Teitoku no Ketsudan IV

提督の決断IV
Teitoku no Ketsudan IV
Жанр: Strategy
Разработчик: KOEI
Издатель: KOEI
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 2
На территории РФ и СНГ серия варгеймов P.T.O. относительно известна, но в основном среди владельцев Sega MD, SNES и PlayStation. Мало кто знает о «компьютерных воплощениях» частей этой франшизы, - а всё из-за региональной эксклюзивности некоторых игр, как, например, ПК-версии Teitoku no Ketsudan IV. Вышла она в рамках KOEI World War (куда, кстати, входит представленная на нашем сайте Operation Europa: Path to Victory), а автором выступил снова Коё Сибусава. TK IV можно смело назвать «пробой пера», ибо через год появится (в том числе и на Западе) консольный вариант - P.T.O. 4 - с шикарной графикой и доработанным игровым процессом, но увы - «only PS2».

TK 4 - варгейм двухуровневый: вам предстоит командовать флотом и военной экономикой одной из четырех держав, распределяя ресурсы и оперативные группы кораблей по морским базам, и периодически вступать в «тактические» бои с вражескими соединениями. Это в общих чертах, а подробнее – в основном «глобальном» режиме расширили театр военных действий до Атлантики; соответственно, к Японии и США добавились в качестве «играбельных» сторон Англия и Германия. Мы можем выбирать «историческую» дату начала партии - от этого зависят стартовые условия - и «отредактировать» союзы, то есть в TK 4 вполне реально разыграть войну между англо-германским союзом и японо-американским альянсом. В любом случае после установок кампании мы попадаем в штаб – наше основное «рабочее» место; тут мы видим огромную карту мира и нескольких офицеров, кликнув по которым вы получите доступ к соответствующим функциям (производство, управление флотом, снабжение и т.д.); телефон – настройки игры, а если щелкнуть мышкой на входной двери, то вы завершите игровой ход. На карте театра военных действий расположены важные точки – порты («квадрат») и военные базы («круг»); оные пункты соединены «маршрутными» линиями, по которым осуществляется движение флотов и транспорта снабжения. Кроме того, порты являются ключевыми объектами, и если вы в паре с союзником захватите все 14, то победите в войне… После щелчка по точке карта изменит масштаб для более подробного рассмотрения сего района и отдачи приказов подчиненным, расположенным в нём. Что тут есть или может быть? Кораблик – ваша оперативная группа, якорь/кран – порт/верфь для производства и ремонта юнитов, аэродром или самолет (ну, вы поняли), несколько транспортников – в район поступает снабжение, - а также еще куча значков, обозначающих различные ресурсы.

Для того чтобы просмотреть информацию о территории противника, туда необходимо отправить шпиона - кликнув по соответствующему офицеру (второй справа). Для перемещения флотов по карте выбираем адмирала (первый); он же отвечает за формирование новых групп при наличии свободных кораблей. Оставшиеся люди заведуют управлением верфями, снабжением баз и научными исследованиями (создание всяких радаров, снарядов и другого оборудования). Кстати, крейсера и прочие линкоры сходят со стапелей не «по нажатию кнопки», а с задержкой в несколько ходов, – чем круче машина, тем дольше ждать. В «производственном» списке наличествует широчайший выбор реально существовавших кораблей, как надводных, так и подводных. Кроме того, можно «поиграть» в инженера и спроектировать свой собственный линкор/авианосец/дредноут/нужное_дописать и запустить его в серию. Делается это путем перемещения в соответствующем меню ползунков, означающих параметры корабля, - водоизмещение, количество орудий, бронирование, объем топливных баков и многое-многое другое...

