Сид Мейер – один из самых удивительных людей в истории компьютерных игр. Казалось бы – солидный человек, известнейший дизайнер и создатель гениальнейших хитов всех времен – одна Civilization чего стоит! – но даже за ним имеется один грешок. Сид Мейер – крупнейший пропагандист пиратства во всем мире. Именно благодаря его игре одиннадцатилетней давности каждый мог ощутить себя в шкуре настоящего морского волка. Прошли годы, а Мейер не изменился. На дворе стоял 2004 год, а Сид издавал очередной ремейк своего гениального творения допентиумной эпохи.
Sid Meier’s Pirates!
Через мгновение этот самодовольный усач полетит за борт.
Избежав плена в юности, наш герой очутился в самом сердце флибустьерства XVII века – на островах в центре Карибского моря. Столь неопределенная постановка вопроса обусловлена тем, что мы вольны в полной мере определить судьбу своего альтер эго. Pirates! абсолютно ничем не стесняет свободу передвижений по бассейну Карибского моря: не хотите гоняться за Злым Бароном – не надо. Не хочется искать родственников? Целее будут. Даже выбор временного периода – и тот за вами. Разница, впрочем, не столь велика: от 1600 до 1680 года. В активе мы имеем маленький корабль, небольшую, но сплоченную (*пока* сплоченную) команду корабля и пять рублей на покупку еды в ближайшем порту. А дальше крутитесь как хотите – это вам не линейный шутер с одним вариантом ответа в диалогах с местными NPC.
Для начала предстоит выбрать страну, на которую мы собираемся *работать* - от этого напрямую зависит то, где мы начнем свое победоносное шествие к вершинам флибустьерского рейтинга на Карибах. Варианты вполне предсказуемы: великие мореплаватели голландцы весьма скромны в своих притязаниях на Америку, поэтому если хочется от души повоевать – лучшего выбора, наверное, и нет. Полная им противоположность - испанцы, которые обладают богатыми городами, флотилией набитых золотом галеонов и большим количеством губернаторских дочек-красавиц. Англичан и французов я бы расположил где-то посередине между этими двумя фракциями. В целом, выбор государства почти ни на что не повлияет: всегда можно задобрить бывшего врага и получить второе (а то и третье) каперское свидетельство. Державы постоянно воюют друг с другом, периодически объявляя перемирия, так что необходимо держать себя в курсе политических событий и вообще всех событий, которые могут происходить на глобальной карте.
Основным нашим добытчиком, иконой, на которую молится вся команда (общая численность которой может составлять несколько сотен человек) является наш флагман, над которым гордо развевается веселый Роджер. Чтобы добыть отличный корабль, надо его догнать, перебить команду, отогнать в ближайший док и отремонтировать, ведь все свое – очень хорошо украденное чужое. Вполне естественно, что обладатели великолепных кораблей не спешат расставаться со своим сокровищем (и ценностями, запрятанными в его утробе). Тут-то и начинаются размашистые маневры двух (а то и трех) кораблей с целью уничтожения друг друга. Вся наша флотилия (которую мы со временем соберем) представляется одним лишь флагманом, в то время как враги иногда выступают против нас парой. Что ж… Управляется все это или с клавиатуры, или с помощью клавиш, расположенных в правом нижнем углу экрана. Мы проводим общее руководство: указываем тип снарядов (ядрами лучше всего уничтожать ненужные цели, в то время как для захвата ценного галеона вполне достаточно перебить его мачты или… команду). Маневр – залп, маневр – залп. От того, удалось ли нам набрать ценных кадров в свою команду, зависит, например, скорость перезарядки пушек или уровень мастерства наших «морских псов» при абордаже. Устав-таки от бесконечной пальбы, корабли сближаются и начинается жаркий абордажный бой.
И это вся ваша благодарность?!
В лучших традициях древних симуляторов морских побоищ (или, например, морских битв в Centurion), капитаны бьются друг с другом, а команды создают «фон», погибая в больших количествах. Эта мини-игра не столь интересна, как пальба из всех пушек на полном ходу (что является абсолютной неправдой, потому как никто и никогда не стрелял разом из всех пушек одного борта так как корабль мог перевернуться… нет, дураки, может быть, стреляли…), и выглядит еще примитивнее: выбрав вид оружия (палаш, сабля и т.п. – каждому оружию соответствует стиль боя – оборонительный, сбалансированный и и т.п.) мы всего лишь указываем некоторые телодвижения, которые нужно совершать нашему отважному капитану: удар сверху, снизу, прыжок… Первое время можно обойтись туповатыми ударами по всем клавишам сразу, но на повышенных уровнях сложности вражеские капитаны не оставят от нас и мокрого места. Если, конечно же, вы не научитесь лупить по нужным кнопкам в нужное время. Аркадно и весьма скучно – что уж тут поделаешь. Победив капитана, мы можем переманить к себе часть команды, захватить корабль и грузы, перевозимые им.
