящей туши пачку зелёных американских банкнот, чуть подкинул её - и потянул, на первый взгляд хаотично мотая туда-сюда, чётко по направлению к мозолистой ладони Нико. Со стороны могло даже показаться, что это и не пачка вовсе, а приговорённый к мучительной казни арестант-смертник, конвоируемый охранниками-садистами. "Деньги... - медленно, с горькой усмешкой произнёс Нико, сжав стальными пальцами прибывших в пункт назначения "президентов". - Деньги, якобы выделенные на то, чтобы я жил и учился... Их не было. Ты прокутил эти деньги, Коури. Прокутил, потягивая вино и развлекаясь в компании шлюх в "Голубой Луне", самом роскошном ресторане Лимы, - в то время как я попрошайничал на улице, чтобы вымолить у других бедняков хотя бы пару сентимов на чёрствую краюху из фиолетовой кукурузы или горстку киноа. Ты всю свою жизнь веселился, пока мы страдали. Что же теперь не смеёшься? Нечего сказать?.." И действительно, вокруг воцарилась гробовая тишина, потому что битва закончилась - квартал был зачищен.
...Нико, чуть приподняв голову, напряжённо вглядывался в даль. На крыше самого высокого дома близлежащих трущоб время от времени показывалась обрюзгшая мохнатая фигура Кукулисы, нервно снующая из угла в угол. В пустыне, раскинувшейся неподалёку от города, были заметны тёмные силуэты солдафонов, сохранивших куда больше человеческих черт, нежели гражданские чиновники, и усиленно чистивших ядерные (то есть стреляющие ядрами) гранатомёты. Но всё это ни капельки не интересовало индейского мальчика с жёлтой повязкой, обмотанной вокруг головы. Его гневный пламенный взор был обращён ещё выше - к небесам иной земли, где разворачивалась вся эта фантасмагория. Именно там едва различимо маячили вздымавшиеся над летательными аппаратами рожи: одна - раскосая, с ярко выраженными монголоидными чертами, другая - остроносая и невзрачная. Фухимори и Монтесинос. Президент - и глава внешней разведки, а по совместительству первый государственный советник. Два кровавых вампира, тянущих из народа все соки. Два символа проклятой эпохи. И две цели для мушки на игрушечном ружье.
Глаза наблюдающего за происходящим президента внезапно сузились ещё больше обычного; брови насупились, а губы плотно сжались. "Привести мальчишку ко мне!" - хотел грозно выпалить он, но по какой-то причине эти слова прозвучали довольно вяло и неуверенно, резко контрастируя с убедительными предвыборными речами, в которых крестьянам был обещан рог изобилия. "Нет, Чино! - взревел в ответ Нико. - Меня не приведут. Это я приду. Ты слышишь?! Это Я приду за ТОБОЙ!!!" "Я приду за ТОБОЙ!" - трижды повторило горное эхо, а в разыгравшемся против его воли воображении Фухимори уже возникали исполинские фигуры Манко Инки Юпанки, Хосе Ногеры и Атуспарии, встававшие за спиной ребёнка, осмелившегося бросить вызов системе. "Я уже ИДУ", - тихим и вкрадчивым голосом, испугавшим, однако, главу государства до обильной испарины, добавил мальчик и, закинув за плечо своё чудовищное орудие, отправился в путь. Впереди его ждали смертельные опасности - и реки крови коррупционеров, которые он твёрдо решил пролить. Фухимори это знал - и надеялся. Но было уже поздно. Слишком поздно.
Прежде чем перейти к описанию игры с названием "Vladigame", которое по определённым причинам выйдет достаточно лаконичным, следует - хотя бы в минимальном объёме - познакомить читателя с её, если позволительно так сказать, "фоном". Ибо Перу - страна от наших холодных краёв весьма далёкая, а её история и реалии, к сожалению, занимают не столь многочисленные умы. И если бразильские или даже аргентинские игры более-менее продвинутым олдгеймерам наверняка знакомы, то о перуанских - коих, к слову, и существует-то всего несколько штук - никто практически точно не слышал. Но одну такую мы разыскали - причём, с одной стороны, контркультурную до такой степени, что впору получать статус "иконы стиля", с другой - настолько "глубоко национальную" и ориентированную на "понимающую публику", что вышеупомянутые пояснения для тех, кому (не) посчастливилось родиться за пределами отчизны наследников цивилизации Тауантинсуйу, всё-таки совершенно необходимы.
