Один из самых редких и поздних представителей культурно-образовательной серии «симуляторов путешественника», вышедшей из запряжённого волами фургона «The Oregon Trail». Трудно сказать, что послужило причиной сравнительного забвения «Road Adventures USA» на фоне её более успешных сестёр и кузин: возможно, то, что спустя всего несколько недель после выхода этой игры The Learning Company была приобретена игрушечной корпорацией Mattel. Как бы то ни было, теперь эта вещь обрела свой дом на страничках нашего сайта, – и каждый любитель такого рода компьютерных развлечений может убедиться, что ей есть чем заинтересовать виртуальных путешественников.
Вышедшая одновременно с «The Oregon Trail 4th Edition» «Road Adventures USA» внешне до крайности напоминает этого отпрыска знаменитого семейства. Впрочем, завязка у неё, само собой, отличается: мы хоть и путешествуем по территории США, но уже в современную эпоху – и в качестве участника некоего состязания, по условиям которого требуется посетить один за другим несколько достопримечательностей этой страны, передвигаясь на автомобиле и собирая улики, намекающие на следующую точку нашего маршрута, – при этом стараясь не попасть в аварию, не умереть от голода и не исчерпать на дорожные расходы всю без исключения выданную нам на руки сумму в долларах. Получается своего рода синтез «The Oregon Trail» в современном антураже с элементами другой знаменитой серии, посвящённой поимке международной преступницы Кармен Сан-Диего, – причём с немалым образовательным уклоном в область географии и культуры США, что и позволило издателю обозначить эту игру как предназначавшуюся для детей от десяти лет (разумеется, прежде всего американских). Хотя и всем остальным, включая взрослых, такое времяпрепровождение тоже может показаться вполне себе приятным и полезным.
Как и в «The Oregon Trail 4th Edition», к нашим услугам – разрешение 800х600, QuickTime-панорамы с обзором на 360 градусов и оцифрованные «артисты» в качестве действующих лиц (в кавычках – ибо переигрывают они просто безбожно; к счастью, общаться со встречными людьми нам предстоит совсем не часто). Первым делом требуется выбрать категорию маршрута, – таковых здесь пять: первые три сравнительно лёгкие, рассчитанные на пять улик-остановок и посвящённые каждая одному региону США, – соответственно, Юго-востоку, Северо-востоку и Западу; третья предполагает путешествие по всей стране целиком, включающее в себя семь пунктов назначения; а четвёртая – под названием «Марафон» – наиболее сложна и содержит целых девять точек, которые придётся определить и посетить. После этого следует выбрать обычный или «быстрый» старт: в первом случае мы лично встретимся с назойливой координаторшей состязания по имени Вероника, которая подробно пояснит нам суть дальнейших шагов – выбор партнёра (без которого никак) и приобретение самодвижущегося транспортного средства. Что первое, что второе решение мы будем принимать на упомянутых панорамах с живыми актёрами, – тогда как в ином случае, при «быстром старте», реалистичные интерьеры с персонажами заменит простое меню с небольшими статичными картинками и текстовой информацией.
Как бы то ни было, от выбора не отвертеться; потенциальных напарников пять – трое из них являются старшеклассниками разнообразных рас, а четвёртый – выпускником средней школы, каждый со своими талантами и предпочтениями в плане еды, ночлега, быстрой (или безопасной) езды и так далее. По правде сказать, в отличие от того же странствия по Орегонской тропе или труднейшего пути на Аляску в «The Yukon Trail», выбор спутника для путешествия по США на современном авто особой роли не играет: в лучшем случае партнёр напомнит вам о необходимости заправиться или повернуть на развилке, но в основном он или она будет лишь надоедать своим нытьём на тему «хочу кушать». А потому можете смело рекрутировать в качестве спутника пятого и почти что безмолвного из персонажей – двухлетнего американского бульдога по кличке Джек: спасибо авторам игры за такую альтернативную кандидатуру (и за своеобразное чувство юмора). После совершения первого нелёгкого выбора отправляемся в магазин подержанных авто (или на вторую страничку «быстрого старта»); моделей тут всего четыре: микроавтобус, джип, легковая и вроде как почти гоночная, – как и положено, все они несколько различаются по степени надёжности, безопасности, комфортности и экономии топлива. Тем не менее, как и в случае с напарником, такого уж ощутимого влияния на процесс путешествия выбор средства передвижения не окажет.
