На страничках некоторых выложенных на нашем сайте игр, являющихся плодом самоотверженного труда авторов-одиночек, можно познакомиться с леденящими душу историями о тяжёлых обстоятельствах, сопровождавших их появление на свет. Но таким едва ли не чудесным происхождением может похвастаться отнюдь не только, например, «Adventures of Nyangi» из экзотической (по меркам индустрии) Кении, – даже в, казалось бы, вполне себе «цивилизованных» Североамериканских Соединённых Штатах временами создание своего собственного оригинального проекта требовало не меньших усилий. Свидетельство тому – «Nacah» от разработчика Монте Волфорда, более известного по прозвищу «Шайенн» (и скрывающегося за благочестивой вывеской Virtue Games). Вырос он и проживал на рубеже второго и третьего тысячелетий в горной калифорнийской глубинке, в старом шахтёрском городке Корсеголд у хребта Сьерра-Невада, прославившемся в эпоху «золотой лихорадки» середины XIX века и хорошо известном поклонникам компьютерных игр как место действия «Freddy Pharkas: Frontier Pharmacist» (от знаменитой компании, названной в честь тех самых гор). Вот только ни к электричеству, ни даже к телефонной линии доступа у этого молодого человека в то время не было, – и, чтобы воплотить в жизнь свою мечту и создать приключенческую компьютерную игру, ему пришлось приобрести собственный газовый генератор для обеспечения питанием персонального компьютера...
Всё дело в том, что Шайенн мечтал создать не просто адвенчуру (как поясняется на обложке, «Nacah» как раз и означает «приключение» в переводе с древнееврейского), но – игру на библейскую тематику, своего рода христианский аналог «Myst» (с этим шедевром, также создававшимся почти что «на коленке» и вдохновившим своим примером немало начинающих авторов со всех концов планеты, Монте Волфорд определённо успел как-то познакомиться). В итоге мы и получили весьма необычный «мистоид» на простеньком движке Adventure Maker, изданный в 2001 году явно небольшим тиражом другой группой энтузиастов, Bible Games Company из штата Огайо. Упомянутая «необычность» – скажем сразу – заключается в одной из немногих изюминок данного проекта: если прочие «приключенческие головоломки от первого лица» скрывали подсказки к своим загадкам на соседних (ну или весьма отдалённых) экранах и лишь изредка – в комплектной документации, то «Nacah» вместо этого (или, если точнее, вместе с этим) регулярно апеллирует... к Святому Писанию! Иными словами, проходить игру следует, имея под рукой (на худой конец – в браузере) стандартный англоязычный вариант книг Ветхого и Нового Заветов (так называемая «Библия короля Якова»).
Что касается сюжета, то он здесь – как и в некоторых иных представителях того же поджанра – отсутствует начисто: после запуска мы оказываемся в некой тёмной пещере – или скорее в одной из тех самых заброшенных шахт, на которые столь богаты окрестности Корсеголда, – без особого представления о том, кто мы такие и что здесь делаем. Впрочем, ещё раньше, в главном меню, можно при желании выбрать не только начало новой игры, но и «экскурсию» (на самом деле – несколько обучающих экранов со справкой по интерфейсу) или небольшой фильм о создании «Nacah» (но с ним лучше знакомиться уже после прохождения). В шахте же первым делом нужно будет попытаться «включить» свет (в кавычках, ибо способ совершить это действие оказывается далеко не банальным), ну а затем – продвигаться далее по здешнему миру, внимательнейшим образом осматриваясь по сторонам и пытаясь попутно разобраться в смысле и назначении этого нашего путешествия.
В отличие от других авторов-одиночек, использовавших для своего проекта тот же самый итальянский Adventure Maker, таких как швед Микаэль Нюквист или швейцарец Стефан Маккаринелли, Монте Волфорд выбрал в качестве визуального ряда не оцифрованные фотографии, а простую рисованную графику, да ещё и трёхмерную (создание которой ему в итоге пришлось осваивать самостоятельно с не намного меньшими трудностями, чем у того же Уэсли Кириньи, автора «Adventures of Nyangi»). В итоге выглядит «Nacah» очень уж скромно даже по меркам 2001 года: тёмные (особенно поначалу, до нашего выхода из пещер на свет Божий), размытые и пикселизированные экраны не только не прибавляют привлекательности здешнему миру, но и несколько затрудняют навигацию и поиск полезных предметов и прочих активных точек. Анимация присутствует в минимальном объёме, сопровождая собой кадры нашего перемещения, скажем, на лифте шахты или на вагончике канатной дороги, но не на обычных локациях (здешнее море, например, совершенно неподвижно). Зато если особого таланта 3D-художника у автора так и не проявилось, то его дарование в качестве музыканта – более чем очевидно: атмосферные мелодии, исполненные Монте Волфордом на арфе или флейте, а то и сочинённые им лично, запросто могли бы дать фору звуковому оформлению немалого числа масштабных проектов от самых крупных компаний! Добавим также, что озвучки в игре практически нет, если не считать нескольких ключевых фраз перед самым концом (увы, без субтитров и с чёткостью дикции, оставляющей желать много лучшего), – ибо не имеется здесь и каких бы то ни было встречных персонажей.