Альберто Фухимори, представитель довольно многочисленной перуанской японской диаспоры, возникшей в результате массовой эмиграции этого народа в первой половине XX века в страны Латинской Америки (преимущественно, правда, в Бразилию - но, как видим, не только), с детства "награждённый" сверстниками уничижительным (и сопровождавшим его впоследствии всю жизнь) прозвищем "el chino" (ибо для лимских мальчишек, росших в 1940-е, разница между японцами и китайцами не представляла ни малейшего интереса) и уже тогда проявивший недюжинные интеллектуальные способности, получил целых три высших образования: сельскохозяйственное (дома), физико-математическое (во Франции) и собственно математическое (в США); впоследствии он успел поработать агрономом, преподавателем, ректором университета и даже непродолжительное время вёл развлекательное ток-шоу "Concertando" на телевидении. Первые шаги в политике сделал ещё в 1980-е, а в 1990 году, к полной неожиданности для всех местных сил, выиграл президентские выборы, баллотировавшись от партии "Выбор-90".
Придя к власти, потомок самураев объявил о начале тотальной приватизации (по сравнению с которой отечественная показалась бы нам верхом здравомыслия) и инициировал целую серию реформ в духе "неолиберализма", что, правда, сперва привело к кратковременным (и несколько сомнительным) экономическим успехам, но буквально через несколько лет обернулось - выражаясь ни капельки не литературным, но зато правдивым языком - полным швахом, то есть экономическим кризисом и достаточно массовым (хотя, вопреки некоторым статьям, всё-таки не критическим) обнищанием большинства слоёв населения вкупе с уже, пожалуй, как раз недопустимым социальным расслоением между "богатейшими" и "беднейшими". Причём через два года после победы на выборах Фухимори, наряду с уже развёрнутыми "реформами", предпринял "финт ушами" - "самопереворот" (исп. "autogolpe"), в результате которого, заручившись поддержкой охочей до денежек военщины, стал фактически неограниченным диктатором, так что его переизбрание на второй срок в 1995 году оказалось простой формальностью.
А ещё Альберто организовал в стране самые настоящие "эскадроны смерти" для расправы над коммунистами и прочими политическими противниками, не менее реальные концентрационные лагеря для вышеупомянутых категорий населения, запустил программу тайной стерилизации бедняков, в первую очередь женщин - представительниц индейских народов, жертвами которой, если верить западной пропаганде, стали сотни тысяч человек (если не верить - то несколько меньше, что сути дела не меняет), разрешил самому себе переизбираться на третий срок (что и произошло в действительности, став вместе с тем роковой ошибкой), ну и так далее. В общем, "полный набор", пусть масштаб деяний до уровня "вождя немецкого народа" или "товарища № 87", конечно, ни разу не дотягивает. Остаётся добавить, что за десятилетний период правления (ровно столько Фухимори удалось продержаться у власти - аккурат до де-факто сентября 2000 года) коррупция в стране расцвела настолько пышно, что уживаться с нею народ уже попросту не мог.
Владимиро Монтесинос - по иронии судьбы родившийся в семье коммунистов и получивший своё диковинное для перуанского уха имя в честь вождя мирового пролетариата Владимира Ильича - был одним из крупнейших функционеров режима Фухимори. Отставной капитан, с позором изгнанный из армии за шпионаж в пользу гринго (то бишь США), он скорешился с японцем ещё во время кампании 1990 года, почти сразу же по её окончании получив должность главы национальной разведки. Доверие президента к Монтесиносу значительно укрепилось три года спустя, когда последний раскрыл заговор военных по свержению новоявленного диктатора. За эту услугу в том же 1993 году он был назначен министром внутренних дел, а вскоре стал фактически "серым кардиналом" при своём патроне в качестве "первого государственного советника".
