Самый главный вооружённый конфликт XX века был преступно мало представлен в игровой индустрии на Западе. Несколько хардкорных воргеймов, отпугивающих почти всех своим как экс-, так и интерьером, пара симуляторов боевой техники и третий эпизод легендарной Close Combat. Но до поры до времени ситуация была ещё хуже в России. Дела пошли на поправку в самом начале 2000-х. Сначала нам выкатили орденоносный "Ил-2", а затем и "Блицкриг".
Проще всего описать его как реалтаймовую тактику с элементами стратегии. Судите сами — возводить ничего нельзя, юниты плодить тоже, и вообще весь строительно-производственный микроменеджмент оказался выставлен за дверь. Кроме горящих остовов танков что-то оставить на полях сражений сможет лишь инженерный батальон. Подкрепления — строго по расписанию. Между миссиями — лишь вдумчивое чтение брифингов и встроенной энциклопедии и никакого двигания фишками армий.
"Блицкриг" предлагает взять под контроль почти все виды техники и охватить почти весь период Второй Мировой Войны — с нападения на Польшу до штурма Берлина. Непростая задача, но разработчики из Nival тоже оказались не робкого десятка. В игру попали множество моделей и модификаций танков, артиллерии, бронемашин, самолётов, разные виды пехоты и прочее. Единственное, чего не завезли, — это флот, но тут уж дело происходит на территории Европы и немного Африки. Да и стратегия блицкрига относится всё же к наземным операциям.
Итак, обычно нас наделяют штабом, несколькими единицами бронетехники, артиллерии, отрядами пехоты и грузовиками снабжения. И дают разнарядку из ставки — съездить туда-то, снести то-то или, наоборот, удержать оборону, сопроводить конвой, не дать сжечь родную хату или винокуренный завод. Нужное место на карте помечается стрелочкой, и самое опрометчивое, что можно сделать, — это обтянуть всю свою дружину резиновой лентой, указать на точку и сказать Rush B! К удивлению диванных стратегов, их пехоту покосят пулемётчики, вражеские пушки продырявят танки из кустов, а миномёты с ближайшего холма подорвут тягачи с артиллеристами. Здесь нужна тактика.
Для начала нужно разведать обстановку и оценить масштаб угрозы — устранить вражеские дальнобойные орудия, наблюдательные посты, разгрести минные поля. Каждый отряд пехоты снабжается командиром, который умеет пользоваться биноклем, чтобы немного разрывать туман войны. Если этого недостаточно, то можно вызвать самолёт-разведчик, который сделает несколько кругов над выбранной картой, непристойно оголяя позиции неприятеля, и будет таков, — и здесь его не собьёт какой-нибудь В. Тёркин. Но нет никаких гарантий, что на него не отправят пару юрких истребителей или что на опушке не расквартирован отряд зенитчиков. Снести их из гаубиц? Можно, но через несколько залпов ваши позиции начнут прощупывать уже вражеские артиллеристы. Отправить танки по прямой навести порядок? А неприятель загородил позиции минным полем, и ваш КВ-1 беспомощно встал на поле, и без инженеров ему оттуда не выбраться. Лучше отправить лазутчика, который будет лежать в кустах и сообщать, сколько там кого, а в случае чего может и перестрелять расчёт-другой. Из этих моментов и собирается портрет "Блицкрига". Вроде такая же стратегия, как и многие другие того времени, но с массой тонкостей, которые заставляют задуматься.
Пехота обеспечивает большой радиус обзора, в отличие от танков, но не защищена от обстрела и не может дать отпор бронетехнике, если только не подберётся на расстояние броска гранаты. Позже появятся солдаты с базуками, но не сразу. Где сухопутные войска имеют превосходство — так это в городской среде. Всю ораву можно посадить внутрь одного из домов на узкой улочке, и танки просто не успеют среагировать на рой гранат, летящих в их сторону.