Интерфейс предельно прост и хорошо знаком любителям адвенчур по всем прочим играм на том же движке: визуальный ряд с видом от первого лица представляет собой слайд-шоу из дискретных картинок, чаще всего по четыре штуки на каждую нашу позицию сообразно сторонам света; курсор в виде разнообразных стрелок («влево», «вправо», «вперёд», «вниз», «обратно» и т.д.) позволяет повернуться на 90 градусов, продвинуться далее или развернуться (конечно же, весь ассортимент направлений доступен далеко не всегда). В обычных ситуациях указатель имеет форму руки, превращаясь также в «лупу» там, где нечто, достойное интереса, следует посредством нажатия левой кнопки рассмотреть в приближении, а также чуть видоизменяясь в «кулак», что намекает на возможность что-либо подобрать или активировать. Временами будут появляться также «рука с указательным пальцем» или «знак вопроса», выполняющие роль простого осмотра (результат которого в виде текста выводится на экране внизу) или подсказывающие о возможности использовать в данном месте что-нибудь из наших пожитков.
Инвентарь скрывается на панели вверху экрана – но лишь после взятия первого полезного предмета, когда в левом верхнем углу появляется соответствующая надпись, – просмотреть содержимое своего вещмешка можно перемещением курсора в соответствующую сторону. Кроме того, нажатие «Esc» или правой кнопки мыши обнаружит ещё выше стандартную строку меню с возможностью выйти в систему или же сохранить свой прогресс (загружаться дозволяется лишь при начале новой игры, из меню запуска); повторное нажатие уберёт её с экрана. Возвращаясь к инвентарю: согласно законам поджанра, особого изобилия подбираемых предметов ждать не следует, – рассмотреть поближе нам ничего не дадут (ну хоть подписи добавить не забыли – и на том спасибо), да и комбинировать их между собой не придётся – только использовать на основном экране, зажимая левой кнопкой мыши и передвигая на нужное место.
Большинство здешних загадок – традиционно для «мистоидов» – заключаются в активации различных хитроумных механизмов, обретении ключей и открытии ими запертых дверей. Решения простираются от ввода нужных ключевых слов или чисел путём щелчков на отображающихся на экране буквах или цифрах до расположения переключателей или нажатия кнопок в нужном порядке сообразно обнаруженным на соседних локациях намёкам, – причём чаще всего таковые сводятся к ссылкам на то или иное место из Писания, где и скрываются, таким образом, настоящие подсказки! К примеру, один из кодов, которые нужно вводить для открытия очередной двери или для поднятия моста, позволяющего пройти далее, заключается в вычислении суммы возраста Адама и лет Мафусаила с вычетом из неё дней Иисусова поста и искушения и количества употреблений числа «тысяча» в двадцатой главе Апокалипсиса с прибавлением к полученному результату единицы! В одном месте даже включается таймер: выбирать приводимые на экране варианты порядка расположения книг Ветхого и Нового Заветов придётся буквально за несколько секунд. Некоторые моменты проясняются также в печатном руководстве пользователя – включая и главную «цель» игры (в кавычках): собрать в различных местах шесть скрытых страниц и ещё один не менее потайной предмет. Трудно сказать, по неопытности или по хитрому умыслу, однако автор не исключил из своей игры и возможности зайти в тупик, – в любом случае в том же руководстве даже нарисованы изображения некоторых предметов, без которых не стоит совершать путешествие в вагончике канатной дороги.
Впрочем, при желании игру можно относительно успешно завершить и без полного набора нужных предметов, не решив последней загадки, для которой они как раз и предназначаются. В общем, если не считать пиксельхантинга, то проходится «Nacah» где-то так за полчаса-час: весьма скромный показатель даже для бюджетного любительского проекта. А ведь можно вспомнить и поставить в упрёк творению Монте Волфорда и предельно скудную графику, и отсутствие сюжета, и даже несколько искусственный характер привязки здешних загадок к собственно Библии: если исключить всю соответствующую символику, то роль «справочника» ровно с таким же успехом мог бы играть и, скажем, томик Шекспира, и «Война и мир». Да, жаль, что автор не приобрёл вместе с газовым генератором ещё и фотоаппарат: пейзажи Калифорнии, демонстрируемые им в том самом фильме о создании игры, смотрятся куда лучше, чем вся здешняя 3D-графика. Однако, несмотря на эти очевидные недостатки, оценивать данную вещь по уровню «ниже среднего» всё же никак не хочется: прежде всего благодаря самой свежей идее отсылки за подсказками к книге, доступной практически каждому игроку (да и повод перечитать хорошую книгу никогда лишним не будет), – ну и, конечно же, великолепной музыке. Хотя с чистым сердцем порекомендовать «Nacah» можно лишь коллекционерам экзотики и ярым поклонникам «мистоидов», не пропускающим ни одного явления любимого жанра. Стоит также заметить, что некоторые свои ошибки и замечания критиков автор постарался учесть в своей следующей работе – появившейся два года спустя под названием «Derek».