Далее надобно следовать в порт. Нет, конечно можно передвигаться с черепашьей скоростью и без парусов, но лучше сгонять в дружественную бухту и отремонтировать свой флагман, продать флагман врага и установить какое-нибудь усовершенствование. Лишняя броня на корме пригодится тем, кто любит честный и открытый бой, но тем, кто предпочитает крепости собственного корабля его же маневренность, рекомендуется установить улучшенные паруса. Впрочем, что могут сделать паруса без пушек. Больших пушек. Не стоит и забывать о провизии: голодный моряк сражается хуже, чем бедный, поэтому до поры до времени команда может обходиться лишь куском хлеба три раза в день, но однажды потребует разделить добычу, после чего мы вольны прекратить игру и уйти на покой или отсидеться полгода на суше и продолжить свою карьеру. Далее можно попробовать сыграть на разнице стоимости различных товаров в разных портах, что не есть хороший источник зарабатывания денег, потому как проще поймать богатого пирата и отнять все его богатства. Загляните к местным властям: как правило, губернатор расскажет вам, какой вы хороший парень, жаль только, что вы недавно потопили суда его короля, а так все хорошо. Дружественные губернаторы могут одарить вас новым званием, а их дочки – чарующими улыбками и приглашением на бал.
Но дочка дочке рознь: если перед вами второй сорт, лучше сразу раскланяться и не заглядывать в этот порт ближайшие лет двадцать. В ином случае начинается еще одна мини-игра в стиле «жми кнопку!», когда надо вовремя жать необходимую клавишу, что является довольно сложной задачей. Для обладателей негибких пальцев и плохой реакции, естественно. Увы, но губернаторские дочки не отличаются щедростью дочек землевладельцев, одаривавших своих спасителей легким стриптизом, медленно переходившим в тяжелый не знаю что, потому как именно этот ролик в Defender of Crown был довольно двусмысленным. Впрочем, награда найдет своего героя. Красавица может подарить герою кусок карты, ведущей, например, к сокровищам или какой-то предмет, который обязательно пригодится морскому волку и совершенно случайно оказался в косметичке нашей сударыни. Подзорная труба, например.
У французов нет шансов. Они обескровлены и сидят на мели. Осталось до них добраться.
Но лучше всего собирать предметы по тавернам. Заглянув в любую таверну вы, как правило, увидите путешественника, который поделится информацией о дальних краях, или барыгу, приторговывающего ценными вещами, например, пистолетом, который можно тут же применить на офицере местной охраны, который пристает к смазливой служанке. К сожалению, это все та же сцена битвы при абордаже, только теперь все происходит тет-а-тет и на суше. Противники обмениваются выстрелами (наш герой, как правило, попадает и царапает руку противника) и начинается незатейливый мордобой с применением нечестных приемов, после чего служанка поделится каким-нибудь слухом, а бармен расскажет, где можно искать коварного злодея, который когда-то пленил вашу, скажем, сестру. Или пирата, который стоит в рейтинге пиратов Карибского моря выше вас. Да даже если и ниже – все равно все расскажут… Тут же, в центре кадра, могут тусоваться шальные ребята, готовые абсолютно бесплатно присоединиться к нашей команде – полезные альтруисты, надо сказать.
Только надо учитывать тот факт, что чем сильнее вы «разбавляете» свою команду свежей кровью, тем больше им хочется домой, к жене, детям и недоеденному пять месяцев назад обеду. Господа пираты начинают сердиться, буянить и при первой же возможности дюжина злодеев сбежит в первом же порту, к которому мы подойдем. Туда им и дорога. А мы направляемся к грозе местных деревень и повелителю луж: мелкому пирату, который совершенно случайно оказался выше в рейтинге, чем мы. Со временем, слава о наших «подвигах» возрастет. Ровно как и награда за нашу голову. Обязательно при случае купите у барыги ключ от тюрьмы – может пригодиться…
Ну, а мы на всех парах мчимся к барону Раймондо, который, по слухам, полгода назад был на Тортуге. Побегав немного за злодеем, мы его изловим, побьем и узнаем, где таится кто-то из наших родственников. Больше всего раздражает то, что, по-моему, на всю игру у нас всего один «сюжетный» враг – Раймондо – и нам придется бить его не менее десятка раз. Почему бы сразу, при первой встрече, не выведать у него все, что он знает, и не скормить тут же акулам? Ну да ладно.
