The Black Mirror

Posel Smrti
Чёрное зеркало
The Black Mirror
Жанр: Quest
Разработчик: Future Games
Издатель: Adventure Company, The
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 14
  • 25
  • 47
Дорогой Сэм!

Мне было нелегко найти нужные слова для этих строк, которые, я надеюсь, ты сейчас читаешь. Впрочем, это было не легче, чем добыть твой адрес. Я надеюсь, что моё письмо попадёт к тебе в руки как можно скорее, так как времени осталось мало.

С момента твоего отъезда я потратил много бессонных ночей, пытаясь узнать правду о нашей семье. Я чувствую, что уже очень близок к концу поисков, и боюсь, что у меня может не хватить сил взглянуть правде в лицо самому. Поэтому я обращаюсь к тебе, Сэм, так как знаю, что ты услышишь мой призыв.

В этом конверте ты обнаружишь старинное кольцо нашего рода. Очень важно, чтобы ты всегда держал его при себе, - береги его как зеницу ока. Пожалуйста, возвращайся в наше поместье и помоги мне. Я знаю, что моё время на исходе, я это чувствую. Я боюсь...


Менее чем через минуту после написания этого письма, так и оставшегося неотправленным, Уильям Гордон, престарелый английский аристократ и владелец поместья “Чёрное Зеркало”, выпал из окна своего кабинета в башне, и тело его рухнуло на острия старого садового забора.

Нет, это не разглашение сюжета, – это всего лишь стартовый ролик, которым начинается один из лучших квестов в истории жанра, magnum opus чешской студии Future Games, а может быть – magnum opus всего чешского игростроения (потягаться с которым может разве что Mafia: The City of Lost Heaven). Этим роликом начинается The Black Mirror, она же Posel Smrti на родном чешском и “Чёрное Зеркало” на русском языке.

Спустя несколько дней Сэмюэль Гордон, или просто Сэм, получил извещение о смерти своего деда Уильяма и прибыл в родовое гнездо – поместье “Чёрное Зеркало”, – которое покинул двенадцать лет назад, как ему казалось, навсегда. После похорон обитатели поместья – вдова Уильяма и бабушка Сэма Виктория, её сын Роберт (Сэму он дядя) и дворецкий Бейтс, – а также доктор покойного и друг семьи Ганс Герман вели тяжёлую беседу в гостиной, а затем, когда мадам Виктория попросила оставить её на некоторое время одну, начинается Игра. Да, именно с большой буквы.

Что будет дальше, догадаться нетрудно. Да, Сэм усомнится в том, что его дедушка ушёл из жизни добровольно или же в результате несчастного случая. Каких-либо внешних обстоятельств, породивших это сомнение, вроде бы и нет, – скорее некое внутреннее, потаённое, подсознательное предчувствие будет двигать им в стремлении узнать правду – не только о смерти деда, но и обо всей своей семье, и о самом себе. Он не хотел возвращаться в “Чёрное Зеркало”, на что были веские причины, но теперь он не уедет, пока не доберётся до истины. Сэм начнёт собственное расследование, в ходе которого откроются и шкафы со скелетами, и древние гробницы, и тайны, что много веков отбрасывали тень на род Гордонов.

Сюжет разделен на пять глав, которые в сумме составляют четыре дня игрового времени. Конечно же, место действия не будет ограничено поместьем, - это отнюдь не детектив в закрытой комнате. Побывать предстоит много где, но слишком далеко Сэм не уедет. Максимум будет однодневное путешествие в Уэльс, в отдалённое поместье другой ветви семьи Гордонов. В остальном нужно будет посещать близлежащие территории – например, деревеньку Willow Creek (в русском переводе имеющую поэтичное название Лозовая Заводь), дом доктора Германа, санаторий для умалишённых, местную церковь и ряд других. Всего в The Black Mirror около полутора сотен локаций и более двадцати персонажей.

На этом, пожалуй, о сюжете стоит закончить – он слишком хорош, чтобы раскрывать карты, пусть сделать это очень хочется. Но нужно сказать одно: это квест со значительной долей детектива, но это ни в коем случае не детектив в классическом понимании жанра. Совсем скоро расследование если не отодвинется на второй план, то разделит первый с другой целью – закончить то, что не успел Уильям, найти ответы на вопросы, которыми он был одержим последние годы жизни. А вот теперь точно всё.