…Но вот ваш отряд входит во враждебные воды - и TK 4 переходит в «тактический» режим. Выглядит оный как стандартная игра жанра RTS: внизу привычная панель интерфейса из трех частей – мини-карта, «окно» с информацией и блок командных кнопок, – а управление юнитами осуществляется мышью. «Щелкнули» по кораблику - выделили его; повторный «клик» в любом месте карты заставит судно переместиться туда. Но есть нюансы. Если приказать двигаться группе, то она будет стараться сохранить строй, в том числе и при поворотах. Также можно изменять скорость (вплоть до полной остановки) кораблей посредством кнопки, стилизованной под машинный телеграф. Как только ваши капитаны увидят противника, они автоматически прикажут обстрелять его из артиллерии, а вот запуск торпед производится уже «в ручном режиме» непосредственно игроком. Касательно авиации: в TK 4 вы можете распоряжаться двумя типами самолетов: разведчиками - я думаю, всем понятно, для чего они необходимы, - и бомбардировщиками, расположенными на палубах авианосцев и наземных аэродромах и «активируемыми» через панель приказов. По сути, последние в игре – третий тип оружия. Истребители же действуют самостоятельно, вылетая на сопровождение бомберов либо для прикрытия оперативной группы. Однако помните: ночью и в плохую погоду задействовать «воздух» нельзя. В чём цель «тактического» режима? Необходимо уничтожить все вражеские боевые корабли и базы в текущем квадрате, после чего он перейдет под ваш контроль.

Если основная «глобальная» кампания покажется вам, кхм, «замороченной» (а с учетом того, что игра полностью на японском, так, скорее всего, и будет), то добро пожаловать в один из коротких сценариев. Как правило, это «тактические» миссии, реконструирующие реальные морские сражения Второй мировой; впрочем, «альтернативные» варианты тоже встречаются. Как и в "глобалке", можно выбирать стороны конфликта, но при этом не приходится ломать мозг над военной экономикой, наслаждаясь непосредственно морским сражением.

Пожалуй, на этом закончим описание. Итог: очень хорошо… при условии, что вы готовы потратить много времени, штудируя технические справочники на пару с русско-японским словарем. А если не готовы – есть альтернатива в виде эмулятора PlayStation 2 и P.T.O. 4.
Автор обзора: Skud
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
samiam
Но никак не ожидал увидеть её на сайте.
Мы до недавнего времени тоже не ожидали - и уже рассматривали вопрос покупки непосредственно в Японии, ибо игра достойная.
Но у gabby32, выдающегося коллекционера японских игр, большого друга сайта и просто очень доброго человека, нашёлся образ оригинального диска, которым он и поделился. Бывает, что тут ещё скажешь (помимо громадного "спасибо", конечно же, - как @gabby32, так и @Skud'у).
Вот это подарок! Несколько лет назад я играл в PTO 4 на PS2. И в титрах видел упоминание о версии для ПК. Но никак не ожидал увидеть её на сайте. Правда японский язык в такой игре помеха и немалая.

Относительно битв - в игре главная ударная артиллерия. У кого мощнее орудия, тот и крут! Хотя в реальности всё было как раз наоборот. И легендарный японский линкор "Ямато" и четыре американских линкоров класса "Айова" так и не вступили в бой с кораблями противника. Авианосцы, а точнее их количество, стали решающим фактором для победы союзников над флотом Японии. В игре роль авиации сильно занижена. Плюс на Балтике и в Атлантике очень часто стоит плохая погода, а значит задействовать самолёты нет возможности. Но зато есть возможность наладить выпуск реактивных самолётов даже времён Корейской войны. Р-80 "Шутинг Стар" стал неплохим подспорьем для завоевания господства в воздуху. Правда для атак надводных кораблей и подводных лодок я использовал более адекватную авиатехнику, не такую быструю и менее дорогую. Из реально существующих кораблей мне больше всего пришлись по душе крейсеры класса "Атланта". Конечно, они подвергались модернизации, и не раз. Но зато это позволило мне задействовать их до самой победы.

Как и в жизни, Япония имеет перевес в начале конфликта, но чем дольше он длится тем сильнее сказывается превосходство США в экономике, науке и технике. Это даёт не только количественный перевес над флотом стран Оси, но самое главное качественный. Новые радары, сонары, торпеды, двигатели и многое другое дают возможность США даже меньшим количеством брать верх над Японией и Германией. В бою это означает раньше обнаружить противника и открыть по ему огонь. Лично я, кстати, в бою старался разделить флот на 2-3 группы, чтобы более гибко реагировать на изменения ситуации. Оптимальный вариант состава флота у меня был таков: 2 линкора, 3-4 крейсера, 2-3 авианосца, а остальное эсминцы.