Разобравшись со стартовыми условиями, мы получаем от всё той же вездесущей Вероники диск (условно говоря) с первой подсказкой – намёком на то, в какое место нам предстоит отправиться прежде всего: например, «Копия Стоунхенджа, только из автомашин», «Лес окаменевших деревьев» и т. п. Не пугайтесь: досконального знания достопримечательностей глубинки США для успешного достижения точки назначения не требуется, – ведь авторы любезно встроили в интерфейс игры целую электронную базу данных! Внешний вид основного экрана, как уже замечалось, у «Road Adventures USA» общий с «The Oregon Trail 4th Edition»: в режиме собственно путешествия верхние две трети занимает трёхмерное изображение ландшафта с размеченными дорогами и границами штатов, обозначенными фигурками городами и деревьями, – и с передвигающимся по всему этому условному пейзажу автомобильчиком. Ниже расположена приборная панель нашей машины. В дальнем правом углу виден портрет спутника (если таковому есть что сказать, он или она не преминет привлечь наше внимание каким-нибудь возгласом и мигающей надписью, – беседа начинается нажатием на эту фотографию, сводится к монологу напарника и, увы, субтитрами не сопровождается – в отличие от большей части всех прочих разговоров). Рядом расположена кнопка настроек, чей вызов дублируется нажатием клавиши «Esc», – кроме прочего, здесь можно сохранить свою игру (например, перед рискованным поворотом на развилке). Левее виден кошелёк с обозначением оставшейся наличности (изначально у нас может оказаться где-то от 1000 до 2000 долларов, но по мере путешествия по стране деньги имеют склонность таять очень и очень быстро). Ниже бумажника расположена самая полезная вещь в кабине автомобиля – портативный компьютер. Именно здесь мы просматриваем полученную электронную почту (увы, по большей части это банальный спам от автомастерских, предлагающих за приличную плату рассортировать наш бардачок для перчаток или надраить фары), сверяемся со списком собранных улик и с картой страны, следим за потоком финансовых средств и справляемся насчёт управления автомобилем, а главное – заглядываем в ту самую «Базу данных штатов», где как раз и содержится вся нужная информация для расшифровки намёков на тему дальнейшей нашей точки назначения. Что самое приятное, так это наличие здесь настоящего поиска! Да, вот так оно всё просто: набираем ключевое слово из подсказки (например, «окаменевший лес») – и сразу же попадаем на описание данной достопримечательности, уже и с указанием точного её местоположения (каковое указание, как правило, имеет форму вроде «сверните на выход такой-то с трассы номер такой-то»). Остальное легко устанавливается при помощи карты.
Конечно же, до нужного выхода требуется ещё и добраться, – внимательно следя за прочими элементами местного интерфейса. Левее компьютера отображается счётчик дней и часы: так, в 19:00 мы в любом случае отправимся искать ночлег на ближайшей остановке; то же самое стоит временами проделывать и посреди дня с целью посещения автозаправки и заведения общепита. Таких станций на всех дорогах хватает: если повезёт, то у нас будет какой-никакой выбор между мотелем и роскошной гостиницей, а то ещё и между мексиканским, китайским, немецким, итальянским и др. ресторанами, – причём внутри таковых можно будет вдобавок изучить подробное и разнообразное меню! Отличный штрих, немало добавляющий к увлекательности и атмосферности путешествия по США эпохи конца 1990-х. Выбирая между обычным и «люкс» номером для ночлега, а также и между доступными в большом количестве блюдами, следует обращать внимание не только на цены, но и на пожелания своего спутника: кто-то из них предпочитает экономные варианты проживания и столования, а кто-то наоборот. Впрочем, затраты на продукты питания невысоки – в отличие от стоимости посещения автомастерских: как правило, здесь не стоит соглашаться на полный и дорогущий цикл обслуживания автомобиля, – чините только то, что сломалось.