Всё дело в том, что Шайенн мечтал создать не просто адвенчуру (как поясняется на обложке, «Nacah» как раз и означает «приключение» в переводе с древнееврейского), но – игру на библейскую тематику, своего рода христианский аналог «Myst» (с этим шедевром, также создававшимся почти что «на коленке» и вдохновившим своим примером немало начинающих авторов со всех концов планеты, Монте Волфорд определённо успел как-то познакомиться). В итоге мы и получили весьма необычный «мистоид» на простеньком движке Adventure Maker, изданный в 2001 году явно небольшим тиражом другой группой энтузиастов, Bible Games Company из штата Огайо. Упомянутая «необычность» – скажем сразу – заключается в одной из немногих изюминок данного проекта: если прочие «приключенческие головоломки от первого лица» скрывали подсказки к своим загадкам на соседних (ну или весьма отдалённых) экранах и лишь изредка – в комплектной документации, то «Nacah» вместо этого (или, если точнее, вместе с этим) регулярно апеллирует... к Святому Писанию! Иными словами, проходить игру следует, имея под рукой (на худой конец – в браузере) стандартный англоязычный вариант книг Ветхого и Нового Заветов (так называемая «Библия короля Якова»).
Что касается сюжета, то он здесь – как и в некоторых иных представителях того же поджанра – отсутствует начисто: после запуска мы оказываемся в некой тёмной пещере – или скорее в одной из тех самых заброшенных шахт, на которые столь богаты окрестности Корсеголда, – без особого представления о том, кто мы такие и что здесь делаем. Впрочем, ещё раньше, в главном меню, можно при желании выбрать не только начало новой игры, но и «экскурсию» (на самом деле – несколько обучающих экранов со справкой по интерфейсу) или небольшой фильм о создании «Nacah» (но с ним лучше знакомиться уже после прохождения). В шахте же первым делом нужно будет попытаться «включить» свет (в кавычках, ибо способ совершить это действие оказывается далеко не банальным), ну а затем – продвигаться далее по здешнему миру, внимательнейшим образом осматриваясь по сторонам и пытаясь попутно разобраться в смысле и назначении этого нашего путешествия.
В отличие от других авторов-одиночек, использовавших для своего проекта тот же самый итальянский Adventure Maker, таких как швед Микаэль Нюквист или швейцарец Стефан Маккаринелли, Монте Волфорд выбрал в качестве визуального ряда не оцифрованные фотографии, а простую рисованную графику, да ещё и трёхмерную (создание которой ему в итоге пришлось осваивать самостоятельно с не намного меньшими трудностями, чем у того же Уэсли Кириньи, автора «Adventures of Nyangi»). В итоге выглядит «Nacah» очень уж скромно даже по меркам 2001 года: тёмные (особенно поначалу, до нашего выхода из пещер на свет Божий), размытые и пикселизированные экраны не только не прибавляют привлекательности здешнему миру, но и несколько затрудняют навигацию и поиск полезных предметов и прочих активных точек. Анимация присутствует в минимальном объёме, сопровождая собой кадры нашего перемещения, скажем, на лифте шахты или на вагончике канатной дороги, но не на обычных локациях (здешнее море, например, совершенно неподвижно). Зато если особого таланта 3D-художника у автора так и не проявилось, то его дарование в качестве музыканта – более чем очевидно: атмосферные мелодии, исполненные Монте Волфордом на арфе или флейте, а то и сочинённые им лично, запросто могли бы дать фору звуковому оформлению немалого числа масштабных проектов от самых крупных компаний! Добавим также, что озвучки в игре практически нет, если не считать нескольких ключевых фраз перед самым концом (увы, без субтитров и с чёткостью дикции, оставляющей желать много лучшего), – ибо не имеется здесь и каких бы то ни было встречных персонажей.