The Black Mirror – это классический point’n’click-квест от третьего лица. Основную часть игрового времени занимают диалоги, перемещения и работа с предметами; головоломок же совсем немного, причём как минимум половина из них вполне лаконично вписаны в сюжет. Подобный подход к организации геймплея позволяет в полной мере сконцентрироваться на истории, на окружении и на людях, что в такой игре, как The Black Mirror, просто необходимо, – подобный сюжет не должен каждые пять минут прерываться на пазл, добавленный в игру по принципу “чтобы был”. К счастью, в Future Games эту точку зрения разделяли, хотя изрядно поломать голову над некоторыми головоломками всё же придётся.

Атмосферу игры можно охарактеризовать вроде бы не очень ярким, но зато ёмким эпитетом “мрачная” – но ни в коем случае не “готическая”. Английская провинция, старинное поместье, относительное запустение, непрекращающийся дождь, тёмные тона и некоторые другие атрибуты, о которых нельзя говорить ради сохранения тайны сюжета, - всё это может показаться банальным набором клише, но благодаря искусности талантливых людей из Future Software мир игры естественен, безо всяких костюмированных шоу, жуткого грима и дешёвых “страшных” декораций (а, при всём уважении к жанру, готика – это насквозь искусственно). В The Black Mirror вы будете жить жизнью Сэма Гордона, а не смотреть спектакль. Пусть вид и от третьего лица, но вы станете Сэмом, – вы не пройдёте его путь вместе с ним, но его путь станет вашим.

Единственное, что выглядит чуточку искусственно, - несоответствие, пусть и не очень значительное, всего вокруг году действия игры. Да, 1981-й – это не 2020-й и даже не 2000-й, но это время, когда появился MS-DOS, а английские The Beatles и даже Sex Pistols уже успели прогреметь на весь мир и распасться. И пусть чрезвычайно консервативная английская провинция может не замечать новые технологии и веяния, но то, что в The Black Mirror дворецкий приезжает в церковь на карете (!), а вокруг нет ни одного автомобиля, даже старинного, – это уже перебор. И пусть многие говорят, что жизнь в этих местах будто бы “застыла”, но прогресс не мог не оставить хоть каких-то следов. Хотя телефонная связь тут всё же есть.

К оценке графики в The Black Mirror следует подойти с двух сторон – как к технической составляющей и как к искусству. С первой стороны придётся сказать правду – картинка устарела. Здесь используется популярное в квестах тех лет сочетание 2D и 3D (иногда называемое 2,5D), то есть локации остаются двумерными, но персонажи по ним ходят трёхмерные, – такой подход позволял, прежде всего, сэкономить место на CD для других необходимых вещей, например для многочасовых диалогов. При правильном использовании этой технологии никакого диссонанса между фонами и персонажами быть не должно, но в The Black Mirror он есть, хоть и не очень сильный. Дело в том, что качество моделек персонажей существенно уступает таковому у прорисовки фонов, и иногда они не гармонируют с окружением, напоминая манекенов. Вдобавок они ужасно анимированы.

Но ведь не все картины, которые человечество признало шедеврами, написаны идеально? Те или иные недостатки есть во всём, но иногда они не имеют значения, ведь произведение искусства – не доказательство математической теоремы. В компьютерных играх это особенно актуально – даже в самой примитивной графике геймер видит не квадратики пикселей, а то, что они обозначают, а предельная простота изображения не мешает наслаждению. Вот и в The Black Mirror вышеописанные проблемы с графикой оказываются почти незаметными. Глаз не видит, что что-то там с чем-то там не очень сочетается, - он видит роскошные и почти нежилые интерьеры поместья, тихую набережную Лозовой Заводи, старинные сады, полузаброшенные кладбища и холодные коридоры психиатрической лечебницы. И, конечно же, людей, живущих или работающих в этих местах, - именно живых людей, а не модельки среднего качества.