Определить такую поломку поможет кнопка «Hood» рядом с электронными часами на приборной панели нашего автомобиля: заглянув под капот, можно оценить степень износа ремня привода, смазки, свечей зажигания и наличие хладагента. Вторая из таких кнопок открывает уже багажник – с запасом закусок и запчастей. Всю остальную, левую часть основного экрана занимают руль и прочие автомобильные датчики и показатели: уровень перегрева, текущая скорость (регулировать которую можно здесь же нажатием мышки - сообразно дорожным знакам в верхнем окне), индикатор запаса горючего и др. За расходом топлива нужно следить особенно внимательно: услуги вызова спасателей стоят очень дорого, – а потому не забывайте периодически останавливаться на автозаправках! Что примечательно, на бензине можно даже несколько сэкономить, ибо процесс снабжения двигателя продуктами нефтепереработки реализован в виде своего рода мини-игры: выбрав один из трёх сортов топлива (немного отличающихся по цене), мы не только запускаем заполнение бака, но и можем попробовать угадать, какую сумму придётся в итоге заплатить за заправку (нажимая на экране кнопки с цифрами). При более-менее точном попадании последует скидка!
Разумеется, за всеми этими рабочими занятиями, от питания и ночлега до ухода за автомобилем, нельзя забывать и о главной цели нашего путешествия. Определив по намёку дальнейшую точку назначения и выбрав по карте кратчайший к ней путь, – следуем по маршруту, попутно разбираясь с возможными случайными событиями (вы же помните, что в сериале «троп» без них никак?). Впрочем, ассортимент не так уж и велик: транспортный затор, приводящий к задержке; ремонт дороги, вынуждающий снизить скорость до минимума – или же искать объезд, и т. д. Особо следует отметить возможность найти этот самый обходной путь вручную: в этом случае владельцы мощных (на момент выхода игры) видеокарт с поддержкой технологии OpenGL получат в своё распоряжение ещё один режим игры – собственноручное управление автомобилем в полном 3D! Для поворота следует двигать курсор в стороны, а для ускорения – вверх. Старайтесь не выезжать на встречную полосу и не превышать скорость, – и рано или поздно вы вернётесь на привычную трассу с изометрическим видом и автоматическим движением. Для форсирования остановки в этих обычных условиях следует нажать красную кнопку «Stop» в левом нижнем углу, – впрочем, на всех развилках наша машинка всё равно остановится без спроса. В таких случаях трёхмерный экран дороги сменится видом перекрёстка слева и карты справа: последнюю можно передвигать или увеличивать, а на первом – указывать направление дальнейшего перемещения (поворот на восток, на север и др., остановка для заправки и отдыха или же съезд к достопримечательности). Последняя возможность – наиболее интересная: здесь нас ждут такие же обзорные панорамы, как и в самом начале игры (а то и несколько таковых, с особой картой для перехода между ними).
Если мы правильно определили пункт назначения, то в нём нас будет ожидать следующая подсказка – в виде того же «компакт-диска». Его может передать нам кто-то из находящихся на данной локации персонажей (являющихся по совместительству фонтаном полезно-поучительных сведений о местной истории и культуре), но временами нужный предмет придётся отыскивать прямо на земле или ещё где-то, прибегая чуть ли не к старому доброму пиксельхантингу, а временами даже перемещаясь от одной панорамы к другой нажатием стрелки (зато, если повезёт, можно будет невзначай пополнить свой стремительно оскудевающий денежный запас, обнаружив на локации золотую монетку...). После визита в последнюю – пятую, седьмую или девятую – точку интереса мы попадаем на торжественную церемонию чествования победителей состязания. Здесь нам выдадут итоговый результат успешности поисковой деятельности, отображающийся в звёздочках и зависящий от четырёх факторов: сложность маршрута, состояние автомобиля и размер оставшейся наличности, удовлетворённость команды (вот почему в пути нужно было поступать сообразно с предпочтениями партнёра) и планировка путешествия (насколько удачно нам удавалось выбрать кратчайший путь к цели).