Инженеры — единственные строители в игре. Они умеют рыть окопы, которые сильно повышают жизнеспособность ваших солдат. Они могут ставить ежи и вить колючую проволоку, могут ставить или снимать противотанковые и противопехотные мины. Наконец, они умеют ремонтировать строения, дзоты, технику, — скилл, без которого здесь никуда. А также чинить и наводить мосты, правда в строго отведённых для этого местах.
Вместе с ними есть и машина снабжения — ничем не защищённый грузовик, который несёт в себе снаряды любых калибров, что бывает кстати в затяжных битвах, а также оборудован установкой по клонированию. Если в отряде хоть один человек выжил, то можно снова наполнить его свежими, розовощёкими рекрутами. Они просто толпой повалят из брезентового кузова. Здесь только одна тонкость — все действия расходуют шкалу провизии, которую можно пополнить лишь в нескольких точках на карте, а пара попаданий по такой машине — и всё.
Другая форма поддержки — это авиация. То есть самолёты у нас есть, их модельный ряд также пополняется из года в год, но прямого контроля над ними мы не получаем. Можно лишь указать точку на карте для выполнения боевого вылета. И есть несколько типов авиации: самолёты-разведчики, истребители, штурмовики, десантные суда и бомбардировщики. В случае с последними нужно просто указать зону с пониженным содержанием тринитротолуола, куда будет выпущен весь боезапас, — и если это, скажем, стайка «Летающих Крепостей», то, скорее всего, там будут одни руины. А вот штурмовики станут атаковать по одной цели за раз, используя для этого бомбы, свои пушки и ракеты на поздних этапах. Какие-то из них могут постоять за себя в небе, а какие-то — лишь красиво разбиться. Скорость и высота полёта также влияют на их защищённость от зениток, — тяжёлые орудия долго наводятся, а лёгкие часто имеют ограниченную зону действия. Единственной препоной может стать нелётная погода в миссии — как заданная заранее, так и меняющаяся со временем. В этом случае все "Мессершмиты" и "Ильюшины" вернутся обратно на базу.
И это только вершина *берга - прочей техники много, очень много. В "Блицкриге" есть даже встроенная энциклопедия, где каждому захудалому трактору уделено немного места, и там есть что почитать. В гараж попали как известные образцы вроде танков "Шерман", "Тигр", "ИС", "Черчилль", так и самоходная мортира "Карл" огромного калибра, советский бронепоезд или сверхтяжёлый немецкий танк "Maus", остов которого сейчас преет в музее в Кубинке.
Самые важные характеристики всех боевых единиц в "Блицкриге" — это толщина брони и калибр орудия. При выделении любого юнита вам об этом доступно сообщат. Пехота и автомобили ничем не защищены, а стационарная артиллерия имеет весьма скромную броню. У каждого же танка, бронемашины или САУ есть отдельные значения по толщине спереди, сзади, по бокам и даже сверху. Это на случай артиллерийского удара или налёта. Если у вас есть только кучка лёгких танков, а враг ездит на "Тигре", то они элементарно не пробьют его брони, — но даже на самый толстый лоб можно найти управу, если подобраться к нему с нужной стороны. Например, поставить мины, чтобы тот подъехал к нашим рядам, и затем завести наши танки с тыла, а с подбитыми траками избушка уже не повернётся. Что не отменяет факт вращения башни.
Каждая кампания за три стороны — Германию, Союзников и СССР — проходит по одному принципу. Она разделена на ряд этапов, объединённых вокруг какого-то крупного исторического сражения: Курская Дуга, Арденны, битва под Нарвиком. Но перед тем, как подобраться к ним, нужно пройти через несколько битв поменьше. Это условно-рандомные карты, которые создаются по нескольким заданным шаблонам. Кстати, за каждую выполненную миссию в "Бликриге" полагается приз — новые образцы техники, которые станут массово доступны лишь на следующем этапе. Чем они круче, тем сложнее будет задание и тем злее противник.
