2003 год стал особенным для почитателей приключений "великого комбинатора": сразу две студии выпустили игры по произведению Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев".
Если говорить про работу "Сатурн+", то эта компания подготовила вполне типичный рисованный русский квест. Поэтому мы можем и лицезреть самого Остапа Бендера, и изучать локации более-менее свободным образом. А вот разработчики из студии Software Industry Company подошли к своему проекту с другой стороны. В их игре "12 стульев: Как это было на самом деле" выбрана перспектива обзора от первого лица, то есть игрок как бы перевоплощается в знаменитого авантюриста. Перемещение по локациям дискретное; игровой курсор представлен в виде кисти руки, и, когда с каким-либо объектом можно что-то сделать, у неё появляется анимация "хватания". Если же можно двигаться вперёд (например, приблизиться к комоду в комнате), то упомянутая рука будет изображать пальцами ходьбу. Подведя курсор мышки к краю экрана, мы можем вызвать появление стрелки, нажатие на которую позволит совершить поворот. Так, находясь в комнате, реально осмотреться в ней кругом. Сама же локация - отрендеренная картинка; на этом основана одна из заявленных фишек игры - показать в ней воссозданные по старым фотографиям достопримечательности России 1920-х годов. В частности, здесь можно увидеть ту же площадь Трёх Вокзалов в Москве.
Периодически встречаются интерактивные объекты: разрешается открывать окна, взаимодействовать со шкафами, сервантами и так далее - и тем самым искать новые предметы для пополнения инвентаря. Это немного оживляет игровой мир. Интерфейс представлен в виде длинной нижней панели, симпатично оформленной под деревянное изделие с завитушками. Здесь в квадратных ячейках будут размещаться все предметы инвентаря. Нижнюю панель можно скрывать клавишей "пробел" и вызывать обратно. Собранные предметы показаны в ячейках в виде своих миниатюр. Деньги также отображаются одним значком - независимо от их количества (которое может быть разным). Их запас можно пополнить продажей каких-нибудь предметов в комиссионном магазине.
Встречаемые по ходу игры загадки не отличаются особой сложностью: по сути, логика у них бытовая. Та же лупа, например, пригодится, чтобы разглядеть мелкий текст. Да и к какому-то результату всё равно удастся прийти, поскольку авторы предусматривали разные варианты прохождения. Тут стоит сказать об ещё одной заявленной особенности - нелинейности и нескольких различных концовках. Честно говоря, у меня плохо получилось уловить в точности действия, которые являются развилками для развития сюжета, но два разных маршрута я находил и получал два различных финала. Поэтому можно поискать и другие варианты. У нелинейного прохождения есть тот недостаток, что в ущерб ему авторы исказили книжный сюжет в игре. Отдельные эпизоды истории охоты за стульями напрочь выпадают из повествования, но некоторые из них встречаются на разных развилках.
Хоть мы и не увидим Остапа Бендера, однако можем его услышать. Все реплики озвучены, а игрок во время разговоров только выбирает какую-нибудь фразу; хорошо, что разработчики не сделали протагониста безмолвным аватаром (отметим, что говорит он голосом Сергея Чонишвили, который озвучивает актёра Вина Дизеля в русском дубляже). При этом голос Остапа очень хорошо слышен, а вот его собеседники звучат ощутимо тише. Плохо то, что в остальное время Остап Бендер помалкивает и во время сбора предметов или решения загадок не оживляет игровой процесс какими-нибудь комментариями. Также не хватает разнообразия музыкальному сопровождению, - мелодия записана одна, хотя и в трёх аранжировках. Да, ещё для звука не предусмотрено никаких настроек, даже по громкости.
Картинка довольно симпатичная, но ей не хватает живости: локации статичные, а анимация персонажей скованная. Так что по графической части "12 стульев: Как это было на самом деле" проигрывает более подвижным мультяшным квестам. При этом у графики, в отличие от звука, даже присутствуют формальные настройки качества: в главном меню соответствующая опция принимает только два значения, что позволяет понизить детализацию картинки (для слабых компьютеров) или вернуть качество в прежнее значение.