В завершение можно утверждать, что «Road Adventures USA» представляет собой вполне достойный образец образовательно-географического виртуального путешествия, – в качестве недостатков, которые, вероятно, и повлияли на недостаточную известность и распространённость этой игры, стоит указать разве что некоторые технические погрешности, затрудняющие, в частности, запуск этого издания The Learning Company на современном оборудовании (к счастью, в большинстве своём ликвидированные в также представленном на нашем сайте позднейшем переиздании на DVD-ROM).
Вышедшая одновременно с «The Oregon Trail 4th Edition» «Road Adventures USA» внешне до крайности напоминает этого отпрыска знаменитого семейства. Впрочем, завязка у неё, само собой, отличается: мы хоть и путешествуем по территории США, но уже в современную эпоху – и в качестве участника некоего состязания, по условиям которого требуется посетить один за другим несколько достопримечательностей этой страны, передвигаясь на автомобиле и собирая улики, намекающие на следующую точку нашего маршрута, – при этом стараясь не попасть в аварию, не умереть от голода и не исчерпать на дорожные расходы всю без исключения выданную нам на руки сумму в долларах. Получается своего рода синтез «The Oregon Trail» в современном антураже с элементами другой знаменитой серии, посвящённой поимке международной преступницы Кармен Сан-Диего, – причём с немалым образовательным уклоном в область географии и культуры США, что и позволило издателю обозначить эту игру как предназначавшуюся для детей от десяти лет (разумеется, прежде всего американских). Хотя и всем остальным, включая взрослых, такое времяпрепровождение тоже может показаться вполне себе приятным и полезным.
Как и в «The Oregon Trail 4th Edition», к нашим услугам – разрешение 800х600, QuickTime-панорамы с обзором на 360 градусов и оцифрованные «артисты» в качестве действующих лиц (в кавычках – ибо переигрывают они просто безбожно; к счастью, общаться со встречными людьми нам предстоит совсем не часто). Первым делом требуется выбрать категорию маршрута, – таковых здесь пять: первые три сравнительно лёгкие, рассчитанные на пять улик-остановок и посвящённые каждая одному региону США, – соответственно, Юго-востоку, Северо-востоку и Западу; третья предполагает путешествие по всей стране целиком, включающее в себя семь пунктов назначения; а четвёртая – под названием «Марафон» – наиболее сложна и содержит целых девять точек, которые придётся определить и посетить. После этого следует выбрать обычный или «быстрый» старт: в первом случае мы лично встретимся с назойливой координаторшей состязания по имени Вероника, которая подробно пояснит нам суть дальнейших шагов – выбор партнёра (без которого никак) и приобретение самодвижущегося транспортного средства. Что первое, что второе решение мы будем принимать на упомянутых панорамах с живыми актёрами, – тогда как в ином случае, при «быстром старте», реалистичные интерьеры с персонажами заменит простое меню с небольшими статичными картинками и текстовой информацией.
Как бы то ни было, от выбора не отвертеться; потенциальных напарников пять – трое из них являются старшеклассниками разнообразных рас, а четвёртый – выпускником средней школы, каждый со своими талантами и предпочтениями в плане еды, ночлега, быстрой (или безопасной) езды и так далее. По правде сказать, в отличие от того же странствия по Орегонской тропе или труднейшего пути на Аляску в «The Yukon Trail», выбор спутника для путешествия по США на современном авто особой роли не играет: в лучшем случае партнёр напомнит вам о необходимости заправиться или повернуть на развилке, но в основном он или она будет лишь надоедать своим нытьём на тему «хочу кушать». А потому можете смело рекрутировать в качестве спутника пятого и почти что безмолвного из персонажей – двухлетнего американского бульдога по кличке Джек: спасибо авторам игры за такую альтернативную кандидатуру (и за своеобразное чувство юмора). После совершения первого нелёгкого выбора отправляемся в магазин подержанных авто (или на вторую страничку «быстрого старта»); моделей тут всего четыре: микроавтобус, джип, легковая и вроде как почти гоночная, – как и положено, все они несколько различаются по степени надёжности, безопасности, комфортности и экономии топлива. Тем не менее, как и в случае с напарником, такого уж ощутимого влияния на процесс путешествия выбор средства передвижения не окажет.