Сытая и беззаботная жизнь, фундамент которой, окроплённый реками людских слёз и кровью бойцов "Сендеро Луминосо" (они сами по себе тоже "хороши", но речь сейчас не о них), зиждился на страданиях нации, у "сладкой парочки" закончилась в 2000 году. Именно тогда общественности стало доступно первое из серии так называемых "владивидео" - плёнка с запечатлённым на ней во всех деталях процессом передачи Монтесиносом якобы оппозиционному депутату - впоследствии, как выяснилось, тоже "знатному" вору, удостоившемуся приличного срока в пенитенциарном заведении, - Альберто ("Бето") Коури колоссальной суммы взятки, представлявшей собой, что примечательно, средства, изъятые напрямую из государственного бюджета. Причём "хитрый" (а на деле наивный) "чекист" - во исполнение обещаний, даваемых ему продажными "клиентами", - не только брал с них всевозможные расписки, но ещё и приказывал подручным снимать весь процесс на видео, что в конце концов и обернулось против коррупционера: одна из кассет - встреча с упомянутым Коури - оказалась в руках противников действующей власти, которые не замедлили сделать её содержание общенародным достоянием.
Это произошло 14 сентября 2000 года, за чем в скором времени последовало бегство Монтесиноса сначала в Панаму, а потом в Венесуэлу, - и отставка, а затем "поспешный отъезд" в Бруней и далее в Японию Фухимори (официально от президентства его отстранили лишь в самом конце года). Но вот незадача: Монтесинос не успел уничтожить свой "богатый" архив, который после убытия хозяина быстро перешёл в руки его противников. После этого началось обнародование прочих "владивидео" и многочисленных документов, а населению постепенно становились известны самые разнообразные интересные факты о главе "щита" страны: о не только даче, но и получении им взяток - в частности, от наркобаронов, о продажах оружия колумбийским леворадикальным повстанцам из группировки "ФАРК" (которые по взглядам не так уж сильно отличаются от беспощадно уничтожавшихся маоистов из "Светлого Пути") и о многом другом. В июне 2001 года президент Венесуэлы Уго Чавес выдал Монтесиноса перуанским властям; по некоторым данным, уже в первые дни заключения предательская сущность бывшего шпиона дала о себе знать, ибо он якобы сам предоставил следствию кое-какие материалы о своей деятельности, а заодно преуспел в массовом изобличении всевозможных сообщников, в связи с чем к концу упомянутого года по данному "делу" проходило более полутора тысяч (!) человек - от криминальных авторитетов, политиков и чиновников всех мастей до журналистов. По состоянию на 2018 год Монтесинос, если это кого-то интересует, продолжает мотать срок в обычной перуанской тюрьме, где одна камера почти ничем не отличается от другой.
Что касается его "венценосного" начальника Фухимори, то у того судьба сложилась немногим лучше: на родине своих родителей он получил убежище - и мог бы спокойно провести среди садов камней и синтоистских святилищ остаток жизни, - но в 2005-м нелёгкая потянула его вернуться (!) в Перу, да не просто в страну, а в политику - для участия в очередных выборах! В итоге, прибыв в ноябре в Чили и намереваясь проследовать к северу, он был немедленно арестован, экстрадирован в Лиму и по итогам последовавших судебных процессов приговорён к весьма длительному сроку тюремного заключения. Правда, в декабре 2017 года власти всё-таки помиловали престарелого диктатора по состоянию здоровья и просто из соображений гуманности - то есть сделали то, чем сам он, будучи при регалиях, никогда не отличался. Так закончилась эта история, - и её главные герои, как нетрудно заметить, сполна получили за свои преступные деяния. Но почему бы не пофантазировать, что всё это - если бы оно происходило не просто в вымышленном, а в сюрреалистичном мире на грани гипнагогии и сна воспалённого разума, рождающего чудовищ, - было "немного" не так - и завершилось куда быстрее и необычнее?..