Всё же здесь есть какая-то своя атмосфера, пусть и скромная. Разработчики стараются зацепить игроков уже с самого начала: главное меню оформлено под сцену театра - и нас встречает конферансье, который просит отключить мобильные телефоны на время просмотра представления.
Продолжая разговор о технических проблемах игры, стоит отметить плохую реализацию системы сохранений. Прогресс сохраняется в одной записи для того, чтобы игрок вернулся и запустил игру с того места, где он был. То есть не получится дать проходить свою игру знакомому человеку или самому начать другую линию прохождения, иначе будет затерто единственное сохранение.
В год выхода игры в различных рецензиях отмечались технические проблемы у данных "12 стульев". В дальнейшем, вероятно, был выпущен поздний тираж дисков с игрой. И там в ReadMe-файле, обращённом к пользователям, содержались указания по установке патча, который исправляет проблемы игры и ошибку в одной из локаций. Патч также находился на установочном диске (помимо кодеков для воспроизведения игрового видео). Использованный для создания образа на нашем сайте диск не имеет этого патча; вероятно, он относится к раннему тиражу. В любом случае у нас также отдельным файлом выложен более поздний патч, который включает и ранние исправления, а также вносит новые правки. Как более актуальный вариант этот патч пригодится интересующемуся игрой олдгеймеру.
"12 стульев: Как это было на самом деле" имеет в своей основе многообещающий задел с динамичной историей и потенциалом наполнить игру ярким юмором и загадками на смекалку. Вместо этого игрок увидит неплохо прорисованные, но малоподвижные локации. От игры повеет осенней депрессией: ветер оборвал здесь не только листья с веток, но и всё веселье. Попробовать её можно, чтобы увидеть несколько разных концовок, - только это хоть и любопытно, но, скорее всего, интереса у игрока хватит на пару разных сценариев прохождения.
Если говорить про работу "Сатурн+", то эта компания подготовила вполне типичный рисованный русский квест. Поэтому мы можем и лицезреть самого Остапа Бендера, и изучать локации более-менее свободным образом. А вот разработчики из студии Software Industry Company подошли к своему проекту с другой стороны. В их игре "12 стульев: Как это было на самом деле" выбрана перспектива обзора от первого лица, то есть игрок как бы перевоплощается в знаменитого авантюриста. Перемещение по локациям дискретное; игровой курсор представлен в виде кисти руки, и, когда с каким-либо объектом можно что-то сделать, у неё появляется анимация "хватания". Если же можно двигаться вперёд (например, приблизиться к комоду в комнате), то упомянутая рука будет изображать пальцами ходьбу. Подведя курсор мышки к краю экрана, мы можем вызвать появление стрелки, нажатие на которую позволит совершить поворот. Так, находясь в комнате, реально осмотреться в ней кругом. Сама же локация - отрендеренная картинка; на этом основана одна из заявленных фишек игры - показать в ней воссозданные по старым фотографиям достопримечательности России 1920-х годов. В частности, здесь можно увидеть ту же площадь Трёх Вокзалов в Москве.
Периодически встречаются интерактивные объекты: разрешается открывать окна, взаимодействовать со шкафами, сервантами и так далее - и тем самым искать новые предметы для пополнения инвентаря. Это немного оживляет игровой мир. Интерфейс представлен в виде длинной нижней панели, симпатично оформленной под деревянное изделие с завитушками. Здесь в квадратных ячейках будут размещаться все предметы инвентаря. Нижнюю панель можно скрывать клавишей "пробел" и вызывать обратно. Собранные предметы показаны в ячейках в виде своих миниатюр. Деньги также отображаются одним значком - независимо от их количества (которое может быть разным). Их запас можно пополнить продажей каких-нибудь предметов в комиссионном магазине.
Встречаемые по ходу игры загадки не отличаются особой сложностью: по сути, логика у них бытовая. Та же лупа, например, пригодится, чтобы разглядеть мелкий текст. Да и к какому-то результату всё равно удастся прийти, поскольку авторы предусматривали разные варианты прохождения. Тут стоит сказать об ещё одной заявленной особенности - нелинейности и нескольких различных концовках. Честно говоря, у меня плохо получилось уловить в точности действия, которые являются развилками для развития сюжета, но два разных маршрута я находил и получал два различных финала. Поэтому можно поискать и другие варианты. У нелинейного прохождения есть тот недостаток, что в ущерб ему авторы исказили книжный сюжет в игре. Отдельные эпизоды истории охоты за стульями напрочь выпадают из повествования, но некоторые из них встречаются на разных развилках.