Пожалуй, единственный недостаток игры, за которую её можно и нужно поругать, – наличие нескольких мест, где можно погибнуть. Данная особенность геймплея нигде не оговорена заранее, а встречаются эти места далеко не в начале игры. Никакого “Второго шанса”, как в квестах про Нэнси Дрю, здесь нет, – придётся загружать последнее сохранение, и, если оно было записано давно, предстоит перепроходить фрагмент игры заново. И вот ещё одно – ролики в начале глав содержат слишком много спойлеров, а по сути – только спойлеры. Поэтому настоятельно советую их попросту не смотреть.

The Black Mirror была принята двояко. С одной стороны, она сумела покорить сердца геймеров и стать одной из любимых игр у поклонников жанра. С другой – была принята игровой прессой крайне сдержанно: средний балл на GameRankings составил всего 65%. Отечественная “Игромания”, например, выделила “Чёрному зеркалу” всего четвертинку страницы, поставив 6 из 10 и назвав средней игрой. Трудно сказать, почему так произошло: наверное, всё из-за той же устаревшей графики и сюжета, на первый взгляд (подкрепляемый всё той же графикой) кажущегося сборником клише. Ещё англоязычные рецензенты ругали озвучку: мол, голоса для персонажей и особенно главного героя подобраны крайне неудачно. Что ж, может быть, – но вот русская локализация получилась великолепной. В любом случае время всё расставило на свои места, и The Black Mirror заняла своё заслуженное место в зале славы квестов, что косвенно доказали события, начавшиеся с 2009 году (об этом читайте далее).

Чёрное Зеркало” – игра невесёлая. Здесь не будет места юмору, присущему многим квестам 1990-х, сатире и пародиям, – это тяжёлая и грустная история. Вот и напоследок остались только грустные вещи, – но, тем не менее, сказать о них необходимо.

Чешская студия Future Games начала свою карьеру с пазла Boovie. Затем был первый квест, Posel Bohů, который выходил только в Чехии и только на чешском языке, поэтому какой-либо известности не получил. И вот – международный дебют, и сразу The Black Mirror. После неё студия выпустила ещё четыре игры – все в жанре квест, - после чего обанкротилась и прекратила своё существование. Возможно, своей работой авторы поставили себе и игрокам слишком высокую планку качества, или же они в принципе были способны только на один проект такого уровня, но факт остаётся фактом – все их последующие игры и рядом не стояли с The Black Mirror. Nibiru: Messenger of the Gods – вольный ремейк Posel Bohů – была не более чем неплохой, однако сюжет её основывался на бредовых конспирологических выдумках о секретных научных изысканиях Третьего Рейха и планете Нибиру. Экспериментальная Next Life оказалась крайне спорной и большинством была попросту не понята (причём это проблема игры, а не большинства). Затем чехи сделали поворот на 180 градусов – от мрачных историй прямиком в сказку. Tale of a Hero, увы, тоже заслуживает только средней оценки. Наконец, последняя работы Future Games – Alter Ego. Да, это и близко не “Чёрное Зеркало”, но игра вышла отличная – захватывающий детектив в Англии конца XIX века со всеми вытекающими последствиями (в хорошем смысле этого слова), хоть и немного нудноватый. Но было уже поздно. Alter Ego провалилась в продажах, и Future Games приказала долго жить.

Наконец, придётся – а так не хочется! – сказать о том, что же произошло в 2009 году. Ещё до закрытия Future Games, вероятно из-за финансовых проблем, потеряли лицензию на The Black Mirror, и популярностью квеста сразу же воспользовались. Дело в том, что сюжет игры полностью закончен, и о каком-либо продолжении даже и думать глупо, – но нашлись люди, которые не только подумали, но и сделали это самое “продолжение". Подробно, конечно же, о нём говорить мы не будем, – достаточно лишь знать, что в Black Mirror 2 высосанный из пальца сюжет, представляющий собой попытки продолжить непродолжаемое, причём его художественный уровень близок к фанфикам по историям о супергероях, написанным школьниками. Затем последовала и третья часть, завершающая вторую. Причём, что обидно, эти квесты с технической и дизайнерской точки зрения неплохие, так что остаётся жалеть, что та фирма вместо выпуска чего-то собственного решила заработать на популярности творения Future Games и что это ей, к сожалению, удалось. И это в то время, когда сами авторы оригинального шедевра закрылись от безденежья!

