Сталинград

Great Battles of WWII: Stalingrad
Сталинград
Жанр: Strategy
Разработчик: DTF Games
Издатель:
Год выхода: 2004
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 5
  • 2
  • 22
Вышедший в 2003 году “Блицкриг” от компании Nival произвёл настоящий фурор в мире стратегий о Второй мировой войне. Созданный россиянами движок позволял практически любому желающему попробовать себя в качестве дизайнера карт и даже кампаний, чем не преминули воспользоваться ушлые немецкие и английские энтузиасты, в краткие сроки выдавшие на-гора уйму аддонов, многие из которых были официально локализованы и изданы у нас. Проекты эти получились весьма неоднозначными, их авторы гнались за количеством, а не качеством, кроме того - нередко пренебрегали историческим реализмом. Но игроки всё равно с охотой и жадностью поглощали подобную продукцию, поэтому небольшой коллектив DTF Games, созданный под эгидой известного сайта dtf.ru, посвящённого разработке компьютерных игр, тоже взялся за работу, пообещав общественности проект, который даст возможность познакомиться с ключевыми событиями Сталинградской битвы в максимально достоверных условиях, насколько это позволяет компьютерная симуляция.

В оригинальном “Блицкриге” были определённые сложности с реализмом, из-за которых нельзя было исполнить заявленное без модификации движка. И потому для нужд “Сталинграда” он был заметно переработан. На картах появилось множество новых объектов, в том числе и воссозданных по архивным фотодокументам зданий Сталинграда и окрестностей, при создании карт дизайнеры ориентировались на реальные топографические сведения (вышло всё, понятно дело, всё равно весьма условно, хотя и узнаваемо), учитывали расположение сил обеих сторон и ход боевых действий. О старании и глубине изучения материалов свидетельствуют также обширные вводные перед каждой операцией и использование кадров документальной хроники в видеозаставках, перемежающих отдельные этапы битвы.

Но это всё можно отнести к декорациям, - гораздо более интересны изменения геймплейные. Их много. Во-первых, отныне техника не может вести огонь не только сквозь здания, но и через остовы уничтоженных машин, которые теперь нельзя раздавить гусеницами, а исчезают они спустя очень продолжительное время. В некоторых же миссиях обломки и вовсе не будут пропадать, превращая поле танкового побоища в лабиринт. Способствует этому и пехота, которая отныне куда более живуча, и, как правило, отделение солдат способно справиться с лёгким, а иногда даже средним танком противника, если он будет пренебрегать оборонительными манёврами.

Особую роль теперь имеют налёты вражеской авиации, так как нас лишили возможности вызывать истребители (и высаживать десант, - но это уже не настолько страшно). Как только на горизонте появились штурмовики противника, стоит сразу прятать войска под прикрытием зениток. Как, у вас их нет? И такое бывает, - они присутствуют изначально в нашем распоряжении далеко не в каждой миссии. Что делать? Если играть не на минимальной сложности, то необходимо в срочном порядке вычислить позиции батарей противника и отправить туда штурмовые отряды пехоты для захвата орудий. Иначе нашей технике будет нанесён серьёзнейший урон.

“Подумаешь, а то мы танк починить не сможем! Всё равно когда-нибудь улетят!” - возразите вы. Да, инженерные автомобили никуда не делись, доступны они практически всегда. В отличие от складов. Да-да, возможности пополнять запасы как ремкомплектов, так и снарядов существенно сократились: они присутствуют не на каждой карте, а если и есть в наличии, то их сперва надо отбить у врага. Теперь вы примерно понимаете, насколько возросли сложность и реалистичность происходящего.

Что касается юнитов, то они здесь, можно сказать, все абсолютно новые. Даже те, что перекочевали из оригинала, получили новые скины и ТТХ; почти каждый танк имеет ряд модификаций, - особенно радуют глаз модели Т-34, произведённые на разных заводах. Артиллерия, авиация и пехота также подверглись переработке. Среди последних особенно хотелось бы выделить сражающихся на стороне немцев казаков и румын, а у наших - обороняющих город моряков и рабочие дружины.

Сами миссии весьма разнообразны, однако стоит отметить большое количество оборонительных заданий, нередко переходящих в контратаки. Такой небольшой, но приятный элемент, как обнаружение какой-нибудь подмоги в тайном месте, канул в Лету, - теперь мы заранее знаем, когда и при каких условиях стоит рассчитывать на подкрепления. Зато появились так называемые секретные миссии. В них малыми силами (чаще всего - только пехотой) мы должны произвести диверсию в тылу противника или совершить нечто подобное, непременно героическое. В качестве примера приведу карту, где, руководя группой снайперов, в составе которой значится и знаменитый Василий Зайцев, необходимо незаметно пробраться к своим мимо вражеских позиций, а затем уничтожить миномётную батарею и поддержать наступление советских войск.