Тут уж без пеших прогулок не обойтись. Высадившись на берегу, мы вольны отправиться в глубь острова (или материка), дабы найти своих родственников и/или клад (забавно все это выглядит: подходим к заброшенному дому, в радиусе десятков километров – ни одного человека – вышибаем дверь – а там наша сестра сидит. Не хлебом единым?..). Но гораздо интереснее направить свои стопы к местному форту и захватить его в честном бою. Это, пожалуй, самая интересная мини-игра – крохотный пошаговый варгейм. В нашем распоряжении три типа войск: пираты, которые сгодятся только для ближнего боя, буканьеры – стрелки, и офицеры, которые годны не только стрелять из пистолетов, но и в ближнем бою. У врагов особого разнообразия также не наблюдаются: стрелки, отряды из аборигенов… Правила просты: по равнине передвигаемся на две клетки за ход, по лесу – на одну, в лесу же нам наносят в два раза меньше удара, за атаку с возвышенности или с тыла – получаем небольшие бонусы к атаке. Вот так, с гиканьем и улюлюканьем надо пробиться к городским воротам, дабы ограбить город и, возможно, назначить нового губернатора.
Игра выглядит современно и архаично одновременно. С одной стороны морские бои выглядят очень красиво и радуют глаз развевающимися на ветру парусами и блеском воды, но, увы, местные сценки с «людьми» навевают не то чтобы ужас, но выглядят несколько неопрятно. Кроме красивых губернаторских дочек – Сид явно постарался, чтобы они выглядели действительно красиво… Локализаторы из 1С справились со своей задачей на отлично по той просто причине, что текстов в игре не особо и много, а озвучки диалогов в игре просто нет. Голоса раздаются только в виде восклицаний, на которые не то, что актерские таланты не нужны – сами актеры не понадобятся. Но даже это не мешает наслаждаться игрой.
ИИ-дурачок снова выстроил все свои силы в одну линию посередине чистого поля...
Потому что, несмотря на то, что современные игры выглядят несколько иначе, Pirates! все равно оставляют после своего прохождения крайне положительные эмоции, какие и должны оставаться после ознакомления с ремейком любимой старой игры. Атмосфера вседозволенности и всеобщего разгильдяйства передана на все 100%, что позволяет с уверенностью заявлять, что это одна из лучших пиратских игр современности, сохранившая не только дух, но и игровой процесс некогда великого олдгейма от Сида Мейера.
Sid Meier’s Pirates!
Через мгновение этот самодовольный усач полетит за борт.
Избежав плена в юности, наш герой очутился в самом сердце флибустьерства XVII века – на островах в центре Карибского моря. Столь неопределенная постановка вопроса обусловлена тем, что мы вольны в полной мере определить судьбу своего альтер эго. Pirates! абсолютно ничем не стесняет свободу передвижений по бассейну Карибского моря: не хотите гоняться за Злым Бароном – не надо. Не хочется искать родственников? Целее будут. Даже выбор временного периода – и тот за вами. Разница, впрочем, не столь велика: от 1600 до 1680 года. В активе мы имеем маленький корабль, небольшую, но сплоченную (*пока* сплоченную) команду корабля и пять рублей на покупку еды в ближайшем порту. А дальше крутитесь как хотите – это вам не линейный шутер с одним вариантом ответа в диалогах с местными NPC.
Для начала предстоит выбрать страну, на которую мы собираемся *работать* - от этого напрямую зависит то, где мы начнем свое победоносное шествие к вершинам флибустьерского рейтинга на Карибах. Варианты вполне предсказуемы: великие мореплаватели голландцы весьма скромны в своих притязаниях на Америку, поэтому если хочется от души повоевать – лучшего выбора, наверное, и нет. Полная им противоположность - испанцы, которые обладают богатыми городами, флотилией набитых золотом галеонов и большим количеством губернаторских дочек-красавиц. Англичан и французов я бы расположил где-то посередине между этими двумя фракциями. В целом, выбор государства почти ни на что не повлияет: всегда можно задобрить бывшего врага и получить второе (а то и третье) каперское свидетельство. Державы постоянно воюют друг с другом, периодически объявляя перемирия, так что необходимо держать себя в курсе политических событий и вообще всех событий, которые могут происходить на глобальной карте.