Вероятно, именно таким вопросом задались перед созданием Vladigame - намеренно названной созвучно рассмотренным выше "владивидео" - её авторы, коллектив всего лишь из четырёх человек: это Росио Ойос, Фернандо Гонсалес, Хорхе Ревельо и Марио Алисон. Разумеется, найти какую-либо информацию об этих людях весьма проблематично, - а потому просто воздадим должное их гражданскому мужеству, а равно и таланту: сотворить буквально за несколько месяцев - ибо вышла игра уже в конце 2000 года - такое (во всех смыслах) под силу далеко не каждому.
По жанру Vladigame является более-менее традиционным "стационарным" виртуальным тиром от первого лица (иногда такие вещи именуются "симулятором зенитки"), черпающим вдохновение из старинного шедевра под названием Paratrooper и его многочисленных вариаций (часто пренебрежительно называемых "клонами"). Описанного где-то выше мальчика Нико во время собственно игрового процесса толком (в полный рост, если позволите) увидеть не удастся: он появляется лишь на титульных экранах (при переходе на новый уровень - и при поражении, когда, весь израненный, понуро бредёт прочь), а также в случае победы на конкретном этапе - уже в виде анимированной фигурки, прыгающей от радости и невольно заставляющей игрока кричать "viva la revolución!" в такт его незатейливому танцу. Уровня всего четыре: городской квартал; "трущобный" городской квартал (хотя, надо заметить, "обычный" выглядит немногим лучше); пустыня (вероятно, Сечура); некое странное место, напоминающее андское высокогорье. Проходить их нужно формально последовательно: после успеха на первом предоставляется доступ ко второму, но вот в случае поражения на нём (или на более позднем) начинать придётся в любом случае с самого начала; правда, на самом деле поступать так вовсе не обязательно, ибо все этапы постоянно доступны прямо из главного меню по нажатию клавиш с соответствующими цифрами (то есть от 1 до 4).
Наша цель на каждом уровне заключается в уничтожении посредством ружья, стреляющего теннисными мячиками, всех имеющихся на экране противников за строго ограниченное время, выделенное количество которого не слишком велико, хотя отчасти всё же коррелирует со сложностью задачи в той или иной "локации", - иными словами, на пустыню его будет дано побольше, чем на кварталы. Траектория у нашего оружия меньше развёрнутого угла, но всё же вполне приличная (хотя вообще управление особенно удобным и отзывчивым не назовёшь), а боезапас бесконечен, однако - и это существенно усложняет процесс - одновременно в "обойме" может находиться не более пяти шариков, поэтому, как только все они израсходованы, требуется перезарядка посредством нажатия правой клавиши мыши (за собственно стрельбу, соответственно, отвечает левая). К счастью, восполнять средства убиения до максимума не возбраняется и при совершении хоть одного выстрела, что порой очень удобно и позволяет избегать даже секундного пребывания в беззащитном состоянии.
Враги - главная составляющая ярчайшего и совершенно умопомрачительного колорита Vladigame - представляют собой почти исключительно вырезанные из фотографий (чаще цветных, местами чёрно-белых) головы людей, совмещённые с намеренно карикатурно и аляповато (что особенно заметно в сочетании с великолепными по чёткости отрисовки задними фонами) намалёванными туловищами каких-либо животных: млекопитающих, птиц, членистоногих, рептилий и так далее, а то и просто безымянных чудищ. Впрочем, бывают и исключения: например, военные (среди которых неожиданно отметился и венесуэльский президент Уго Чавес, как раз и выдавший Монтесиноса на родину, - наверное, он не угодил авторам тем, что несколько дней колебался!..) изображены всё-таки людьми (неужели разработчики побоялись быть верными идее до конца?..), хотя тела их, формально человекоподобные, тоже кривы и уродливы; а некоторым (не всем) дамам и вовсе "повезло": одна из них (на первом уровне) представлена в виде человеческого скелета, другая (на третьем этапе) - в образе ведьмы на метле. Отдельные - но отнюдь не все - недруги обладают способностями к дистанционным атакам, где в качестве боеприпасов выступают ядра различных размеров и скорости полёта, а также "одиночные" либо "множественные" динамитные шашки; кроме того, с каждым "эпизодом" количество противников возрастает. Так, в "обычном" квартале нас ожидает схватка с пятью супостатами, из которых лишь один умеет швыряться ядрами, тогда как прочие беззащитны; в трущобах неприятелей уже семеро, а "вооружены" не то трое, не то четверо (понять это несколько затруднительно); пустыня встречает почти "отделением" из девяти коррупционеров, и пятеро могут причинить нам вред.
