Мы продолжаем изучать малоизвестные национальные центры разработки компьютерных игр. В этот раз рассмотрим экзотический Иран. На первый взгляд обывателю может показаться, что из-за достаточно строгих нравов этой страны компьютерные развлечения – вещь там почти немыслимая. Однако это далеко не так: в Иране уже более десятка лет разрабатывают и издают компьютерные игры собственного производства - преимущественно для внутреннего рынка. К сожалению, иранских игр эпохи DOS пока не было найдено в Сети. А вот для платформы Windows таковые известны; их уже издано несколько десятков, причём все они выполнены на очень хорошем уровне качества. Иранские игры стали активно появляться только во второй половине «нулевых». Тематика в основном историческая, а преобладающий жанр – экшен. И вот, одна из таких игр 2008 года является приятным подарком ценителям жанра FPS – она повествует о военных событиях 80-х годов прошлого века, происходивших на Ближнем Востоке…
На вопрос «Какой из локальных конфликтов XX века после Второй мировой войны является одним из самых кровавых?» правильно ответит далеко не каждый. Кто-то вспомнит про Вьетнам, кто-то более подкованный в новейшей истории – про Корею. Но есть ещё одна малоизвестная война – Ирано-иракская, унёсшая, по самым осторожным оценкам, более миллиона жизней за период 1980–1988 годов. Пожалуй, наиболее горьким её уроком является следующее: две враждующих стороны настолько сильно измотали друг друга, что более просто не могли продолжать воевать; они вынуждены были заключить мирный договор, так в конечном итоге ничего в равной степени и не добившись.
Начало игры чётко привязано к определённой календарной дате – 20 бахмана 1364 года (۲۰ بهمان ١٣۶۴). Для тех, кто так и не сумел в своё время скачать реферат на тему «Иранский солнечный календарь», напоминаем, что это соответствует 9 февраля 1986 года. Кстати, сей календарь с его достаточно сложными 33-летними правилами високосов по точности даже превосходит общепринятый григорианский! Дата выбрана не случайно. Это начало успешной наступательной операции «Рассвет-8», которую иранская армия проводила в районе полуострова Фао (al-Faw). Цель – отрезать основной путь экспорта нефти для режима С.Хуссейна из порта Басры по реке Шатт-эль-Араб в Персидский залив. Вы примете непосредственное участие в подготовке наступления в качестве бойца специального диверсионного подразделения.
В игре всего пять уровней. Первый уровень – ознакомительный. Просто нужно будет пройти боевые позиции среди пальмовых рощ, взобраться на смотровую вышку и найти штаб. Периодически нажимайте клавишу «F» в местах, где ваше движение останавливается, – это подтверждение перехода к следующему пункту боевого задания. В штабе на стене будут висеть иранский флаг, портрет аятоллы Хомейни и подробная карта района наступления. Во втором уровне уже жарче - тут вас реально могут убить, причём за пару секунд. Вам нужно будет ночью вплавь форсировать широкую реку Шатт-эль-Араб (это результат слияния Тигра и Евфрата). На противоположном иракском берегу во множестве расположены металлические заграждения типа «ёж» и расставлены смотровые вышки с пулемётчиками. Как вы всё это преодолеете в одиночку – решать вам. Кстати, с военно-исторической точки зрения тут всё полностью достоверно изображено – именно такая система обороны и была возведена иракской армией на полуострове Фао. Запомните, ваш позывной – "Komail". С вами на связи постоянно будет командование. Оружие – тут всё реалистично, никакого тяжёлого арсенала из десятка стволов: только АК-47 и ручной гранатомёт. На игровой панели (слева внизу) красный числовой индикатор покажет, сколько шагов (а может, метров?) осталось до следующей точки маршрута, – тут есть всё для удобства геймера!
Графика хороша только на первом уровне. Много пальм, боевая техника, – всё трёхмерные модели. Конечно, по простоте и рубленности форм объектов всё это напоминает знаменитый шутер NAM (1998). Спрайты используются в основном для оформления кустов, а в остальном – полноценные 3D-модели. Текстуры задействованы мощнейшего разрешения – 1024х1024! Игровой движок идентифицировать не удаётся. Вероятно, что это что-то современное, открытое и общераспространённое. Дизайн меню создан бесподобно: всё инкрустировано арабской вязью, играет сильная патриотическая музыкальная тема. В случае гибели вашего бойца зазвучит трагичная мелодия на фоне ярко-алой розы… Вообще, тут всё пропитано патриотизмом, даже вступительный видеоролик посредством кинохроники повествует о событиях той войны. А вот с SFX в геймплее отчасти не сложилось. Нет, звуки атмосферных радиопереговоров выполнены очень хорошо, а вот стрельба пулемётов со стороны противника – просто ужас: это напоминает звуки какого-то приземляющегося НЛО! Тут, к сожалению, всё-таки не обошлось без маленькой ложечки дёгтя…
В любом случае – игре заслуженная твёрдая четвёрка. Всё в меню и в геймплее отображается на фарси, даже летоисчисление своё и цифры тоже свои – арабо-индийские (не путать с нашими повседневно используемыми «арабскими»). Но пройти всё же интуитивно можно – ведь в 3D-шутере от первого лица многое всегда должно быть без перевода понятно любому геймеру, на каком бы языке мира он ни разговаривал. Приятно, что этот популярный жанр компьютерных игр, изначально создававшийся исключительно для беззаботных развлечений, способен доносить до нас и очень серьёзные вещи, повествуя о малоизвестных военных событиях, то и дело случавшихся в разных точках земного шара…
На вопрос «Какой из локальных конфликтов XX века после Второй мировой войны является одним из самых кровавых?» правильно ответит далеко не каждый. Кто-то вспомнит про Вьетнам, кто-то более подкованный в новейшей истории – про Корею. Но есть ещё одна малоизвестная война – Ирано-иракская, унёсшая, по самым осторожным оценкам, более миллиона жизней за период 1980–1988 годов. Пожалуй, наиболее горьким её уроком является следующее: две враждующих стороны настолько сильно измотали друг друга, что более просто не могли продолжать воевать; они вынуждены были заключить мирный договор, так в конечном итоге ничего в равной степени и не добившись.