Основным нашим добытчиком, иконой, на которую молится вся команда (общая численность которой может составлять несколько сотен человек) является наш флагман, над которым гордо развевается веселый Роджер. Чтобы добыть отличный корабль, надо его догнать, перебить команду, отогнать в ближайший док и отремонтировать, ведь все свое – очень хорошо украденное чужое. Вполне естественно, что обладатели великолепных кораблей не спешат расставаться со своим сокровищем (и ценностями, запрятанными в его утробе). Тут-то и начинаются размашистые маневры двух (а то и трех) кораблей с целью уничтожения друг друга. Вся наша флотилия (которую мы со временем соберем) представляется одним лишь флагманом, в то время как враги иногда выступают против нас парой. Что ж… Управляется все это или с клавиатуры, или с помощью клавиш, расположенных в правом нижнем углу экрана. Мы проводим общее руководство: указываем тип снарядов (ядрами лучше всего уничтожать ненужные цели, в то время как для захвата ценного галеона вполне достаточно перебить его мачты или… команду). Маневр – залп, маневр – залп. От того, удалось ли нам набрать ценных кадров в свою команду, зависит, например, скорость перезарядки пушек или уровень мастерства наших «морских псов» при абордаже. Устав-таки от бесконечной пальбы, корабли сближаются и начинается жаркий абордажный бой.
И это вся ваша благодарность?!
В лучших традициях древних симуляторов морских побоищ (или, например, морских битв в Centurion), капитаны бьются друг с другом, а команды создают «фон», погибая в больших количествах. Эта мини-игра не столь интересна, как пальба из всех пушек на полном ходу (что является абсолютной неправдой, потому как никто и никогда не стрелял разом из всех пушек одного борта так как корабль мог перевернуться… нет, дураки, может быть, стреляли…), и выглядит еще примитивнее: выбрав вид оружия (палаш, сабля и т.п. – каждому оружию соответствует стиль боя – оборонительный, сбалансированный и и т.п.) мы всего лишь указываем некоторые телодвижения, которые нужно совершать нашему отважному капитану: удар сверху, снизу, прыжок… Первое время можно обойтись туповатыми ударами по всем клавишам сразу, но на повышенных уровнях сложности вражеские капитаны не оставят от нас и мокрого места. Если, конечно же, вы не научитесь лупить по нужным кнопкам в нужное время. Аркадно и весьма скучно – что уж тут поделаешь. Победив капитана, мы можем переманить к себе часть команды, захватить корабль и грузы, перевозимые им.
Далее надобно следовать в порт. Нет, конечно можно передвигаться с черепашьей скоростью и без парусов, но лучше сгонять в дружественную бухту и отремонтировать свой флагман, продать флагман врага и установить какое-нибудь усовершенствование. Лишняя броня на корме пригодится тем, кто любит честный и открытый бой, но тем, кто предпочитает крепости собственного корабля его же маневренность, рекомендуется установить улучшенные паруса. Впрочем, что могут сделать паруса без пушек. Больших пушек. Не стоит и забывать о провизии: голодный моряк сражается хуже, чем бедный, поэтому до поры до времени команда может обходиться лишь куском хлеба три раза в день, но однажды потребует разделить добычу, после чего мы вольны прекратить игру и уйти на покой или отсидеться полгода на суше и продолжить свою карьеру. Далее можно попробовать сыграть на разнице стоимости различных товаров в разных портах, что не есть хороший источник зарабатывания денег, потому как проще поймать богатого пирата и отнять все его богатства. Загляните к местным властям: как правило, губернатор расскажет вам, какой вы хороший парень, жаль только, что вы недавно потопили суда его короля, а так все хорошо. Дружественные губернаторы могут одарить вас новым званием, а их дочки – чарующими улыбками и приглашением на бал.
Но дочка дочке рознь: если перед вами второй сорт, лучше сразу раскланяться и не заглядывать в этот порт ближайшие лет двадцать. В ином случае начинается еще одна мини-игра в стиле «жми кнопку!», когда надо вовремя жать необходимую клавишу, что является довольно сложной задачей. Для обладателей негибких пальцев и плохой реакции, естественно. Увы, но губернаторские дочки не отличаются щедростью дочек землевладельцев, одаривавших своих спасителей легким стриптизом, медленно переходившим в тяжелый не знаю что, потому как именно этот ролик в Defender of Crown был довольно двусмысленным. Впрочем, награда найдет своего героя. Красавица может подарить герою кусок карты, ведущей, например, к сокровищам или какой-то предмет, который обязательно пригодится морскому волку и совершенно случайно оказался в косметичке нашей сударыни. Подзорная труба, например.
У французов нет шансов. Они обескровлены и сидят на мели. Осталось до них добраться.