Интерфейс предельно прост и хорошо знаком любителям адвенчур по всем прочим играм на том же движке: визуальный ряд с видом от первого лица представляет собой слайд-шоу из дискретных картинок, чаще всего по четыре штуки на каждую нашу позицию сообразно сторонам света; курсор в виде разнообразных стрелок («влево», «вправо», «вперёд», «вниз», «обратно» и т.д.) позволяет повернуться на 90 градусов, продвинуться далее или развернуться (конечно же, весь ассортимент направлений доступен далеко не всегда). В обычных ситуациях указатель имеет форму руки, превращаясь также в «лупу» там, где нечто, достойное интереса, следует посредством нажатия левой кнопки рассмотреть в приближении, а также чуть видоизменяясь в «кулак», что намекает на возможность что-либо подобрать или активировать. Временами будут появляться также «рука с указательным пальцем» или «знак вопроса», выполняющие роль простого осмотра (результат которого в виде текста выводится на экране внизу) или подсказывающие о возможности использовать в данном месте что-нибудь из наших пожитков.
Инвентарь скрывается на панели вверху экрана – но лишь после взятия первого полезного предмета, когда в левом верхнем углу появляется соответствующая надпись, – просмотреть содержимое своего вещмешка можно перемещением курсора в соответствующую сторону. Кроме того, нажатие «Esc» или правой кнопки мыши обнаружит ещё выше стандартную строку меню с возможностью выйти в систему или же сохранить свой прогресс (загружаться дозволяется лишь при начале новой игры, из меню запуска); повторное нажатие уберёт её с экрана. Возвращаясь к инвентарю: согласно законам поджанра, особого изобилия подбираемых предметов ждать не следует, – рассмотреть поближе нам ничего не дадут (ну хоть подписи добавить не забыли – и на том спасибо), да и комбинировать их между собой не придётся – только использовать на основном экране, зажимая левой кнопкой мыши и передвигая на нужное место.
Большинство здешних загадок – традиционно для «мистоидов» – заключаются в активации различных хитроумных механизмов, обретении ключей и открытии ими запертых дверей. Решения простираются от ввода нужных ключевых слов или чисел путём щелчков на отображающихся на экране буквах или цифрах до расположения переключателей или нажатия кнопок в нужном порядке сообразно обнаруженным на соседних локациях намёкам, – причём чаще всего таковые сводятся к ссылкам на то или иное место из Писания, где и скрываются, таким образом, настоящие подсказки! К примеру, один из кодов, которые нужно вводить для открытия очередной двери или для поднятия моста, позволяющего пройти далее, заключается в вычислении суммы возраста Адама и лет Мафусаила с вычетом из неё дней Иисусова поста и искушения и количества употреблений числа «тысяча» в двадцатой главе Апокалипсиса с прибавлением к полученному результату единицы! В одном месте даже включается таймер: выбирать приводимые на экране варианты порядка расположения книг Ветхого и Нового Заветов придётся буквально за несколько секунд. Некоторые моменты проясняются также в печатном руководстве пользователя – включая и главную «цель» игры (в кавычках): собрать в различных местах шесть скрытых страниц и ещё один не менее потайной предмет. Трудно сказать, по неопытности или по хитрому умыслу, однако автор не исключил из своей игры и возможности зайти в тупик, – в любом случае в том же руководстве даже нарисованы изображения некоторых предметов, без которых не стоит совершать путешествие в вагончике канатной дороги.
Впрочем, при желании игру можно относительно успешно завершить и без полного набора нужных предметов, не решив последней загадки, для которой они как раз и предназначаются. В общем, если не считать пиксельхантинга, то проходится «Nacah» где-то так за полчаса-час: весьма скромный показатель даже для бюджетного любительского проекта. А ведь можно вспомнить и поставить в упрёк творению Монте Волфорда и предельно скудную графику, и отсутствие сюжета, и даже несколько искусственный характер привязки здешних загадок к собственно Библии: если исключить всю соответствующую символику, то роль «справочника» ровно с таким же успехом мог бы играть и, скажем, томик Шекспира, и «Война и мир». Да, жаль, что автор не приобрёл вместе с газовым генератором ещё и фотоаппарат: пейзажи Калифорнии, демонстрируемые им в том самом фильме о создании игры, смотрятся куда лучше, чем вся здешняя 3D-графика. Однако, несмотря на эти очевидные недостатки, оценивать данную вещь по уровню «ниже среднего» всё же никак не хочется: прежде всего благодаря самой свежей идее отсылки за подсказками к книге, доступной практически каждому игроку (да и повод перечитать хорошую книгу никогда лишним не будет), – ну и, конечно же, великолепной музыке. Хотя с чистым сердцем порекомендовать «Nacah» можно лишь коллекционерам экзотики и ярым поклонникам «мистоидов», не пропускающим ни одного явления любимого жанра. Стоит также заметить, что некоторые свои ошибки и замечания критиков автор постарался учесть в своей следующей работе – появившейся два года спустя под названием «Derek».
- Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Религия - Элемент жанра:
Мистоид - Язык:
English