Кстати, о последнем: отважный Нико, к сожалению, отличается довольно хрупким здоровьем и может выдержать буквально пять-шесть попаданий. Причём, во-первых, никакой возможности поправить своё состояние нет (как и вообще каких бы то ни было бонусов), во-вторых - не предусмотрено даже шкалы, это состояние показывающей: на лице протагониста, отображаемом в левом нижнем углу экрана, каждое новое ранение выражается в виде появления шрама или ссадины, - и всё, так что при первых попытках может оказаться довольно проблематичным понять, есть ли в данный конкретный момент риск гибели или нет. Следует отметить, что все вражеские боеприпасы независимо от своего внешнего вида причиняют одинаковый ущерб; тем же отличаются и присутствующие на любом из первых трёх уровней "метеоры", периодически пересекающие пространство по диагонали сверху вниз, сбивать которые следует не менее метко и оперативно, чем выпущенные в вас ядра или шашки (описанным в данном предложении визуальные анимационные эффекты в ходе непосредственно игрового действия практически ограничиваются).
Запас здоровья у врагов приблизительно равен таковому у нашего героя - то есть для ликвидации каждого коррупционера по нему нужно попасть где-то пять-шесть раз. После любого удачного попадания враг на некоторое время - иногда крайне непродолжительное, иногда совсем наоборот, - исчезает, но затем, естественно, появляется вновь. В верхней левой части экрана представлены портреты оппонентов на данном конкретном уровне, и по мере получения ими повреждений эти лица постепенно покрываются синяками, кровоподтёками и прочими достигнутыми вами в деле борьбы с коррупцией результатами; после гибели проворовавшегося деятеля его физиономия в означенном ряду становится "тусклой", а фигурка на основном поле пропадает окончательно, в момент кончины "бросая" в нашу сторону пачку зелёненьких "баксов", увеличивая тем самым набранный счёт по очкам. Последние, кстати, начисляются также за сбитые боеприпасы и "метеоры".
Если противника не атаковать, то он, скорее всего (хотя и не обязательно: некоторые поступают так лишь после ранений), опять-таки исчезнет через какое-то время после появления, а потом снова возникнет из ниоткуда. Обратите внимание, что у всех негодяев есть собственные "области действий": у кого-то это чуть ли не вся верхняя или нижняя часть экрана, то есть они могут появляться в любой из её точек, - а у кого-то, напротив, имеется строго фиксированная однажды занятая позиция. Кроме того, противники на одном и том же уровне - но при разных его загрузках, то есть предпринимаемых попытках прохождения, - иногда появляются с разной частотой и в разных, с позволения сказать, "комбинациях"; иными словами, те, кто при предыдущем запуске возникал часто и (или) вместе, при последующем делают это куда реже и (или) порознь. Данное обстоятельство следует иметь в виду, потому как оно способно значительно повлиять на степень сложности игрового процесса.