Но и это ещё не всё. В 2017 году вышло мультиплатформенное приключение Black Mirror – чрезвычайно вольный ремейк оригинального “Чёрного Зеркала”, в котором действие перенесено в 1920-е годы. А вот это явление мы уж точно оставим без комментариев…

В общем, знайте – у The Black Mirror нет никакого продолжения. Есть только квест 2003 года – полностью завершённый сюжетно, полностью самодостаточный и гениальный. И если вы любите жанр, но ещё не играли в данную игру – пропустили, отложили на потом, а может быть, поверили низким оценкам журнальных “экспертов”, – обязательно это сделайте. Вы не пожалеете – разве что о том, что не были знакомы с ней раньше.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Тот случай, когда оценку выставить сложно. С одной стороны некоторые элементы у игры выше всяких похвал, с другой стороны местами эта игра страшно разочаровывает. Начнем по порядку, первое разочарование это запуск, игра 2003ого года запускается на современных системах не без вопросов, все еще усугубляется кривостью русской версии от Акеллы. Сам перевод и озвучка вполне годные.
Графика. Графика радует, локации отрисованы симпатично, хорошо подобраны цвета, правда есть эффект "замыленности". Но тут же закрадывается первое НО. Классический английский особняк совершенно не похож на реальные английские усадьбы. Классические картины местами похожи на современные фанарты, статуи даже стилистически не похожи на реальные. И много-много чего еще подобного. Если бы прямым текстом не говорилось, где и когда происходит действие, мы бы ни за что не смогли бы это понять. Отдельно бросаются в глаза 3д модели персонажей и их анимация. Прямо скажем сделаны они плохо. На этих фонах они выглядят чужеродными объектами. Музыка и звук, скажем так, ничего особенного. Они не плохие и не раздражающие, но совершенно не запоминающиеся, и вряд ли у вас после игры возникнет желание искать OST.
Сюжет... Вот его описывать без спойлеров затруднительно, но я постараюсь. Он как американские горки, иногда он хорош, а иногда проседает на самое днище. Мы не понимаем отношений между персонажами, кто кому кем приходится. Главный герой находит вещи после которых любой нормальный человек должен звонить в полицию, а он просто игнорирует этот факт. Есть моменты, где протагонист просто крадет улики с мест преступлений прямо под носом у следователя. И вообще игроку стоит заранее принять факт, что мы играем явно за человека с какими-то отклонениями, для которого обман и членовредительство людям, которые ничего ему не сделали, это норма. В одном моменте главный "герой" вырубает персонажа ловушкой с !электрическим током! после чего заявляет нам, что с жертвой "все в порядке, и он очнется через какое-то время". Это лишь малая часть "особой логики" этого квеста. Отдельно стоит упомянуть концовку, она просто никакая. Я даже подумал, что сделал что-то не то, и нарвался на какое-то поражение. Но нет, эта была настоящая концовка... Геймплей. Тут все те же американские горки - то очень хорошо, то очень плохо. Главный элемент "пиксель хантинг", то есть ищем на локации подсвечивающиеся участки. Очень странная механика с нажатием левой или правой кнопки мыши, по факту делающие одно и то же, при том применение правой кнопки мыши чисто рандомное, в нем нет никакой логики, кроме "левой ты уже нажимал, а объект все еще подсвечивается". Логика местами идеальная, а местами "без солюшена даже не суйся". Загадки-головоломки мне по-большому счету понравились, кроме триклятых пятнашек со знаками зодиака. Ну и вышеупомянутая "особая логика" членовредительства. Особо стоит отметить моменты, когда какой-нибудь персонаж берется для нас что-нибудь разыскать... Нам натурально надо бесцельно пошататься между локациями, периодически спрашивая персонажа не нашел ли он то, что мы просили. Это настолько душно, что совершенно не понятно о чем думал человек, ответственный за это, и люди, которые пропустили эту механику в релиз.
Это удивительно, но даже после всего вышесказанного я не могу сказать, что игра плохая. У "черного зеркала" есть какой-то свой шарм. И судя по восторженным комментариям и оценкам, многим оно нравится. Так что единственный способ узнать "ваш ли это продукт" только попробовать лично.
co6a4enok
дико несусветная озвучка (играл в английскую версию).
Вам не повезло. Английская озвучка отвратительна, особенно голос главного героя. Но вот чешская, откуда родом игра, на порядок лучше, а русская, от "Акеллы" - и вовсе шедевр. Голоса великолепные, актёры подобраны грамотно. Рекомендую посмотреть видео на Ютубе (хотя бы первую сцену с диалогом в гостиной).