Боевые единицы под своё крыло мы выбираем самостоятельно. По крайней мере — основную часть, кочующую с одной карты на другую. У нас есть командирское меню, где можно любоваться на свою эффективность, примерять медальки на китель и менять основную технику по своему усмотрению из доступных в тот временной отрезок. Совершенно бесплатно. Сначала под управлением игрока три экипажа бронетехники и три вида артиллерии, а с повышением в звании размер армии будет расти. Сами юниты или офицеры, командующие ими в данный момент, могут тоже крупнеть в рангах — если выживут. Рядовые же машины, пехота и подкрепления выше своего прыгнуть не могут.
Первый "Блицкриг" выглядит похожим на другие RTS, но то лишь отчасти. Как и многие в районе 2003 года, он совершил переход в 3D. Но лишь одной ногой. Все танки, пушки, поезда и самолёты — трёхмерные модели, ландшафт также имеет высоту, а вот пехота, строения, деревья и прочие объекты на карте выполнены в виде битмапов. Наверное, чтобы ускорить работу. Кстати, обратите внимание на траектории полётов снарядов — они высчитываются при каждом выстреле. И движок, несмотря на не полное 3D, оказался востребован. У "Нивала" даже стали его лицензировать, — для российской студии тогда вполне событие. По стопам "Блицкрига" последовали как другие игры про Вторую мировую ("Сталинград"), так и про Первую мировую, Третью мировую ("Карибский Кризис"), жизнь после Третьей мировой в антураже Безумного Макса ("Койоты") — кстати, с РПГ-элементами. И даже татаро-монгольские конфликты — казалось бы, не имеющие ничего общего с военной техникой и блицкригом ("Монгол: Война Чингисхана"). И это не говоря о несметном количестве аддонов, дополнений от западных, в основном немецких разработчиков. Огромный успех для RTS-игры, и не только отечественной.
"Блицкриг" даёт возможность испытать новый вид RTS на своё время – с корнями в экшен-ориентированных представителях жанра, но с глубиной, присущей тактикам и воргеймам. Циферок стало меньше, но ими нельзя пренебречь. А какой симпатичный и с каким вниманием к деталям! После него спустилась лавина похожих игр вроде Desert Rats, D-Day, Codename: Panzers, — но приятно осознавать, что пальма первенства всё же была в кармане у российского "Нивала".
Сказать, что игра идеальна, — значит соврать. Когда сладкий дым отчизны рассеялся, стали проявляться неприятные баги: танки могли стрелять сквозь здания, если замечали вас, а связка снайпера с артиллерией рушила баланс. Пехота — буквально пушечное мясо на протяжении большей части игры. Радиус видимости техники очень мал и делает лёгкий транспорт одноразовым. Зачем было тратить время на моделирование всех джипов и мотоциклов, если их может отправить в кювет любой пьяный партизан солевым дуплетом? Случайно сгенерированные миссии на самом деле довольно одинаковы и быстро приедаются. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что в "Блицкриге" было сделано правильно. А этого действительно оказалось много, и произошёл однозначный триумф, который, в свою очередь, позволил эти недостатки как-то исправить в будущих главах.
Проще всего описать его как реалтаймовую тактику с элементами стратегии. Судите сами — возводить ничего нельзя, юниты плодить тоже, и вообще весь строительно-производственный микроменеджмент оказался выставлен за дверь. Кроме горящих остовов танков что-то оставить на полях сражений сможет лишь инженерный батальон. Подкрепления — строго по расписанию. Между миссиями — лишь вдумчивое чтение брифингов и встроенной энциклопедии и никакого двигания фишками армий.
"Блицкриг" предлагает взять под контроль почти все виды техники и охватить почти весь период Второй Мировой Войны — с нападения на Польшу до штурма Берлина. Непростая задача, но разработчики из Nival тоже оказались не робкого десятка. В игру попали множество моделей и модификаций танков, артиллерии, бронемашин, самолётов, разные виды пехоты и прочее. Единственное, чего не завезли, — это флот, но тут уж дело происходит на территории Европы и немного Африки. Да и стратегия блицкрига относится всё же к наземным операциям.