Впрочем, последнюю нельзя охарактеризовать иначе как "объективно высокая". И если первый уровень - напомним, всего с одним "стреляющим" недругом - наверняка покорится почти каждому, то уже на втором (и тем более на последующих) прискорбный финал может наступить очень быстро, если не придерживаться грамотной тактики (хотя даже в этом случае успех отнюдь не гарантирован), которую стоит кратко рассмотреть. Перво-наперво нужно научиться не забывать о тикающем таймере: время на прохождение ограничено, а уничтожить за выделенные секунды нужно обязательно всех противников до единого. Если же хотя бы один из них по истечении лимита не окажется в лучшем мире - то вам будет засчитано поражение, причём независимо от любых прочих факторов, то есть и в том случае, если Нико к этому моменту останется жив или даже не получит (а такое вполне реально) повреждений. Так что подход вида "сначала вычисляем стреляющих и устраняем их, не отвлекаясь на прочих, а затем приступаем к последним" не сработает: "отвлекаться" придётся, потому что иначе банально не хватит секунд. Не менее ошибочной является и тактика борьбы исключительно с самими коррупционерами, то есть ведение огня строго по ним и игнорирование выпущенного в вас "добра": по причине небольшого, как уже отмечалось выше, "запаса прочности" у персонажа вас при таком раскладе погубят очень, очень быстро. Вместе с тем показатель скорострельности у многих - пусть и не абсолютно у всех - атакующих весьма высок (а у использующих с этой целью ядра - поголовно), поэтому если заниматься только "продуктами" их агрессивных действий, то можно вскоре "увязнуть", а если таковой на экране не один и если вспомнить про всё то же ограниченное время, за которое нужно обязательно расправиться со всеми присутствующими, включая и "беззащитных", то итог предсказуем и, увы, печален.
Но решение есть. По возможности "дистанционщиков" стоит поражать как можно быстрее после их возникновения, чтобы они исчезали на какое-то время, не успев атаковать; если кем-то таковым уже выпущен боеприпас, то стрелять всё равно надо сначала в него самого (дабы вынудить исчезнуть и хотя бы на какие-то секунды избавить себя от потока новых "подарочков" от данного индивидуума), а затем уже устранять то, что он успел "исторгнуть"; если же "стрелков" много и вы чисто физически пропустили удобный момент при появлении очередного представителя этой категории, а задействованный последним "сюрприз" уже почти достиг нижнего края экрана, то, разумеется, стоит в первую очередь ликвидировать его, но затем вернуться к старой схеме, то есть выстрелить сначала в "источник", а уже потом в очередной объект, вылетевший из него. Автору данного описания после некоторой тренировки удалось пройти третий уровень без единого (!) ранения, отразив "на ноль" все атаки коррупционеров, при этом уничтожив цели и уложившись в отведённый срок. Что касается финального, четвёртого этапа, то там формально предстоит противостоять той самой "сладкой парочке" - Фухимори и Монтесиносу, в заставке передвигавшимся на самолётах. Правда, по факту дело придётся иметь одновременно с тремя огромными плитами (вызывающими странные "месоамериканские" ассоциации), украшенными черепами и атакующими потоками ядер. Пройти это испытание наверняка вполне реально, особенно с учётом приобретённых ранее навыков, - но делать это не слишком интересно по причине отсутствия должной мотивации, ибо, как ни жутко о таком писать, уродовать омерзительных, но персонифицированных коррупционеров гораздо занимательнее, нежели противостоять безликим и едва ли не абстрактным конструктивным элементам, пусть и защищающим главных преступников и виновников всех несчастий простого народа.
Однако спешить с выводами не стоит: черепушки - это лишь увертюра к кульминации крестового похода Нико. Как только троица защитников Фухимори оказывается поверженной, перед нами появляется "Эль Чино" собственной персоной: он оставил уютный летательный аппарат и явил миру своё истинное лицо - чешуйчатого огнедышащего дракона, весьма юркого и плюющегося парами языков пламени, которые, покинув его пасть, разлетаются в стороны и несутся по направлению к протагонисту довольно-таки быстро. Из-за подвижности, скорострельности и выносливости (запас здоровья, пусть нигде и не отображаемый, у него солидный) Фухимори однозначно является наиболее трудным для уничтожения противником во всей Vladigame (что, в общем-то, и не должно удивлять), - однако победить его вполне реально, особенно с учётом того, что некоторые потоки огня - те, что попадают в боковые границы экрана, - для нас безвредны.
