Головоломками на тему нелёгкого труда водопроводчика современного любителя старых компьютерных игр никак не удивишь. С лёгкой руки легендарной Lucasfilm Games, издавшей ещё в 1989 году «Pipe Dream», скоростное прокладывание на экране секций труб различной конфигурации, призванных доставить мерно, но неуклонно текущую струю воды (или какой-нибудь другой жидкости) из точки А в точку Б, быстро стало одним из популярных поджанров казуальных электронных развлечений. Однако представленный на данной страничке образец примерно того же стиля – экспонат, примечательный уже своим происхождением: это одна из первых (и немногих имеющихся на данный момент в свободном доступе) игр родом из Персии. Как известно, Революция 1979 года наложила некоторые ограничения на распространение в этой стране (ранее развивавшейся вполне себе в русле вестернизации, пусть и переименовавшейся в середине 1930-х в Иран) различных западных технологий, включая компьютерные, – а потому пионерские проекты персидских программистов для родной среды DOS стали появляться тогда, когда в США и Европе уже вовсю царила новомодная Windows.
За исключением одного только заголовка игры (и, вероятно, имени разработчика, которое демонстрируется сразу после запуска: для продолжения достаточно нажать любую клавишу) весь текст здесь – на новоперсидском языке (известном также как фарси); к счастью, благодаря отмеченной уже широкой популярности головоломок про «водопроводчика» проникновение в суть здешнего процесса не вызовет затруднений даже у тех, кто не читает Омара Хайяма в оригинале и не различает букв в арабском написании. В главном меню нас больше всего интересует второй пункт сверху в правом столбце: это بازى – то бишь «Играть»; однако рассмотрим вкратце и другие представленные здесь возможности. Назначение двух верхних кнопок слева и справа пока что постичь не удалось (не исключено, что в данной версии они не функционируют); левая же нижняя позволяет просмотреть информацию о системе, сравнив конфигурацию своего ПК с необходимым для запуска минимумом. В самом низу по центру расположена кнопка выхода в систему: она же присутствует на многих прочих экранах, символизируя возможность вернуться оттуда на заглавный (и дублируясь клавишей «Esc»). Самая нижняя, шестая кнопка справа выводит список разработчиков (естественно, на фарси), а вот следующая сверху, названная موزیک, что значит «Музыка», заслуживает куда большего внимания. При её нажатии мы попадаем в отдельное меню, где при помощи семи кнопок справа можно выбрать для сопровождения одну из шести MIDI-мелодий (ну или отключить музыкальное оформление седьмой кнопкой), при этом две шкалы со стрелочками слева позволяют отрегулировать на свой вкус их тональность и темп. Четвёртая кнопка справа выводит текущий список рекордсменов и их достижений, тогда как третья выполняет функцию своего рода сохранения: если после её нажатия ввести своё имя (чисто арабо-персидскими литерами, разумеется), то при последующем запуске «Piper», повторив данную процедуру, можно будет продолжить игру с последнего посещённого уровня.
Однако пора перейти уже и к собственно процессу прокладывания водопроводных труб. Основной экран разделён на клетки, выстроенные в тринадцать рядов по горизонтали и восемь по вертикали; в одной из них обязательно расположен кран, а в какой-то другой – стрелка, обозначающая конечную цель пути жидкости, которая начнёт вытекать из предыдущей локации уже через восемь секунд. Обратный отсчёт этого времени ведётся синими цифрами в правой нижней части экрана; помимо данного индикатора тут присутствуют ещё два, жёлтого цвета: левее отображается показатель набранных нами очков (за каждую верно расположенную секцию трубы, как только через неё начинает проходить жидкость, мы получаем по четыре балла), а правее – номер уровня (в выложенной у нас версии игра начинается сразу с 12-го, так что хоть немного потренироваться перед более сложными задачками не получится). Над этим последним красуется ещё и шкала скорости движения воды: при желании (например, после того, как трубопровод уже полностью нами выстроен) таковую дозволяется увеличить нажатием на кнопку справа.
Наконец, слева внизу можно видеть текущий доступный для размещения фрагмент трубы – и те четыре, что по очереди появятся вслед за ним. Размещают секции на поле нажатием левой кнопки мыши; ничто при этом не мешает расположить новую ячейку с элементом поверх старой, которая таким образом исчезнет, – если только, конечно, по ней в данный момент уже не течёт вода. Кроме того, на отдельных клетках изначально могут находиться какие-то сторонние предметы (камень, яблоко, жук и т. д.), «убрать» которые, проложив по ним водопровод, не получится. Зато «ненужные» – то есть не подходящие нам по конфигурации – секции вполне можно использовать на свободных местах – пока в левом нижнем углу не появится наконец-то тот самый желанный «угловой» или «прямой» квадратик, который и позволит завершить наш стратегический трубопровод, тем самым перейдя на следующий, ещё более сложный уровень.