Итак, обычно нас наделяют штабом, несколькими единицами бронетехники, артиллерии, отрядами пехоты и грузовиками снабжения. И дают разнарядку из ставки — съездить туда-то, снести то-то или, наоборот, удержать оборону, сопроводить конвой, не дать сжечь родную хату или винокуренный завод. Нужное место на карте помечается стрелочкой, и самое опрометчивое, что можно сделать, — это обтянуть всю свою дружину резиновой лентой, указать на точку и сказать Rush B! К удивлению диванных стратегов, их пехоту покосят пулемётчики, вражеские пушки продырявят танки из кустов, а миномёты с ближайшего холма подорвут тягачи с артиллеристами. Здесь нужна тактика.
Для начала нужно разведать обстановку и оценить масштаб угрозы — устранить вражеские дальнобойные орудия, наблюдательные посты, разгрести минные поля. Каждый отряд пехоты снабжается командиром, который умеет пользоваться биноклем, чтобы немного разрывать туман войны. Если этого недостаточно, то можно вызвать самолёт-разведчик, который сделает несколько кругов над выбранной картой, непристойно оголяя позиции неприятеля, и будет таков, — и здесь его не собьёт какой-нибудь В. Тёркин. Но нет никаких гарантий, что на него не отправят пару юрких истребителей или что на опушке не расквартирован отряд зенитчиков. Снести их из гаубиц? Можно, но через несколько залпов ваши позиции начнут прощупывать уже вражеские артиллеристы. Отправить танки по прямой навести порядок? А неприятель загородил позиции минным полем, и ваш КВ-1 беспомощно встал на поле, и без инженеров ему оттуда не выбраться. Лучше отправить лазутчика, который будет лежать в кустах и сообщать, сколько там кого, а в случае чего может и перестрелять расчёт-другой. Из этих моментов и собирается портрет "Блицкрига". Вроде такая же стратегия, как и многие другие того времени, но с массой тонкостей, которые заставляют задуматься.
Пехота обеспечивает большой радиус обзора, в отличие от танков, но не защищена от обстрела и не может дать отпор бронетехнике, если только не подберётся на расстояние броска гранаты. Позже появятся солдаты с базуками, но не сразу. Где сухопутные войска имеют превосходство — так это в городской среде. Всю ораву можно посадить внутрь одного из домов на узкой улочке, и танки просто не успеют среагировать на рой гранат, летящих в их сторону.
Инженеры — единственные строители в игре. Они умеют рыть окопы, которые сильно повышают жизнеспособность ваших солдат. Они могут ставить ежи и вить колючую проволоку, могут ставить или снимать противотанковые и противопехотные мины. Наконец, они умеют ремонтировать строения, дзоты, технику, — скилл, без которого здесь никуда. А также чинить и наводить мосты, правда в строго отведённых для этого местах.
Вместе с ними есть и машина снабжения — ничем не защищённый грузовик, который несёт в себе снаряды любых калибров, что бывает кстати в затяжных битвах, а также оборудован установкой по клонированию. Если в отряде хоть один человек выжил, то можно снова наполнить его свежими, розовощёкими рекрутами. Они просто толпой повалят из брезентового кузова. Здесь только одна тонкость — все действия расходуют шкалу провизии, которую можно пополнить лишь в нескольких точках на карте, а пара попаданий по такой машине — и всё.