Начало игры чётко привязано к определённой календарной дате – 20 бахмана 1364 года (۲۰ بهمان ١٣۶۴). Для тех, кто так и не сумел в своё время скачать реферат на тему «Иранский солнечный календарь», напоминаем, что это соответствует 9 февраля 1986 года. Кстати, сей календарь с его достаточно сложными 33-летними правилами високосов по точности даже превосходит общепринятый григорианский! Дата выбрана не случайно. Это начало успешной наступательной операции «Рассвет-8», которую иранская армия проводила в районе полуострова Фао (al-Faw). Цель – отрезать основной путь экспорта нефти для режима С.Хуссейна из порта Басры по реке Шатт-эль-Араб в Персидский залив. Вы примете непосредственное участие в подготовке наступления в качестве бойца специального диверсионного подразделения.
В игре всего пять уровней. Первый уровень – ознакомительный. Просто нужно будет пройти боевые позиции среди пальмовых рощ, взобраться на смотровую вышку и найти штаб. Периодически нажимайте клавишу «F» в местах, где ваше движение останавливается, – это подтверждение перехода к следующему пункту боевого задания. В штабе на стене будут висеть иранский флаг, портрет аятоллы Хомейни и подробная карта района наступления. Во втором уровне уже жарче - тут вас реально могут убить, причём за пару секунд. Вам нужно будет ночью вплавь форсировать широкую реку Шатт-эль-Араб (это результат слияния Тигра и Евфрата). На противоположном иракском берегу во множестве расположены металлические заграждения типа «ёж» и расставлены смотровые вышки с пулемётчиками. Как вы всё это преодолеете в одиночку – решать вам. Кстати, с военно-исторической точки зрения тут всё полностью достоверно изображено – именно такая система обороны и была возведена иракской армией на полуострове Фао. Запомните, ваш позывной – "Komail". С вами на связи постоянно будет командование. Оружие – тут всё реалистично, никакого тяжёлого арсенала из десятка стволов: только АК-47 и ручной гранатомёт. На игровой панели (слева внизу) красный числовой индикатор покажет, сколько шагов (а может, метров?) осталось до следующей точки маршрута, – тут есть всё для удобства геймера!
Графика хороша только на первом уровне. Много пальм, боевая техника, – всё трёхмерные модели. Конечно, по простоте и рубленности форм объектов всё это напоминает знаменитый шутер NAM (1998). Спрайты используются в основном для оформления кустов, а в остальном – полноценные 3D-модели. Текстуры задействованы мощнейшего разрешения – 1024х1024! Игровой движок идентифицировать не удаётся. Вероятно, что это что-то современное, открытое и общераспространённое. Дизайн меню создан бесподобно: всё инкрустировано арабской вязью, играет сильная патриотическая музыкальная тема. В случае гибели вашего бойца зазвучит трагичная мелодия на фоне ярко-алой розы… Вообще, тут всё пропитано патриотизмом, даже вступительный видеоролик посредством кинохроники повествует о событиях той войны. А вот с SFX в геймплее отчасти не сложилось. Нет, звуки атмосферных радиопереговоров выполнены очень хорошо, а вот стрельба пулемётов со стороны противника – просто ужас: это напоминает звуки какого-то приземляющегося НЛО! Тут, к сожалению, всё-таки не обошлось без маленькой ложечки дёгтя…
В любом случае – игре заслуженная твёрдая четвёрка. Всё в меню и в геймплее отображается на фарси, даже летоисчисление своё и цифры тоже свои – арабо-индийские (не путать с нашими повседневно используемыми «арабскими»). Но пройти всё же интуитивно можно – ведь в 3D-шутере от первого лица многое всегда должно быть без перевода понятно любому геймеру, на каком бы языке мира он ни разговаривал. Приятно, что этот популярный жанр компьютерных игр, изначально создававшийся исключительно для беззаботных развлечений, способен доносить до нас и очень серьёзные вещи, повествуя о малоизвестных военных событиях, то и дело случавшихся в разных точках земного шара…
- Время и место:
Современность
Ближний Восток - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Иран - Язык:
فارسی