Вот в таких условиях и проходятся все тридцать шесть миссий обеих кампаний и семь секретных. Кстати, о набирающей опыт и переходящей от задания к заданию “гвардии” тоже стоит забыть, так как этот элемент не соответствует заявленной авторами историчности.

Графика, как уже было сказано, была перерисована практически полностью, однако “Блицкриг” в картинке узнаётся безошибочно, что не может не радовать. Однако, к сожалению, для игры был записан и собственный саундтрек за авторством ленинградской группы “Скафандр”. Нельзя сказать, что их музыка плоха, но можно с железобетонной уверенностью утверждать, что она абсолютно не подходит к тематике проекта. По какому недоразумению она оказалась в него включена - решительно непонятно. Радует лишь то, что её можно полностью отключить в настройках, оставив лишь звуки, - и это настоятельно рекомендуется сделать перед началом новой игры.

В итоге перед нами один из самых качественных проектов на движке “Блицкрига”, с которым рекомендуется ознакомиться всем любителям тактических стратегий в реальном времени. Да, она не безупречна, в ней есть заметные баги (например, у советского инженерного танка не убывает шкала запасов, хотя фактически они иссякают), но несерьёзные. Остаётся лишь сожалеть, что “Сталинград” оказался единственной работой DTF Games, так как относящийся к своему детищу с такой заботой разработчик мог бы подарить игрокам ещё много радости.
Автор обзора: Sharp_ey
Блицкриг, Блицкриг. Операция “Север”
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Играл раньше, но далеко не проходил. Ни за РККА, ни за Вермахт. Сейчас потихоньку на досуге включаю, прошел главу кампании РККА вплоть до "секретки" "Василий Зайцев". Игра, действительно, намного хардкорнее исходного "Блицкрига". Мне сразу вспомнился в связи с этим мод к Sudden Strike (в народе - Противостояние 3) под названием "Второе дыхание" - если кто помнит, машинки снабжения там восстанавливали запас условных боеприпасов/запчастей настолько медленно, что, можно сказать - не восстанавливали совсем (думаю, если б технически была б возможность отключить это восстановление, отключили б).
Еще отмечу, что грузовики в "Сталинграде" "разучились" клонировать пехоту. Теперь из одинокого солдата, оставшегося от взвода, не сделаешь опять полноценный отряд, а на занятие трофейных орудий и минометов, коли их будет много, можно потратить всю наличную пехоту. :) Кстати, о птичках: в игре есть трофейная техника - например, Т-34 (судя по параметрам брони - сормовский) окрашенный в что-то, долженствующее изображать panzergrau и с огромным флагом нацистов на МТО...
Не соглашусь, уважаемый автор, на счет музыки - "даб-металл" от группы "СкаФандр" (вроде, именно так правильно название писать, с большой "Ф") весьма органично вписывается в игру и только подчеркивает ее хардкорность, создавая определенную атмосферу. Кстати, саундтрек динамичный: в относительно спокойные моменты играют неспешные и спокойные мелодии, но стоит только начаться мордобою, как трек тут же сменяется на какой-нибудь "боевичок".
Музыка же из "Блицкрига", на мой взгляд, какая-то очень уж слащаво-аморфная. Она б, на мой взгляд, к игре по сказочной тематике больше б подошла (речь именно о музыке, звучащей в течение игрового процесса непосредственно). Опять вспоминается саундтрек из Sudden Strike, атмосферный, но динамичный. Пусть там и весьма короткие "номера", но слушается он как-то собраннее, в отличие от утомляющего со временем блицкриговского "бубнения". Разве что песня группы "АукцЫон" под названием "Спи, солдат" в нашей локализации не в жилу...

[CUT=]PS: К теме не относится, но к слову пришлось: миссию "Василий Зайцев" пришлось проходить читом, ибо, как только уничтожаешь расчеты немецких орудий и выполняешь задачу по атаке противника, следует задача "отбить все атаки противника", после чего через секунду, в отсутствие каких-либо атак игра засчитывает провал задачи и миссии. Видно, сказалось "лечение" от выкрутасов Старфорса, который Windows 10 совсем не понимает... Хотя, может, это я чего не учел при прохождении, но пробовал 3 раза и все одно - провал.[/CUT]