Разобравшись со стартовыми условиями, мы получаем от всё той же вездесущей Вероники диск (условно говоря) с первой подсказкой – намёком на то, в какое место нам предстоит отправиться прежде всего: например, «Копия Стоунхенджа, только из автомашин», «Лес окаменевших деревьев» и т. п. Не пугайтесь: досконального знания достопримечательностей глубинки США для успешного достижения точки назначения не требуется, – ведь авторы любезно встроили в интерфейс игры целую электронную базу данных! Внешний вид основного экрана, как уже замечалось, у «Road Adventures USA» общий с «The Oregon Trail 4th Edition»: в режиме собственно путешествия верхние две трети занимает трёхмерное изображение ландшафта с размеченными дорогами и границами штатов, обозначенными фигурками городами и деревьями, – и с передвигающимся по всему этому условному пейзажу автомобильчиком. Ниже расположена приборная панель нашей машины. В дальнем правом углу виден портрет спутника (если таковому есть что сказать, он или она не преминет привлечь наше внимание каким-нибудь возгласом и мигающей надписью, – беседа начинается нажатием на эту фотографию, сводится к монологу напарника и, увы, субтитрами не сопровождается – в отличие от большей части всех прочих разговоров). Рядом расположена кнопка настроек, чей вызов дублируется нажатием клавиши «Esc», – кроме прочего, здесь можно сохранить свою игру (например, перед рискованным поворотом на развилке). Левее виден кошелёк с обозначением оставшейся наличности (изначально у нас может оказаться где-то от 1000 до 2000 долларов, но по мере путешествия по стране деньги имеют склонность таять очень и очень быстро). Ниже бумажника расположена самая полезная вещь в кабине автомобиля – портативный компьютер. Именно здесь мы просматриваем полученную электронную почту (увы, по большей части это банальный спам от автомастерских, предлагающих за приличную плату рассортировать наш бардачок для перчаток или надраить фары), сверяемся со списком собранных улик и с картой страны, следим за потоком финансовых средств и справляемся насчёт управления автомобилем, а главное – заглядываем в ту самую «Базу данных штатов», где как раз и содержится вся нужная информация для расшифровки намёков на тему дальнейшей нашей точки назначения. Что самое приятное, так это наличие здесь настоящего поиска! Да, вот так оно всё просто: набираем ключевое слово из подсказки (например, «окаменевший лес») – и сразу же попадаем на описание данной достопримечательности, уже и с указанием точного её местоположения (каковое указание, как правило, имеет форму вроде «сверните на выход такой-то с трассы номер такой-то»). Остальное легко устанавливается при помощи карты.
Конечно же, до нужного выхода требуется ещё и добраться, – внимательно следя за прочими элементами местного интерфейса. Левее компьютера отображается счётчик дней и часы: так, в 19:00 мы в любом случае отправимся искать ночлег на ближайшей остановке; то же самое стоит временами проделывать и посреди дня с целью посещения автозаправки и заведения общепита. Таких станций на всех дорогах хватает: если повезёт, то у нас будет какой-никакой выбор между мотелем и роскошной гостиницей, а то ещё и между мексиканским, китайским, немецким, итальянским и др. ресторанами, – причём внутри таковых можно будет вдобавок изучить подробное и разнообразное меню! Отличный штрих, немало добавляющий к увлекательности и атмосферности путешествия по США эпохи конца 1990-х. Выбирая между обычным и «люкс» номером для ночлега, а также и между доступными в большом количестве блюдами, следует обращать внимание не только на цены, но и на пожелания своего спутника: кто-то из них предпочитает экономные варианты проживания и столования, а кто-то наоборот. Впрочем, затраты на продукты питания невысоки – в отличие от стоимости посещения автомастерских: как правило, здесь не стоит соглашаться на полный и дорогущий цикл обслуживания автомобиля, – чините только то, что сломалось.