Другая форма поддержки — это авиация. То есть самолёты у нас есть, их модельный ряд также пополняется из года в год, но прямого контроля над ними мы не получаем. Можно лишь указать точку на карте для выполнения боевого вылета. И есть несколько типов авиации: самолёты-разведчики, истребители, штурмовики, десантные суда и бомбардировщики. В случае с последними нужно просто указать зону с пониженным содержанием тринитротолуола, куда будет выпущен весь боезапас, — и если это, скажем, стайка «Летающих Крепостей», то, скорее всего, там будут одни руины. А вот штурмовики станут атаковать по одной цели за раз, используя для этого бомбы, свои пушки и ракеты на поздних этапах. Какие-то из них могут постоять за себя в небе, а какие-то — лишь красиво разбиться. Скорость и высота полёта также влияют на их защищённость от зениток, — тяжёлые орудия долго наводятся, а лёгкие часто имеют ограниченную зону действия. Единственной препоной может стать нелётная погода в миссии — как заданная заранее, так и меняющаяся со временем. В этом случае все "Мессершмиты" и "Ильюшины" вернутся обратно на базу.
И это только вершина *берга - прочей техники много, очень много. В "Блицкриге" есть даже встроенная энциклопедия, где каждому захудалому трактору уделено немного места, и там есть что почитать. В гараж попали как известные образцы вроде танков "Шерман", "Тигр", "ИС", "Черчилль", так и самоходная мортира "Карл" огромного калибра, советский бронепоезд или сверхтяжёлый немецкий танк "Maus", остов которого сейчас преет в музее в Кубинке.
Самые важные характеристики всех боевых единиц в "Блицкриге" — это толщина брони и калибр орудия. При выделении любого юнита вам об этом доступно сообщат. Пехота и автомобили ничем не защищены, а стационарная артиллерия имеет весьма скромную броню. У каждого же танка, бронемашины или САУ есть отдельные значения по толщине спереди, сзади, по бокам и даже сверху. Это на случай артиллерийского удара или налёта. Если у вас есть только кучка лёгких танков, а враг ездит на "Тигре", то они элементарно не пробьют его брони, — но даже на самый толстый лоб можно найти управу, если подобраться к нему с нужной стороны. Например, поставить мины, чтобы тот подъехал к нашим рядам, и затем завести наши танки с тыла, а с подбитыми траками избушка уже не повернётся. Что не отменяет факт вращения башни.
Каждая кампания за три стороны — Германию, Союзников и СССР — проходит по одному принципу. Она разделена на ряд этапов, объединённых вокруг какого-то крупного исторического сражения: Курская Дуга, Арденны, битва под Нарвиком. Но перед тем, как подобраться к ним, нужно пройти через несколько битв поменьше. Это условно-рандомные карты, которые создаются по нескольким заданным шаблонам. Кстати, за каждую выполненную миссию в "Бликриге" полагается приз — новые образцы техники, которые станут массово доступны лишь на следующем этапе. Чем они круче, тем сложнее будет задание и тем злее противник.
Боевые единицы под своё крыло мы выбираем самостоятельно. По крайней мере — основную часть, кочующую с одной карты на другую. У нас есть командирское меню, где можно любоваться на свою эффективность, примерять медальки на китель и менять основную технику по своему усмотрению из доступных в тот временной отрезок. Совершенно бесплатно. Сначала под управлением игрока три экипажа бронетехники и три вида артиллерии, а с повышением в звании размер армии будет расти. Сами юниты или офицеры, командующие ими в данный момент, могут тоже крупнеть в рангах — если выживут. Рядовые же машины, пехота и подкрепления выше своего прыгнуть не могут.
Первый "Блицкриг" выглядит похожим на другие RTS, но то лишь отчасти. Как и многие в районе 2003 года, он совершил переход в 3D. Но лишь одной ногой. Все танки, пушки, поезда и самолёты — трёхмерные модели, ландшафт также имеет высоту, а вот пехота, строения, деревья и прочие объекты на карте выполнены в виде битмапов. Наверное, чтобы ускорить работу. Кстати, обратите внимание на траектории полётов снарядов — они высчитываются при каждом выстреле. И движок, несмотря на не полное 3D, оказался востребован. У "Нивала" даже стали его лицензировать, — для российской студии тогда вполне событие. По стопам "Блицкрига" последовали как другие игры про Вторую мировую ("Сталинград"), так и про Первую мировую, Третью мировую ("Карибский Кризис"), жизнь после Третьей мировой в антураже Безумного Макса ("Койоты") — кстати, с РПГ-элементами. И даже татаро-монгольские конфликты — казалось бы, не имеющие ничего общего с военной техникой и блицкригом ("Монгол: Война Чингисхана"). И это не говоря о несметном количестве аддонов, дополнений от западных, в основном немецких разработчиков. Огромный успех для RTS-игры, и не только отечественной.