Стоит признать, что ничего особо нового или оригинального в плане игрового процесса «Piper» современному пользователю предложить не может, однако её коллекционная и историческая ценность как одной из первых в истории персидских игр вполне очевидна. Ну и головоломка про «водопроводчика» – это всегда хороший повод хоть немного потренировать своё логическое мышление наперегонки с беспощадным таймером и неуёмной струёй воды.
За исключением одного только заголовка игры (и, вероятно, имени разработчика, которое демонстрируется сразу после запуска: для продолжения достаточно нажать любую клавишу) весь текст здесь – на новоперсидском языке (известном также как фарси); к счастью, благодаря отмеченной уже широкой популярности головоломок про «водопроводчика» проникновение в суть здешнего процесса не вызовет затруднений даже у тех, кто не читает Омара Хайяма в оригинале и не различает букв в арабском написании. В главном меню нас больше всего интересует второй пункт сверху в правом столбце: это بازى – то бишь «Играть»; однако рассмотрим вкратце и другие представленные здесь возможности. Назначение двух верхних кнопок слева и справа пока что постичь не удалось (не исключено, что в данной версии они не функционируют); левая же нижняя позволяет просмотреть информацию о системе, сравнив конфигурацию своего ПК с необходимым для запуска минимумом. В самом низу по центру расположена кнопка выхода в систему: она же присутствует на многих прочих экранах, символизируя возможность вернуться оттуда на заглавный (и дублируясь клавишей «Esc»). Самая нижняя, шестая кнопка справа выводит список разработчиков (естественно, на фарси), а вот следующая сверху, названная موزیک, что значит «Музыка», заслуживает куда большего внимания. При её нажатии мы попадаем в отдельное меню, где при помощи семи кнопок справа можно выбрать для сопровождения одну из шести MIDI-мелодий (ну или отключить музыкальное оформление седьмой кнопкой), при этом две шкалы со стрелочками слева позволяют отрегулировать на свой вкус их тональность и темп. Четвёртая кнопка справа выводит текущий список рекордсменов и их достижений, тогда как третья выполняет функцию своего рода сохранения: если после её нажатия ввести своё имя (чисто арабо-персидскими литерами, разумеется), то при последующем запуске «Piper», повторив данную процедуру, можно будет продолжить игру с последнего посещённого уровня.
Однако пора перейти уже и к собственно процессу прокладывания водопроводных труб. Основной экран разделён на клетки, выстроенные в тринадцать рядов по горизонтали и восемь по вертикали; в одной из них обязательно расположен кран, а в какой-то другой – стрелка, обозначающая конечную цель пути жидкости, которая начнёт вытекать из предыдущей локации уже через восемь секунд. Обратный отсчёт этого времени ведётся синими цифрами в правой нижней части экрана; помимо данного индикатора тут присутствуют ещё два, жёлтого цвета: левее отображается показатель набранных нами очков (за каждую верно расположенную секцию трубы, как только через неё начинает проходить жидкость, мы получаем по четыре балла), а правее – номер уровня (в выложенной у нас версии игра начинается сразу с 12-го, так что хоть немного потренироваться перед более сложными задачками не получится). Над этим последним красуется ещё и шкала скорости движения воды: при желании (например, после того, как трубопровод уже полностью нами выстроен) таковую дозволяется увеличить нажатием на кнопку справа.
Наконец, слева внизу можно видеть текущий доступный для размещения фрагмент трубы – и те четыре, что по очереди появятся вслед за ним. Размещают секции на поле нажатием левой кнопки мыши; ничто при этом не мешает расположить новую ячейку с элементом поверх старой, которая таким образом исчезнет, – если только, конечно, по ней в данный момент уже не течёт вода. Кроме того, на отдельных клетках изначально могут находиться какие-то сторонние предметы (камень, яблоко, жук и т. д.), «убрать» которые, проложив по ним водопровод, не получится. Зато «ненужные» – то есть не подходящие нам по конфигурации – секции вполне можно использовать на свободных местах – пока в левом нижнем углу не появится наконец-то тот самый желанный «угловой» или «прямой» квадратик, который и позволит завершить наш стратегический трубопровод, тем самым перейдя на следующий, ещё более сложный уровень.
Стоит признать, что ничего особо нового или оригинального в плане игрового процесса «Piper» современному пользователю предложить не может, однако её коллекционная и историческая ценность как одной из первых в истории персидских игр вполне очевидна. Ну и головоломка про «водопроводчика» – это всегда хороший повод хоть немного потренировать своё логическое мышление наперегонки с беспощадным таймером и неуёмной струёй воды.
- Страна или регион происхождения:
Иран - Элемент жанра:
Трубопроводные головоломки - Язык:
فارسی