Синий глаз, жёлтый нос, красный рот;
Сильный духом исполняет путь жизни –
Смерти нет, есть лишь очищение.
Сильный духом исполняет путь жизни –
Смерти нет, есть лишь очищение.
Японский художник и музыкант Осаму Сато стал в последние годы одной из наиболее знаковых фигурой для любителей глубоких и самобытных компьютерных игр – благодаря нескольким своим проектам, увидевшим свет в 1990-е годы: как видно, в то время Sony Music Entertainment могла позволить себе издание произведений экспериментальных и не особо прибыльных. Сама идея сотрудничества с их автором возникла после получения последним гран-при на проводившемся этой компанией в 1993 году конкурсе мультимедийного искусства Digital Entertainment Program. В результате уже через год основанная Осаму Сато команда из четырёх человек под вывеской OutSide Directors Company выпустила, для Macintosh и на языке своей родины, адвенчуру «Tong-Nou», заслуженно занимающую ныне первое место в рейтинге «Japanese Video Games That Will Make Your Head Explode». К счастью, чтобы проверить свою голову на прочность, не обязательно изучать японский язык: спустя ещё год после оригинального релиза состоялось издание игры на английском и для Windows – под более длинным названием «Eastern Mind: The Lost Souls of Tong Nou».
Собственно, «Тон-Но» – это и есть тот самый «Восточный разум»: так зовётся некий остров, затерянный где-то на востоке и замеченный последнее время в похищении душ (sic!) у ничего не подозревающих и мирно спящих людей. Одним из таких несчастных оказывается и наш герой по имени Рин: ощутив утром пропажу, он одалживает душу у одного своего товарища и отправляется на остров, дабы вернуть свою кровную духовную сущность. Для этого ему придётся пройти через пять миров и девять реинкарнаций, пережив немало приключений, придуманных в полном соответствии с фантазией Осаму Сато сценаристкой игры Хироко Нисикава (по некоторым сведениям – женой руководителя проекта).
Сказать, что эти приключения будут выглядеть необычно, – значит не сказать ничего. Впрочем, с чисто технической точки зрения всё смотрится скорее привычно для середины девяностых: вид «из глаз», статичные 256-цветные картинки с разрешением 640х480, минимумом анимации и поворотами на 90 градусов. При этом классифицировать «Tong-Nou» как классический «мистоид» будет не совсем правильно: хотя – чисто теоретически – творение братьев Миллеров и могло с учётом хронологии успеть уже повлиять на работу японского художника, таковая отличается в игровом отношении наличием полноценного инвентаря и множества персонажей, ну а главное – неподражаемым художественным стилем и игровым процессом, скрывающимися под внешностью стандартного квеста от первого лица.
Среди основных источников своего вдохновения Осаму Сато не зря указывал русский авангард (а также футуризм и Баухауз): как раз те самые персонажи, которых насчитывается здесь более сорока, способны поразить ваше воображение раз и навсегда. Большинство обитателей Тон-Но состоит из различных геометрических форм, воплощённых в ярких цветах и в самых невообразимых сочетаниях, действительно напоминая творения отечественных супрематистов: описать это словами просто невозможно – загляните лучше на вкладку со скриншотами. Ну а сам одноимённый остров представляет собой... парящую в невесомости огромную лысую зелёную голову (sic!!), смоделированную точь-в-точь по лицу автора игры. Последний, кстати сказать, выступил также и в качестве композитора – все мелодии выполнены в не менее самобытном техно-электронном стиле, нежели иллюстрации, хотя и далеко не так впечатляют, как художественное оформление игры.
Попадать в различные локации мы будем через уши, щёки и затылок (sic!!!). Внутреннее пространство «острова» состоит из упоминавшихся уже пяти миров – земель Времени, Желания, Сна, Жизни – и центральной Горы, собственно и носящей название Тон-Но. Несмотря на немалый налёт сюрреализма и яркую палитру, большинство «проходных» пейзажей, в отличие от населяющих их созданий, выглядят несколько бедновато и однообразно: кликать при передвижении придётся не меньше, нежели в новомодных «симуляторах ходьбы». Впрочем, имеются здесь и самые разнообразные телепорты, и другие способы быстрого перемещения из одного мира в другой, не требующие длительной пешей прогулки назад к экстерьеру Зелёной Головы и часто сокрытые в довольно-таки неочевидных местах. Курсор игры умеет принимать формы только стрелок с обозначением доступных направлений движения – активные точки придётся выискивать самостоятельно; впрочем, с учётом яркости и своеобразности местной палитры особым пиксельхантингом игра не озадачивает.
Интерфейс также весьма прост: игровое меню, показывающееся при подведении курсора кверху экрана, унаследовано ПК-версией «Tong-Nou» от первоиздания для Mac: сохранение/загрузка игры (в виде текстовых файлов в любом месте жёсткого диска) и установка громкости звука (от «Level 0» до «Level 7»). Слева внизу основного экрана расположен инвентарь, называемый тут японским словом фуросики, – что означает буквально кусок ткани для переноски различных предметов, – и раскрывающийся при двойном нажатии левой кнопки мыши. Таких предметов у нас будет немало: в ходе игры придётся заниматься сбором пяти магатам (особых разноцветных сущностей разного цвета, выглядящих как украшения в форме загогулинки и названных по имени пяти элементов мироздания), пяти сил катаны и прочих дивных штуковин, очевидно несущих на себе отпечаток восточной склонности к непременной нумерации и вообще восточной мифологии. Последняя, впрочем, в здешнем мире имеется своя собственная, подробно излагаемая в одном из предметов того же инвентаря – многостраничной «Книге Тон-Но», содержащей в себе не только описания и карты пяти миров, но и биографии всех существ, и перечень всех доступных для коллекционирования предметов. Информация эта предназначена не только для досужего ознакомления и размышления, но временами и для практического использования: недаром книга снабжена тремя закладками, которыми можно заложить самые любимые страницы.