Хоть мы и не увидим Остапа Бендера, однако можем его услышать. Все реплики озвучены, а игрок во время разговоров только выбирает какую-нибудь фразу; хорошо, что разработчики не сделали протагониста безмолвным аватаром (отметим, что говорит он голосом Сергея Чонишвили, который озвучивает актёра Вина Дизеля в русском дубляже). При этом голос Остапа очень хорошо слышен, а вот его собеседники звучат ощутимо тише. Плохо то, что в остальное время Остап Бендер помалкивает и во время сбора предметов или решения загадок не оживляет игровой процесс какими-нибудь комментариями. Также не хватает разнообразия музыкальному сопровождению, - мелодия записана одна, хотя и в трёх аранжировках. Да, ещё для звука не предусмотрено никаких настроек, даже по громкости.
Картинка довольно симпатичная, но ей не хватает живости: локации статичные, а анимация персонажей скованная. Так что по графической части "12 стульев: Как это было на самом деле" проигрывает более подвижным мультяшным квестам. При этом у графики, в отличие от звука, даже присутствуют формальные настройки качества: в главном меню соответствующая опция принимает только два значения, что позволяет понизить детализацию картинки (для слабых компьютеров) или вернуть качество в прежнее значение.
Всё же здесь есть какая-то своя атмосфера, пусть и скромная. Разработчики стараются зацепить игроков уже с самого начала: главное меню оформлено под сцену театра - и нас встречает конферансье, который просит отключить мобильные телефоны на время просмотра представления.
Продолжая разговор о технических проблемах игры, стоит отметить плохую реализацию системы сохранений. Прогресс сохраняется в одной записи для того, чтобы игрок вернулся и запустил игру с того места, где он был. То есть не получится дать проходить свою игру знакомому человеку или самому начать другую линию прохождения, иначе будет затерто единственное сохранение.
В год выхода игры в различных рецензиях отмечались технические проблемы у данных "12 стульев". В дальнейшем, вероятно, был выпущен поздний тираж дисков с игрой. И там в ReadMe-файле, обращённом к пользователям, содержались указания по установке патча, который исправляет проблемы игры и ошибку в одной из локаций. Патч также находился на установочном диске (помимо кодеков для воспроизведения игрового видео). Использованный для создания образа на нашем сайте диск не имеет этого патча; вероятно, он относится к раннему тиражу. В любом случае у нас также отдельным файлом выложен более поздний патч, который включает и ранние исправления, а также вносит новые правки. Как более актуальный вариант этот патч пригодится интересующемуся игрой олдгеймеру.
"12 стульев: Как это было на самом деле" имеет в своей основе многообещающий задел с динамичной историей и потенциалом наполнить игру ярким юмором и загадками на смекалку. Вместо этого игрок увидит неплохо прорисованные, но малоподвижные локации. От игры повеет осенней депрессией: ветер оборвал здесь не только листья с веток, но и всё веселье. Попробовать её можно, чтобы увидеть несколько разных концовок, - только это хоть и любопытно, но, скорее всего, интереса у игрока хватит на пару разных сценариев прохождения.
- Время и место:
Межвоенный период - Особенность геймплея:
Дискретное перемещение - Перспектива:
Вид от первого лица - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Технические детали:
Полная озвучка - Язык:
Русский
Игра у меня на Windows 7 x64 таки отказывалась запускаться, пока не установился divxpro505bundle.exe со второго диска.
Но на диске нет никакого патча, как нет и подобных слов в файле Readme? Там советуют только установить DivX Codec, если не видны видеоролики, - но вряд ли это актуально в современных условиях.
На сайте, похоже, выложены какие-то кастомные образы (датированные 09.03.2019), но игра там версии 1.3 от 10.10.2003. Поэтому последний патч версии 1.5 от 17.11.2003, взятый с официального сайта игры и выложенный у нас отдельно, установить следует в любом случае.
Кстати, на дисках версии 1.0 от 16.09.2003 тоже никакого патча не приложено.