"Блицкриг" даёт возможность испытать новый вид RTS на своё время – с корнями в экшен-ориентированных представителях жанра, но с глубиной, присущей тактикам и воргеймам. Циферок стало меньше, но ими нельзя пренебречь. А какой симпатичный и с каким вниманием к деталям! После него спустилась лавина похожих игр вроде Desert Rats, D-Day, Codename: Panzers, — но приятно осознавать, что пальма первенства всё же была в кармане у российского "Нивала".
Сказать, что игра идеальна, — значит соврать. Когда сладкий дым отчизны рассеялся, стали проявляться неприятные баги: танки могли стрелять сквозь здания, если замечали вас, а связка снайпера с артиллерией рушила баланс. Пехота — буквально пушечное мясо на протяжении большей части игры. Радиус видимости техники очень мал и делает лёгкий транспорт одноразовым. Зачем было тратить время на моделирование всех джипов и мотоциклов, если их может отправить в кювет любой пьяный партизан солевым дуплетом? Случайно сгенерированные миссии на самом деле довольно одинаковы и быстро приедаются. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что в "Блицкриге" было сделано правильно. А этого действительно оказалось много, и произошёл однозначный триумф, который, в свою очередь, позволил эти недостатки как-то исправить в будущих главах.
- Время и место:
Вторая мировая война - Многопользовательская игра:
LAN
Модем
Друг против друга - Особенность геймплея:
Генерируемые пространства
Деформируемое окружение
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Технические детали:
Редактор - Элемент жанра:
В реальном времени
Тактика - Язык:
Русский
English
Действительный интерес представляют миссии заранее заточенные на оборону. Вот там да, помню что было интересно. В остальном же -- просто муторно.
Кто-то скажет мне: ты неправильно играл в Блицкриг! Я отвечу: тот факт, что Блицкриг можно проходить стратегическим аналогом "заткивания босса" -- проблема самого Блицкрига. И вот как раз ее устранение во второй части, пусть и в угоду некоторому упрощению, позволяет мне ее любить куда больше.
Итог лично для меня таков: первый Блицкриг очень хотел быть умной и сверхреалистичной стратегией и так всех обмануть, так всех обмануть, что сам себя по итогу наколол.
Прошёл за СССР и аСаШАй (Эти нубы самое дно, до конца войны их техника просто ущербна), а за Немцев не особо хотелось играть. Только сейчас решился за них пройти =)
И очень жалею, что во втором убрали и опыт, и прочие фичи.... И графика там стала унылой. Первый Блиц мне очень графикой нравится, даже сейчас смотрится неплохо!
Если последний больше толщины брони - броня будет пробита, урон нанесен. Если меньше - извините... Причем, тут зависимость несколько... Как бы это выразиться? Нечеткая. То есть, даже, если у орудия бронепробиваемость меньше (ненамного - это важно), чем броня цели, цель поразить можно, просто шансов на это мало. Ну, и с какой-то разницы начиная (я так и не понял, с какой), юнит вообще отказывается вести огонь по цели, мотивируя это невозможностью пробить броню.
Вообще я до сих пор не понимаю (сколько лет прошло), как уважаемые ниваловцы изучали "матчасть". Т-34 обр. 1939 (sic!) года с одним пулеметом (курсовым) - это песня (для справки: танк серийно выпускался с 1940 года, и то далеко не с 1 января, а спаренный с орудием пулемет был у всех модификаций, а не только у обр. 1942 года). Или модель КВ-85, вызывающая недоумение - с башней, почему-то, от КВ-1С, а не от ИС... Но это все мелкие придирки. Игра замечательная!