По поводу всего остального. Да, графика устарела, а сюжет клиширован, однако "Чёрному зеркалу" удалось завоевать статус одного из лучших квестов 2000-х, и это не только моё мнение, а очень многих поклонников жанра. Значит, что-то в нём есть, ведь на пустом месте он был не смог так понравиться большинству. Хотя и разделяющие ваше мнение тоже есть, а есть ещё одна категория игроков, которые не любят ЧЗ из-за головоломки со знаками зодиака, из-за которой в свою очередь бросили проходить)))
Я честно до самого конца пытался понять, что в этой игре хорошего. Ужасно отсталая для 2003 года графика персонажей в стиле начала рендерной эпохи первой половины 90-х; дико несусветная озвучка (играл в английскую версию); заштампованный сюжет, берущий своё начало из тех же времен царствования Габриэля Найта и Джорджа Стоббарта, но с такими пробелами, нестыковками и нелепицами, что впору сравнивать не с этими монстрами мистического квесто-детектива, а с какой-нибудь Рианой Рудж; бестолковые головоломки с примитивным пиксель-хантингом... Ну, думаю, сейчас в конце меня ждет такая развязка (о которой твердили все советчики поиграть в эту игру), что все эти косяки забудутся как не очень хорошая прелюдия перед грандиозным финалом. И тут... пшик! Финал оказался таким же безликим, серым и унылым как и вся остальная игра. Не, ребят. Всё-таки планку, установленную Габриэлем нашим, Найтом, взять дано далеко не каждому. И тут уже одними замками, подземельями и семейными проклятьями так просто не обойдёшься.
Отличная игра. Когда играл, показалась немного простоватой и многовато беготни, но сюжет и атмосфера нивелировали эти недостатки с лихвой.
@Leiji, мне стало интересно, и я решил проверить. Вот что получилось по памяти:

Гостиная, где сидит Виктория – 1
Холл – 3
Столовая - 1
Кухня - 1
Библиотека – 3
Комната Сэма – 1
Комната Роберта - 1
Возле комнаты Роберта – 1
Возле комнаты Сэма - 1
Переходы второго этажа – 2
Балкон - 1
Старое крыло – 1
Чердак – 1
Кабинет Вильяма – 1
Подвал – 1
Задний двор с фонтаном – 1
Общий вид поместья – 1
Место смерти Вильяма – 1
У конюшни - 1
Конюшня – 1
У лестницы – 1
У оранжереи – 1
Оранжерея – 1
У ворот – 1
Начало Лозовой Заводи – 1
У трактира – 1
Трактир – 1
У ломбарда – 1
Ломбард – 1
Кладбище у прихода – 3
Приход – 1
Закрытая часть прихода – 1
Могила Маркуса – 1
У дома Германа – 1
Дом Германа – 1
Морг – 1
Маяк – 2
Каменный круг – 1
Тёмная шахта – 1
Длинный коридор шахты – 1
У лифта – 1
Механизм – 1
Комната со скелетом – 1
Выход из шахты – 2
Волк – 1
У ворот поместья в Уэльсе – 1
Двор поместья – 2
Холл поместья – 1
На пути к склепу – 4
Комната перед лабораторией – 1
Лаборатория – 1
Склеп – 1
Нижний склеп – 2
У ворот санатория – 1
Двор санатория – 1
Задняя часть санатория – 1
Кладбище – 2
Сарай на кладбище 1
Котельная – 2
Холл санатория – 1
Коридор санатория - 1
Палата Джеймса – 1
Нижний подвал – 4
Вход в лабиринт – 1
Лабиринт – 9
Комната в лабиринте – 1
Финальная комната – 1

Итого 95. Допустим, я завыл штук 10, всё равно намного меньше. Если же считать, например, столы, полки, гробы и т.д., где экран от первого лица, то будет намного больше. Выходит, преувеличили на обложке)))