При этом обнаружение и использование (посредством того же двойного клика) многих из предметов инвентаря оказывается опциональным, а то и просто невозможным: нет ничего бесполезнее, скажем, выдаваемого нам в самом начале амулета, якобы спасающего от неожиданной смерти. К счастью, для таких случаев имеется здесь и собственный рынок, доступный из любого мира и позволяющий обменивать одни ненужные предметы на другие по строго установленным правилам. А что касается той самой смерти – так всё дело в том, что умирать нам придётся часто, очень даже ожидаемо – и, как бы это ни прозвучало, с большим удовольствием. Самым страшным проклятием для героя оказывается... возможное получение бессмертия, означающее такое себе бесконечное зацикливание на одном-единственном игровом экране, спастись от которого можно лишь путём загрузки сохранения. Смерти же нет: есть только перевоплощение.
А значит, управлять нам придётся, помимо Рина, ещё восемью персонажами, собственноручно нами собираемыми из доступных комбинаций глаз, ртов и носов, в любом возможном порядке. Задача заключается в том, чтобы достичь каждым из наших подопечных реализации цели всей его жизни – правда, в половине случаев таковая окажется весьма доступной (а жизнь, соответственно, – предельно короткой). Зато ещё четыре персонажа, сообразно с четырьмя основными землями, предложат нам более глубокие истории: четыре властителя этих земель наградят нас необычными заданиями, для решения которых придётся немало побродить по соседним царствам и пообщаться с их ещё более необычными обитателями. Как правило, в основном они весьма дружелюбны – многие видят цель своей жизни как раз в том, чтобы давать нам подсказки; лишь некоторые «чудики» (по-другому и не скажешь) способны съесть нас на пустой желудок (незапланированная смерть – это тоже не страшно: всегда есть возможность начать жизнь сначала); есть, впрочем, и менее приятные персонажи, склонные воровать предметы из нашего инвентаря. К счастью, большинство из таковых можно подобрать повторно даже после использования их по назначению – или же выменять на рынке, часто открывая тем самым возможности для альтернативного решения некоторых квестовых загадок.
Среди последних преобладают классические, на сбор и применение предметов, – разумеется, с учётом того, что мир Тон-Но живёт по своей собственной – необычной, сюрреалистической, но всё же логике. Для тех, кому эта последняя, вместе с самобытным художественным стилем и общей восточно-мифологической атмосферой игры, окажется созвучной и близкой, прохождение истории Рина трудностей почти не составит. К примеру, в отличие от того же «Myst» и его западных последователей, местные загадки на тему музыкальных инструментов не потребуют точного слуха и воспроизведения мелодий, а необходимость чтения и даже набора текстов на непонятном языке упрощается возможностью обнаружения и использования очков, позволяющих читать любые загадочные письмена. Пара головоломок предполагает и ввод текста вручную – в том числе и одна из опциональных для посещения комнат Спирального Дворца из Земли Желаний, предназначенная исключительно для взрослых (и потому запрашивающая при входе ваш возраст). Как правило, ответы можно подсмотреть в «Книге Тон-Но» – за одним-единственным исключением: почему-то имя главного властителя острова, «Tou-Gyou», необходимое для ручного ввода в ответ на один из вопросов, можно узнать лишь из доступных в сети прохождений – или же, при очень большой удаче, в случае умелого использования внутриигрового компьютера (да, есть здесь и такое)...
Стоит упомянуть ещё и о многочисленных бонусах английского ПК-издания: гибридный диск включает в себя три музыкальных композиции из авторского альбома в виде отдельных Audio-дорожек; при запуске файла karactrs.exe можно полюбоваться на полноразмерную галерею из шестнадцати персонажей игры, ну а trnscrpt.exe, размещённый в папке Transcri, откроет нам неинтерактивную демоверсию «Tong-Nou», оригинальный видеоролик и несколько слайдшоу с иллюстрациями и другими работами Осаму Сато. В общем, перед нами – действительно уникальный проект, который пусть и не обязательно понравится всем игрокам без исключения, но вполне достоин занять почётное место в пантеоне самых примечательных компьютерных игр за всю их историю.
Любопытно, что сам автор оценивал эти последние исключительно как один из возможных способов выражения себя как художника – особо и не интересуясь созданием именно игр (и тем более тем, чтобы играть в них самому). Произведений современного искусства, использующих эту форму их воплощения, Осаму Сато выпустил ещё только два: прямое продолжение своего первого проекта, на существование которого намекает и «Книга Тон-Но», и финал истории Рина, которое было подготовлено к изданию уже в 1995 году под названием «Chu-Teng», – и сюрреалистическую «исследовательскую игру» 1998 года «LSD: Dream Emulator», выходившую лишь на консоли PlayStation. Во многом благодаря этой последней творчество японского мастера и привлекло внимание современных игроков со всего мира – но это уже совсем другая история.
- Атмосфера:
Сюрреализм - Игровой движок:
Macromedia Director - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Япония - Технические детали:
CD-audio - Язык:
English