Но лучше всего собирать предметы по тавернам. Заглянув в любую таверну вы, как правило, увидите путешественника, который поделится информацией о дальних краях, или барыгу, приторговывающего ценными вещами, например, пистолетом, который можно тут же применить на офицере местной охраны, который пристает к смазливой служанке. К сожалению, это все та же сцена битвы при абордаже, только теперь все происходит тет-а-тет и на суше. Противники обмениваются выстрелами (наш герой, как правило, попадает и царапает руку противника) и начинается незатейливый мордобой с применением нечестных приемов, после чего служанка поделится каким-нибудь слухом, а бармен расскажет, где можно искать коварного злодея, который когда-то пленил вашу, скажем, сестру. Или пирата, который стоит в рейтинге пиратов Карибского моря выше вас. Да даже если и ниже – все равно все расскажут… Тут же, в центре кадра, могут тусоваться шальные ребята, готовые абсолютно бесплатно присоединиться к нашей команде – полезные альтруисты, надо сказать.
Только надо учитывать тот факт, что чем сильнее вы «разбавляете» свою команду свежей кровью, тем больше им хочется домой, к жене, детям и недоеденному пять месяцев назад обеду. Господа пираты начинают сердиться, буянить и при первой же возможности дюжина злодеев сбежит в первом же порту, к которому мы подойдем. Туда им и дорога. А мы направляемся к грозе местных деревень и повелителю луж: мелкому пирату, который совершенно случайно оказался выше в рейтинге, чем мы. Со временем, слава о наших «подвигах» возрастет. Ровно как и награда за нашу голову. Обязательно при случае купите у барыги ключ от тюрьмы – может пригодиться…
Ну, а мы на всех парах мчимся к барону Раймондо, который, по слухам, полгода назад был на Тортуге. Побегав немного за злодеем, мы его изловим, побьем и узнаем, где таится кто-то из наших родственников. Больше всего раздражает то, что, по-моему, на всю игру у нас всего один «сюжетный» враг – Раймондо – и нам придется бить его не менее десятка раз. Почему бы сразу, при первой встрече, не выведать у него все, что он знает, и не скормить тут же акулам? Ну да ладно.
Тут уж без пеших прогулок не обойтись. Высадившись на берегу, мы вольны отправиться в глубь острова (или материка), дабы найти своих родственников и/или клад (забавно все это выглядит: подходим к заброшенному дому, в радиусе десятков километров – ни одного человека – вышибаем дверь – а там наша сестра сидит. Не хлебом единым?..). Но гораздо интереснее направить свои стопы к местному форту и захватить его в честном бою. Это, пожалуй, самая интересная мини-игра – крохотный пошаговый варгейм. В нашем распоряжении три типа войск: пираты, которые сгодятся только для ближнего боя, буканьеры – стрелки, и офицеры, которые годны не только стрелять из пистолетов, но и в ближнем бою. У врагов особого разнообразия также не наблюдаются: стрелки, отряды из аборигенов… Правила просты: по равнине передвигаемся на две клетки за ход, по лесу – на одну, в лесу же нам наносят в два раза меньше удара, за атаку с возвышенности или с тыла – получаем небольшие бонусы к атаке. Вот так, с гиканьем и улюлюканьем надо пробиться к городским воротам, дабы ограбить город и, возможно, назначить нового губернатора.
Игра выглядит современно и архаично одновременно. С одной стороны морские бои выглядят очень красиво и радуют глаз развевающимися на ветру парусами и блеском воды, но, увы, местные сценки с «людьми» навевают не то чтобы ужас, но выглядят несколько неопрятно. Кроме красивых губернаторских дочек – Сид явно постарался, чтобы они выглядели действительно красиво… Локализаторы из 1С справились со своей задачей на отлично по той просто причине, что текстов в игре не особо и много, а озвучки диалогов в игре просто нет. Голоса раздаются только в виде восклицаний, на которые не то, что актерские таланты не нужны – сами актеры не понадобятся. Но даже это не мешает наслаждаться игрой.
ИИ-дурачок снова выстроил все свои силы в одну линию посередине чистого поля...
Потому что, несмотря на то, что современные игры выглядят несколько иначе, Pirates! все равно оставляют после своего прохождения крайне положительные эмоции, какие и должны оставаться после ознакомления с ремейком любимой старой игры. Атмосфера вседозволенности и всеобщего разгильдяйства передана на все 100%, что позволяет с уверенностью заявлять, что это одна из лучших пиратских игр современности, сохранившая не только дух, но и игровой процесс некогда великого олдгейма от Сида Мейера.
Автор: katarn
Дата: 06.01.2008