Финальным же злодеем, вылезающим на свет после пленения (да-да, именно так) своего патрона, оказывается главный перуанский коррупционер, давший игре своё имя, - Владимиро Монтесинос, предстающий в образе огромного осьминога, швыряющегося динамитными шашками разных размеров. Но на самом деле он гораздо менее грозный враг, нежели Фухимори: двигается совсем не так резво, имеет куда меньше здоровья, а главное - разбрасываемые им бомбы опускаются очень медленно; так что человеку, получившему неизбежный боевой опыт в ходе сражений с черепами и президентом, одолеть его наверняка не составит ни малейшего труда.
После того как два главных государственных преступника окажутся в самом подходящем для них месте - то бишь за решёткой, - последует, с позволения сказать, "эпилог" в виде статичной картинки со счастливым и улыбающимся Нико, стоящим посреди перуанской пустыни и мудрым взором глядящим вдаль. Ибо многострадальный перуанский народ отныне свободен от жулья!
Возможно, некоторым олдгеймерам при взгляде на Vladigame захочется попробовать не предусмотренную (и даже не предполагавшуюся) авторами "мини-игру": опознать каждую из двадцати трёх личностей, исполняющих роли наших противников. Однако предупредим заранее, что дело это крайне проблематичное и неблагодарное: фотографий представителей перуанской элиты в Интернете (даже с ограничением поиска доменной зоной .pe) не так уж много, а тамошняя печатная пресса для нас по понятным причинам трудноступна. Хотя "главари" всем известны и так, образованные же люди наверняка узнают ещё как минимум пару фигур, ну и попробовать заняться подобным поиском всё-таки вполне реально (если действительно не жаль тратить время подобным феерически "пустым" образом, да ещё и с туманным результатом). Отметим на всякий случай, что среди недругов скрываются в том числе депутат Агустин Мантилья (в 1980-е занимавший пост министра внутренних дел), телеведущая Лаура Боццо, неоднократно упомянутый в данном тексте политик Бето Коури (вместе со своим братом), Луиса Мария Кукулиса (министр по делам женщин и социального развития, занимавшая, правда, свой пост в самом конце правления Фухимори - меньше двух лет) и прочие весьма "достойные" (наверное) персонажи.
Итак, что в итоге? Не иначе как шедевр контркультуры, пусть и сугубо локального масштаба, предназначенный для столь же узкой целевой аудитории, - и одновременно остроумное, злободневное (как минимум по состоянию на дату выхода), смелое и, как ни удивительно, подлинно интеллектуальное хулиганство. Потому что косвенно уже описанная выше визуальная сторона Vladigame - при всей её нарочитой и, главное, "избирательной" ущербности - истинно бесподобна, что позволяет проникнуться к "действующим лицам", всем этим псам, крабам, богомолам и тараканам с человеческими головами, самым настоящим презрением, - а уровень трудности между тем такой, что упомянутое чувство почти мгновенно перерастает в испепеляющую ненависть, ничуть, однако, не мешающую получать от процесса удовольствие; даже наоборот - именно она увлекает настолько, что оторваться, кажется, попросту невозможно. Это самое настоящее Явление от мира компьютерных игр - практически неизвестное, раритетное и неимоверно притягательное, - которое получает вполне заслуженный высший балл рейтинга и заносится в платиновый фонд нашей коллекции. Ибо сыграть во Vladigame - это лучший и, несмотря на трудности, действенный способ не просто бороться с коррупцией, но и победить её. Хотя бы в квазиреальном Перу...
- Атмосфера:
Юмор
Сюрреализм - Аудитория:
Жестокость - Время и место:
Современность
Латинская Америка - Главный герой:
Ребёнок - Особенность геймплея:
Подобие Paratrooper - Перспектива:
Вид от первого лица - Способ распространения:
Бесплатное приложение - Страна или регион происхождения:
Перу - Элемент жанра:
Виртуальный тир - Язык:
Español