Определить такую поломку поможет кнопка «Hood» рядом с электронными часами на приборной панели нашего автомобиля: заглянув под капот, можно оценить степень износа ремня привода, смазки, свечей зажигания и наличие хладагента. Вторая из таких кнопок открывает уже багажник – с запасом закусок и запчастей. Всю остальную, левую часть основного экрана занимают руль и прочие автомобильные датчики и показатели: уровень перегрева, текущая скорость (регулировать которую можно здесь же нажатием мышки - сообразно дорожным знакам в верхнем окне), индикатор запаса горючего и др. За расходом топлива нужно следить особенно внимательно: услуги вызова спасателей стоят очень дорого, – а потому не забывайте периодически останавливаться на автозаправках! Что примечательно, на бензине можно даже несколько сэкономить, ибо процесс снабжения двигателя продуктами нефтепереработки реализован в виде своего рода мини-игры: выбрав один из трёх сортов топлива (немного отличающихся по цене), мы не только запускаем заполнение бака, но и можем попробовать угадать, какую сумму придётся в итоге заплатить за заправку (нажимая на экране кнопки с цифрами). При более-менее точном попадании последует скидка!
Разумеется, за всеми этими рабочими занятиями, от питания и ночлега до ухода за автомобилем, нельзя забывать и о главной цели нашего путешествия. Определив по намёку дальнейшую точку назначения и выбрав по карте кратчайший к ней путь, – следуем по маршруту, попутно разбираясь с возможными случайными событиями (вы же помните, что в сериале «троп» без них никак?). Впрочем, ассортимент не так уж и велик: транспортный затор, приводящий к задержке; ремонт дороги, вынуждающий снизить скорость до минимума – или же искать объезд, и т. д. Особо следует отметить возможность найти этот самый обходной путь вручную: в этом случае владельцы мощных (на момент выхода игры) видеокарт с поддержкой технологии OpenGL получат в своё распоряжение ещё один режим игры – собственноручное управление автомобилем в полном 3D! Для поворота следует двигать курсор в стороны, а для ускорения – вверх. Старайтесь не выезжать на встречную полосу и не превышать скорость, – и рано или поздно вы вернётесь на привычную трассу с изометрическим видом и автоматическим движением. Для форсирования остановки в этих обычных условиях следует нажать красную кнопку «Stop» в левом нижнем углу, – впрочем, на всех развилках наша машинка всё равно остановится без спроса. В таких случаях трёхмерный экран дороги сменится видом перекрёстка слева и карты справа: последнюю можно передвигать или увеличивать, а на первом – указывать направление дальнейшего перемещения (поворот на восток, на север и др., остановка для заправки и отдыха или же съезд к достопримечательности). Последняя возможность – наиболее интересная: здесь нас ждут такие же обзорные панорамы, как и в самом начале игры (а то и несколько таковых, с особой картой для перехода между ними).
Если мы правильно определили пункт назначения, то в нём нас будет ожидать следующая подсказка – в виде того же «компакт-диска». Его может передать нам кто-то из находящихся на данной локации персонажей (являющихся по совместительству фонтаном полезно-поучительных сведений о местной истории и культуре), но временами нужный предмет придётся отыскивать прямо на земле или ещё где-то, прибегая чуть ли не к старому доброму пиксельхантингу, а временами даже перемещаясь от одной панорамы к другой нажатием стрелки (зато, если повезёт, можно будет невзначай пополнить свой стремительно оскудевающий денежный запас, обнаружив на локации золотую монетку...). После визита в последнюю – пятую, седьмую или девятую – точку интереса мы попадаем на торжественную церемонию чествования победителей состязания. Здесь нам выдадут итоговый результат успешности поисковой деятельности, отображающийся в звёздочках и зависящий от четырёх факторов: сложность маршрута, состояние автомобиля и размер оставшейся наличности, удовлетворённость команды (вот почему в пути нужно было поступать сообразно с предпочтениями партнёра) и планировка путешествия (насколько удачно нам удавалось выбрать кратчайший путь к цели).
В завершение можно утверждать, что «Road Adventures USA» представляет собой вполне достойный образец образовательно-географического виртуального путешествия, – в качестве недостатков, которые, вероятно, и повлияли на недостаточную известность и распространённость этой игры, стоит указать разве что некоторые технические погрешности, затрудняющие, в частности, запуск этого издания The Learning Company на современном оборудовании (к счастью, в большинстве своём ликвидированные в также представленном на нашем сайте позднейшем переиздании на DVD-ROM).
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Оцифрованные персонажи - Язык:
English